08-27 Преподо́бнаго отца́ на́шего Пи́мена Вели́каго

Преподо́бнаго отца́ на́шего Пи́мена Вели́каго

Краткое наименование:

08-27 Преподо́бнаго отца́ на́шего Пи́мена Вели́каго

Минея. Дата 2024-09-09 (27 августа по ст. стилю)

Знак типикона: Вседневный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени:

Апостол: Гал.5:22-6:2

Евангелие: Мф.4:25-5:12


Прокимен

Прокимен, глас 7: Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́.
Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?


Аллилуарий

Аллилуарий, глас 6: Блаже́н муж боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.
Стих: Си́льно на земли́ бу́дет се́мя его́.


Причастен

В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, от слу́ха зла не убои́тся.


Тропари

Глас 8:

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Пи́мене, о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.


Кондаки

Глас 4:

Све́тлых по́двиг твои́х, преподо́бне о́тче,/ наста́ днесь свята́я па́мять твоя́,/ ду́ши благочести́вых веселя́щи,/ Пи́мене Богому́дре,/ о́тче наш преподо́бне.

Икос: Душетле́нныя сла́сти и молвы́ мирски́я вседу́шно возненави́дев/ и Христа́ возжела́в, Крест его́ взем на свою́ ра́му,/ после́довал еси́ ему́ неосла́бным жела́нием/ и, воздержа́нии подви́гся, невеще́ственно стяжа́л еси́ житие́,/ в посте́х, и слеза́х, и моли́твах непреста́нных./ Те́мже и Спас тебе́ дарова́ Ца́рство Небе́сное,/ сподо́бль незаходи́маго све́та и зари́ непристу́пныя,/ Пи́мене Богому́дре, о́тче наш преподо́бне.


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 8:

Что тя ны́не, Пи́мене́, имену́ем?/ Мона́хов о́браз и исцеле́ний самоде́лателя,/ воздержа́ния рана́ми стра́сти уязви́вша душе́вныя,/ граждани́на А́нгелов и собесе́дника,/ Вы́шния митропо́лии жи́теля,/ доброде́телей сосу́д и благочести́вых утвержде́ние./ Моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Что тя ны́не, Пи́мене, провеща́ем?/ Пусты́ни жи́теля и безмо́лвию рачи́теля,/ страсте́й искорени́теля и мона́хов наста́вника,/ наводне́ние уче́ний Боже́ственнаго Ду́ха,/ свети́льника разсужде́ния неусы́пна,/ чудоде́йственника и́стинна,/ стра́сти разли́чныя исцеля́юща./ Моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Свети́льник разсужде́ния быв,/ озаря́я ду́ши присту́пающия к тебе́ ве́рно/ и стезю́ жи́зни показу́я тем, му́дре./ Те́мже тя хвала́ми ублажа́ем,/ соверша́юще свято́е твое́ торжество́,/ Пи́мене́, отце́в похвало́,/ по́стников удобре́ние./ Моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Преподо́бне о́тче,/ во всю зе́млю изы́де веща́ние исправле́ний твои́х,/ тем на Небесе́х обре́л еси́ мзду трудо́в твои́х,/ де́монския погуби́л еси́ полки́/ и а́нгельския дости́гл еси́ чи́ны,/ и́хже жити́ю без поро́ка поревнова́л еси́./ Дерзнове́ние име́я ко Христу́ Бо́гу,/ мир испроси́ душа́м на́шим.

Крестобогородичен,

Ви́дящи Тя распина́ема, Христе́,/ Тебе́ Ро́ждшая вопия́ше:/ что стра́нное, еже ви́жу, та́инство, Сыне Мой?/ Ка́ко на Дре́ве умира́еши, пло́тию пове́шен,/ жи́зни Пода́телю?


Стихиры на стиховне

Глас 8:

Мона́хов мно́жества,/ наста́вника тя почита́ем, о́тче наш Пи́мене́:/ твое́ю бо стезе́ю вои́стинну пра́во ходи́ти позна́хом./ Бла́жен еси́, Христу́ рабо́тав,/ и вра́жию обличи́л еси́ си́лу,/ А́нгелов собесе́дниче, преподо́бных соприча́стниче и пра́ведных./ С ни́миже моли́ся Го́сподеви/ поми́ловатися душа́м на́шим.

Крестобогородичен,

А́гница, А́гнца я́ко ви́де,/ на Дре́ве просте́рта во́лею Кре́стнем,/ вопия́ше ма́терски, боле́знующи с пла́чем:/ Сы́не Мой, что стра́нное сие́ виде́ние?/ Всем живо́т дая́й я́ко Госпо́дь,/ ка́ко умерщвля́ешися, Долготерпели́ве,/ земны́м пода́я воскресе́ние?/ Сла́влю Твое́ мно́гое, Бо́же Мой, снизхожде́ние.


Стихиры на хвалитех


Седальны

Глас 3:

Пасо́м от Го́спода, сего́ овча́ яви́лся еси́ кро́тко,/ сопроти́вныя, блаже́нне, во́лки побежда́я,/ и, сконча́в Боже́ственный по́двиг твой,/ в Небе́сную огра́ду всели́лся еси́, о́тче преподо́бне./ Христа́ Бо́га приле́жно моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.


Светильны

А́нгельскаго жития́ жела́я, удали́лся еси́, Пи́мене, в пусты́ни/ и стра́сти покори́л еси́ плотски́я, равноа́нгелен яви́лся еси́,/ о́тче наш Богоно́се.

Богородичен: Держа́вным Твои́м покро́вом/ от враго́в наве́та нас, Чи́стая, Твоя́ рабы́, сохрани́ вся невре́дны:/ Тебе́ бо стяжа́хом еди́ну прибе́жище в ну́ждах.


Каноны

Канон святаго, глас 8 (основной)


Житие

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Мать смирилась и возвратилась домой.

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным – год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневающегося на брата, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день». На вопрос, что лучше – говорить или молчать, старец сказал: «Кто говорит Бога ради – хорошо делает, и кто молчит Бога ради – тоже хорошо поступает». И еще: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло – сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: «Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу», – и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: «Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие». Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: «Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать»,– и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался возрасте в 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий – в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.