Преподобнаго отца нашего Се́ргия Обно́рскаго, Волого́дскаго чудотворца, ученика преподо́бнаго Се́ргия Ра́донежскаго
Краткое наименование:10-07 Преподобнаго отца нашего Се́ргия Обно́рскаго, Волого́дскаго чудотворца, ученика преподо́бнаго Се́ргия Ра́донежскаго
Минея. Дата 2024-10-20 (07 октября по ст. стилю)
Знак типикона: ПолиелейныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие:
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 8:Желанием духовным разгара́шеся, пребога́те,/ слез твоих течением душу свою напои́л еси/ и еже из глубины́ воздыхании уязвля́ше сердце свое,/ и бодренными молитвами, и всено́щным предстоянием Владыце Христу/ многодоброде́телен плод принесе́ сам себе./ И сего ради яко Божий угодник све́тло миру показа́ся,/ сия́я чудесы́, Сергие отче наш,/ теплый моли́твенниче к Богу, всегда о нас Того моли́,/ да спасет души наша.
Кондаки
Глас 8:Яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши,/ добро́ты чудес твоих весь просветил мир,/ Христов бо крест взем, последова Ему,/ в пустынном озлобле́нии, в молитвах же и пощениих,/ во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою,/ тем и Христос даром чудес одари́ тебе,/ Емуже о нас моля́ся, посещай чад своих, да зовем ти:/ радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю.
Икос: Закону Божию повину́йся, от младе́нства путем прискорбным, блаженне, шествовал еси,/ вся бо, яже в мире сладкая и красная, преобидев, вселися в пустыню,/ в ней же крест свой взят, распя себе ми́рови, и мир тебе бысть ра́спят./ Темже от всех слышаще:/ радуйся, яко презрел еси текущая и тленная;/ радуйся, яко, Богом наставляем, пустыню достигл еси;/ радуйся, яко в Нем подвизався, Богу угодил еси и врага победил еси;/ радуйся, яко собра ученик ста́до, имиже и доныне Бог прославляем есть;/ радуйся, яко пресветлым житием своим святых Ангел удиви́ и человек по́льзова;/ радуйся, яко на Небеси со Ангелы ликовствуе́ши, Троице предстоя, и о нас мо́лишися;/ радуйся, источниче чудесем неисчерпаемым;/ радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 2:Егда́ вслед Бога возгоре́ся духом, преподобне,/ тогда, якоже древле Авраа́м праведный,/ уме́ты вмени в мире сущая/ и, отечество свое, Святую Го́ру, оставив,/ преселися в страну Богопросвеще́нную,/ идеже обрете великаго свети́льника преподобнаго Се́ргия,/ емуже и последова,/ Христу Богу угоден был еси,/ егоже моли, блаженне Се́ргие,/ спасти и просветити души наша.
Егда любы Божия воспали́ душу твою, премудре,/ тогда мира красоты́ отве́ржеся, пребога́те,/ и удалися в пусты́ню дальную,/ идеже на высоту взы́де добродетелей,/ пресветлое светило показа́ся ми́рови,/ озаряя весь мир чудесными сия́нии,/ о нем же моля Христа Бога/ стадо твое сохранити от напа́стных нахождений,/ и спасти, и просветити души наша.
Егда Христовым желанием уязви́ся, Се́ргие,/ тогда плотска́я мудрова́ния обузда́в, блаженне,/ Христу последова невозвратным по́мыслом,/ в пусты́ню вселися, в нейже подвизася,/ плоть свою покори ду́хови/ и ученик стадо собра, Христу привел еси,/ егоже моли спасти и просветити души наша.
Ки́ими похвальными песньми восхвалим преподобнаго,/ теплаго рачи́теля,/ Божественных Ангел собеседника, и бесо́м прогонителя,/ и преподобным и праведным единокро́вника,/ и о нас молитвенника нело́жна, и хода́тая непреста́нна,/ темже Ему о нас прилежно молися/ поми́ловати души наша.
Ки́ими блаженными хвалами ублажим блаженнаго,/ ублаже́ннаго Богом преподобнаго Сергия,/ дивнаго в чудесе́х, источника Божественных даров неизреченных,/ прехвальнаго в терпении,/ столпа непреложнаго,/ Божественнаго Христова рачи́теля,/ молящася Го́сподеви,/ да́рующаго душам нашим смирение и велию милость.
