10-18 Свята́го апостола и Евангелиста Луки́

Свята́го апостола и Евангелиста Луки́

Краткое наименование:

10-18 Свята́го апостола и Евангелиста Луки́

Минея. Дата 2025-10-31 (18 октября по ст. стилю)

Знак типикона: Полиелейный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени: Ин.21:15-25

Апостол: Кол.4:5-9,14,18

Евангелие: Лк.10:16-21


Прокимен

Прокимен, глас 8: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, / и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.
Стих: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь.


Аллилуарий

Аллилуарий, глас 1: Испове́дят небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в Це́ркви святы́х.
Стих: Бог прославля́ем в сове́те святы́х.


Причастен

Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.


Тропари

Глас 5:

Апостольских деяний сказа́теля/ и Евангелия Христова све́тла списателя,/ Луку́ препетаго, славна су́ща Христове Церкви,/ песньми священными святаго апостола похва́лим,/ яко врача́ су́ща, человеческия не́мощи,/ естества неду́ги и я́зи душ исцеляюща/ и моля́щася непрестанно за ду́ши наша.


Кондаки

Глас 2:

Истиннаго благочестия проповедника/ и тайн неизреченных ри́тора,/ звезду церковную, Луку́ Божественнаго восхва́лим:/ Слово бо его избра́, с Павлом мудрым язы́ков учителя,/ Един ведый сердечная.

Икос: Знанием обогати́вся Го́рнейшим от руки́ Владычни,/ вруче́н был еси язы́ков жребиоиму́ществу, всехвальне./ Тем, житие распали́в Словом, страна́м законоположник, Луко́, явился еси, паче Моисея:/ перстом Божиим, яко скрижа́ли Богоначертанныя, тобою сложи́вшася Духом, Божественную уяснил еси веру./ Тем и Христос тя прослави, Един ведый сердечная.


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 8:

Что тя ныне нареку, апостоле:/ небо, яко Славу Божию поведал еси,/ блистание, яко мир озаряеши светом,/ облак, одождя́ющь Божественныя воды,/ чашу мудрости Божественнейшую,/ вино нам источающую, сердца веселящее./ Моли спастися душам нашим.

Что тя ныне нареку, Богоприятне,/ кивот златый Завета, егоже завеща́ Христос,/ реку́, из рая́ истекающую нам,/ свети́ло, умный свет просиява́ющее,/ светильник, Церковь всю осиявающий,/ хлеб жизни Божественныя трапезы,/ крати́р25 духовнаго пива./ Моли спастися душам нашим.

Что тя ныне, Боговидче, наречем,/ служителя тайн де́лательнейшаго Христовых,/ Скинии мысленныя началохудо́жника му́дра,/ скрижа́ли изсекающаго благодати,/ закон написавшаго новейший,/ от Сиона происходящий/ и тобою проповедуемый./ Моли спастися душам нашим.

Что тя ныне наречем, славне,/ сокровище Небесных даров твердое,/ врача душ и телес изве́стна,/ Павлова содейственника и сошественника,/ дея́ния апостольская излага́юща./ Многая, Луко́, имена добродетель тебе сотвори́./ Моли спастися душам нашим.

Что тя ныне, Богоглаголиве, провеща́ю,/ ученика, яко нам благовествовал еси Христа,/ врача, яко стра́сти исцеляеши душевныя,/ светильника, умный свет облиста́вшаго,/ степень и основание веры,/ ты бо нам написал еси всечестное Евангелие./ Моли спастися душам нашим.

Что тя ныне нареку́, чу́дне,/ зрителя мудрости учений нелжи́ва,/ списа́теля Деяний апостольских учений,/ или столпа́ благочестия непоколеби́ма,/ или сте́ну Церкве неразруши́мую./ Многая твоя, Луко́, имена/ и бо́льшая дарования./ Моли спастися душам нашим.

Апостоле Христов, и Божественных догма́т списа́телю,/ и церковное утверждение:/ ты яко истинно сущия во мра́це неве́дения сердца́,/ зашедшая во глубину́ отчаяния, уврачил еси Боговещаньми/ и спасл еси яко от бури треволне́ния,/ последователь быв сосуда избра́ннаго, Павла, и ученик./ Тем молим тя, Луко́ досточудне, Антиохи́аном удобре́ние,/ молися Спасу и Богу/ о иже верою совершающих присно честную память твою.


Стихиры на стиховне

Глас 5:

Благодать устна́м твоим, Луко́,/ о́гненным язы́ком излия́ся, апостоле,/ и язык огненный показался еси,/ словеса испущая света,/ света достойным проповеданием;/ стре́лы же паля́щия тьмы желающим,/ пиша́ и уча́ честно́е Евангелие,/ и воня́ жизненная Жизни воистинну хотящим явился еси,/ якоже Павел рече́, егоже имел еси учителя:/ воня́ же смерти паки Жизнь не возлюби́вшим./ Но нам мир, и Жизнь, и свет подаждь, и велию милость.

Стих: Небеса́ пове́дают славу Божию,/ творение же руку́ Его возвещает твердь.

Позна́хом от словес твоих,/ якоже рекл еси, словес утверждение,/ яже рекл еси, Божественне таи́нниче,/ поне́же писати нам о ве́щех начал еси,/ о нихже извеще́н был еси,/ и якоже тебе преда́ша, иже испе́рва самовидцы;/ имже и ты равен был еси, служитель Слова воплоще́ния,/ егоже по востании во Еммау́се видел еси/ и горя́щим сердцем с Клео́пою хлеб ял еси./ Того Божественныя теплоты́/ и наша чтущих тя ду́ши исполни.

Стих: Во всю землю изы́де вещание их/ и в концы вселенныя глаголы их.

Радуйся, един, написавый нам, еже радуйся,/ радуяся, Чистыя Благове́щение/ и Сию Го́сподороди́тельницу,/ рекша Крестителя из чрева,/ егоже написав, и зачатие, и Слова воплощение,/ искушения же и чудеса, словеса и Страсти,/ Крест и смерть, и Востание,/ еже видел еси, и Восход,/ Духа же Сошествие,/ проповедник же дея́ния,/ и изряднее же Павлова,/ егоже показался еси соше́ственник,/ врач же и таинник,/ и светильник Церкве, юже соблюда́й всегда.

Всемудрый ло́вче, святый учениче́,/ де́лателю Спасов и проповедниче Того Страсте́й,/ иже тварь верою претекий/ и от пре́лести язы́ки собра́в,/ и Богу приве́д, яко воню́ добру́,/ на Небеса пости́гл еси./ Тем, предстоя́ Судии всех, молися/ изба́вити ны от беззаконий наших/ и в день Суда свободи́тися от му́ки.


Стихиры на хвалитех

Глас 1:

Христова ученика, Евангелия списа́теля мудре́йша,/ сосуда избра́нна кра́сна,/ образ одушевле́н, вернии,/ егоже во всех це́рквах похвала́,/ Луку́ апостола в пе́снех почтим,/ той бо пропове́да Божия преславная чудеса,/ просвети́в яже на земли́ Богословия луча́ми,/ благости ра́ди.

Душ врачевству́, паче теле́с научи́вся хитрости, мудре,/ и обою́ду вседо́бр показался еси,/ Божиею мудростию вдохнове́н;/ еюже врачу́я ду́ши же и телеса, Луко́ всеблаженне,/ призываеши к познанию, восперя́еши к желанию Божию,/ человеки всегда возво́диши на Небо,/ и о всех мо́лишися, восхваляющих тя.

Удицею слове́сною,/ яже во глубине́ неве́дения,/ яко ры́бы, внутрь вше́дшия,/ привлекл еси к познанию Божию;/ Христу пищу добру́ принесл еси, всеблаженне,/ честь достодо́лжную, жизнь нетле́нную, Луко́ священнейший./ Тем и апостол Христов был еси, мудрый благовестник,/ сказа́тель де́ятельных дел благодати.

Прииди́те, вся тварь,/ истинно врача́ духовнаго/ и Спасова ученика, Луку́ приснопамятнаго,/ песньми похва́лим:/ сей бо безбожия неду́г/ пома́занием Христовы купе́ли уврачева́,/ и река́ми Боготочных вод от уст,/ одушевле́нная се́ла Евангелия напои́./ Тем изы́де пророчески веща́ние его во вселенную,/ и молится спасти́ся душа́м нашим.

Дави́дски, соше́дшеся, вернии,/ в пе́снех тайному вити́и Сло́ва, Луце́ воззовем:/ язык твой трость пи́сменника яви́ся,/ Христа Скорописца украша́я зра́ки,/ к разуму язы́ков Божественнаго позна́ния;/ в немже пропове́дал еси Евангелие/ и ку́пно апостолов Деяния списа́в./ Тем, предстоя Троице и Богу,/ молися о душах наших.

Богородичен,

Владычице, приими́ молитвы раб Твоих/ и изба́ви нас/ от всякия ну́жды и печали.


Седальны

Глас 3:

Прииди́те вси, апостола Луку́ восхва́лим, яко кормчия,/ и́дольскую бо лесть упраздни́ и к Свету жизни возведе́,/ и в Троицу ве́ровати научи́./ Темже днесь благочестно того почитающе вернии,/ славим Христа Бога нашего.

Глас 3:

Путешествовав ты по востании, Луко́ всесвященне,/ с Клео́пою про́чее во град Еммау́с,/ вопроше́ние творя́щу ти, предста́ Господь о́бразом прикрове́н,/ а́бие же прием хле́ба пода́ние, познал еси Спаса:/ егоже моли даровати нам велию милость.

Глас 4:

Премудрости лови́тельною тро́стию, умнаго моря глубину возчерпа́я,/ из смертоносныя глубины́ верных души живоуловил еси, Луко́ всеблаженне./ Темже от Павла науче́н, все очистил еси твое сердце осия́нием Духа/ и догма́тами твоими язы́ки просветил еси,/ страсте́й неду́гования чудесы́ исцелил еси,/ Христа Бога за ны присно моля́/ спастися душам нашим.

Глас 8:

Яко соше́ственник Павлов явився,/ различныя беды́ терпеливне претерпел еси,/ всехвальне Господень апостоле,/ и течение страданием совершив веры,/ с ним в вышних веселишися, блаженне./ Тем и миру Христово Евангелие проповедав,/ просветил еси подсолнечную всю, Луко́ всечестне./ Моли Христа Бога грехов оставление пода́ти празднующим любовию святую память твою.


Светильны

Луко́, Христов апостоле, таи́нниче неизрече́нных и язы́ков учителю/ с Павлом Божественным и Пречистою Богородицею,/ Еяже Божественную икону от любве́ изобрази́л еси,/ моли, Боговидче, о нас, блажа́щих тя/ и совершающих священное твое успе́ние, всемудре тайноглаго́льниче.

Богородичен: Неизрече́нно бысть рождение Пренепорочныя Невесты,/ яко бывши чисте́йший храм, Богородице,/ Советом бо Преве́чным в Тя Все́льшася,/ родила́ еси Бога Сло́ва./ Тем поюще Рождество Твое,/ величаем достойно, Всенепорочная.


Каноны

Канон апостола, глас 8 (основной)


Житие

Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан»6753, а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от «сущих от обрезания», т.е., иудеев (Кол. 4:10–15). В своих писаниях Лука, однако, обнаруживает обстоятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; посему можно думать, что Лука, еще до обращения своего ко Христу, уже принял иудейскую веру6754. Кроме того, на родине своей, славившейся цветущим состоянием наук и искусств, Лука обогатил свой ум разными научными сведениями. Из послания апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука изучил врачебное искусство6755; предание же удостоверяет нас в том, что он был и живописцем. Несомненно, также, что он получил вообще хорошее образование, потому что греческий язык его писаний гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей.

Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи по всей Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спасительного учения (Мф.4:24–26Лк.4:37). Семена сии нашли для себя в сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70 апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставления и власть творить чудеса, стал ходить «пред лицем» Господа Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю6756.

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука «вдали» и со скорбью взирал на Распятого (Лк.23:49). Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии6757. Скорбя о смерти своего Учителя и недоумевая относительно Его воскресения, о котором ему сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником Господа, Клеопою, из Иерусалима в Еммаус6758, и по дороге в сие селение удостоился стать спутником Того, Кто есть «путь, истина и жизнь»6759. Оба ученика шли и разговаривали друг с другом, когда к ним приблизился Сам Иисус и пошел с ними. Господь явился им, по сказанию евангелиста Марка, «в ином образе» (Мк.16:12), а не в том виде, в каком они знали Его прежде. Кроме того, по особому устроению Божию, «глаза их были удержаны» (Лк.24:16), так что они не могли узнать явившегося Господа. Они подумали, что с ними идет один из богомольцев ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим.

– О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? – спросил их Господь.

На сие Клеопа сказал:

– Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

– О чем? – спросил снова Иисус.

– Что было с Иисусом Назарянином – сказали они в ответ, – Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть, и распяли Его. А мы надеялись было, – продолжали свою речь ученики, – что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и, пришедши, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Господь сказал им:

– О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

И, начав от Моисея, Христос Господь из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании.

Так беседуя с Господом, ученики незаметно приблизились к Еммаусу, и так как им приятна была беседа, а их Спутник намеревался, по-видимому, идти далее, то они стали просить Его остаться с ними.

– Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, – говорили они Ему.

И Он вошел в селение и остановился с ними в одном доме. Когда же Он возлег6760 с ними во время вечери, то, взяв со стола хлеб, благословил, преломил и подал им. Как только Господь совершил сие, ученики тотчас же Его узнали. По всему вероятию, сие действие Господь и прежде совершал пред учениками, а кроме того они могли признать Его по тем язвам от гвоздей, которые заметили они на Его руках. Но в сие время Господь стал невидим для них, и они сказали друг другу:

– Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:17–32)

Желая поделиться своею радостью с другими учениками Господа, Лука и Клеопа тотчас же встали из-за вечери и отправились в Иерусалим. Там нашли они собранных в одном доме апостолов и других учеников и, конечно, сейчас же возвестили им, что Христос воскрес, и что они видели Его и беседовали с Ним. Апостолы же со своей стороны утешили их, сказав, что Господь воскрес воистину и явился Симону. Затем Лука и Клеопа подробно рассказали Апостолам обо всем, происшедшем с ними на пути и о том, как они узнали Христа Господа в преломлении хлеба. Во время сего разговора, внезапно среди Апостолов, явился Сам Воскресший Господь, преподал им мир и успокоил их смущенные сердца. Для уверения же тех, которые думали, что видят пред собою только призрак своего умершего Учителя, Господь показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи. Евангелист Лука здесь снова удостоился слышать от Господа разъяснение всего, что сказано о Нем в Священном Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения Писания (Лк.24:18–49).

После вознесения Господня, святой Лука пребывал некоторое время, вместе с другими Апостолами, в Иерусалиме, но потом, по свидетельству предания, отправился на свою родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию6761, где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с собою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять святые мощи его. Тогда святой Лука взял от них десную руку, под которою некогда преклонил главу Свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим бесценным сокровищем святой Лука прибыл на свою родину, к великой радости антиохийских христиан. Отсюда удалился он только тогда, когда стал спутником и сотрудником святого апостола Павла, который, по сказанию некоторых древних писателей, приходился ему даже родственником. Сие произошло, впрочем, уже во время второго апостольского путешествия святого Павла6762. В это время святой Лука вместе с апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в Македонском городе Филиппах; святой Лука с этого времени, в течение нескольких лет, трудился в деле распространения христианства в Македонии6763.

Когда же апостол Павел, в конце третьего своего апостольского путешествия, снова посетил Филиппы, Лука, по его поручению и по избранию всех верующих, ходил в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины6764. Собрав милостыню, святой Лука с апостолом Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви, находившиеся на островах Архипелага, по берегам Малой Азии, в Финикии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в Палестинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправлен был в Рим, на суд Кесаря. Он вместе с апостолом Павлом переносил все трудности путешествия по морю, подвергался опасности потерять даже жизнь6765.

Прибыв в Рим, святой Лука также находился при апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками апостола, проповедовал Христа в этой столице древнего мира6766. В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу Деяний святых Апостолов6767. В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что предали «бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова»6768. Святой апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно так же и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла6769.

После двухлетнего заключения в узах римских, апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им прежде церквей. Святой Лука и в сие время точно также сопутствовал ему. В непродолжительном времени император Нерон воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему учителю, и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это время, столь тяжкое, что апостол сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание.

– Я уже становлюсь жертвою, – писал апостол Павел своему ученику Тимофею, – и время моего отшествия настало: старайся прийти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент – в Галатию, Тит – в Далматию. Один Лука со мною6770.

Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме. По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии, – в которой он и прежде трудился несколько лет, а также и в соседней с Македонией Ахаии6771.

Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию6772, и в Египте, – в Фиваиде, – многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископа некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года. Возвратившись в Грецию, он снова устроил здесь, – преимущественно в области Беотии6773, – церкви, рукополагал священников и диаконов, исцелял болящих телесно и душевно. Подобно своему другу и руководителю – апостолу Павлу, – святой Лука «подвигом добрым подвизался, течение свое совершил и веру сохранил». Скончался он 84-х лет от роду, в Ахаии, мученическою смертью, именно, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве6774. Честное тело его было погребено в Фивах, – главном городе Беотии, – где его святые мощи, подававшие множество исцелений, находились до второй половины четвертого века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи – Константинополь.

О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью6775. Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах послал правителя Египта Артемия перенести мощи святого Луки в столицу, и тот со великим торжеством совершил сие перенесение6776.

Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершилось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью были чествуемы православными христианами.

Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала:

– Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут6777.

Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и сим положил начало доброму и досточестному делу – писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы. Аминь.