Святаго пророка Оси́и
Краткое наименование:10-17 Святаго пророка Оси́и
Минея. Дата 2024-10-30 (17 октября по ст. стилю)
Знак типикона: ВседневныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие:
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 2:Проро́ка Твоего́ Осии па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондаки
Глас 2:Правыми стезя́ми после́дуя заповедей Господа Твоего, пророче Оси́е,/ исполнился Духа Святаго/ и, прие́м дар пророчествия,/ провозгласил еси Израилю Христово, хотящее в последняя ле́та быти, пришествие,/ облича́я заблуждшия люди от пути праваго/ и наставляя на путь, ведущий в Вышний Иерусалим,/ и деже ныне предстоя,/ молися непрестанно о всех нас.
Икос:
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 1:Ду́х Святы́й, от Отца́ исходя́щий,/ твои́м язы́ком определи́,/ Христо́во хотя́щее в после́дняя ле́та прише́ствие бы́ти, на обновле́ние тва́ри./ И ны́не сбытие́ ви́дяще прорече́нных,// твою́, проро́че, па́мять почита́ем.
Во́лею блудя́щее пре́жде, от Тебе́, Человеколю́бче,/ естество́ на́ше обручи́в,/ оскверне́ния изба́вил еси́ сие́,/ Тебе́ Самому́ соедине́нием/ совокупи́в па́че ума́ неразлу́чно./ И сего́ о́браз проро́к Тво́й бы́в,// пре́жде блудни́цы целому́дренно ввожда́ше.
Проро́че Богоглаго́ливе,/ твоя́ глаго́лания ны́не ви́дя/ испо́лнены благода́тию,/ и предстоя́ Бо́гу все́х,// о все́х моли́ся,/ соверша́ющих ве́рою па́мять твою́,/ си́м испроша́я грехо́в проще́ние,// и ми́р и ве́лию ми́лость.
Крестобогородичен,Агнца и Пастыря Тя на Древе яко ви́де,/ Агница рождшая рыда́ше и ма́терски Ти веща́ше:/ Сыне Возжеле́нне,/ како на Древе Крестнем пове́шен еси, Долготерпеливе?/ како ру́це и нозе Твои, Слове, пригвозди́шася от беззаконных,/ и Кровь Твою излия́л еси, Владыко?
Богородичен,Яже Бога Невмести́маго/ во чреве Твоем вмести́вшая,/ человеколюбно Человека бывша/ и наше смеше́ние из Тебе прии́мша и обожи́вша я́ве,/ не пре́зри мене, Всечистая, ныне скорбя́ща,/ но уще́дри скоро/ и различныя вражды́ же и вре́да лукаваго свободи́.
Стихиры на стиховне
Крестобогородичен, Глас 4:А́гнца и Пастыря Тя на Древе я́ко ви́де,/ А́гница рождшая рыда́ше и ма́терски Ти веща́ше:/ Сы́не Возжеле́нне,/ како на Древе Крестнем пове́шен еси, Долготерпеливе?/ како ру́це и нозе Твои, Слове, пригвозди́шася от беззаконных,/ и Кровь Твою́ излия́л еси, Владыко?
Стихиры на хвалитех
Седальны
Глас 8:Чи́сто сердце от страсте́й, пророче, стяжа́в,/ яко и́стинно орга́н был еси сли́чный20 Духа,/ от Него богатно, му́дре, просвещаемь,/ и будущих всех знание прии́м./ Тем, соше́дшеся, святую твою память верно совершаем, Спаса славяще,/ Оси́е приснопамятне:/ моли Христа Бога грехов оставление пода́ти/ чтущим любовию святую память твою.
Светильны
Каноны
Канон пророка, глас 1 (основной)
Житие
Святой пророк Осия, сын Беериин, происходил из колена Иссахарова6740. В то время многие из людей Израилевых отступили от истинного Бога и, забыв Его благодеяния и чудеса, поклонялись идолам. Но Осия, будучи человеком Богобоязненным, служил Единому истинному Богу, сотворившему небо и землю и изведшему евреев из Египта, рукою крепкою. Осия наставлял людей, отпавших от истины, и своими мудрыми увещаниями снова обращал их к отеческому благочестию.
По вдохновению от Святого Духа Осия много пророчествовал об Израильском народе. Обличая беззаконных жителей Израильского царства, он предсказывал ему великие бедствия от врагов, переселение их в плен Ассирийский и затем обращение их к Богу6741. Он предсказал о распространении истинного Богопознания по всей земле (Ос. 2:20. Ср. Иер.31:34), прекращении Ааронова священства и ветхозаветных жертв (Ос.3:5.), а также о возвращении из Египта младенца Иисуса6742 и о Его тридневном воскресении6743, и о победе над смертью6744. Все эти пророчества записаны Осиею в его книге, состоящей из 14 глав. Как изреченные чрез Святого Духа все пророчества сии находятся в числе других богодухновенных книг Священного Писания.
Пророк Осия прожил много лет6745 и скончался в глубокой старости, за 820 лет до Рождества Христова, и погребен мирно в своей земле.
* * *
Пророк Осия жил в царстве Израильском и пророчествовал во дни Осии, Иоафама, Ахаза и Езекии, – царей Иудейских, и во дни Иеровоама II-го, царя Израильского (Ос.1:1). Из, так называемых, малых пророков его современниками были Михей и Амос; из больших – Исаия. По указаниям у свв. Ефрема Сирина, Дорофея и Епифания, пророк Осия был родом из Веельмофа, города в колене Иссахаровом.
В пророчествах Осии содержится: 1) обличение современного нечестия, идолопоклонства и нравственного развращения, также обличение союзов евреев с языческими народами в надежде на их силу, и призыв к покаянию и исправлению; 2) угрозы Ассирийским пленом; 3) утешение чрез предсказание об освобождении из плена и о наступлении Царства Мессии, которое сообразно с младенческим состоянием народа, изображается под образом земного величия.
Пророчество о возвращении Мессии из Египта находится в 11 гл. книги пророка Осии. Перечисляя милости Свои евреям, Господь говорит: «Из Египта вызвал Сына Моего» (Ос. 11:1). На это именно место указывает евангелист Матфей, когда говорит: «да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф.2:16). Как вообще Еврейский народ был прообразом Мессии, так и частные события из жизни народа имели прообразовательное «Мессианское» значение. Евреи поселились в Египте, Спасаясь от голода при Иакове. Когда же эта опасность миновала, евреи выведены были оттуда Богом для осуществления своего назначения в Палестине. Так и Мессия-Христос удалился, по определению Божию, в Египет спасаясь от злобы Ирода. Когда же опасность миновала, по смерти Ирода, Мессия вызван был Богом из Египта в Палестину, для исполнения здесь Своего назначения.
Пророчество о тридневном воскресении Мессии содержится в Ос. 6:2. В 1-м послании к Коринфянам Апост. Павел относит сие пророчество к воскресшему Христу, когда говорит, что Христос «воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:4).
В 14 стихе 13-й главы у пророка Осии проводится мысль (в форме вопроса) о бессилии ада пред Богом: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Апостол Павел говорит: «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:54–55). Таким образом, исполнение пророчества Апостол относит к окончательному торжеству над смертью в день всеобщего воскресения мертвых.
Пророческое служение Осии продолжалось более 60 лет.