Ки́ими смиренными устна́ми воскли́кнем святому/ и псало́мски воспле́щем духовными руками,/ Христов яре́м, имя возложшему/ и стопам преподобнаго Сергия последовавшему,/ похвале земли нашей Российстей,/ церковному украшению,/ иноком удобрению вкупе и утверждению,/ предстателю сущим в беда́х и ско́рбех,/ путешествующим прави́телю,/ сирота́м и обидимым заступника и больным врачу безмездну,/ молящуся Господу о душах наших.
Преподобне и Богоблаженне отче Сергие,/ воистину уподобися Божественныя жизни,/ постом и бдением изнуряя свою плоть,/ и благими делы образ бысть иноком./ Аще бо и телесный язык умолче́,/ но чудеса твоя свидетельствуют о предстательстве твоем,/ людие бо, чтуще честну́ю память твою,/ велегласно прославляют прославльшаго тя Господа,/ Емуже молися непрестанно/ даровати православным Христианом на враги одоление,/ и вселенней смирение,/ и душам нашим велию милость.
Стихиры на стиховне
Глас 1:Яко в зерца́ле пресветле,/ душевным своим оком взираше к будущему,/ Богу скорбным путем и тесным шествоваше,/ слезами своими землю омака́ше,/ яко финик, процвете во дворех Божественных,/ молися о иже творящих пресвятую память твою.
Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.
К Богу все свое желание умное,/ преподобне, простерл еси/ и сего ради не дал еси сна свои́ма очи́ма,/ ни веждома дремание,/ тем орга́н бысть Святому Духу,/ подавая тобою всем исцеления,/ приходящим к тебе с верою.
Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхо́щет зело́.
Ревностию духовною уязви́ свою душу,/ святых Ангел житию на земли подражал еси/ и на страсти телесныя подвизался еси,/ мужественне плоть свою покорил еси ду́хови/ и сего ради наставник бысть и́ноком,/ Се́ргие преподобне,/ моли Христа Бога спасти души наша.
Инок множество наставника тя чтим, отче Сергие,/ тобою бо стезю право ходи́ти познахом,/ блажен еси, яко, Христови работав,/ и вражию разруши́л еси силу,/ Ангелом собеседниче/ и преподобным единокровне и праведным,/ с ними же молися Господеви помиловатися душам нашим.
Стихиры на хвалитех
Глас 8:О, преславное чудо,/ преблаженне Се́ргие,/ яко от нетленна источника,/ от Тебе источаются преславная чудеса исцелений,/ приходящим ти с верою человеком,/ бесы прогоняеши и/ различныя недуги исцеляеши молитвами,/ сшедшеся, любовию память твою почитаем.
О, преславное чудо,/ многими ле́ты землею покрове́но бысть святое тело твое/ и забвено бысть на долго время/ неизреченными судьбами Божиими,/ по сих же убо я́ве сотвори тебе,/ яко светильника вознесе тя/ на свещник благотворении: человеческому роду,/ темже молим тя, преподобне Сергие,/ посещай нас, тя почитающих.
О, преславное чудо,/ по мнозех временех преставления твоего/ воистину, яко жив,/ являешися некоему иноку,/ повелеваеши ему возвестити настоятелю святыя ти обители,/ да потребит и очистит место святых твоих мощей,/ он же, презрев твое явление,/ наказание прием своего ослушания,/ ты же того паки помилова,/ темже празднуем пресвятую твою память.
Пустыни, иже прежде имущи жилище бесовская,/ ныне же вселение бысть стаду ученик твоих,/ собрание инок, веселящеся, украшается,/ в себе бо имея честныя мощи твоя,/ освящается различными добро́тами живото́чных чудес твоих,/ созывающе весь мир к высоте Божиих славословлений./ Темже, сошедшеся днесь,/ тебе предстояще, умильно вопиюще, молимся:/ Сергие преподобне,/ Христу предстояще, испроси́ Церквам единомыслие даровати/ и православным христианом на враги одоление,/ и миру смирение,/ и душам нашим велию милость.
Седальны
Глас 1:Наста днесь светоносная память преподобнаго Сергия,/ приидите, вернии, дави́дски воскликнем,/ Божественными песньми воспои́м блаженнаго,/ да прии́мем от него дары нетленныя,/ ибо он благоухает безсмертием,/ душам источает нетление, телесем подает здравие,/ моляся непрестанно о душах наших.
Глас 4:Преподобне отче Сергие,/ от юности возжелав Богови и сего ради удалився,/ бе́гая, водворися в пустыню,/ в ней же основание добродетелем на камени наздал еси,/ душу же свою непорочну соблю́л,/ Христу предложил еси, совершив, яже Тем заповеданная,/ и сего ради Духом Святым наставляем,/ ученик стада́ собра,/ научив их чтити Троицу Единосущную.
