Четверо святых центральной Англии: Хардульф, Плегмунд, Вульфхад и Руфин

Оглав­ле­ние

 

Пре­по­доб­ный Хар­дульф, отшель­ник в Бри­доне в Лестер­шире

О жизни одних ранних англий­ских, так назы­ва­е­мых англо-сак­сон­ских, святых сохра­ни­лось много све­де­ний, о других же мы знаем порой только имя, место почи­та­ния и день памяти. Святой отшель­ник из Лестер­шира по имени Хар­дульф при­над­ле­жит именно к послед­ней кате­го­рии. Что же известно об этом подвиж­нике и о том святом месте, где он тру­дился ради Христа в VII веке?

Един­ствен­ное свя­зан­ное со святым Хар­дуль­фом место носит назва­ние Бридон-Он-Де-Хилл. Как назва­ние «bre» в пере­воде с кельт­ского, так и «don» (то есть сокра­щенно down) на старом англий­ском озна­чает «холм». Эта воз­вы­шен­ность с древ­них времен счи­та­лась свя­щен­ным местом, а в желез­ном веке исполь­зо­ва­лась как холм-кре­пость. Отсюда нача­лась хри­сти­а­ни­за­ция района Лестер­шир. Имя того, кто начал эту хри­сти­а­ни­за­цию, весьма инте­ресно. Фак­ти­че­ски, «Хар­дульф» (Hardulph) есть невер­ная лати­ни­за­ция. Древ­ние англи­чане нико­гда не писали «ph» – они писали «f» (срав­ните формы Botolph и Botulf имени Ботольф). Пер­во­на­чально это имя, навер­ное, имело форму «Эрдульф» (Aerdulf).

chetvero_svyatyh_tsentralnoy_anglii_1
Инте­рьер церкви св. Марии и св. Хар­дульфа в Бри­доне-Он-Де-Хилл

Из един­ствен­ного дошед­шего до нас источ­ника инфор­ма­ции об «отшель­нике из Бри­дона» – жития святой Мод­венны[1] мы узнаем, что святой Хар­дульф был ее совре­мен­ни­ком. Пре­да­ние отно­сит осно­ва­ние церкви в Бри­доне к 676 году. На самом деле она была постро­ена между 675 и 691 годами, после того как Элдор­мен Фри­де­рик пожа­ло­вал земли мона­стырю в Питер­боро. Цер­ковь в Бри­доне была одной из несколь­ких дочер­них церк­вей этого мона­стыря. Первым абба­том в Бри­доне, согласно источ­ни­кам, был Хедди. Вполне веро­ятно, что после него абба­том мог стать и отшель­ник Хар­дульф. Его могли отпра­вить про­по­вед­ни­ком в Бридон из мона­стыря Питер­боро, где он начи­нал свой отшель­ни­че­ский подвиг. Это было время, когда после смерти тирана-языч­ника Пенды, короля Мерсии, в 655 году, начало про­цве­тать мис­си­о­нер­ское мона­ше­ство в цен­траль­ной Англии. Тогда появи­лось много отшель­ни­ков, таких как святой Хар­дульф, соору­жав­ших себе малень­кие уеди­нен­ные кельи. На месте их отшель­ни­че­ской жизни позд­нее обра­зо­вы­ва­лись мона­стыри и стро­и­лись храмы.

Поскольку Лестер­шир рас­по­ло­жен в цен­траль­ных рай­о­нах Англии (Мид­лендс), где есть местечко Бертон-Он-Трент, в кото­ром под­ви­за­лась святая Мод­венна, то можно пред­по­ло­жить, что святой Хар­дульф обучал там ее мона­ше­ской жизни. Хар­дульф, отшель­ник в Бри­доне, подобно многим другим пустын­ни­кам, построил здесь келью и часовню. На их месте теперь стоит при­ход­ская цер­ковь святой Марии и свя­того Хар­дульфа, что под­твер­жда­ется архео­ло­ги­че­скими иссле­до­ва­ни­ями, про­ве­ден­ными под полом этой церкви. День памяти свя­того Хар­дульфа отме­ча­ется 619 авгу­ста, иногда также 21 августа/3 сен­тября.

Мы счи­таем ошиб­кой, когда свя­того Хар­дульфа и многих других древ­них англий­ских святых назы­вают бене­дик­тин­цами, как делают непра­во­слав­ные. Этот термин в совре­мен­ном его смысле отно­сится лишь к опре­де­лен­ным мона­хам, начи­ная с XII века и позже. В VII же веке в Англии и сопре­дель­ных стра­нах под­ви­за­лись монахи, сле­до­вав­шие общей для всех свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции. Кто-то из них поль­зо­вался уста­вом свя­того Бене­дикта, а кто-то – уста­вами других отцов нераз­де­лен­ной Церкви.

Цер­ковь в Бри­доне явля­ется един­ствен­ной, освя­щен­ной в честь свя­того Хар­дульфа. Такие уни­каль­ные церкви ука­зы­вают на мест­ное почи­та­ние подвиж­ни­ков, кото­рых счи­тали почти что мест­ными геро­ями. Бри­дон­ский мона­стырь, осно­ван­ный святым Хар­дуль­фом, позд­нее при­об­рел огром­ную славу, став зна­чи­тель­ным цен­тром мона­ше­ской жизни и уче­но­сти.

В 731 году один из вос­пи­тан­ни­ков Бри­дона, воз­можно прямой ученик свя­того Хар­дульфа, Татвин стал архи­епи­ско­пом Кен­тер­бе­рий­ским. О нем упо­ми­нал и пре­по­доб­ный Беда Досто­по­чтен­ный. Святой Татвин позд­нее был кано­ни­зи­ро­ван, день его памяти – 30 июля / 12 авгу­ста.

Ста­рин­ная сак­сон­ская цер­ковь Бри­дона сла­вится своими укра­шен­ными высе­чен­ными пли­тами и фри­зами. Хотя о святом Хар­дульфе известно мало, име­ется много лите­ра­туры о «визан­тий­ских» камнях и фризах этой церкви, а также изоб­ра­же­ниях на них Пре­свя­той Девы и архан­гела. Послед­ние отно­сятся к концу VII, или к VIII, или IX веку и напо­ми­нают подоб­ные изоб­ра­же­ния в нахо­дя­щихся по сосед­ству в Флет­тоне и Касторе. Оче­видно, осно­ван­ный Хар­дуль­фом Бри­дон­ский мона­стырь в то время был важным духов­ным и куль­тур­ным цен­тром, поскольку имел такую зна­чи­мую цер­ковь.

Гор­дость Чешира: святой Плег­мунд, отшель­ник и архи­епи­скоп

Отшель­ник и архи­пас­тырь свя­ти­тель Плег­мунд был 20‑м архи­епи­ско­пом Кен­тер­бе­рий­ским с 890 по 914 (а по неко­то­рым све­де­ниям по 923) год. Он был посвя­щен в архи­епи­скопа в конце ужас­ного для Англии IX века, когда языч­ники-дат­чане прак­ти­че­ски уни­что­жили мона­ше­ство и куль­туру на этом ост­рове. Необы­чай­ный опыт, уче­ность и адми­ни­стра­тив­ные спо­соб­но­сти свя­ти­теля исполь­зо­вали бла­го­вер­ный король Аль­фред Вели­кий, спас­ший Англию мате­ри­ально, и его сын и пре­ем­ник Эдуард Стар­ший, спас­ший ее духовно. Во многом бла­го­даря свя­ти­телю Плег­мунду древ­няя Англий­ская Цер­ковь была воз­рож­дена, и в X сто­ле­тии насту­пил «сереб­ря­ный век» ее исто­рии.

Свя­ти­тель Плег­мунд был един­ствен­ным уро­жен­цем Чешира, став­шим архи­пас­ты­рем Англии. Мы ничего не знаем о его про­ис­хож­де­нии и только можем пред­по­ло­жить, что он родился в сере­дине IX века. Моло­дым чело­ве­ком Плег­мунд полу­чил хоро­шее вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние в запад­ной Мерсии, воз­можно в Честере, где была пре­вос­ход­ная мона­стыр­ская биб­лио­тека. Досто­верно известно, что буду­щий свя­ти­тель много лет под­ви­зался в полном уеди­не­нии на одном ост­ровке в Чешире. Мест­ные люди тогда назы­вали этот ост­ро­вок Плег­мун­де­шам, что значит «залив­ной луг Плег­мунда». После смерти Плег­мунда, когда нача­лось его почи­та­ние, ост­ро­вок полу­чил назва­ние «Плег­мунд­стоу» (святое место Плег­мунда), позд­нее назва­ние уко­ро­тили до «Плем­столл», то есть «место отшель­ни­че­ской жизни Плег­мунда».

