10-04 Обретение честны́х мощей святителей Гу́рия, архиепи́скопа Каза́нскаго, и Варсоно́фия, епи́скопа Тверска́го

Обретение честны́х мощей святителей Гу́рия, архиепи́скопа Каза́нскаго, и Варсоно́фия, епи́скопа Тверска́го

Краткое наименование:

10-04 Обретение честны́х мощей святителей Гу́рия, архиепи́скопа Каза́нскаго, и Варсоно́фия, епи́скопа Тверска́го

Минея. Дата 2025-10-17 (04 октября по ст. стилю)

Знак типикона: Полиелейный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени:

Апостол:

Евангелие:


Прокимен

Прокимен, глас :
Стих:


Аллилуарий

Аллилуарий, глас :
Стих:


Причастен


Тропари

Глас 3:

Пе́рвии учи́телие пре́жде те́мному,/ ныне же све́тлому и новопросвеще́нному гра́ду Каза́ни,/ пе́рвии возвести́телие пути́ спаси́тельнаго,/ и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний,/ столпи́ непоколеби́мии, благоче́стия учи́телие/ и Православия наста́вницы, Гу́рие и Варсоно́фие,/ Владыку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти и душа́м нашим ве́лию милость.


Кондаки

Глас 6:

Воздержа́нием тело ду́ху порабо́тив,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́л еси,/ сего ради святи́тельства са́ном поче́тся,/ чи́сте Чисте́йшему предстои́ши./ Моли́ Христа Бога, святи́телю,/ спасти́ лю́ди твоя, свя́те,/ да вси вопие́м ти:/ радуйся, отче преподо́бне Варсоно́фие,/ гра́ду нашему Каза́ни похвала́ и утвержде́ние.

Икос: Пе́рвый до́му духо́внаго соста́витель/ и первый мона́хом наста́вник был еси, первый трудополо́жником о́браз и учи́тель был еси,/ в новопросвеще́нном граде Казани/ мона́хи наставля́я, и мирски́я поуча́я,/ и неве́рныя приводя́ во Христову веру,/ и всем был еси сам о́браз и учитель неле́стен./ И славному во граде́х Тве́ри святитель поставля́ешися,/ уча́ и наказу́я пути Госпо́дню./ Последи́ же манове́нием Божиим в потружде́ние свое/ во оби́тель Спасову вселя́ешися/ и труды к трудом прилага́еши,/ до́ндеже ве́стник, с Небес соше́д, пое́млет душу твою во обители Царства Небеснаго,/ иде́же ныне весели́шися с ли́ки святых./ Мы же, людие твои, вопием ти:/ радуйся, преподо́бне о́тче Варсоно́фие,/ граду нашему Казани похвала́ и утвержде́ние.

Глас 4:

Чу́вственныя стра́сти победи́в, чистото́ю, яко со́лнце, возсия́л еси,/ чи́сто житие́ до конца́ сохрани́в, и от неве́рия в ве́ру мно́гих ко Христу́ приве́л еси,/ и Того ра́ди от Бо́га нетле́нием почте́н был еси и чудесы́ удивля́ем./ Мо́лим тя, святи́телю Гу́рие, моли́твами твои́ми от бед изба́ви нас, да зове́м ти:/ ра́дуйся, о́тче преди́вный, гра́ду Каза́ни похвала́ и утвержде́ние.

Икос: Пе́рвый се́ятель был еси духо́вных доброде́телей и пе́рвый па́стырь и Це́ркви нача́льник,/ пе́рвый архиере́й и учи́тель христиа́нскому зако́ну в новопросвеще́нном гра́де Каза́ни,/ ве́рныя лю́ди кормя́ хле́бом уче́ния благода́тнаго зако́на, напая́я пи́вом духо́вныя благода́ти,/ неве́рный же уча́ позна́ти и́стину и крести́тися святы́м Креще́нием,/ и мно́жество наро́да от неве́рия в ве́ру ко Хри́сту приве́л еси, и чи́стым житие́м Бо́гу угоди́ти наста́вив их./ Сего́ ради Христо́с свято́му и трудолюбе́зному твоему́ те́лу дарова́ нетле́ние и дар чудотворе́ния./ Приходя́щии бо с ве́рою к цельбоно́сным твоим моще́м прие́млют неоску́дная страсте́й премене́ния/ и боле́зней исцеле́ние, и грехо́в проще́ние/ твои́ми, свя́те, ко Христу́ моли́твами, да зове́м ти:/ ра́дуйся, о́тче преди́вный, гра́ду Каза́ни похвала́ и утвержде́ние.