Глас 8:Возгнуша́вся маловременныя славы красоты мира сего,/ смирением же и нищетою Христу последова,/ многи болезни, и скорби, и напа́сти во внутренней пусты́ни сей подъял еси/ и сего ради всяку добродетель Божественную в души́ собра,/ молитвами же и пощением Го́сподеви приближися,/ от Негоже и по кончине нестаре́емую благодать восприял еси,/ во гробе бо лежа́, яко жив, чудеса твориши непрестанно,/ прогоняеши духи и исцеляеши недуги/ с верою приходящим и припа́дающим к тебе,/ Богоблаженне Сергие,/ моли Христа Бога согрешением оставление даровати чтущим святую память твою.
Глас 4:Житейских молв удалися в пустыню, Господа, избавльшаго тя от лют, преподобне, присно чая,/ и Тому прилепися, жизнь Ангельскую на земли поживе́ с плотию/ и сего ради приял еси нестареющееся блаженство,/ в немже ныне водворяяся, поминай нас, чтущих пресвятую память твою.
Светильны
Мирско́го веселия яко от скверны уклонился еси,/ постом и молитвами плоть увя́дил,/ души своей крепость, преподобне, обновил еси,/ славою обогатился еси Небесною, славне,/ темже моля не престай о нас Господа.
Богородичен: Воистину Тя, Богородице, исповедуем, Владычице,/ иже Тобою спасшийся,/ и Бога неизреченно родила еси, разоршаго Крестом смерть,/ к Себе же привлекши преподобных соборы,/ с ними же Тя восхваляем, Дево.
Каноны
Канон преподобному, глас 8 (основной)
Другий канон, глас 2 (основной)
Житие
Сергий Обнорский, Нуромский, Волгодоский, преподобный
Жития святых угодников Божиих, просиявших в России, составлены в монастырях иноками и предназначались для чтения преимущественно инокам. Инокам же, совершенно отрекшимся от мира и оставившим даже свое имя, данное им при св. крещении, естественно все мирское казалось маловажным и не заслуживающим внимания. Оттого во многих житиях святых, в которых подробно рассказывается их жизнь в монастыре и иноческие подвиги, что единственно только и было важно в глазах писателей-иноков, ничего не говорится об их роде и происхождении, о мирском имени, занятиях и других обстоятельствах их жизни до прибытия в монастырь. Таково и дошедшее до нас житие преподобного Сергия, Нуромского чудотворца, написанное Глушицким игуменом Ионой по запискам Обнорского игумена Протасия.
Когда слава великого духовного светила, прп. Сергия Радонежского, распространилась по всему северу и достигла Царьграда, привлекая в пустынную его обитель множество бельцов и иноков, желавших учиться у него духовным подвигам, пришел к нему некто Сергий – постриженик святой горы Афонской. Не мало времени провел афонский постриженик в Сергиевой пустыне, наслаждаясь его духовными беседами, и чем долее жил, тем более дивился смирению и подвигам духовного старца, каких напрасно искал на дальнем Востоке. Прп. Сергий душевно радовался прибытию к нему странника, столь ревностного к подвигам и опытного в духовной жизни, и искренно полюбил его.
И не легка была разлука с прп. Сергием для афонского инока, сердечно прилепившегося к нему, как к отцу, и собственным опытом дознавшего, как полезно для души иметь такого мудрого руководителя и наставника, каким был преподобный Сергий. Но любовь к уединению непрестанно влекла его из многолюдной обители Сергиевой в пустыню, и, побеждаемый ею, он припал к ногам прп. Сергия и, открыв ему желание своего сердца, со слезами просил у него совета и благословения. Искренний любитель пустыни, лучше других знавший пользу уединения и безмолвия, не мог отказать своему другу в том, чего сердечно желал сам, и подвижники со слезами расстались, прося друг у друга молитв и благословения.
