12-02 Свята́го проро́ка Авваку́ма

Свята́го проро́ка Авваку́ма

Краткое наименование:

12-02 Свята́го проро́ка Авваку́ма

Минея. Дата 2024-12-15 (02 декабря по ст. стилю)

Знак типикона: Вседневный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени:

Апостол:

Евангелие:


Прокимен

Прокимен, глас :
Стих:


Аллилуарий

Аллилуарий, глас :
Стих:


Причастен


Тропари

Глас 2:

Проро́ка Твоего́ Авваку́ма па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:/ спаси́ души на́ша.


Кондаки

Глас 8:

Возгласи́вый вселе́нней от ю́га прише́ствие Бо́жие от Де́вы, Авваку́ме Богоглаго́ливе,/ и на Боже́ственней стра́жи предстоя́нием/ слы́шания от светоно́сна А́нгела/ Христо́во Воскресе́ние возвести́л еси́ ми́ру,/ сего́ ра́ди ве́село зове́м ти:/ ра́дуйся, проро́ков све́тлая добро́то.

Икос:


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 4:

Авваку́м чу́дный,/ зарю́ ду́ха прие́м,/ бысть весь Боже́ствен;/ и суде́й нече́стие, и суд непра́ведный зря,/ негоду́ет, нра́ва показу́я пра́вость Христа́ и Влады́ки,/ боголюбе́зно и теплою мы́слию,/ я́ко утесня́емь, разгара́ется.

На Боже́ственней стоя́ стра́жи,/ честны́й Авваку́м слы́шаше та́инство/ к нам Твоего́ прише́ствия, Христе́, неизрече́нное/ и пропове́дание Твое́ проро́чествует я́вственнейше,/ прови́дя и прему́дрыя апо́столы, я́коже ко́ни,/ язы́к многоплеме́нных, возмуща́ющия мо́ре.

В Го́споде ра́дуяся, Бо́зе Спа́се твое́м,/ Богоглаго́ливе сла́вне, веселя́ся,/ и та́мо су́щаго сия́ния зарю́ прие́м/ и све́том Богоде́льным мы́сленно просвеща́емь,/ па́мять твою́ всепра́зднственную ве́рою соверша́ющия/ напа́стей же и бед твои́ми моли́твами изба́ви.

Богородичен,

Тьма́ми, Пречи́стая, обеща́хся/ покая́ние о мои́х сотвори́ти согреше́ниих,/ но не оставля́ет мя неподо́бный мой злый обы́чай,/ сего́ ра́ди вопию́ Ти/ и, припа́дая, молю́ся:/ Ты мя, Влады́чице, изми́ такова́го томле́ния,/ путеводя́щи к лу́чшим/ и спасе́ния близ су́щим.

Крестобогородичен,

А́гнца и Па́стыря,/ Тя на Дре́ве я́ко ви́де,/ А́гница ро́ждшая рыда́вше/ и ма́терски Тебе́ веща́ше:/ Сы́не Возжеле́нне,/ ка́ко на Дре́ве Кре́стнем пове́шен еси́, Долготерпели́ве?/ ка́ко руки́ и но́ги Твоя́, Сло́ве,/ пригвозди́шася от беззако́нных/ и Кровь Твою́ излия́л еси́, Влады́ко?


Стихиры на стиховне


Стихиры на хвалитех


Седальны

Глас 4:

На Боже́ственней стра́жи стал еси́, блаже́нне,/ и уразуме́л еси́ Бо́жие прише́ствие проро́ческими очесы́, Богодохнове́нне;/ те́мже и возопи́л еси́, Авваку́ме, со стра́хом:/ Го́споди, услы́шах стра́шное прише́ствие Твое́ и воспева́ю Тя,/ плоть бре́нную от Де́вы понести́ восхоте́вшаго.


Светильны


Каноны

Кано́н проро́ка, глас 4 (основной)


Житие

Святой пророк Аввакум был восьмым из числа двенадцати малых пророков. Свое служение проходил в иудейском царстве; полное его молчание о израильском царстве дает основания догадке, что он пророчествовал уже по разрушении этого царства. Пророк говорит о нашествии халдеев, как о народе новом, которого иудеи еще не видели, но увидят его в своей земле да́же современники пророка. Значит, святой Аввакум пророчествовал до 606 года, когда халдеи в первый раз явились в Иудею при Иоакиме, сыне Иосии. Из пророков, впервые назвавших халдеев врагами иудеев, нам известен Аввакум; вероятно, он-то и разумеется в числе пророков, предсказавших иудейскому царю Манассии «такое зло, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4Цар.21:12). Несчастье это – разрушение Иерусали́ма и погибель Иуды.

По возвращении из ассирийского (Вавилонского) плена нечестивый царь Манассия раскаялся и обратился к Богу, но зло, посеянное им в первую половину его царствования, глубоко укоренилось в народе. «Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного» (Авв.1:3–4), – взывал пророк к Господу и спрашивал, доколе это будет продолжаться (Авв.1:2). Господь возвестил Своему избраннику, что за всеобщее нечестие скоро будет наказание через свирепых халдеев.

Но у него родилось новое недоумение – почему Бог попустил наказать евреев именно через халдеев, когда они виновнее евреев. Сам Бог выставил на вид их жестокость, наглую надменность и нечестивую гордость. Неужели Бог не может положить конец одному злу иначе, как посредством другого, еще большего зла? (Авв.1:12–17). В ответ пророк получает от Господа повеление записать нечто особенно важное, что непременно сбудется: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв.2:1–4). Этот общий приговор относится к халдеям, и далее пророк пять раз произносит «горе» по поводу их гибели и перечисляет их преступления (Авв.2:5–20).

Глубоко потрясенный сообщенным ему от Бога откровением о грозном суде, пророк Аввакум обращается к Богу с теплой молитвой. Святой молит праведного Судию, чтобы Он в откровении Своего гнева сначала над иудеями, а потом над их врагами, показал над первыми Свое милосердие.

В заключение от лица общества верующих пророк выражает перед Богом те чувства, которые возбудило в них откровение Божие.

Цель пророчества Аввакума – установить правильный взгляд на пути Промысла Божьего, поддержать и утешить верующих.

Слова пророчества: «идый приидет и не умедлит» (Авв.2:3) святой апостол Павел относит к Иисусу Христу, Который не умедлит воздать всем верующим в него (Евр. 10, 37). А изречение пророка: «праведник от веры жив будет» (Авв.2:4) святой апостол Павел берет текстом, на котором он основывает учение о благодатном оправдании верою, без дел закона (Гал.3:11Евр.10:38). Значит, святой Аввакум пророчествовал, что в царстве Мессии для спасения требуется истинная, живая вера, а при ней Господь дарует оправдание и спасение. Замечательна общность выражения, не имеющая в виду прямо никого – ни еврея, ни халдея: кто бы ни был по происхождению, – имей правую веру, и будешь жив. Изречение это приложимо не только к отдельным личностям, но и к целым народам.

Язык книги отличается краткостью, точностью, живостью образов, возвышенной простотой, так что книга с литературной точки зрения пр­надлежит к числу замечательных Библейских Писа́ний.

Мощи святого пророка Аввакума, как свидетельствует церковный историк V века Созомен, по Божественному откровению, данному в сонном видении Зевенну, епископу Елевферопольскому, были обретены в царствование императора Феодосия II Младшего (408–450) близ Елевферополя. Вскоре, подобным образом были обретены мощи святого пророка Михея (VIII в. до Рождества Христова, память 5 января и 14 августа).