10-03 Свята́го священному́ченика Диони́сия Ареопаги́та
Минея. Дата 2024-10-16 (03 октября по ст. стилю)
Знак типикона: ШестеричныйПраздник: памятная дата
Чтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие:
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 4:Бла́гости научи́вся и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная/ и, ве́ру соблю́д, ра́вное течение совершил еси,/ священномучениче Диони́сие,/ моли Христа Бога спасти́ся душа́м нашим.
Кондаки
Глас 8:Небесная врата проше́д духом я́ко ученик/ до тре́тияго Небесе́ дости́гшаго апостола, Диони́сие,/ неизрече́нных обогатился еси всяким разумом/ и озари́л еси во тьме неве́дения седя́щия./ Темже зовем:/ радуйся, отче всемирный.
Икос: Ангел от человеков, доброде́тельми быв великий Дионисий,/ весь, я́ко крила́т, навы́че умом Небе́сныя разумы./ Тем пе́сньми, я́ко Ангела, почтим, вопию́ще к нему такова́я:/ радуйся, уве́девый Христа Павлом;/ радуйся, многия ко Христу обрати́вый;/ радуйся, многобожия храмо́в губителю;/ радуйся, Богоразумнаго совета смотрение;/ радуйся, книго Богоначерта́нная тайных сокровищ;/ радуйся, скрижа́ль Богозра́чная и зерца́ло Небесное;/ радуйся, я́ко Страсть Господню видел еси;/ радуйся, я́ко усердно Того ради закала́ешися;/ радуйся, источниче, источа́я разум;/ радуйся, капле, угаша́ющи безумие;/ радуйся, стезе́ неле́стная спасения;/ радуйся, прегра́до нечестивых прехода;/ радуйся, отче всемирный.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 1:Во вну́треннейший мрак непристу́пнаго Света/ ты разу́мно вшед,/ навы́кл еси Боже́ственная недоуме́нная Сло́ва,/ учениче́ Христов, свяще́нне Диони́сие,/ и А́нгельския чины на земли/ я́вственно изъясни́л еси.
Трисия́нною заре́ю просвети́в Твою́́ ду́шу/ и огне́м веще́ственным, изнуря́ющим тело,/ к невеще́ственней преста́вился еси́, о́тче, Све́тлости,/ со А́нгелы совокупи́лся еси́:/ с ни́миже моли́ся непреста́нно за нас/ спасти́ ду́ши на́ша.
Па́стырски преизя́ществовав в Це́ркви Бо́жией,/ се́рдце твое́, о́тче,/ прия́тельно благода́ти Ду́ха соде́лал еси́./ Те́мже и нам источа́еши, я́ко во́ды,/ от честны́я твоея́ ра́ки всегда́,/ Диони́сие, исцеле́ния.
У́дицею благодати, мудре,/ Па́вел Боже́ственный, народовеща́в, улови́ священноявле́нна/ и неизрече́нных зрителя соде́ла,/ тя, сосу́д избра́нный, ви́дев./ С ни́мже моли, благоглаго́ливе Диони́сие/ спасти любовию пою́щия тя.
А́нгелом равноче́стен ум, отче Диони́сие,/ доброде́тели ра́ди соделав,/ преми́рное священнонача́льства благочи́ние, всему́дре,/ сих священноповествова́л еси,/ и́миже учини́л еси Церковная составле́ния,/ Небе́сным чино́м подо́бяся.
Любомудре́йше Бо́гу, блаженне Диони́сие,/ я́ко мо́щно подо́бяся,/ именова́ний твое́ та́инственно Боже́ственных/ благоче́стно распросте́рл еси/ Боже́ственное, Богомудре, сказа́ние,/ едине́нием лу́чшим навы́к, яже па́че мысли,/ и научил еси мира концы́.
Прииди́те, ве́рнии,/ согла́сно ле́тнюю память иера́рхов похва́лим,/ Диони́сия же и Киприа́на:/ ов бо оплева́в сто́иков филосо́фов/ и сосу́дом избра́нным научився,/ неизрече́нных та́ин зна́тель бысть;/ ов же, добрыя ради девы Иустины ,/ по́мысл просвети́в, де́монския пре́лести избеже́/ и волше́бныя книги огне́м изже́г,/ Евангельский проповедник бысть./ Тем и мы, гре́шнии,/ просла́вльшему сия Спасу славосло́вяще, возопии́м:/ Иже Твоя страстоте́рпцы славою венча́вый, Христе Боже,/ тех моли́твами спаси́ души на́ша.
Крестобогородичен,Егда Нескве́рная А́гница ви́де Своего А́гнца,/ на заколение, я́ко человека, волею влеко́ма,/ пла́чущи, глаго́лаше:/ безча́дствовати Мя ны́не тщи́шися, Христе, Рождшую Тя,/ что́ сие сотворил еси, Изба́вителю всяческих;/ оба́че воспева́ю и сла́влю Твою́, юже па́че ума и сло́ва,/ кра́йнюю благость, Человеколюбче.
Стихиры на стиховне
Глас 4:Небе́снаго зна́ния невидимую глубину́ тебе́ нарече́м,/ светле́йший мучениче Христов,/ я́ко бо ору́жника/ и тве́рда побо́рника Церкве воспеваем тя, мудре:/ огне́м бо чисте́йшим просиял еси,/ сподо́бився вку́пе с Вы́шними воинствосло́вии/ све́тлою оде́ждею облещи́ся Христа/ и озари́в ум све́тлостию Ду́ха Свята́го, Диони́сие./ Тем Твою́ всеми́рную па́мять торжеству́им ве́рно,/ сла́вяще просла́вльшаго тя Го́спода.
Крестобогородичен,А́гнца и Па́стыря, Тя на Древе я́ко виде,/ А́гница ро́ждшая рыда́ше и ма́терски Ти веща́ше:/ Сы́не Возжеле́нне, ка́ко на Дре́ве Кре́стнем пове́шен еси, Долготерпели́ве?/ ка́ко ру́це и но́зе Твои, Слове, пригвозди́шася от беззаконных,/ и Кровь Твою́ излия́л еси, Влады́ко?
Стихиры на хвалитех
Седальны
Глас 8:В пучи́не премудрости уча́, Духа глубины́,/ Тро́ицы Едино Божество́ пропове́дал еси, преподобне,/ списа́в вся Ангельския чины и тайная тех сия́ния, Богомудре./ Тем и нижнюю иера́рхию счиня́я,/ ко единому вся возве́л еси еди́нству, иерарше Диони́сие./ Моли Христа Бога прегрешений оставление даровати/ честву́ющим любовию святую память Твою́.
Светильны
Доброде́тельми восходя́, возвысився на Небеса, Богоприя́тне,/ и познал еси Ангелов чины , и всех Вышних стоя́ния,/ и Трисолнечную зарю, навы́к от Павла.
Богородичен: Иже жизни Божественней и блаженней/ позави́дев ми древле в раи́,/ враг прелука́вый и злоко́зненный, и от Еде́ма изгнав мя,/ умерщвля́ется Рождеством Твоим, Богородице.
Каноны
Канон священномученика, глас 8 (основной)
Житие
Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным – в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81–96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается", – сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян.17,16-34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.
Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: "Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил".
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О Именах Божиих", "О мистическом богословии", а также десять посланий к разным лицам.
Книга "О небесной иерархии" написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире Ангельском. Ангельская (или Небесная) иерархия состоит из девяти Ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы (Собор Небесных Сил бесплотных – 8 ноября.)
Цель Богоучрежденной Ангельской иерархии – восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.
Книга святителя Дионисия "О церковной иерархии" является продолжением его книги "О Небесной иерархии". Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и Ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.
В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно – в святых церковных Таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих. Но вне церковных Таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.
Книга "О именах Божиих" излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.
Книга святителя Дионисия "О мистическом богословии" также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога – нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.
Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют "Ареопагитики") имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на "Ареопагитики". Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI–VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662).
В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих "Ареопагитик" был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах – в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.