Оставив Радонежскую пустыню, Сергий направил путь свой к северу и, переходя из лесу в лес, достиг Вологодских пределов и остановился на берегу реки Нурмы на горе в дремучем лесу. Осмотрев с возвышенности холмистую окрестность в увлекшись красотой места, удаленного от мирских селений и удобного для уединения, он ощутил в сердце своем радостный трепет, как будто нашел какое великое сокровище, и, сказавши сам себе: «Се покой мой, зде вселюся», пал на колени и со слезами начал молиться Богу, прося Его помощи и благословения. Вставши от молитвы, Сергий водрузил на горе крест, построил малую часовню для молитвы и келью для жительства и стал подвизаться, никем незнаемый, в совершенном безмолвии, дни и ночи проводил в молитвах и псалмопении, умерщвляя плоть свою постом и непрестанным трудом. «И пребысть ту блаженный един лета довольна, равноангельскую жизнь проводя» и терпеливо перенося искушения и напасти и от бесов и от людей. Два раза нападали на него здесь недобрые люди. В первый раз избили они его до того, что оставили его едва живым; но по молитве своей он скоро выздоровел. В другой раз хотели напасть на него во время полунощной молитвы его. У них были в руках орудия смерти; у Сергия были только четки. «Боже, в помощь мою вонми», – взывал отшельник. Страх напал на разбойников, и они бежали из келлии его, никем не преследуемые.
Из любви к пустыне и безмолвию прп. Сергий расстался со своим великим наставником и вышел из обители Радонежской; как ни тесен и не прискорбен был избранный им путь, он с радостью шел по нему, терпеливо переносил все пустынные скорби и лишения, утешаясь тем, что, ничем не развлекаемый, неведомо для людей он может служить Богу. Он желал прожить так до конца своей жизни, но Господь восхотел поставить его светильником на свещнице, чтобы равноангельская жизнь его была примером для других и чтобы исполненные мудрости и опыта слова его служили к духовной пользе многих. Мало-помалу молва о строгом отшельнике стала распространяться в окрестности. И стали приходить к нему жаждущие спасения душевного: приходили одни для того, чтобы попросить себе его молитв и благословения, другие желали подать труднику милостыню на пропитание в получить от него назидание, а некоторые изъявляли желание навсегда остаться с ним в пустыне и подвизаться под руководством мудрого старца.
Уразумев, что на то есть воля Божия и что пустыня его должна обратиться в общежитие, старец с любовью принимал всех приходивших к нему. Когда собралось к нему таким образом до сорока человек, блаженный старец начал думать о сооружении церкви и келлии по чину общежительных монастырей. И при единодушном старании вскоре был построен небольшой деревянный храм в честь Происхождения Древ Святого Креста, келлии для братии и другие необходимые для общежития службы.
В то время на той же реке Нурме, во внутренней пустыне, проводил безмолвную и уединенную жизнь великий отец наш Павел. Он пришел сюда из той же славной лавры великого российского светила Сергия, откуда пришел и преподобный Сергий, Нуромский чудотворец. Еще находясь под паствою преподобного Сергия Радонежского, святой Павел внимательно поучался жительству его о Боге и по благословению его удалился в сию пустыню. Монастырь же блаженного Сергия Нуромского отстоял от жилища великого Павла на расстоянии около четырех верст. Преподобный Сергий пожелал увидеться с ним. И, как братья, с радостью встретились великие подвижники, взаимно приветствовали друг друга, просили себе молитв и благословения, не желая только уступить один другому в смирении. Сергий удивлялся невещественной жизни пустынника, а Павел благоговел пред ним как пред священником и превозносил труды его как основателя обители и мудрого наставника. С этой встречи они на всю жизнь сделались друзьями и собеседниками, не делая ничего без совета друг с другом. Кроме того, прп. Павел принимал от святых рук блаженного Сергия причащение Святых Животворящих Таин, Тела и Крови Христа, Бога вашего, исповедуя блаженному все свои помышления, и был преподобный Сергий преподобному Павлу духовным отцом. Поэтому во всяком деле они поведывали друг другу свои помышления, будучи рабами и последователями Единого Владыки. Советуясь между собой о пустынном озлоблении и устрашении бесовском, они делились своими скорбями и укреплялись духом и словом Божиим, утверждаясь надеждой будущих благ.
После многих трудов и подвигов преподобный Сергий достиг старости глубокой. От старости и трудов впал он в тяжкую болезнь и долго находился в полном изнеможении. Узнав о недуге прп. Сергия, великий Павел пришел посетить его, думая, что близко его прехождение от земной жизни в вечную. Лишаясь друга своего и собеседника, Павел обливался слезами и просил у него благословения и прощения. Слезы мешали им сначала говорить. Наконец, сдержав рыдание, святой Павел рассказал прп. Сергию, что в одном месте в своей пустыни, под горой, на реке Нурме, слышал он звон великий и видел свет неизреченный, сиявший сильнее солнечных лучей. Услыхав сие, прп. Сергей счел это не простой вещью, но проразумел дело Божие. «На том месте, – сказал преподобный, – созиждется обитель во славу Пресвятой Троицы, и многие спасутся на месте том». Так пророчествовал блаженный. После сего Нуромские чудотворцы облобызали друг друга со слезами, и великий Павел удалился в свою внутреннюю пустыню. С тех пор начал он принимать братию и строить монастырь. На том же месте, где слышал звон и свет видел, святой Павел воздвиг церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, по пророчеству Сергия, Нуромского чудотворца.