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 5:

Преда́нием прилежа́в приле́жно,/ я́же прия́л еси от Спаса нашего Христа́ Бо́га,/ и святых Его учени́к,/ и вселе́нских учи́телей,/ ве́рою и благопокоре́нием к наказа́телю своему/ и дости́гл еси слове́сное наказа́ние/ и соверше́нное позна́ние Свяще́нных Писа́ний./ И того ради избра́ннаго Христова ста́да отец/ и учи́тель явля́ешися, святи́телю Гу́рие,/ Христа Бога моли́ спасти́ся нам,/ верою приходя́щим к ра́це моще́й твоих.

К три́десятем два ле́та/ земле́ю покрове́но бысть честно́е тело твое, святи́телю Гу́рие,/ и обрете́ся ра́ка моще́й твоих/ полна́ ми́ра благово́ннаго,/ гроб же и погреба́льная но́ва бя́ху,/ кре́постию же но́вых крепча́йша;/ тело же твое честно́е, аки гу́ба, верху́ ми́ра ноша́шеся;/ части же от чудотво́рнаго твоего те́ла/ ни еди́ней погруже́нней бы́вшей, це́лости ра́ди./ Темже мо́лим тя, святи́телю Гу́рие:/ моли́ Христа Бога спасти́ся душа́м нашим.

Святи́телю преди́вный Варсоно́фие,/ споспешеству́й нам, ча́дом твоим,/ на ви́димыя и неви́димыя враги́ на́ша:/ и́маши бо на сие от Бога да́нную тебе си́лу,/ и́стинный Божий уго́дниче,/ моли́ изба́витися нам от вся́ких бед/ твоими, свя́те, моли́твами.

Духо́вною благода́тию отъе́млете неду́ги и стра́сти,/ и отго́ните ду́хи лука́выя, и исцеля́ете стра́сти неисце́льныя,/ и просвеща́ете ве́рныя, и неве́рных в веру претворя́ете/ блиста́нии чуде́с ваших, отцы преподо́бнии./ Темже днесь гла́сы немо́лчными/ воспева́ем вашу память пресве́тлую и мо́лим вас:/ моли́те Христа Бога/ спасти́ся душа́м нашим.


Стихиры на стиховне

Глас 3:

Христо́ву веру, яко свет на све́щнице, поста́висте, наста́вницы/ и просвети́телие града Каза́ни яви́стеся/ и многи от неве́рия ко Христу приведо́сте,/ отцы́ преподо́бнии.

Стих: Свяще́нницы Твои облеку́тся в правду,/ и преподо́бнии Твои возра́дуются.

Красу́йся, гра́де Каза́не,/ имея в себе мо́щи преподо́бных святи́телей,/ Гу́рия и Варсоно́фия, отгна́вших от Тебе тьму неве́рия/ и просвети́вших тя светом Богоразу́мия:/ иже и мо́лятся Христу за вся люди, в тебе живу́щия.

Стих: Восхва́лятся преподобнии во славе/ и возра́дуются на ло́жах своих.

Ве́лие чудо о вас зри́тся, отцы преподобнии,/ и у́жаса испо́лнено,/ како по погребе́нии во мно́га ле́та неруши́ма соблюдо́шася блаже́нная телеса́ ваша,/ судьба́ми, имиже весть вас Сам прославля́яй.

Иже пре́жде те́мный,/ ныне же светлый, град Казань красу́ется и весели́тся,/ име́я в себе нетле́нныя мо́щи ваша, святии чудотво́рцы:/ источа́ют бо нам неоску́дна исцеле́ния,/ с верою приходя́щим к ра́це моще́й ваших./ Мы же, веселя́щеся, мо́лим и те́пле зове́м:/ моли́те, святии, Христа Бога спасти́ся нам,/ святую память вашу почита́ющим.


Стихиры на хвалитех

Глас 2:

Тобо́ю освяти́л есть Госпо́дь, святи́телю Гу́рие,/ град вели́кий, неве́рием погруже́нный./ Тобо́ю наста́ви неве́рныя лю́ди позна́ти ве́ру и́стинну./ Тобо́ю же приведо́шася ко Христу́ мно́жество неве́рных./ И неиму́щим неоску́дное подава́ние,/ а́лчущим корми́тель и пита́тель, и в беда́х помо́щник,/ и всем к тебе́ прибега́ющим бога́тное приобре́тение,/ Гу́рие преподо́бне.

Тобо́ю, преподо́бне святи́телю Варсоно́фие, пе́рвая и вели́кая оби́тель Спа́сова свята́го Преображе́ния/ в новопросвеще́нном гра́де Каза́ни соста́вися./ И тобо́ю, яко древеса́ добропло́дна, и яко сад присноцвету́щий,/ и яко плод кра́сен, мно́жество мона́хов твое́му Влады́це Христу́ принесо́шася:/ тобо́ю же мно́жество ве́рных мона́шеская натрижне́ния и труды́ возлюби́ша,/ и мно́жество неве́рных от тьмы вознико́ша/ и к Све́ту, Христу́ Бо́гу, притеко́ша,/ и уче́нием твои́м мно́зи спасо́шася.