О святом Плег­мунде отзы­ва­лись как о «все­цело пре­дан­ном Богу муже, бле­стяще обу­чен­ном в цер­ков­ных науках». За это время он набрался духов­ного опыта, стал насто­я­щим духов­ни­ком и собрал вокруг себя немало уче­ни­ков. Поскольку Чешир нахо­дился в запад­ной Мерсии и не был окон­ча­тельно поко­рен во время дат­ского заво­е­ва­ния, то цер­ков­ная жизнь в этой обла­сти про­дол­жа­лась. Вот почему король Аль­фред Вели­кий около 887 года при­гла­сил свя­того Плег­мунда и трех других цер­ков­ных дея­те­лей из Мерсии вос­ста­нав­ли­вать куль­туру, уче­ность и знание латин­ского языка в Уэс­сексе. Согласно Ассеру, Уэль­скому епи­скопу и био­графу Аль­фреда, буду­щий архи­пас­тырь был «по про­ис­хож­де­нию мер­сиец, досто­по­чтен­ный и даро­ви­тый муж, наде­лен­ный муд­ро­стью» и «достой­ный вся­че­ского почи­та­ния».

После смерти архи­епи­скопа Этель­реда Кен­тер­бе­рий­ская кафедра стала вакант­ной, и ее пред­ло­жили занять дру­гому уче­ному, свя­тому пас­тырю и коро­лев­скому совет­нику Грим­бальду Вин­че­стер­скому[2]. Тот отка­зался, посо­ве­то­вав, чтобы это место пред­ло­жили свя­тому Плег­мунду. «Англо-сак­сон­ская хро­ника», состав­лен­ная коро­лем Аль­фре­дом не без помощи Плег­мунда, сооб­щает за 890 год, что «в этот год долж­ность архи­епи­скопа Кен­тер­бе­рий­ского занял Плег­мунд, избран­ный самим Богом и своим наро­дом». Ясно, что Плег­мунд стал пред­сто­я­те­лем Церкви, про­ведя у короля Аль­фреда всего лишь несколько лет, потому, что про­из­вел огром­ное впе­чат­ле­ние на короля, совет­ни­ком и духов­ным руко­во­ди­те­лем кото­рого был. Уди­ви­тельно, что прежде чем стать архи­пас­ты­рем своего народа святой Плег­мунд не был ни епи­ско­пом, ни абба­том, но про­стым свя­щен­ни­ком.

chetvero_svyatyh_tsentralnoy_anglii_2
Остатки сак­сон­ского креста, Сток-Он-Трент

Вскоре после своего избра­ния святой поехал в Рим за полу­че­нием архи­епи­скоп­ского паллия к ново­по­став­лен­ному папе Фор­мозу (891–896). Чуть позд­нее Формоз отпра­вил посла­ние англий­ским епи­ско­пам, в кото­ром упре­кал их за то, что они мед­лили с кре­ще­нием языч­ни­ков-датчан и не уде­ляли доста­точно вни­ма­ния обра­зо­ва­нию, в чем уже пре­успе­вал Плег­мунд, их при­мер­ный архи­пас­тырь.

Из грамот мы узнаем, что Аль­фред пожа­ло­вал Плег­мунду земли в Кенте в 895 году и в Лон­доне в 898 году. Вместе с коро­лем Аль­фре­дом и дру­гими уче­ными людьми свя­ти­тель Плег­мунд пере­вел на англий­ский язык работу свя­ти­теля Гри­го­рия Двое­слова «О пас­тыр­ском попе­че­нии».

После смерти Аль­фреда Вели­кого в 899 году святой Плег­мунд воз­гла­вил тор­же­ствен­ную коро­на­цию Эду­арда Стар­шего на англий­ский трон в Кинг­стоне-на-Темзе 8 июня 900 года. Ряд жало­ван­ных грамот обла­сти Хемп­шир между 900 и 920 годами имеют под­пись свя­ти­теля Плег­мунда. За годы своего пред­сто­я­тель­ства свя­ти­тель Плег­мунд выпус­кал монеты, что делали и другие архи­епи­скопы Кен­тер­бе­рий­ские того пери­ода. Неко­то­рые из тех монет сохра­ни­лись до нашего вре­мени.

В 908 году Плег­мунд освя­тил высо­кую башню в честь Пре­свя­той Бого­ро­дицы в соборе Нью-Мин­стер в Вин­че­стере и в том же году снова посе­тил Рим, где встре­тился с папой Сер­гием III (904–911). Архи­епи­скоп Плег­мунд привез с собой мило­стыню, дал папе совет отно­си­тельно отме­нен­ных к тому вре­мени поста­нов­ле­ний папы Фор­моза и доло­жил о своих планах, каса­ю­щихся цер­ков­ной жизни Уэс­секса. Из Рима он привез с собой мощи свя­щен­но­му­че­ника Власия, епи­скопа Сева­стий­ского († 316, память 1124 фев­раля) для церкви в Кен­тер­бери.

Затем архи­епи­скоп Плег­мунд взялся заново обу­стра­и­вать цер­ков­ную жизнь в Уэс­сексе. Он раз­де­лил огром­ную епар­хию Вин­че­стера и Шер­борна на пять епар­хий: Вин­че­стер­скую, Шер­борн­скую, Кре­ди­тон­скую, Рам­с­бе­рий­скую и Уэллса. Для каждой из этих ново­об­ра­зо­ван­ных кафедр Плег­мунд посвя­тил епи­скопа, а также по епи­скопу на кафедры Селси и Дор­че­стера-на-Темзе – и все это за один день на цер­ков­ном соборе в Вин­че­стере в 909 году. Двое из этих епи­ско­пов были позд­нее кано­ни­зи­ро­ваны: Фри­те­стан Вин­че­стер­ский[3] и Ательм Уэлл­ский (память 821 января), дядя свя­ти­теля Дун­стана Кен­тер­бе­рий­ского, став­ший впо­след­ствии пре­ем­ни­ком Плег­мунда.

chetvero_svyatyh_tsentralnoy_anglii_3
Ран­не­нор­манн­ская дверь внутри церкви св. Марии и св. Хар­дульфа в Бри­доне-Он-Де-Хилл

Свя­ти­тель Плег­мунд отошел ко Гос­поду 215 авгу­ста, веро­ят­нее всего в 914 году, в глу­бо­кой ста­ро­сти, пробыв архи­пас­ты­рем своего народа почти чет­верть века. В этот день и совер­ша­ется его память. Его любили и почи­тали как уче­ней­шего и свя­того мужа, и почи­та­ние это про­дол­жа­лось многие века. Свя­ти­тель сыграл клю­че­вую роль в воз­рож­де­нии уче­но­сти и куль­туры во вре­мена Аль­фреда и затем в пере­устрой­стве церкви Уэс­секса во время прав­ле­ния Эду­арда.

К сожа­ле­нию, до нас не дошло пись­мен­ных тво­ре­ний свя­того Плег­мунда. До сих пор суще­ствует святой родник Плег­мунда на низком, но отчет­ли­вом крае утеса в чет­верти мили от Плем­столла. На восток от него на низ­мен­но­сти рас­по­ло­жен другой низ­ко­ле­жа­щий утес, обра­зу­ю­щий запад­ный край ост­рова Плем­столл, на нем нахо­дятся цер­ковь в честь апо­стола Петра, дом свя­щен­ника, част­ный дом и фер­мер­ское хозяй­ство. Этот ост­ро­вок кап­ле­вид­ный, а цер­ковь рас­по­ло­жена в север­ном конце – самом широ­ком и высо­ком. К церкви можно подойти только с запад­ной сто­роны по Плем­столл­скому пере­улку. Этот пере­улок про­хо­дит мимо род­ника, прежде чем спус­ка­ется с утеса. Затем он пере­се­кает реку Гауи через мост Пле­мон­дестолл и ныне осу­шен­ное болото по моще­ной дорожке и под­ни­ма­ется к ост­рову и церкви. Вода из род­ника свя­того Плег­мунда много лет исполь­зу­ется для совер­ше­ния таин­ства кре­ще­ния в этой церкви. Это место посе­ща­ется палом­ни­ками и по сей день, а ограж­де­ния вокруг источ­ника и сто­я­щего рядом дерева регу­лярно укра­ша­ются. Все пре­да­ния гово­рят о том, что место затвор­ни­че­ской жизни Плег­мунда нахо­дится прямо под цер­ко­вью.

