иеромонах Аристарх (Лоханов)
Что надо знать о православном церковном этикете

В мона­стыре

Известна любовь пра­во­слав­ного народа к мона­сты­рям. Их сейчас в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насель­ни­ков есть труд­ники, палом­ники, при­ез­жа­ю­щие для того, чтобы укре­питься в вере, бла­го­че­стии, пора­бо­тать во славу Божию над вос­ста­нов­ле­нием или бла­го­устрой­ством оби­тели.

В мона­стыре более стро­гая дис­ци­плина, чем на при­ходе. И хотя про­махи ново­при­шед­ших обычно про­ща­ются, покры­ва­ются любо­вью, жела­тельно ехать в мона­стырь, уже зная начатки мона­стыр­ских правил.

Духовно-адми­ни­стра­тив­ное устрой­ство мона­стыря

Воз­глав­ляет мона­стырь свя­щен­но­ар­хи­манд­рит – пра­вя­щий архи­ерей или (если мона­стырь став­ро­пи­ги­аль­ный) сам Пат­ри­арх.

Однако непо­сред­ственно управ­ляет мона­сты­рем намест­ник (это может быть архи­манд­рит, игумен, иеро­мо­нах). В древ­но­сти он назы­вался стро­и­те­лем, или игу­ме­ном. Жен­ский мона­стырь управ­ля­ется игу­ме­нией.

Ввиду необ­хо­ди­мо­сти четкой отла­жен­но­сти мона­стыр­ской жизни (а мона­ше­ство – это духов­ный путь, настолько выве­рен­ный и отшли­фо­ван­ный веко­вой прак­ти­кой, что его можно назвать ака­де­ми­че­ским) в мона­стыре каждый несет опре­де­лен­ное послу­ша­ние. Первый помощ­ник и заме­сти­тель намест­ника – бла­го­чин­ный. В его веде­нии все бого­слу­же­ние, выпол­не­ние устав­ных тре­бо­ва­ний. Именно к нему обычно направ­ляют по вопросу раз­ме­ще­ния при­ез­жа­ю­щих в мона­стырь палом­ни­ков.

Важное место в мона­стыре при­над­ле­жит духов­нику, кото­рый духовно окорм­ляет братию. Причем это не обя­за­тельно должен быть старец (как в смысле воз­раста, так и в смысле духов­ных даро­ва­ний).

Из опыт­ных братий выби­ра­ются: каз­на­чей (отве­чает за хра­не­ние и рас­пре­де­ле­ние с бла­го­сло­ве­ния намест­ника пожерт­во­ва­ний), риз­ни­чий (отве­чает за бла­го­ле­пие храма, обла­че­ний, утвари, хра­не­ние бого­слу­жеб­ных книг), эконом (отве­чает за хозяй­ствен­ную жизнь мона­стыря, ведает послу­ша­ни­ями при­е­хав­ших в мона­стырь труд­ни­ков), келарь (отве­чает за хра­не­ние и заго­товку про­дук­тов), гости­нич­ный (отве­чает за раз­ме­ще­ние и про­жи­ва­ние гостей мона­стыря) и другие. В жен­ских мона­сты­рях эти послу­ша­ния несут насель­ницы мона­стыря, за исклю­че­нием духов­ника, кото­рый назна­ча­ется архи­ереем из числа опыт­ных и обычно пожи­лых мона­хов.

Обра­ще­ние к мона­хам

Для того чтобы верно обра­титься к насель­нику (насель­нице) мона­стыря, необ­хо­димо знать, что в оби­те­лях есть послуш­ники (послуш­ницы), рясо­фор­ные монахи (мона­хини), ман­тий­ные монахи (мона­хини), схи­мо­нахи (схи­мо­на­хини). В муж­ском мона­стыре часть мона­хов имеет свя­щен­ный сан (служат диа­ко­нами, свя­щен­ни­ками).

Обра­ще­ние в мона­сты­рях выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом.

В муж­ском мона­стыре. К намест­нику можно обра­титься с ука­за­нием его долж­но­сти («Отец намест­ник, бла­го­сло­вите») или с упо­треб­ле­нием имени («Отец Никон, бла­го­сло­вите»), воз­можно и просто «батюшка» (упо­треб­ля­ется редко). В офи­ци­аль­ной обста­новке: «Ваше Высо­ко­пре­по­до­бие» (если намест­ник – архи­манд­рит или игумен) или «Ваше Пре­по­до­бие» (если иеро­мо­нах). В тре­тьем лице гово­рят: «отец намест­ник», «отец Гав­риил».

К бла­го­чин­ному обра­ща­ются: с ука­за­нием долж­но­сти («отец бла­го­чин­ный»), с добав­ле­нием имени («отец Павел»), «батюшка». В тре­тьем лице: «отец бла­го­чин­ный» («обра­тим­тесь к отцу бла­го­чин­ному») или «отец… (имя)».

К духов­нику обра­ща­ются: с упо­треб­ле­нием имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В тре­тьем лице: «что посо­ве­тует духов­ник», «что скажет отец Иоанн».

Если эконом, риз­ни­чий, каз­на­чей, келарь имеют, свя­щен­ни­че­ский сан, к ним можно обра­титься «батюшка» и спро­сить бла­го­сло­ве­ния. Если они не руко­по­ло­жены, но имеют постриг, гово­рят: «отец эконом», «отец каз­на­чей». Иеро­мо­наху, игу­мену, архи­манд­риту можно ска­зать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, име­ю­щему постриг, обра­ща­ются: «отец», к послуш­нику – «брат» (если послуш­ник в пре­клон­ном воз­расте – «отец»). В обра­ще­нии к схим­ни­кам, если упо­треб­ля­ется сан, добав­ля­ется при­ставка «схи» – напри­мер: «Прошу ваших молитв, отец схи­ар­хи­манд­рит».

В жен­ском мона­стыре. Игу­ме­ния, в отли­чие от мона­хинь, носит золо­той наперс­ный крест и имеет право бла­го­слов­лять. У нее поэтому просят бла­го­сло­ве­ния, обра­ща­ясь таким обра­зом: «мать игу­ме­ния»; или с упо­треб­ле­нием имени: «мать Вар­вара», «матушка Нико­лая» или просто «матушка». (В жен­ском мона­стыре слово «матушка» отно­сится только к игу­ме­ний. Поэтому если гово­рят: «Так счи­тает матушка», под­ра­зу­ме­вают игу­ме­нию.)

В обра­ще­нии к мона­хи­ням гово­рят: «мать Евлам­пия», «мать Сера­фима», но в кон­крет­ной ситу­а­ции можно просто «матушка». К послуш­ни­цам обра­ща­ются: «сестра» (в случае пре­клон­ного воз­раста послуш­ницы воз­можно обра­ще­ние «матушка»)6.

О мона­стыр­ских пра­ви­лах

Мона­стырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усво­ить пра­вила мона­ше­ского обще­жи­тия. Поскольку эта книга пред­на­зна­чена для мирян, укажем лишь на самое необ­хо­ди­мое, что нужно соблю­дать в мона­стыре при палом­ни­че­стве.

Придя в мона­стырь палом­ни­ком или труд­ни­ком, помните, что в мона­стыре на всё испра­ши­вают бла­го­сло­ве­ние и неукос­ни­тельно его выпол­няют.

Из мона­стыря без бла­го­сло­ве­ния выхо­дить нельзя.

Остав­ляют вне мона­стыря все свои гре­хов­ные при­вычки и при­стра­стия (вино, табак, сквер­но­сло­вие и т.п.).

Раз­го­воры ведут только о духов­ном, не вспо­ми­нают про мир­скую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова – «прости» и «бла­го­слови».

Без ропота доволь­ству­ются пищей, одеж­дой, усло­ви­ями сна, упо­треб­ляют пищу только на общей тра­пезе.

Не ходят в чужие келии, кроме слу­чаев, когда бывают посланы насто­я­те­лем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молит­вами святых отец наших Гос­поди Иисусе Христе Сыне Божий поми­луй нас» (в жен­ском мона­стыре: «Молит­вами святых мате­рей наших…»). Не входят в келию, покуда не услы­шат из-за двери: «Аминь».

Избе­гают воль­ного обра­ще­ния, смеха, шуток.

При работе на послу­ша­ниях ста­ра­ются щадить немощ­ного, кото­рый рабо­тает рядом, любо­вью покры­вая погреш­но­сти в его работе. При вза­им­ной встрече при­вет­ствуют друг друга покло­нами и сло­вами: «Спа­сайся, брат (сестра)»; а другой отве­чает на это: «Спаси, Гос­поди». В отли­чие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в тра­пез­ной, соблю­дают поря­док стар­шин­ства. На молитву, кото­рую творит пода­ю­щий пищу, отве­чают «Аминь», за столом молчат и вни­мают чтению.

К бого­слу­же­нию не опаз­ды­вают, разве только при заня­то­сти на послу­ша­нии. Оскорб­ле­ния, встре­ча­ю­щи­еся на общих послу­ша­ниях, пере­но­сят сми­ренно, при­об­ре­тая тем опыт­ность в духов­ной жизни и любовь к братии.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки