Часы

Ю. Рубан

ЧАСЫ (греч. мн. ч.  ὧραι, хорай) – богослужения Суточного круга, получившие своё родовое название вследствие  строгой (!) смысловой и хронологической соотнесенности с определёнными древними часами (стражами) суток.

Согласно Часослову и свт. Симеону Солунскому († 1429), основных богослужебных Часов семь («по числу даров Духа» и в соответствии с Пс. 118:164): Полунощница (μεσονύκτικον), Утреня  (ὄρθρος)  вместе с Первым Часом,  Часы Третий, Шестой и Девятый, Вечерня (Ἑσπερινόν) и Повечерие (ἀπόδειπνον), или Па́вечерница (букв. «после ве́чери, ужина») в древнерусских Уставах и у старообрядцев.

Существуют  разные  виды Вечерни, Полунощницы и Утрени. В Часослове (или Псалтири Следованной) находятся также четыре исключительно монашеских службы – т.  н. Междочасия (μεσώριον) – и чин Изобразительных (τὰ τυπικά, та типика; букв. «то, что [положено] по уставу»), или, в русской традиции, – Обедница. Вечерню и  Утреню можно  назвать «Великими  Часами».

Cобственно Часы (Малые Часы, обозначаемые обычно римскими цифрами) посвящены, преимущественно, воспоминанию евангельских событий, случившихся в одноименные отрезки времени – тричасия, или стражи, с которыми они совмещены, в рамках дневного цикла, хронологически (см. Часы и стражи).

Первый (I) Час: ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него. Третий (III) Час: суд Пилата и истязания Господа; но также и тема сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. 2 гл.). Шестой (VI) Час: шествие на Голгофу, распятие Спасителя, тьма по всей земле. Девятый (IX) Час: последние Слова Господа и Его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мёртвых,  прободение воином Его рёбер.

Это монастырское в своей основе богослужение, содержащееся в Палестинском Часослове, является в настоящее время единственным на Православном Востоке, сохраняющем Византийский  обряд. Напротив, в Римской   (Византийской) империи существовали различные уставы служения Часов, значительно отличающиеся от современного Часослова: устав Акимитов («Неусыпающих»), устав Двадцати четырех часов и др. (Речь не идёт о древнейших монахах: у каждого из них был свой индивидуальный «часослов» в значении устной традиции псалмопения; тот же плюрализм имел место в древних киновиях.)

Особую роль в русской истории сыграли соборно-приходские Часы  по уставу Cвятой Софии, или «Песненное Последование». Именно благолепие богослужения Великой Церкви (Μεγάλη Ἐκκλησία), как называли византийцы храм Святой Софии Константинопольской), определило, по нашему мнению «выбор веры» послами князя Владимира, и Русь вошла в регион христианских стран византийской   традиции. Песненное Последование в отдельных службах и элементах будет  сосуществовать на Руси с монастырскими богослужебными традициями, и окончательно исчезнет лишь к середине XVII века в результате непродуманных реформ патр.  Никона.

Лит.: Мансветов И. Д. О Песненном Последовании  // Прибавления к творениям свв.  отцов.  М., 1880.  Ч. IIIIV; Некрасов А. Откуда ведёт своё начало и что собою  знаменует круг ежедневных богослужений наших // Православный Собеседник, 1896, II. С. 392–405; [Иустин (Полянский), еп.] Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения / Е. И. – 4-е изд. М., 1904; Скабалланович М.  Н. Толковый Типикон. Вып. IIII. Киев, 1910, 1913, 1915 (репр.: М., 1995); Арранц М., О. И. «Как молились Богу древние византийцы»: Суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология. (Диссертация). Л. [Рим], 1979; Арранц М., О. И. «Око Церковное» (История Типикона). Рим, 1998; Рубан Ю.  Как молились в Древней  Руси? // Россия  в  XXVIII  вв. Проблемы истории и источниковедения.  (Тезисы докладов и сообщений Вторых чтений,  посвященных памяти А. А. Зимина. Москва, 26–28 января 1995 г.). М.: РГГУ, 1995. С. 483–494; Рубан Ю. Проблемы и задачи российской литургики (Предварительные замечания) // Православное богословие на рубеже третьего тысячелетия: Богословская конференция Русской Православной Церкви. Материалы. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Синодальная Богословская Комиссия. – М., 2000. С. 333–341; Как молились в Святой Софии Новгородской: Литургия и Панихида XIII столетия. СПб., 2002 (Литургия св. Иоанна Златоуста и древнейшая русская Паннихис-Панихида по пергаменному Служебнику «Софийский 518», XIII в. Тексты и комментарии); Арранц М., иером.; Рубан Ю. История Византийского Типикона («Око Церковное»). Часть I. Предвизантийская эпоха. СПб., 2003. См. также статьи о службах Суточного цикла в Православной энциклопедии (по алфавиту), написанные специалистами и содержащие исчерпывающую библиографию, а также материал в интернете. К последнему следует относиться с критической осторожностью, ориентируясь прежде всего на указанные здесь научные работы.  

В несколько сокращенном виде статьи «Часы» и «Часы и стражи» были ранее опубликованы, см.: Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.; СПб.: СПбГУ, 2002. Т. I I I. С. 571).

Print Friendly, PDF & Email