Вы убо в ми́ре сем на́ши нача́льницы и наста́вницы/ и учи́тели ко спасе́нию нам яви́стеся:/ о́в у́бо нача́льный па́стырь и святитель гра́ду Каза́ни был есть,/ о́в же о́бщему житию́ соста́витель и мона́хом учи́тель и па́стырь бысть;/ ку́пно же уча́ще и наказу́юще Бо́жия лю́ди пути́, вводя́щу в Ца́рство Небе́сное,/ вку́пе же и во един час обрето́шася святы́я ва́ши мо́щи нетле́нны/ и чуде́с дар прия́ли есте́ от Бо́га,/ исцеле́ние подава́ете неоску́дно приходя́щим к вам с ве́рою.

По достоя́нию убо не мо́жем вас похвали́ти, отцы́ преподо́бнии:/ и по сме́рти убо, не яко во сне, но на я́ве стра́ждущему от бесо́в явля́етеся/ и мно́жество духо́в злых от обурева́емаго отго́ните,/ и глаго́лати подае́те, от бесо́в язы́ку отре́заемому./ Моли́те Христа, преподо́бнии святи́телие,/ и о нас, чи́сто чту́щих святу́ю ва́шу па́мять,/ да спасе́т ду́ши на́ша.

Яко зве́зды пресве́тлыя,/ во страна́х Восто́ка яви́стеся:/ поне́же от ю́ности своей плотска́я мудрова́ния преоби́десте вся;/ впери́вше же ум ваш к жела́емому Христу́ Бо́гу,/ и сконча́ете тече́ние до́брое посто́м и моли́твою, и ми́лостынею, и бде́нием, и чистото́ю теле́сною./ И отве́рзеся вам Ца́рство Небе́сное,/ и ви́дите, я́же ви́дят А́нгели,/ и воздая́ние трудо́в прие́млете:/ Бог бо весть прославля́ти Своя́ уго́дники/ и подава́ти венцы́ нетле́нныя./ Мы же мо́лим вас:/ моли́те, святи́и чудотво́рцы,/ и о нас непреста́нно Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.


Седальны

Глас 3:

Нам, после́днему ро́ду, яви́стеся, святи́телие, те́лом нетле́ннии/ и показа́сте надежду, яко и по смерти неотсту́пно ду́хом нас посеща́ете./ Темже и припа́даем вам, преподобнии:/ моли́те о нас, вашу память любе́зно почита́ющих,/ да изба́вимся от всех зол вашими молитвами.

Глас 4:

Бо́гом науче́нная ва́ша уста́ мона́шеским душа́м сладость райскую иска́паша,/ и всем о́браз бы́сте ко спасе́нию,/ о ди́внии отцы наши, Гу́рие и Варсоно́фие!/ Сего ради вопие́м вам, приле́жно моля́щеся:/ потщи́теся на помощь нашу/ и умоли́те за ны сохра́ньшаго вас Благодетеля, Христа Бога.

Глас 6:

Иже прежде неве́рием помраче́нный,/ ныне же верою ко Христу просвеще́нный,/ преслову́щий град Казань вами хва́лится,/ име́я в себе мо́щи ваша нетле́нны, отцы преподо́бнии;/ и с верою приходя́щим источа́ете чудеса́/ и подае́те неоску́дно исцеле́ние,/ любовию святую вашу память почита́ющим.

Глас 4:

От земли́ Воззва́вый вас к ве́чным оби́телем/ соблюда́ет и по смерти телеса́ ваша, отцы преподо́бнии:/ вы бо в целому́дрии и чистоте житие́ пожи́ли есте́,/ Гу́рие Богому́дре и Варсоно́фие преди́вне./ Того ра́ди любо́вию почита́ем святую память вашу и молим:/ моли́те Христа Бога спасти́ся нам.


Светильны

Егда́ убо честны́я ва́ша и святы́я мо́щи нетле́нны обрето́шася,/ тогда́ благоуха́ние от гробо́в ва́ших изноша́шеся,/ исцеля́ющее неду́ги и отгоня́ющее ду́хи лука́выя.

Богородичен: Вознеси́, Богоро́дице, рог Це́ркви,/ и наро́ду на́шему пода́ждь на враги́ одоле́ние и кре́пость,/ и Це́рковь, Чи́стая, утверди́, и лю́ди Твоя́ поми́луй,/ да Тя всяк язык христиа́нский велича́ет.


Каноны

Канон святителей, глас 8 (основной)


Житие

Святитель Гурий Казанский

Гурий Руготин, святой, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. В молодых летах вступил Григорий в услужение к князю Ивану Пенькову. Князь был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась. Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского. Там облекся он в одежду инока, приняв имя Гурия, и вскоре поставлен был (1522 г.) игуменом обители; потом переведен в Селижаров монастырь, а 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Гурий устроил там два училищные монастыря для обучения детей христиан и язычников; кроме того, под особым своим надзором соорудил каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Радея о пастве своей, святитель Гурий умножил ее, обратив многих магометан в христианскую веру. Он преставился 4 декабря 1563 г., приняв за два дня до кончины схиму. Мощи его, обретенные 4 октября 1595 г., почивают в Казанском Благовещенском соборе. Они переложены в 1817 г. в новую серебряную раку.

Гурием началась епархия в Казани. По указу царя Иоанна Васильевича митрополит Макарий соборно учредил в 1555 г. архиепископство в Казани, третьей степени. После архиепископов были там с 1589 г. митрополиты, а после них с 1832 г. епископы и архиепископы. Сперва епархиальные архиереи именовались Казанскими и Астраханскими; потом, с 1602 г., Казанскими и Свияжскими, а с 1799 г. Казанскими и Симбирскими. В 1799 г. учреждена викарная епархия Казанская; епископам оной велено писаться Свияжскими; но в 1802 г. Казанские викарии отменены.

Святитель Варсонофий, епископ Тверской

Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но, не успев ничтоже во взятии града Рязани» прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет послушник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе даже ожесточенные сердца иноверцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи. Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Отрекаясь от мира, монах умирает для него, потому и нарекается ему новое имя. Смерть для мира есть рождение в ангельское служение. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андрониковом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522–1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочестивый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподобному Варсонофию, бывшему еще в сане иеродиакона (как вспоминал впоследствии сам святитель Варсонофий), что именно он станет некогда преемником святителя Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1361 году учеником Преподобного Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14 июня) в 25 верстах от Дмитрова (на правом берегу реки Яхромы при впадении в нее реки Пешноши в лесной глуши). В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше». В 1553 году в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Поэтому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофием и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженики Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем, 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в казанском кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии – и главный храм в честь Преображения Господня. В уставе монастыря, написанном самим архимандритом Варсонофием, он называет себя в приписке «многогрешным чернецом, что был игуменом на Песноши». Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Святой Варсонофий обращал татар в православную веру, чему немало способствовало превосходное знание им татарского языка. Благодаря исцелениям различных недугов, имя его стало известно далеко за пределами Казани. И немало больных, приходивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры. 2 декабря 1563 года святой Варсонофий постриг в великую схиму, а 4 декабря предал погребению своего ближайшего друга и наставника святителя Гурия, архиепископа Казанского (память 4 декабря). По смерти епископа Тверского Акакия († 1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.

Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всем существом своим указуя спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким был в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил он в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В то время начались для России тяжкие испытания – царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло пред очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению Святейшего Патриарха Иова (1588–1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преображения Господня. При строительстве храма были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия. Описание открытия мощей было сделано очевидцем, святителем Ермогеном (будущим Патриархом), в то время Казанским архиепископом: «Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать об этом мне, смиренному. Принесши со всем освященным собором Бескровную Жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец, Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святого Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена. Нетлением одарил Бог честно́е и многотрудное тело его, как это видят все и ныне... Я, недостойный, многогрешною рукою коснулся святого тела, осязал ризы, в которых он был погребен, и они были весьма крепки. Попытался с силою потянуть и мантию его, и прочие погребальные одежды, и они казались крепче новых. В главах у преподобного Гурия лежал греческий клобук вязаный, который, по сказанию учеников святого Варсонофия, был делан преподобным Варсонофием для Гурия и по смерти святителя положен недоконченным в возглавие гроба его. Мы соборне осмотрели этот клобук и, взяв одну прядь из него, едва могли перервать ее, потому что она была крепче новой. Мы перелили благоуханное честно́е миро в новый сосуд, и православные христиане, пользуясь тем миром, непрестанно получали исцеления. Потом мы открыли раку Варсонофия и увидали, что и его мощи почтены от Бога нетлением... в чем мы удостоверились, перелагая святые и чудотворные мощи обоих своими собственными руками с архимандритом Арсением из гробов в ковчеги. Дивясь неизреченному человеколюбию Божию, мы со слезами и кротостию пропели надгробные песни над преподобными отцами и поставили их поверх земли, дабы все приходящие видели их и, дивясь, славили Бога».

В «Иконописном подлиннике» дано описание образа святителя Варсо-нофия: «Подобием надсед, борода как Гуриева (а борода святителя Гурия как Василия Кесарийского) на конец раздвоилася, риза святительская, омофор и Евангелие». Жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия составлено было священномучеником Патриархом Ермогеном. Существует акафист святителю Варсонофию.

Литература:

Полное Собрание Русских Летописей (Никоновская летопись). Т. 13. СПб., 1910.

Православная богословская энциклопедия. Т. 3. СПб., 1902.

Тверской патерик. Казань, 1907.