Собо́р свята́го Архистрати́га Михаи́ла и про́чих Безпло́тных Сил
Краткое наименование:11-08 Собо́р свята́го Архистрати́га Михаи́ла и про́чих Безпло́тных Сил
Минея. Дата 2024-11-21 (08 ноября по ст. стилю)
Знак типикона: ПолиелейныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени: Мф.13:24-30,36-43
Апостол: Евр.2:2-10
Евангелие: Лк.10:16-21
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 4:Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы, недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще ны, припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите ны,/ я́ко чинонача́льницы Вы́шних сил.
Кондаки
Глас 2:Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те и ве́лию ми́лость,/ я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Икос: Рекл еси́, Человеколю́бче, в писа́ниих Твои́х/ мно́жеству ра́доватися А́нгелов на Небеси́/ о челове́це еди́ном ка́ющемся, Безсме́ртне./ Те́мже мы, и́же в беззако́ниих, Безгре́шне,/ еди́не Сердцеве́дче,/ Тя моли́ти всегда́ дерза́ем, я́ко Благоутро́бнаго,/ уще́дрити и низпосла́ти недосто́йным умиле́ние, Влады́ко,/ подая́й нам проще́ние:/ о всех бо нас мо́лятся Тебе́ Безпло́тных Архистрати́зи.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 4:Трисо́лнечнаго Божества́ предста́тель светле́йший,/ Михаи́ле, явля́яся, Архистрати́же,/ с Го́рними си́лами зове́ши, ра́дуяся:/ Свят еси́, О́тче,/ Свят еси́, собезнача́льное Сло́во,/ Свят еси́, и Святы́й Ду́ше,/ еди́на сла́ва, еди́но ца́рство и естество́,/ еди́но Божество́ и си́ла.
И вид твой о́гнен, и добро́та чу́дна,/ Михаи́ле первоа́нгеле,/ невеще́ственным бо естество́м прехо́диши концы́,/ исполня́я повеле́ния всех Творца́,/ си́лен, в кре́пости твое́й познава́емь/ и, исто́чник исцеле́ний храм твой соде́ловая,/ зва́нием твои́м святы́м почита́емый.
Творя́й А́нгелы Твоя́, я́коже писа́ся, ду́хи/ и служа́щия Тебе́ пла́мень о́гненный,/ посреде́ чино́в пе́рвенствующа показа́л еси́, Го́споди, Твои́х Арха́нгельских/ Михаи́ла Архистрати́га,/ Твои́м манове́нием повину́ющася, Сло́ве,/ и песнь трисвяту́ю/ со стра́хом возглаша́юща сла́ве Твое́й.
Ум Предве́чный свет соста́ви вторы́й,/ Гаврии́ла, Тебе́ прича́стии Боже́ственными просвеща́ющаго всю вселе́нную/ и ю́же от ве́ка открыва́ющаго нам/ Боже́ственную и вели́кую и́стинно та́йну:/ во утро́бе Воплоща́емаго де́вственней,/ су́ща Безтеле́снаго и бы́вша Челове́ка,/ во е́же спасти́ челове́ка.
Престо́лу предстоя́ трисо́лнечнаго Божества́/ и бога́тно осия́емь Боже́ственными светлостьми́,/ испуща́емыми непреста́нно отту́ду,/ су́щия на земли́, ра́достно лику́ющия и благохва́лящия тя,/ страсте́й мглы изба́ви и просвеще́нием уясни́,/ Гаврии́ле Архистрати́же,/ моли́твенниче о душа́х на́ших.
Сокруши́ свире́пства Ага́рянская,/ на ста́до твое́ ча́сто находя́щая,/ уста́ви раздо́ры Церкве́й,/ укроти́ бу́рю безме́рных искуше́ний,/ изба́ви бед и обстоя́ний любо́вию чту́щия тя/ и под кров твой прибега́ющия,/ Гаврии́ле Архистрати́же,/ моли́твенниче о душа́х на́ших.
Сра́дуйтеся нам, вся А́нгельская чинонача́лия,/ первосто́ятель бо ваш и наш предста́тель,/ вели́кий Архистрати́г,/ в дне́шний день в честне́м его́ хра́ме/ пресла́вно явля́яся, освяща́ет./ Те́мже, по до́лгу воспева́юще, тому́ возопии́м:/ покры́й нас кро́вом крил твои́х,/ велича́йший Михаи́ле Арха́нгеле.
Богородичен,Сра́дуйтеся нам, вся де́вственных ликостоя́ния,/ Предста́тельница бо на́ша, и Хода́таица,/ и Покро́в, и вели́кое Прибе́жище/ в дне́шний день в честне́м Ея́ и Боже́ственнем хра́ме/ скорбя́щия утеша́ет./ Те́мже, по до́лгу воспева́юще Сию́, возопии́м:/ покры́й ны Боже́ственным предста́тельством Твои́м,/ Пречи́стая Богоро́дице Влады́чице.
Стихиры на стиховне
Глас 1:А́нгельски в ми́ре торжеству́юще,/ су́щему на Престо́ле сла́вы Бо́гу седя́щему возопии́м песнь:/ Свят еси́, О́тче Небе́сный,/ Свят еси́, соприсносу́щное Сло́во,/ Свят еси́, и Ду́ше всесвяты́й.
Стих: Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи/ и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный.
Небе́сным пе́рвенствуяй в дерзнове́нии мно́зем/ и предстоя́ Престо́лу стра́шному в сла́ве,/ самови́дче неизрече́нных,/ спаси́ ны, Михаи́ле Архистрати́же,/ су́щия в ну́ждах бед и напа́стей/ моли́твами твои́ми, мо́лимся.
Стих: Хвали́те Его́ вси А́нгели Его́,/ хвали́те Его́ вся си́лы Его́.
Безпло́тных А́нгелов пе́рвый еси́/ и служи́тель Боже́ственнаго светозаре́ния о́наго,/ самови́дец же и таи́нник,/ спаси́ ны, Михаи́ле Архистрати́же,/ ле́тно чту́щия тя благоче́стно/ и пою́щия Тро́ицу ве́рно.
Богородичен,Я́ко чинонача́льник, и побо́рник,/ и А́нгелов началово́ждь, Архистра́тиже,/ вся́кия ну́жды и ско́рби,/ неду́гов и лю́тых грехо́в свободи́/ ве́рно воспева́ющия и моля́щия тя, сла́вне,/ я́ве , я́ко невеще́ствен, Невеще́ственнаго зря,/ и непристу́пным Све́том Влады́чния сла́вы осия́емь:/ Той бо человеколю́бно плоть нас ра́ди от Де́вы прия́т,/ спасти́ восхоте́в челове́чество.
Стихиры на хвалитех
Глас 1:Небе́сных чино́в я́ко преднача́льника/ и су́щих на земли́ челове́ков кре́пкаго тя предста́теля,/ храни́теля же и изба́вителя/ воспева́ем ве́рно, Михаи́ле Архистрати́же,/ моля́щеся вся́кия тлетво́рныя боле́зни нас изба́вити.
Чинонача́льник сый го́рних Боже́ственных сил/ днесь созыва́ет челове́ческия ли́ки/ еди́н со А́нгелы све́тлый пра́здник соста́вити/ собо́ра их Боже́ственнаго/ и ку́пно песнь Бо́гу воспе́ти трисвяту́ю.
Под кров Боже́ственных ны крил твои́х прибега́ющия ве́рою,/ Михаи́ле, Боже́ственный у́ме,/ соблюда́й и покрыва́й чрез все житие́./ И в час, Арха́нгеле, сме́ртный, стра́шный/ ты предста́ни помо́щник всем нам благоприе́мнейший.
Трисо́лнечныя лучи́,/ Боже́ственным Све́том осиява́еми, Архистрати́зи,/ невеще́ственных озаря́ете чинонача́лия,/ я́коже свет, белообра́зне показу́ющеся в вы́шних,/ огнь облиста́ете в ми́ре непристу́пнаго Божества́./ Тем и трисвяту́ю песнь пла́менными устна́ми непреста́нно пое́те:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Иде́же осеня́ет благода́ть твоя́, Арха́нгеле,/ отту́ду диа́воля прого́нится си́ла,/ не терпи́т бо све́та твоего́ ви́дети спады́й денни́ца./ Тем мо́лим тя,/ огнено́сныя его́ стре́лы, я́же на ны дви́жимыя,/ угаси́ хода́тайством твои́м,/ избавля́я нас от собла́знов его́,/ достохва́льный Михаи́ле Архистрати́же.