Наконец от великой болезни и старости блаженный Сергий совершенно изнемог. Видя себя приближающимся к кончине и проразумев отшествие свое к Богу, он призвал к себе всю о Христе братию. Когда они пришли и увидели отца своего приближающимся к концу, то залились слезами и, припадая к нему, говорили: «Не оставляй нас, благий отче, но еще побудь с нами».
Преподобный же, возведя очи к небу, сказал им: «Приблизился, братие, конец земной жизни моей, и я должен нести общий телесный долг. Таково изволение Господа. Предаю вас, чада, Богу и Пречистой Богоматери. Бог мира и Пречистая Его Матерь да будут с вами до скончания века и да хранят вас и утвердят в люби Своей. Вы же, чада, не скорбите о моем отшествии, но пребывайте в любви Божией и заповеди Его сохраняйте, поминая со страхом и трепетом слово Владыки Христа: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14, 21). Страхом Божиим ограждайте сердца ваши, чтобы Он наставил вас всякому благому делу, ибо начало премудрости страх Господень (Прем. 1, 7); украшайте друг друга смирением, отвращайтесь от лживых речей, говорите каждый брату своему истину, ненавидьте клевету, избегайте вражды. Но если кто из вас допустит гнев в сердце свое, вы с любовью уговорите его, ибо сказано: Солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4, 26). Покоряйтесь наставникам, ибо они бдят о душах ваших, так как должны дать ответ за вас Богу. Без лености совершайте церковную службу. Если будете жить так, то будете блаженны».
Слушая сие последнее поучение отца своего, реки слез испускали из очей своих братия. Когда же преподобный совсем изнемог и был близок к последнему издыханию, он приобщился Святых Таин Тела и Крови Христа Бога нашего. По приобщении же Святых Таин он возвел руки свои к небу и вознес тайную молитву. Помолившись, св. Сергий сложил на персях руки крестообразно и предал Господу дух свой. Так перешел святой в вечную жизнь. И было лицо его, по преставлении к Богу, светло, так что можно было сказать, что не умер он, а покоился во сне, ибо непорочно было житие его. Взяв святые его мощи, плачущие братия понесли их на головах своих в церковь с надгробными песнопениями и возжжением свеч и схоронили они трудолюбное и святое тело своего пастыря близ созданного самим преподобным храма Происхождения Честного Животворящего Креста Господня. Преставился же преподобный Сергий в 1421 году, 7 октября, в день памяти чесных мучеников Сергия и Вакха.
Невозможно граду, стоящему на верху горы, утаиться и горящему светильнику быть сокрытым от всех. Невозможно и добродетелям святых долгое время быть утаенными под землею, как под спудом, и кануть в глубину забвения в течение многих лет, ибо Господь желает явно показать их всем. Сего дара Божественного сподобился по смерти своей и святой отец наш Сергий. Спустя много лет по преставлении святого случилось, по устроению Божию, следующее. Преподобный Сергий явился ночью одному благоговейному иноку Никифору во время тонкого сна и велел сказать игумену и братии, чтобы очистили место его погребения, потому что не хочет Господь долее оставлять его в неизвестности и небрежении. «Кто ты?» – спросил явившегося смущенный инок. «Я грешный Сергий, бывший начальником сего святого места», – отвечал явившийся и указал место, где находится гроб его. Три раза повторялось видение и в последний раз даже с угрозой за непослушание, но Никифор, почитая свои видения за сонные мечтания и опасаясь, как бы не обмануться, не исполнял приказания дотоле, пока не был поражен тяжкой болезнью. Тогда со слезами раскаяния он открыл игумену свои видения и ослушание, указал место гроба под церковной папертью, и когда был приведен туда, внезапно получил исцеление. Гробница преподобного была найдена, и когда над мощами угодника поставлена была рака с иконой преподобного, то, как из неисчерпаемого источника, потекли от нее исцеления болезней душевных и телесных.
«Умоляю вас, – говорит нам преподобный Сергий своей жизнью, – поступайте сообразно званию, в которое вы призваны со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг ко другу из любви, стараясь соблюдать единство духа в союзе мира (Еф. 4, 1–3)».
С 1546 года началось церковное почитание святого.