Часы

Ю. Рубан

ЧАСЫ (греч. мн. ч. ὧραι, хорай) – бого­слу­же­ния Суточ­ного круга, полу­чив­шие своё родо­вое назва­ние вслед­ствие стро­гой (!) смыс­ло­вой и хро­но­ло­ги­че­ской соот­не­сен­но­сти с опре­де­лён­ными древними часами (стра­жами) суток.

Согласно Часо­слову и свт. Симеону Солун­скому († 1429), основ­ных бого­слу­жеб­ных Часов семь («по числу даров Духа» и в соот­вет­ствии с Пс. 118:164): Полу­нощ­ница (μεσονύκτικον), Утреня (ὄρθρος) вместе с Первым Часом, Часы Третий, Шестой и Девя­тый, Вечерня (Ἑσπερινόν) и Пове­че­рие (ἀπόδειπνον), или Па́вечерница (букв. «после ве́чери, ужина») в древ­не­рус­ских Уста­вах и у ста­ро­об­ряд­цев.

Суще­ствуют разные виды Вечерни, Полу­нощ­ницы и Утрени. В Часо­слове (или Псал­тири Сле­до­ван­ной) нахо­дятся также четыре исклю­чи­тельно мона­ше­ских службы – т. н. Меж­до­ча­сия (μεσώριον) – и чин Изоб­разитель­ных (τὰ τυπικά, та типика; букв. «то, что [поло­жено] по уставу»), или, в рус­ской тра­ди­ции, – Обедница. Вечерню и Утреню можно назвать «Вели­кими Часами».

Cоб­ственно Часы (Малые Часы, обо­зна­ча­е­мые обычно рим­скими циф­рами) посвя­щены, пре­иму­ще­ственно, вос­по­ми­на­нию еван­гель­ских собы­тий, слу­чив­шихся в одно­имен­ные отрезки вре­мени – три­ча­сия, или стражи, с кото­рыми они сов­ме­щены, в рамках днев­ного цикла, хро­но­ло­ги­че­ски (см. Часы и стражи).

Первый (I) Час: ведение Иисуса Христа от Кайафы в пре­то­рию к про­ку­ра­тору Понтию Пилату и лже­сви­де­тель­ства на Него. Третий (III) Час: суд Пилата и истя­за­ния Гос­пода; но также и тема соше­ствия Свя­того Духа на апо­сто­лов (Деян. 2 гл.). Шестой (VI) Час: шествие на Гол­гофу, рас­пя­тие Спа­си­теля, тьма по всей земле. Девя­тый (IX) Час: послед­ние Слова Гос­пода и Его Спа­си­тель­ная Смерть, сотря­се­ние осно­ва­ний земли, вос­ста­ние мёрт­вых, прободение воином Его рёбер.

Это мона­стыр­ское в своей основе бого­слу­же­ние, содер­жа­ще­еся в Пале­стин­ском Часо­слове, явля­ется в насто­я­щее время един­ствен­ным на Пра­во­слав­ном Востоке, сохра­ня­ю­щем Визан­тий­ский обряд. Напро­тив, в Рим­ской (Визан­тий­ской) импе­рии суще­ство­вали раз­лич­ные уставы слу­же­ния Часов, зна­чи­тельно отли­ча­ю­щи­еся от совре­мен­ного Часо­слова: устав Акимитов («Неусы­па­ю­щих»), устав Два­дцати четы­рех часов и др. (Речь не идёт о древ­ней­ших мона­хах: у каж­дого из них был свой инди­ви­ду­аль­ный «часо­слов» в зна­че­нии устной тра­ди­ции псал­мо­пе­ния; тот же плю­ра­лизм имел место в древ­них кино­виях.)

Особую роль в рус­ской исто­рии сыг­рали соборно-при­ход­ские Часы по уставу Cвятой Софии, или «Песнен­ное Последова­ние». Именно бла­го­ле­пие бого­слу­же­ния Вели­кой Церкви (Μεγάλη Ἐκκλησία), как назы­вали визан­тийцы храм Святой Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской), опре­де­лило, по нашему мнению «выбор веры» послами князя Вла­ди­мира, и Русь вошла в регион хри­сти­ан­ских стран визан­тий­ской тра­ди­ции. Пес­нен­ное После­до­ва­ние в отдель­ных служ­бах и эле­мен­тах будет сосу­ще­ство­вать на Руси с мона­стыр­скими бого­слу­жеб­ными тра­ди­ци­ями, и окон­ча­тельно исчез­нет лишь к сере­дине XVII века в резуль­тате непро­ду­ман­ных реформ патр. Никона.

Лит.: Манс­ве­тов И. Д. О Пес­нен­ном После­до­ва­нии // При­бав­ле­ния к тво­ре­ниям свв. отцов. М., 1880. Ч. III–IV; Некра­сов А. Откуда ведёт своё начало и что собо­юз­на­ме­нует круг еже­днев­ных бого­слу­же­ний наших // Пра­во­слав­ный Собе­сед­ник, 1896, II. С. 392–405; [Иустин (Полян­ский), еп.] Смысл и зна­че­ние пра­во­славно-хри­сти­ан­ского еже­днев­ного бого­слу­же­ния / Е. И. – 4‑е изд. М., 1904; Ска­бал­ла­но­вич М.Н. Тол­ко­вый Типи­кон. Вып. I—III. Киев, 1910, 1913, 1915 (репр.: М., 1995); Арранц М., О.И. «Как моли­лись Богу древ­ние визан­тийцы»: Суточ­ный круг бого­слу­же­ния по древним спис­кам Визан­тий­ского Евхо­ло­гия. (Дис­сер­та­ция). Л. [Рим], 1979; Арранц М., О. И. «Око Цер­ков­ное» (Исто­рия Типи­кона). Рим, 1998; Рубан Ю. Как моли­лись в Древ­ней Руси? // Россия в X–XVIII вв. Про­блемы исто­рии и источ­ни­ко­ве­де­ния. (Тезисы докла­дов и сооб­ще­ний Вторых чтений, посвя­щен­ных памяти А. А. Зимина. Москва, 26–28 января 1995 г.). М.: РГГУ, 1995. С. 483–494; Рубан Ю. Про­блемы и задачи рос­сий­ской литур­гики (Пред­ва­ри­тель­ные заме­ча­ния) // Пра­во­слав­ное бого­сло­вие на рубеже тре­тьего тыся­че­ле­тия: Бого­слов­ская кон­фе­рен­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Мате­ри­алы. Москва, 7–9 фев­раля 2000 г. Сино­даль­ная Бого­слов­ская Комис­сия. – М., 2000. С. 333–341; Как моли­лись в Святой Софии Нов­го­род­ской: Литур­гия и Пани­хида XIII сто­ле­тия. СПб., 2002 (Литур­гия св. Иоанна Зла­то­уста и древ­ней­шая рус­ская Пан­ни­хис-Пани­хида по пер­га­мен­ному Слу­жеб­нику «Софий­ский 518», XIII в. Тексты и ком­мен­та­рии); Арранц М., иером.; Рубан Ю. Исто­рия Визан­тий­ского Типи­кона («Око Цер­ков­ное»). Часть I. Пред­ви­зан­тий­ская эпоха. СПб., 2003. См. также статьи о служ­бах Суточ­ного цикла в Пра­во­слав­ной энцик­ло­пе­дии (по алфа­виту), напи­сан­ные спе­ци­а­ли­стами и содер­жа­щие исчер­пы­ва­ю­щую биб­лио­гра­фию, а также мате­риал в интер­нете. К послед­нему сле­дует отно­ситься с кри­ти­че­ской осто­рож­но­стью, ори­ен­ти­ру­ясь прежде всего на ука­зан­ные здесь науч­ные работы.

В несколько сокра­щен­ном виде статьи «Часы» и «Часы и стражи» были ранее опуб­ли­ко­ваны, см.: Рос­сий­ский гума­ни­тар­ный энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. М.; СПб.: СПбГУ, 2002. Т. III. С. 571).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки