Свята́го проро́ка Нау́ма
Краткое наименование:12-01 Свята́го проро́ка Нау́ма
Минея. Дата 2024-12-14 (01 декабря по ст. стилю)
Знак типикона: ВседневныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие:
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 2:Проро́ка Твоего́ Нау́ма па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:/ спаси́ ду́ши на́ша.
Кондаки
Глас 4:Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая;/ сего́ ра́ди тя почита́ем,/ проро́че блаже́нне Нау́ме сла́вне.
Икос:
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 3:Благода́ть Свята́го Ду́ха/ всели́ся в тя, Бо́жий проро́че,/ и свое́ю луче́ю соде́ла свещу́ пресве́тлу/ и тобо́ю пропове́дает бу́дущая Ниневи́и вели́кому.
О́блак светоза́рен яви́лся еси́,/ искапа́я, Нау́ме, Бо́жий проро́че, Богозна́ния ту́чу,/ и напои́л еси́ пи́вом Бо́жия суда́ Ниневи́ю град,/ нече́стием боле́вший а́бие.
Благосла́вия нетле́ннаго прича́стник быв,/ Нау́ме, Бо́жий проро́че,/ и неизрече́нныя сла́вы, и радости несказа́нныя,/ и сла́дости Боже́ственныя,/ о нас моли́, Богодохнове́нне, всех Влады́ку.
Богородичен,Де́во, из Тебе́ Ро́ждшагося моли́/ Твое́ сохрани́ти невре́дно/ от вся́каго искуше́ния проти́вника диа́вола/ и испо́лнити всю во́лю Сы́на Твоего́/ укрепи́, Отрокови́це.
Крестобогородичен,Ору́жие се́рдце Твое́ про́йде, Пречи́стая,/ егда́ Сы́на Твоего́ на Кресте́ ви́дела еси́ и вопия́ла еси́:/ не безча́дну Мя покажи́,/ Сыне Мой и Бо́же Мой,/ соблюды́й Мя по рождестве́ Де́ву.
Стихиры на стиховне
Стихиры на хвалитех
Седальны
Глас 5:Несме́сен начерта́нием до́льным, сла́вне, ты, ум стяжа́в,/ Боже́ственнаго ду́ха чисте́йшее, Нау́ме, прия́телище был еси́,/ осия́ние Его́ прие́мля све́тло и все облиста́я;/ тем тя мо́ли́м:/ о ми́ра ми́ра моли́ся.
Светильны
Каноны
Житие
Святой пророк Наум – седьмой (по порядку Священных Книг) из двенадцати малых пророков. Сам он называет себя Елкосеянином (1, 1). Происходил из колена Симеонова, из селения Елкес или Елкош. По свидетельству блаженного Иеронима (†420, память 15 июня), Елкош – небольшое селение в Галилее, остатки которого он лично осматривал. Вероятно, после ассирийского нашествия святой Наум переселился в Иудею и пророчествовал там в 700-х годах до Рождества Христова. Он был современником пророка Исаии (VIII в. до Рождества Христова, память 9 мая).
Главное содержание книги святого Наума – это пророчество о падении и погибели Ниневии – столицы Ассирийского царства – угрожавшего всему Востоку, предсказание бедствий, которые праведный Господь наведет на этот город, и яркое изображение окончательного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов его постигнет мрак» (Наум.1:7–8).
Пророчество святого Ионы (VIII в. до Рожд. Христова) о гибели Ниневии не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, избежали наказания, а затем снова обратились к прежним своим злым делам, видя, что на них не сбылось его пророчество. Этим они прогневали Бога и оскорбили его долготерпение. « Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (Наум.1:3). «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Наум.3:1).
Увлекаясь страстями и совершая беззакония, ниневитяне любили только себя, а в отношении к другим руководились своим самолюбием и жестокостью. Ниневия различными хитростями и коварными договорами привлекала к себе́ народы, подчиняла своей власти. Израильское царство они окончательно разрушили при царе Салманассаре около 723 г. до Рождества Христова. Преемник Салманассара – ассирийский царь Сеннахирим вслед за тем совершил наступление на иудейское царство и подошел к Иерусали́му. В одну ночь Ангел Господень истребил многочисленное его войско (4Цар.19:35). Но иудейский народ со страхом ожидал новых нападений. Тогда-то и раздался голос пророка Наума: «бедствие уже не повторится», «более не буду отягощать» (Наум.1:9, 12).
Высказав Божественное определение о погибели Ниневии, пророк переходит к описанию исполнения этого грозного суда Божия. Перед его пророческим взором во всех подробностях совершается то, что в действительности исполнилось примерно через 100 лет.
Он видит нападение на Ниневию сильного и могущественного войска (Наум.2:13) вавилонян в союзе с мидянами, бегство и отведение в плен ее жителей, разграбление несметных сокровищ. «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы их» (Наум.3:3). Пережившие эту трагедию вздохнут от ужаса, и колени их будут дрожать (Наум.2:10), как лист. Разрушение Ниневии будет окончательное, рана смертельна. Видящие ее падение возвеселятся и восплещут руками (Наум.3:19), ибо они испытали на себе́ злобу Ниневии, а теперь являются свидетелями победы над злом и торжества справедливости.
Не одним только предсказанием о гибели Ниневии ободряет пророк. Блаженный Феодорит замечает: «... есть в книге и пророчество о Спасителе такое: «Взыде вдыхаяй в лице твое» (Наум.2:1), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ, дунул на апостолов и глагола: приимите Дух Святый. Поэтому и под всем сокрушенным царством ассириан, в Книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную».
Слова пророка: «Вот... стопы благовестника, возвещающего мир» – святой апостол Павел (Рим.10:15) относит к новозаветным благовестникам мира. Подтверждением пророчества является то, что в наше время последователи Самого Господа мира (2Сол.3:16) вместе со всеми людьми осуществляют благословенное миротворческое делание во имя сохранения мира и самой жизни на Земле.
Святой пророк Наум вдохновенно говорит о всемогуществе Бога, объемлющего всю вселенную (Наум.1:4–6), предсказывал о различных исторических событиях, совершившихся впоследствии. По преданию, пророк Наум скончался 45-ти лет от роду и погребен в своем отечестве.
Книга пророка Наума позволяет увидеть характер ее автора, его нравственную мощь, то, чем был его глас для соотечественников и является ныне для наших современников.