Недавно свя­ти­телю Плег­мунду была состав­лена пра­во­слав­ная служба на англий­ском языке.

Святые Вуль­ф­хад и Руфин, муче­ники в Стоуне

Хотя Стоун рас­по­ло­жен рядом со Стоком-на-Тренте и «Гон­чар­нями»[4], он до сих пор явля­ется мило­вид­ным тор­го­вым город­ком граф­ства Стаф­форд­шир. Выез­жая из города по направ­ле­нию к деревне Оултон, можно уви­деть заме­ча­тель­ные виды сель­ской мест­но­сти над бегу­щими вол­ни­стыми лесами и паст­би­щами. Мест­ная цер­ковь освя­щена в честь архан­гела Миха­ила, но более ранняя цер­ковь на этом месте была мона­стыр­ской, освя­щен­ной в честь святой Марии и свя­того Вуль­ф­хада. Кем же был святой Вуль­ф­хад?

chetvero_svyatyh_tsentralnoy_anglii_4
Цер­ковь-при­о­рат св. Марии и св. Хар­дульфа в Бри­доне-Он-Де-Хилл

Рас­сказ о нем и его брате Руфине встре­ча­ется у автора по имени Спид в 1632 году. Более ранним источ­ни­ком был Роберт из Суоф­фема (XIII в.). Согласно этому источ­нику, в VII веке мер­сий­ский король Вуль­ф­хер женился на святой прин­цессе Эрме­нильде Кент­ской. У них было два сына – Вуль­ф­хад и Руфин, обра­щен­ные в хри­сти­ан­ство и кре­щен­ные свя­ти­те­лем Чедом Лич­фил­дским. Узнав об этом, их отец, воз­вра­тив­шийся в язы­че­ство, пришел в ярость и погнался за бра­тьями из своего дворца в Бери-Бэнке. Свя­того Вуль­ф­хада он догнал и убил в Стоуне, а свя­того Руфина – непо­да­леку, в Бер­стоне. Их мать при­ка­зала похо­ро­нить бра­тьев под боль­шой грудой камней, отчего город и полу­чил назва­ние Стоун. Вскоре на этом месте вырос мона­стырь при дея­тель­ном уча­стии самого короля Вуль­ф­хера, кото­рого свя­ти­тель Чед убедил вер­нуться к хри­сти­ан­ской вере.

Эта позд­няя исто­рия об уби­е­нии двух бра­тьев запу­тан­ная и запу­ты­ва­ю­щая. Во-первых, согласно более ранним источ­ни­кам, король Вуль­ф­хер был убеж­ден­ным и пре­дан­ным хри­сти­а­ни­ном, а во-вторых, именно он осно­вал мона­стырь в Питер­боро и начал про­све­щать жите­лей ост­рова Уайт. Авто­ри­тет­ный исто­рик пре­по­доб­ный Беда Досто­по­чтен­ный писал в первой поло­вине VIII века: «Через три года после смерти короля Пенды в 655 году дуксы народа мер­сий­цев Иммин, Эфа и Эдберт вос­стали против короля Освиу и поста­вили своим коро­лем Вуль­ф­хера, юного сына Пэды, кото­рого они скры­вали. С отва­гою они изгнали намест­ни­ков чужого короля и вос­ста­но­вили свою страну и свою сво­боду. Осво­бо­див­шись и поста­вив себе короля, они покля­лись слу­жить истин­ному Царю – Христу ради веч­ного спа­се­ния на небе­сах. Король Вуль­ф­хер правил мер­сий­цами 17 лет (658–675). Первым епи­ско­пом при нем был Трум­хер, вторым – Яруман, тре­тьим – Чед, а чет­вер­тым – Вин­фрид. Все они по оче­реди управ­ляли епи­скоп­ством мер­сий­цев при короле Вуль­ф­хере».

Самые ранние пре­да­ния часто досто­верно опи­сы­вают исто­ри­че­ские собы­тия. Нам дума­ется, что уби­е­ние двух бра­тьев имело место, но невин­ный король Вуль­ф­хер, в отли­чие от того, что рас­ска­зы­вает легенда, был каким-то обра­зом при­ча­стен к этой исто­рии уже после их муче­ни­че­ской кон­чины. Так или иначе, коро­лев­ство Мерсия поро­дило двух святых муче­ни­ков, уби­ен­ных за Христа при­мерно в 675 году, их звали Вуль­ф­хад и Руфин, оба они были коро­лев­ского про­ис­хож­де­ния, а память им совер­ша­ется 24 июля / 6 авгу­ста.

Пере­вод с англий­ского Дмит­рия Лапы
про­то­и­е­рей Андрей Фил­липс, Эдмунд Дан­сталл
06 / 08 / 2009


При­ме­ча­ния:

[1] Пре­по­доб­ная Мод­венна (VII в., память 518 июля) сна­чала была отшель­ни­цей в Бер­тоне-Он-Трент на востоке нынеш­него Стаф­форд­шира, а затем стала абба­ти­сой мона­стыря в Пол­су­орте. При­мерно в то же время жила другая святая с тем же именем, кото­рая под­ви­за­лась в мона­стыре Уитби при святой игу­ме­нии Хильде, а вскоре после ее смерти стала насто­я­тель­ни­цей оби­тели; пре­ста­ви­лась в 695 г. (память также 518 июля).

[2] Грим­бальд Вин­че­стер­ский (Нью-Мин­стер­ский), аббат, пре­по­доб­ный (825/827–901/903, память 821 июля). Родился в Теру­анне в Па-де-Кале во Фран­ции. Принял мона­ше­ство ок. 840 г. и свя­щен­ство – ок. 870 г., а затем был абба­том в мона­стыре Сент-Бертин на севере Фран­ции. В 885 г. св. король Аль­фред Вели­кий позна­ко­мился со св. Грим­баль­дом, сла­вив­шимся уче­но­стью. Грим­бальд пере­ехал в Реймс, в Гер­ма­нию, а в 887 г. Аль­фред Вели­кий и архи­епи­скоп Кен­тер­бе­рий­ский Этель­ред при­гла­сили его в Англию. Там он стал абба­том мона­стыря Вин­че­стера и много помо­гал повы­ше­нию каче­ства обра­зо­ва­ния в стране, служа также ученым совет­ни­ком при коро­лев­ском дворе. Св. Грим­бальд помо­гал св. Аль­фреду Вели­кому и св. Плег­мунду Кен­тер­бе­рий­скому пере­во­дить труды св. Гри­го­рия Вели­кого (Двое­слова), а позд­нее стал первым про­фес­со­ром бого­сло­вия в Окс­форде. Неко­то­рые счи­тают, что св. Грим­бальд осно­вал Окс­форд­ский уни­вер­си­тет. Он был одним из цер­ков­ных дея­те­лей той эпохи, кото­рые вос­ста­но­вили уче­ность в стране. Король пред­ло­жил ему стать архи­епи­ско­пом Кен­тер­бе­рий­ским после смерти Этель­реда, но святой по сми­ре­нию отка­зался, до конца жизни управ­ляя малень­кой общи­ной Нью-Мин­стер в Вин­че­стере. При сщмч. Аль­фе­дже Кен­тер­бе­рий­ском, в начале XI века, мощи св. Грим­бальда были пере­ло­жены в сереб­ря­ную раку.

[3] Фри­те­стан Вин­че­стер­ский, свя­ти­тель (870–932 (?), память 1023 сен­тября), ученик св. Грин­бальда. Был хиро­то­ни­сан во епи­скопа Вин­че­стер­ского в Англии св. Плег­мун­дом в 909 г., став пре­ем­ни­ком епи­скопа Дене­вульфа. Архи­ерей­ское слу­же­ние его про­дол­жа­лось 22 года, после чего он по болезни ушел на покой. На кафедре его сменил свт. Берн­стан Вин­че­стер­ский. Св. Фри­те­стан любил бедных и много молился за усоп­ших.

[4] «Гон­чарни» – раз­го­вор­ное назва­ние обла­сти с цен­тром в городе Сток-он-Трент, граф­ство Стаф­форд­шир на западе цен­траль­ной Англии, где нахо­дятся извест­ные фаян­со­вые и фар­фо­ро­вые заводы ком­па­ний «Ведж­вуд», «Минтон», фирмы «Доул­тон» и др.

http://www.pravoslavie.ru/

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки