Преподо́бных отце́в на́ших Анто́ния и Феодо́сия Пече́рских
Краткое наименование:09-02 Преподо́бных отце́в на́ших Анто́ния и Феодо́сия Пече́рских
Минея. Дата 2025-09-15 (02 сентября по ст. стилю)
Знак типикона: ПолиелейныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие:
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 4:Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вши я на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́: сим воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́, Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих и чту́щих па́мять ва́шу.
Глас 3:Дво́ицу нача́льных росси́ских свети́л почти́м,/Анто́ния, Бо́гом по́сланного, и Феодо́сия, Бо́гом даро́ванного:/ тии́ бо пе́рвии, равноа́нгельным в Росси́и житие́м просия́вшие от гор Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся концы́,/ и путь к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́тие,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,/ мо́лятся о душа́х на́ших.
Кондаки
Глас 8:Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ умныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная вам принося́щих// и любо́вию пе́сньми вас ублажа́ющих.
Икос: В присносу́щнем Пресвяты́я Тро́ицы Боже́ственнем све́те/ да восприи́мете селе́ние, преподо́бнии отцы́,/ вся ле́та жи́зни сея́ в те́сной пеще́ре пожи́вшии;/ те́мже и, преста́вльшеся от вре́менных, вели́ким чуде́с /дарова́нием от Го́спода сподо́бистеся:/ боле́зни исцеля́ти, бе́сы от челове́к прогоня́ти/ и без вре́да оби́тель свою́ сохраня́ти, заступа́юще в ско́рбех;/ моли́теся о моле́бная к вам принося́щих/ и пе́сньми любо́вию вас ублажа́ющих.
Глас 2:Твердыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Российския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.
Икос: Ко́е похвале́ние принесе́м дво́ице вели́ких уго́дников Бо́жиих:/ Анто́нию, обре́тшему благода́ть пред Го́сподем, Феодо́сию, сподо́бльшемуся благода́ти от Го́спода,/ обе́ма же послужи́вшима Богоблагода́тней Пречи́стей Де́ве?/ Я́коже бо дре́вле два Херуви́ма сла́вы бя́ху стоя́ще у киво́та заве́та,/ си́це киво́ту одушевле́нному, Бо́жией Ма́тери,/ си́и два отцы́ преподо́бнии предстоя́ста вы́ну,/ хва́ляще вопло́щшагося от Нея́ Бо́га,/ и ны́не предстоя́т с Херуви́мы Престо́лу непристу́пныя сла́вы,/ а́може предста́ Цари́ца одесну́ю,/ крила́ми же непреста́нных свои́х моле́ний осеня́ют Росси́ю,/ и умилостивля́емый и́ми быва́ет с Богоро́дицею Христо́с Бог,/ Еди́н во святы́х прославля́емый.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 2:Егда́ духо́вная благода́ть озари́ ва́ша сердца́,/ приснопа́мятнии и богому́дрии отцы́,/ тогда́ отмла́да Бо́га вожделе́ете,/ и, Того́ Еди́наго от всея́ души́ и́щуще,/ ми́ра тле́нных нивочто́же вмени́сте,/ и, на нетле́нная взира́юще,/ мно́гия труды́ и по́двиги подъя́сте,/ и ны́не, на ло́жах пра́ведных упокоя́ющеся,/ помяни́те па́мять ва́шу почита́ющих.
Егда́ духо́вный пла́мень распали́ ваш ум,/ преподо́бнии отцы́,/ тогда́, мокро́ту душетле́нных страсте́й по́стническими труды́ изсуши́вше,/ виде́нием и дея́нием горе́ вознесо́стеся,/ и, Христу́ Еди́ному совоку́пльшеся,/ те́сный путь небла́зненно преидо́сте,/ и вра́жия ополче́ния / до конца́ разруши́сте,/ и ны́не, в Небе́снем оти́шии водворя́ющеся,/ помина́йте ста́до ва́ше,/ е́же собра́сте му́дрым окормле́нием.
Егда́ духо́вный свет от е́же свы́ше/ осия́ тя, преподо́бне о́тче Анто́ние,/ тогда́, мглы страсте́й избе́г,/ от глубо́каго смире́ния в те́мную пеще́ру все́ли́вся,/ ни све́та чу́вственнаго себе́ зре́ти досто́йна осуди́в,/ Небе́сный свет узре́ти жела́я,/ его́же и не лиши́ся по кончи́не блаже́нней,/ но несре́дственне предстоя́й Святе́й Тро́ице/ с Феодо́сием богому́дрым,/ с ни́мже помяни́ рабо́в свои́х,/ любо́вию па́мять ва́шу почита́ющих.
Я́ко Христо́вых де́лателей/ и Небе́снаго Сио́на гра́жданов,/ и́нокующих украше́ние/ и по́стников у́мное сия́ние,/ преблаже́нных оте́ц Анто́ния и Феодо́сия,/ прииди́те, лю́дие, пе́сньми па́мять почти́м,/ я́ко хода́таев спасе́ния на́шего.
Стихиры на стиховне
Глас 4:Я́ко сво́йственно и изря́дно/ во пра́зднественный день па́мяти ва́шея,/ преподо́бнии отцы́,/ дароноси́ти вам пе́сненныя похвалы́,/ но бре́нных уста́ по достоя́нию не возмо́гут веща́ти,/ тем, я́ко Трисия́тельному Престо́лу предстоя́ще,/ моли́те и нам пода́ти свы́ше си́лу/ воспе́ти сла́ву Христа́ Бо́га,/ ди́вно прославля́ющагося во святы́х Свои́х.
Стих: Честна́ пред Го́сподем/ смерть преподо́бных Его́.
Я́ко крыла́тии и небоше́ственнии орлы́,/ от восто́ка и юга взе́мшеся,/ златы́ми доброде́тельми оперна́тевше/ и Небе́сным жела́нием води́ми,/ притеко́сте ко святе́й горе́ Пече́рстей,/ отоню́дуже по кончи́не/ на Небесныя пресели́стеся го́ры/ и предстои́те Христу́ Бо́гу,/ спаса́ющему ду́ши на́ша.
Стих: Восхва́лятся преподо́бнии во сла́ве/ и возра́дуются на ло́жах свои́х.
А́нгельский собо́р/ и челове́ческий род/ духо́вне торжеству́ют благонарочи́тый день/ богоно́сных оте́ц,/ Анто́ния ди́внаго и Феодо́сия всехва́льнаго,/ я́ко по́стников верхо́вных,/ и́хже призыва́юще, мо́лимся:/ спаси́, Христе Бо́же, лю́ди Своя/ и даждь си́лу нам на супоста́ты.
Кто по достоя́нию восхва́лит/ ва́ша труды́ и по́двиги, богоно́снии отцы́?/ Вы бо, поста́вльше ум влады́ку,/ на стра́сти па́губныя посто́м вооружи́стеся,/ му́жески естество́ лу́чшему покори́сте,/ плоть порабо́тивше душе́вному ра́зуму,/ те́мже Росси́йским и́ноком яви́стеся нача́льницы/ и пеще́рам жи́телие изве́стнейшии,/ душе́вным неду́гом исцели́телие,/ но, я́ко вра́чеве безме́зднии,/ и на́ша боле́зни исцелите/ и моли́теся спасти́ся нам.
Стихиры на хвалитех
Глас 2:Отве́ргше пристра́стия соу́з и крест свой на ра́мо взе́мше,/ в тесноте́ и ско́рбех, преподо́бнии отцы́, в жи́зни сей ходи́сте/ и, ве́тхаго челове́ка совле́кшеся,/ призва́ни есте́ ко простра́нному святы́х селе́нию,/ иде́же ны́не ра́дующеся,/ помяни́те и́же любо́вию// благоче́стно па́мять ва́шу почита́ющих.
Ре́ки присноживы́я воды́ посреде́ гор Пече́рских, преподо́бнии,/ а́нгельскаго жития́ проидо́сте/ и напая́ете мно́гих чуде́с тече́ньми/ и́же с ве́рою и любо́вию к вам прибега́ющих,/ прохлажда́юще тех, в зно́й су́щих,/ сего́ ра́ди велича́ем,// ва́шу благосли́чне па́мять почита́юще.
Умертви́вше телеса́ своя́, отцы́ богоблаже́ннии,/ воздержа́нием кре́пким и острото́ю доброде́телей,/ ме́ртвы ми́рови вмени́стеся,/ но бы́сте жи́вы Бо́гови,/ Его́же окормле́нием сме́рти ве́чныя избего́сте/ и, на приста́нищи вы́шнем ны́не почива́юще,/ помяни́те бе́дствующих в мо́ри страсте́й,/ я́ко да безбе́дно житие́ пре́йдем и обря́щемея с ва́ми,// ва́шу па́мять вси при́сно соверша́юще.
Мы́сли очи́стивше и ум,/ со А́нгелы и мы торжеству́ем/ в благонарочи́тый день преподо́бных оте́ц,/ Анто́ния и Феодо́сия,/ псало́мски тем припева́юще:/ пра́ведник доброде́тельми, я́ко фини́кс, процвете́ уче́ньми,/ и, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жися,/ вы бо, богоблаже́ннии,/ учение творе́ньми прорасти́сте/ и ученики́ своя́ си́ми украси́сте,/ и́хже, а́ки цветы, Христу́ принесо́сте,/ и с ни́ми моли́теся о душа́х на́ших.
Седальны
Глас 5:Крест Госпо́день на ра́мо взе́мше и Тому́ Еди́ному любо́вию привяза́вшеся,/ те́сным путе́м стопа́м Влады́чним после́довасте/ и сим отверзо́сте себе́ ра́йския две́ри,/ тех внутрь ны́не су́ще, дре́ва живо́тнаго наслажда́етеся,/ я́ко до́брии раби́ Влады́ки Го́спода.
Глас 1:Иже на хвалу́ днесь богоно́сных оте́ц собра́вшиися лю́дие,/ прииди́те, у́зрим росси́йских и́ноков изря́дное украше́ние,/ сия́ бо суть мы́сленная очеса́, ви́дящая Свет непристу́пный,/ сия́ бо суть две ма́слины, услажда́ющая по́стническия ли́ки,/ сия́ бо суть два све́щника,/ просвеща́ющии ду́ши ра́достно па́мять их почита́ющих.
Глас 8:Дво́ицу преблаже́нных оте́ц, прииди́те, днесь восхва́лим,/ Анто́ния, росси́йских и́ноков верхо́внаго,/ и Феодо́сия, во труде́х и по́двизех сему́ равнаго,/ сия бо суть две скрижа́ли, мы́сленне зако́н по́стнический прописа́вший/ и показа́вший путь сонасле́дником небла́зненный вои́стину,/ ов богови́дения предтеки́й све́том,/ се́й же дея́нием восхожде́ние положи́ ко ра́йскому селе́нию,/ иде́же ны́не водворя́ющеся, помяни́те пе́сньми па́мять ва́шу велича́ющих.
Глас 4:Небе́сное бога́тство и присносу́щную сла́ву тща́щеся восприя́ти,/ нищету́ и смире́ние смири́вшагося Влады́ки восприя́ете/ и ми́ру себе́ распя́сте со похотьми́ и страстьми́,/ тем, блажа́ще па́мять ва́шу, преподо́бнии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие, мо́лим:/ моли́те Христа́ Бо́га дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Светильны
Све́та су́ще вы́шняго ближа́йшии гра́ждане/ и прекраснаго Иерусали́ма насе́льницы святи́и,/ ни́жних, вы́ну ра́туемых, посети́те и подава́йте по́мощь/ ва́шу честну́ю па́мять ны́не восхваля́ющим.
Богородичен: Све́та Тричи́сленнаго Де́ва су́щи и Ма́ти,/ во све́те вчини́ жи́ти вы́шнем/ пою́щих нетле́нное Рождество́ Твое́, Обра́дованная.
Каноны
Канон святы́х, глас 4 (основной)
Житие
Преподобный Антоний Печерский (в миру Антип) является основоположником русского монашества.
Родился в 983 году в местечке Любече близ Чернигова. Помышляя о монашестве, Антипа отправился в ранней юности странствовать и достиг Святой Горы Афон. Это был центр византийского монашества, возвысившийся над пустынями Египта и Палестины, и впитавший духовный опыт родоначальников монашеского делания. Вначале монашество существовало на Афоне в виде отшельничества. В 961 году трудами преподобного Афанасия Великого (память 5 июля) был устроен первый общежительный монастырь, названный впоследствии Великая Лавра, куда стали приходить иноки из разных стран. Вслед за Лаврой святого Афанасия возникли новые монастыри, в том числе болгарский Зограф и русский Ксилургу. Антипа, прибыв на Афон, по всей вероятности, посещал Великую Лавру преподобного Афанасия, затем удалился в уединение. Существует предание, согласно которому он принял иноческий постриг с именем Антоний в небольшом монастыре Есфигмене и проходил монашеское послушание как отшельник, под руководством старца игумена Феоктиста (по другим данным, он был пострижен в Иверском монастыре; есть предположение, что этим местом был русский монастырь). Уединенная жизнь преподобного Антония соответствовала духу афонских традиций.
Мудрый старец Феоктист, прозрев в святом Антонии будущего великого подвижника, благословил его возвратиться на Русь, чтобы передать русским подвижникам иноческие традиции Святой Горы.
По возвращении на Родину преподобный Антоний поселился в пещере в Берестове, близ Киева, и начал свои подвижнические труды. Это было в 1013 году. Своим расположением на Киевских горах место подвигов преподобного Антония напоминало Святую Гору.
В 1015 году преставился святой равноапостольный князь Владимир, начались кровопролитные княжеские междоусобицы. Преподобный Антоний, скорбя душою о нестроениях в Русской земле, вновь отправился на Афон.
После утверждения на великокняжеском престоле князя Ярослава Мудрого преподобный Антоний вновь возвратился на Родину (по одним данным – в 1051, по другим – в 1028 году). Он поселился в пещере в Берестове – на этот раз в той, где до него подвизался пресвитер Иларион, впоследствии святой Митрополит Киевский, автор «Слова о Законе и Благодати». Здесь в полном уединении и безмолвии преподобный Антоний возрастал духовно, совершенствуясь в подвигах богомыслия, поста и молитвы. Святая жизнь преподобного Антония привлекла к нему многих православных, которые стали приходить к нему за советом и благословением; некоторые оставались жить около него. В числе первых были преподобные Никон и Феодосий – двадцатилетний юноша. По словам летописца, преподобный Антоний всех принимал и желающих постригал. Так собралось двенадцать братий. Это было уже во время княжения старшего сына великого князя Киевского Ярослава Мудрого Изяслава. Отношения преподобного Антония с великим князем порой омрачались; однажды князь – Изяслав разгневался из-за ухода в монастырь к преподобному двух знатных людей – боярского сына Варлаама и княжеского домоправителя Ефрема. И только заступничество великой княгини помогло инокам избежать изгнания из обители.
Ученики преподобного Антония под его руководством построили храм и соорудили келлии, первоначально находившиеся в пещерах; поэтому монастырь и получил название Киево-Печерского. Устроив жизнь в обители по строгим иноческим уставам, преподобный Антоний, неизменно стремившийся к отшельничеству, поставил братии игуменом Варлаама, а сам удалился в затвор. Если кто из иноков стремился к более суровой аскетической жизни, он поселялся рядом с преподобным Антонием; так стал образовываться монастырь Ближних, или Антониевых, пещер.
Монастырь же на старом месте постепенно благоустраивался. Число братии росло, пещерный храм стал слишком мал. Иноки выстроили над пещерой небольшую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Затем было решено соорудить монастырь на поверхности земли. Это начинание было осуществлено по благословению преподобного Антония. По его просьбе князь Изяслав отдал инокам гору, на которой был построен новый монастырь. Одновременно со строительством Печерского монастыря происходило основание обители во имя святого Димитрия Солунского князем Изяславом. В нее был поставлен игуменом преподобный Варлаам, а на игуменство Печерского монастыря святой Антоний благословил преподобного Феодосия. Преподобный Феодосий был учеником преподобного Антония, воспринявшим от него весь опыт монашеского делания.
Высота духовности и святости, на которую восшел преподобный Антоний, была засвидетельствована по милости Божией многими чудесами. Известно чудо, связанное с построением соборного храма Печерской обители, когда Сама Пресвятая Богородица предстала преподобным Антонию и Феодосию во Влахернском храме в Константинополе, куда они были чудесно восхищены, и обещала не отлучаться от Печерского монастыря. При этом явлении преподобному Антонию было открыто близкое время его кончины. Однажды к преподобным Антонию и Феодосию явились из Византии мастера-каменщики. Они рассказали, что были вызваны во Влахерну Царицей, Которая, будучи окружена множеством воинов – в числе их были святые Антоний и Феодосий – послала их на Русь строить Ей храм и дала с избытком золота, а также мощи святых мучеников и наместную икону. Слушавшие греков прославили Бога. Преподобный Антоний объяснил им, что произошло чудо –, они со святым Феодосием никуда не выходили из обители. Место будущего соборного храма обители открылось по молитвам преподобного Антония, причем он явил себя духовно подобным древним пророкам Гедеону и Илии. В первую ночь молитвы Господь явился ему и открыл, что преподобный обрел благодать перед Ним. Тогда святой Антоний молитвенно просил, чтобы наутро по всей округе, за исключением места будущего храма, выпала роса. Так и произошло. На другую ночь преподобный Антоний просил, чтобы случилось наоборот – и на святом месте оказалась роса. На третий день, помолившись, измерили золотым поясом длину и ширину храма, и преподобный Антоний низвел молитвой огонь, который очистил означенное место от растительности. Так было положено основание соборного храма Киево-Печерской обители.
В своем затворническом подвиге преподобный Антоний победил немощи падшей человеческой природы и получил от Господа дар исцеления и изгнания бесов. Дар целителя преподобный передал своему ученику святому Агапиту, который прославился как искуснейший врач.
Незадолго до кончины преподобного Антония у него произошло еще одно столкновение с великим князем Изяславом. Преподобный прозорливо предсказал поражение от половцев трем князьям Ярославичам, так и произошло. Против князя Изяслава поднялось народное возмущение, князем Киевским был объявлен князь Полоцкий Всеслав. Святой же Антоний был оклеветан перед Изяславом, и тот обвинил его в сочувствии Всеславу и даже в самой смуте. Тогда преподобный удалился из Киевской земли в Чернигов и поселился близ него в Болдинских горах. Но вскоре Изяслав раскаялся и просил святого Антония вернуться в Печерскую обитель, где в 1073 году преподобный на 90-м году жизни преставился ко Господу. Мощи преподобного Антония по Промыслу Божию остаются сокрытыми.
Литература:
1. Киево-Печерский Патерик. – В кн.: Памятники литературы древней Руси. XII век. М., 1980.
2. Казанский П. История православного русского монашества. М., 1855.
3. Жизнь преподобного Антония Печерского. Киев, 1895.
4. Житие преподобных Антония и Феодосия, чудотворцев Печерских. М., 1900.
5. Шахматов А. Житие Антония и Печерская летопись. – Журнал Министерства Народного Просвещения, 1898, № 3, с. 105–149.
6. Розанов С. П. К вопросу о житии преподобного Антония Печерского. СПб., 1914.
7. Леонид, архиепископ. Афон в истории русского монашества. – Богословские труды, сб. 5. М., 1970, с. 5–24.
8. Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. Киев, 1984.
Преподобный Феодосий Печерский
Преподобный Феодосий Печерский, основатель первого общежительного монастыря на Руси, родился в начале XI века в местечке Василеве (Васи́лькове) близ Киева. В святом Крещении он был наречен Феодосием. Детские и отроческие годы будущего подвижника прошли в городе Курске, куда переселились его родители. Преподобный Феодосий с детства полюбил Церковь Божию и ежедневно ходил в храм. Он сторонился игр со сверстниками, предпочитая слушать Священное Писание. Отданный в обучение грамоте, он, к удивлению близких, очень быстро преуспел в учении. В 13-летнем возрасте отрок лишился отца и остался на попечении матери. С того времени он стал вместе со слугами исполнять различную тяжелую работу, одевался в простые, грубые одежды без каких-либо украшений, за что получал нарекания от матери.
Часто размышляя о спасении своей души, решил совершить паломничество в Святую Землю и стал усердно молиться Богу об исполнении своего желания. В то время в Курск прибыли странники, которые держали путь в Иерусалим. Он просил их взять его с собой и тайно покинул дом матери. Однако она узнала, куда ушел сын и вернула его домой. Разгневанная мать повелела подвергнуть Феодосия телесному наказанию, а затем заковать в цепи и посадить под замок. Через некоторое время, взяв с сына обещание не убегать из дома, мать вернула ему свободу. Преподобный Феодосий стал трудиться для пользы Церкви Христовой. Божественная литургия порой не совершалась из-за отсутствия просфор. Святой Феодосий стал сам покупать пшеницу, своими руками молол ее и выпекал просфоры, которые относил в храм и раздавал нищим. Этому богоугодному делу святой юноша посвятил два года. Сверстники посмеивались над ним, но преподобный Феодосий терпеливо переносил насмешки.
Враг рода человеческого возбудил против благочестивого дела мать святого. Она стала запрещать ему выпекать просфоры и даже наказывала его. Тогда святой Феодосий ушел в другой город недалеко от Курска к знакомому пресвитеру и там продолжал свои труды. Мать разыскала сына и вновь силой вернула домой.
За смирение и кротость юного Феодосия полюбил правитель Курска. Он неоднократно одаривал его богатыми одеждами, но святой Феодосий каждый раз отдавал их нищим, а сам продолжал носить простое платье. Для духовной борьбы со страстями святой Феодосий стал носить на теле железный пояс. От него тело кровоточило под одеждой. Но святой Феодосий с терпением и радостью переносил эти страдания.
В родительском доме преподобный Феодосий прожил до двадцати трех лет. Затем он тайно оставил дом и отправился в Киев, чтобы там принять иночество. В то время в Киеве, в пещере, совершал иноческий подвиг преподобный Антоний († 1073; память 10 июля). Когда к святому Антонию пришел юноша Феодосий, он, провидя в нем великого подвижника, с радостью принял его. В 1032 году по благословению преподобного Антония, преподобный Никон († 1088; память 23 марта) – ученик и сподвижник аввы Антония, постриг святого Феодосия в ангельский образ с тем же именем в 1032 году. Святой Феодосий с усердием начал исполнять монашеские подвиги под руководством преподобного Антония. Ночи он проводил в славословии Бога, днем неленостно занимался рукоделием. Воздержанием и постом святой подвижник смирял душу, бдением и трудом смирял тело.
Через четыре года преподобного Феодосия отыскала мать. Она пришла в Киев и стала уговаривать сына вернуться домой, обещая не запрещать ему жить, как он хочет. Преподобный Феодосий, напротив, стал просить ее остаться в Киеве и принять монашеский постриг в одном из женских монастырей. По его усердным молитвам Господь смягчил сердце матери, и она постриглась в Киевском Никольском монастыре, где и скончалась в мире по прошествии многих лет. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха. Он ежедневно совершал Божественную литургию и был для братии примером кротости, благоговейного служения Богу и трудолюбия. Нередко преподобный Феодосий выполнял работы за других иноков. В храм он приходил первым и уходил последним, молился с большим вниманием. Иногда в жаркую погоду он выходил из пещеры и, обнажив тело до пояса, занимался рукоделием и пел псалмы, несмотря на укусы комаров и оводов.
В 1057 году, после отшествия в другой монастырь игумена обители преподобного Варлаама († 1065; память 19 ноября), преподобный Антоний по просьбе братии поставил игуменом преподобного Феодосия. Став игуменом, святой Феодосии оставался образцом кротости и смирения. Он первым начинал всякое дело и старался всем быть слугой. Со времени его игуменства число братии увеличилось от 12 до 100 человек, так что в пещерных келлиях не все могли поместиться. По благословению преподобного Антония, святой игумен испросил у князя Изяслава близлежащую гору и в скором времени там был поставлен большой деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и сооружены келлии. Братия переселились на новое место. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь, оплот монашества и Православия на Русской земле.
В Печерской обители впервые на Руси был введен Устав Студийского монастыря. Преподобный Феодосий специально посылал инока в Константинополь, в Студийский монастырь, чтобы переписать текст Устава обители и изучить образ жизни ее иноков.
Заботясь о духовном возрастании вверенной ему паствы, святой игумен ночами обходил келлии братии и, если находил собравшихся для праздных бесед иноков, стуком в дверь возвещал о своем присутствии. Утром же не обличал их, но косвенным образом старался наставить и возбудить в них покаяние. Если же кто не каялся, на того преподобный налагал епитимию. Таким образом преподобный учил братию молиться и не быть праздными.
Святой Феодосий строго пресекал самовольство иноков, всё в монастыре делалось по благословению старших. Святой игумен запрещал монахам иметь лишнюю одежду, обходил келлии и всё лишнее, не положенное по уставу, распоряжался убрать, воспитывая у братии нестяжательность.
Преподобный Феодосии был очень милосерд. Если случалось, что ослабевший духом инок уходил из монастыря, он со слезами молился о нем Богу, пока тот не возвращался. Для нищих и больных преподобный построил близ монастыря дом с храмом во имя первомученика архидиакона Стефана. Всё необходимое для них отпускалось из монастыря. На это употреблялась десятая часть монастырских доходов. Кроме того, преподобный каждую субботу посылал воз хлеба заключенным в темницах. По молитвам святого братия никогда не испытывали в чем-либо нужды. Монастырские запасы часто пополнялись чудесным образом.
Слава о богоугодном житии преподобного Феодосия распространилась по всей Руси. Многие стали приходить к нему за наставлениями. Особенно почитал святого Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Видя такую честь, преподобный старался еще более смирять себя трудом. Святой игумен сам работал в пекарне, носил воду, рубил дрова. Одежда преподобного была бедной, под ней он носил грубую власяницу.
Известен такой случай из жизни смиренного подвижника. Однажды, возвращаясь от князя Изяслава, святой ехал на колеснице. Возница, видя его убогое одеяние, подумал, что это простой монах, и велел ему сесть вместо себя и управлять колесницей. Когда же он узнал, кто был ехавший с ним монах, то очень испугался наказания. Но святой Феодосии накормил его в монастырской трапезной и отпустил с миром.
Ежегодно на время Великого поста преподобный Феодосий переселялся в пещеру (где позднее был погребен) и там находился в безмолвии до Недели ваий. В пещере преподобного искушали злые духи, иногда они даже наносили ему раны, по несколько дней не давали заснуть. С помощью благодати Божией преподобный победил бесов, и они стали бояться даже приблизиться к нему. Преподобный Феодосий тайно от братии ходил к жившим в Киеве евреям и мужественно проповедовал среди них Евангелие Христово.
Со временем число братии обители так возросло, что в Печерском монастыре стало тесно. По молитве преподобного Феодосия Господь открыл место построения нового храма на соседнем с монастырем холме. Новый каменный храм был заложен в 1073 году, еще при жизни преподобного Феодосия, а закончено строительство храма и монастыря преемниками святого: игуменом Стефаном 1074–1078), Никоном (1078–1088) и Иоанном (избран в игумены в 1088 или 1089 году).
Преподобный Феодосий за несколько дней предсказал братии свою кончину. Он собрал иноков монастыря и в последний раз обратился к ним с наставлением. Со, слезами святой Феодосий говорил об усердном посещении храма, о страхе Божием, о любви и послушании. Он благословил быть игуменом уставщика Стефана. Три дня святой был в сильном расслаблении. 3 мая 1074 года, в субботу, он мирно скончался на восходе солнца во время усердной молитвы к Богу.
Тело преподобного Феодосия было погребено в пещере, где он обычно молился. В 1091 году святые мощи были перенесены в Успенский храм и положены в притворе с правой стороны. Во время монголо-татарского нашествия они были скрыты под спудом у западных дверей того же храма. На Церковном Соборе 1108 года, при Митрополите Киевском Никифоре (1104–1121), преподобный Феодосий был причислен к лику святых. С того времени начали повсеместно чтить день преставления святого (3 мая) и день перенесения его честных мощей (14 августа).
До нашего времени сохранилось несколько творений преподобного Феодосия: шесть поучений и два послания, а также молитва о всех христианах. В своих поучениях преподобный Феодосий писал о монашеских обетах и обязанностях; особенно подробно он останавливается на обете нестяжания. В поучениях для народа он решительно восставал против различных языческих обычаев, которые в то время еще бытовали на Руси. Особенно сильно преподобный Феодосий вооружался против порочного греха пьянства.
Первое житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем († 1114; память 27 октября), учеником святого. В Иконописном подлиннике сказано: «Преподобный отец наш Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, начальник в Российской земле монашеского общаго жития, подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конце повилась мало косматками маленькими тонкими на двое, ризы преподобнические, багряные, темные, испод вохряная, схима на плечах, в руках свиток, а в нем написано: «Се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожду от вас, но духом всегда буду с вами».
Литература:
1. Патерик Печерский сиесть Отечник. Киев, 1895.
2. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 9. М., 1908.