Богородичен,Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во,/ и сла́вим Тя, ве́рнии, по до́лгу,/ град непоколеби́мый, сте́ну необори́мую,/ тве́рдую предста́тельницу/ и прибе́жище душ на́ших.
Седальны
Глас 8:Небе́сных чино́в наста́вник,/ служи́тель же сла́вы Боже́ственныя досто́йно быв повеле́нием Зижди́теля твоего́,/ христиа́ном еси́ хода́тай спаси́тельный,/ невеще́ственною твое́ю сла́вою земны́я назира́я./ Те́мже по до́лгу восхваля́ем тя вси,/ Боже́ственное твое́ днесь воспева́юще торжество́, Михаи́ле Архистрати́же,/ моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти/ пра́зднующим любо́вию свято́е твое́ торжество́.
Глас 1:Престо́лу стра́шному предстоя́ще при́сно/ и све́тлыми заря́ми трисо́лнечнаго Божества́ осия́еми,/ просвети́те ны, грехо́вный мрак отгоня́юще,/ ваш собо́р пра́зднующия све́тло,/ и приле́жно моли́те изба́витися нам от бед, пресве́тлии моли́твенницы.
Глас 2:Посреде́ полко́в А́нгельских старе́йший яви́лся еси́,/ Михаи́ле Архистрати́же,/ Вы́шняго Царя́ непреста́нно моли́/ до́льних мучи́телей горды́ню низложи́ти./ И, я́ко име́я дерзнове́ние у Престо́ла огнезра́чнаго,/ моли́ за ны непреста́нно, рабы́ твоя́.
Глас 8:Небе́сных нача́льницы и первостоя́телие высокопресто́льных и стра́шных,/ Боже́ственныя сла́вы Миха́иле и Гаврии́ле Архистрати́зи,/ А́нгелов чинонача́льницы, со все́ми Безпло́тными,/ о служи́телие Влады́чни!/ О ми́ре непреста́нно моля́щеся,/ испроси́те оставле́ние прегреше́ных на́ми,/ и ми́лость, и благода́ть обрести́ в день су́дный.
Светильны
О́гненных, Архистрати́же, слуг предста́тельство от Отца́ прия́л еси́, Михаи́ле, све́тов,/ тем и сия́ние Того́ сла́вы сия́ющее и́маши,/ окру́г пречи́стаго Престо́ла ты предстоя́,/ я́ко пе́рвый Невеще́ственных чино́в.
Богородичен: Честне́йшая еси́ Херуви́м сла́вных и Серафи́м, Всепе́тая,/ стра́шных без сравне́ния сла́внейшая/ и всех святы́х А́нгел святе́йшая, Пречи́стая:/ Зижди́теля бо всех пло́тски неизрече́нно родила́ еси́, Богоро́дице./ Его́же моли́ рабо́м Твои́м разреше́ние дарова́ти прегреше́ний.
Каноны
Пе́рвый кано́н, творе́ние Иоа́нна мона́ха, глас 8 (основной)
Други́й кано́н, творе́ние того́жде Иоа́нна мона́ха, глас 8 (основной)
Житие
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним.
Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира. В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, в то же время принял от Него повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов (Исх. 37:7–9). В образе Ангелов многократно являлся Сам Бог. Явления святых Ангелов всегда возбуждали в людях высокое благоговение, и места этих явлений были священны.
В Святой Апостольской Церкви непрерывно совершается призывание святых Ангелов и воздается им благоговейное почитание.
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, подают духовную крепость и мужество в прохождении жизненного подвига.
Власти (1Пет. 3:22; Кол. 1:16) подают благодать укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.
В следующую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради славы Божией и для пользы ближних.
Архангелы (1Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Ангел – значит вестник, посланник. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они просвещают низших.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто, как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. Обращаясь к остальным Ангельским Силам, он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Деян. 8:26; Лк. 1:26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3:17, 12:15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3Езд. 5:20); Салафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3Езд. 5:16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил – возвышение к Богу (3Езд. 4:36).
Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Ангелы знают Бога непосредственно. Они «выну видят лице Его» (Мф. 18:10). Но этим непосредственным созерцанием совершенств Божественных не ограничиваются познания Ангелов. Они видят Бога и в природе тварной. Они хвалили Господа Творца «гласом велиим» в то время, когда сотворены были звезды и другие светила небесные (Иов. 28:7). Пред их умными очами открывается как мироправление Божие, так и Домостроительство нашего спасения. Но таинство Искупления остается непостижимым и для Ангелов, а также и день последнего Суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним» (Мф. 25:31). Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В этом славословии состоит вся жизнь их по отношению к Богу.
По примеру Ангелов и мы можем углубляться, по мере сил наших, в тайны Божественного мироздания и мироправления. У нас есть ум, познающий Бога в природе видимой и духовной. Судьбы Божии в мире сотворенном постигаются и нами. Повсюду мы можем видеть премудрость, благость и всемогущество Божие, и благоговеть пред Его совершенствами. Особенно должны благоговеть мы пред тайной Домостроительства нашего спасения.
Ангелы со страхом и трепетом предстоят пред Престолом Божиим; и мы должны со страхом соделывать наше спасение. Славословие Божие да будет постоянным и вечным занятием нашим, вместе с Ангелами, в Царстве Отца Небесного.
Кроме исполнения обязанностей к Богу, мы можем подражать Ангелам и в исполнении обязанностей их к людям. Ангелы посылаются в помощь людям, особенно тем, которые желают наследовать спасение (Евр. 1:14). Они служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных. Нужно ли кому избавиться от врагов, нападающих на нас, Ангелы Господни, ополчаются «окрест боящихся Его» для их избавления (Пс. 33:8). Желает ли кто освободиться от болезней и других скорбей,– Господь посылает Ангела, исцеляющего и спасающего. Нужно ли удалить кого от несчастья, греха и соблазна,– Ангел является освободителем и спасителем. На скрижалях священной истории мы видим многочисленные примеры, в которых Ангелы представляются благодетелями рода человеческого, помощниками, наставниками и руководителями.
Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всем своем блеске и сиянии не проникают грубейших тел, так и в невидимом – Ангелы Божии, заимствующие свой свет от Присносущного Солнца, от Самого Источника Света, являются лишь чистым душам. Как огонь возжигается от огня, свет от света, так и духовное соприкосновение к нам Ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры.
Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога.
Они не могут изливать своих сил там, где начинается темная область, ибо «что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6:14). Настоящая жизнь наша есть непрестанная и продолжительная брань. Мы находимся здесь между двумя противоположностями: между Небом и адом, между Жизнью и смертью, между Светом и тьмою. Небесные Ангелы действуют в сынах Света, хотящих наследовать спасение, а дух злобы поднебесный – в сынах противления. И те, и другие силы постоянно стремятся привлечь нас к себе, поскольку свободная воля человека может и противоборствовать, и последовать этому влечению.
Как для нашего внешнего благосостояния необходимо, чтобы одни были руководителями других, чтобы мудрые вразумляли неразумных, имеющие от Бога дарованную власть ограждали и защищали слабых от насилий и притеснений врагов, так и для устроения нашего внутреннего состояния необходимо, чтобы Ангелы, предстоящие Престолу Божию, облегчали наше к Нему шествие, ограждали нас от нападения духа злобы, который есть враг и Бога, и человека, который непрестанно бросает в нас разжженные стрелы, «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5:8), не дремлет даже и во время нашего сна (Мф. 13:25). Потому Святая Церковь Христова и умоляет Господа Сил, чтобы Он послал нам Ангела мирна, верна, наставника и хранителя душ и телес наших. По особенной любви к христианам, Господь дал каждому из них Ангелов-Хранителей. Одни сопровождают нас от рождения, другие – от святого Крещения. Когда необходима бывает посторонняя помощь для нас, то являются Ангелы с этой благовременной помощью. Воспоминая о помощи Ангелов, мы не можем не благоговеть пред ними, и особенно пред Богом, помогающим нам чрез них. Господь наделил их такими силами и средствами, при которых они могут исполнять волю Его. Он указывает им на земле и время и место и лиц, которым нужно оказать Небесную помощь; и Ангелы как слуги Его охотно являются на землю.
Человеческая природа, как и ангельская, обладает разумом и волей. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек, исполняя повеление Творца, направляет свою волю к добру, славит Господа всей своей жизнью, всем существом своим радостно служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным.
* * *
соприсносу́щное – сове́чное
ле́тно – ежегодно
я́ве – истинно
приноша́ет – приносит
ипостась – лицо
натрижне́ние – награда за подвиг