иеромонах Аристарх (Лоханов)
Что надо знать о православном церковном этикете

Вне цер­ков­ных стен

Цер­ков­ный чело­век в семье

Семей­ная жизнь – част­ное дело каж­дого. Но поскольку семья счи­та­ется домаш­ней цер­ко­вью, то и здесь можно гово­рить о цер­ков­ном эти­кете.

Цер­ков­ное бла­го­че­стие и домаш­нее бла­го­че­стие вза­и­мо­свя­заны и допол­няют друг друга. Истин­ный сын или дочь Церкви оста­ется тако­вым и вне церкви. Хри­сти­ан­ское миро­со­зер­ца­ние опре­де­ляет весь строй жизни веру­ю­щего. Не каса­ясь здесь боль­шой темы домаш­него бла­го­че­стия, затро­нем неко­то­рые вопросы, каса­ю­щи­еся эти­кета.

Обра­ще­ние. Имя. Поскольку имя пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина имеет мисти­че­ский смысл и свя­зано с нашим небес­ным покро­ви­те­лем, то оно должно упо­треб­ляться в семье по воз­мож­но­сти в полной форме: Нико­лай, Коля, но не Кольча, Колюня; Инно­кен­тий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п. Упо­треб­ле­ние лас­ка­тель­ных форм не исклю­ча­ется, но оно должно быть разум­ным. Фами­льяр­ность в речи часто сви­де­тель­ствует, что незримо отно­ше­ния в семье утра­тили тре­пет­ность, что обы­ден­ность взяла верх. Недо­пу­стимо также назы­вать домаш­них живот­ных (собак, кошек, попу­гаев, мор­ских свинок и т.д.) чело­ве­че­скими име­нами. Любовь к живот­ным может пре­вра­титься в под­лин­ную страсть, кото­рая ума­ляет любовь к Богу и чело­веку.

Дом, квар­тира цер­ков­ного чело­века должны являть собой пример житей­ской и духов­ной сооб­раз­но­сти. Огра­ни­чи­ваться необ­хо­ди­мым коли­че­ством вещей, пред­ме­тов кухон­ного оби­хода, мебели – значит видеть меру духов­ного и мате­ри­аль­ного, отда­вая пред­по­чте­ние пер­вому. Хри­сти­а­нин не гонится за модой, это поня­тие вообще должно отсут­ство­вать в мире его цен­но­стей. Веру­ю­щий знает, что каждая вещь тре­бует к себе вни­ма­ния, ухода, вре­мени, кото­рого часто не хва­тает на обще­ние с близ­кими, на молитву, чтение Свя­щен­ного Писа­ния. Найти ком­про­мисс между Марфой и Марией (по Еван­ге­лию), выпол­нять по-хри­сти­ан­ски доб­ро­со­вестно обя­зан­но­сти хозя­ина, хозяйки дома, отца, матери, сына, дочери и при этом не забыть о едином на потребу – это целое духов­ное искус­ство, духов­ная муд­рость. Несо­мненно, духов­ным цен­тром дома, соби­ра­ю­щим в часы молитвы и духов­ных бесед всю семью, должна быть ком­ната с хорошо подо­бран­ным набо­ром икон (домаш­ний ико­но­стас), ори­ен­ти­ру­ю­щим моля­щихся на восток.

Иконы должны быть в каждой ком­нате, а также на кухне и в при­хо­жей. Отсут­ствие в при­хо­жей иконки обычно вызы­вает у при­хо­дя­щих в гости веру­ю­щих людей неко­то­рое заме­ша­тель­ство: войдя в дом и желая пере­кре­ститься, они не видят образа. Сму­ще­ние (уже с обеих сторон) вызы­вает и незна­ние либо гостем, либо хозя­и­ном обыч­ной для веру­ю­щих формы при­вет­ствия. Вхо­дя­щий про­из­но­сит: «Молит­вами святых отец наших. Гос­поди Иисусе Христе Сыне Божий, поми­луй нас», на что хозяин отве­чает: «Аминь»; либо гость гово­рит: «Мир вашему дому», а хозяин отве­чает: «С миром при­ни­маем».

В квар­тире цер­ков­ного чело­века духов­ные книги не должны нахо­диться на одном стел­лаже (полке) с мир­скими, свет­скими. Духов­ные книги не при­нято обо­ра­чи­вать в газету. Цер­ков­ную газету ни коем случае не исполь­зуют для быто­вых нужд. При­шед­шие в негод­ность духов­ные книги, жур­налы, газеты сжи­гают.

В крас­ном углу рядом с ико­нами не раз­ме­щают порт­реты и фото­гра­фии доро­гих хозя­е­вам людей.

Иконы не ставят на теле­ви­зор и не вешают над теле­ви­зо­ром.

Ни в коем случае в квар­тире не держат столь рас­про­стра­нен­ные сейчас гип­со­вые, дере­вян­ные или иные изоб­ра­же­ния язы­че­ских богов, риту­аль­ные маски афри­кан­ских или индей­ских племен и т.д.

При­шед­шего (даже на малое время) гостя жела­тельно при­гла­сить к чаю. Здесь хоро­шим при­ме­ром может слу­жить восточ­ное госте­при­им­ство, поло­жи­тель­ное вли­я­ние кото­рого так заметно в раду­шии пра­во­слав­ных, живу­щих в Сред­ней Азии и на Кав­казе. При­гла­шая гостей по какому-то опре­де­лен­ному поводу (име­нины, день рож­де­ния7, цер­ков­ный празд­ник, кре­ще­ние ребенка, вен­ча­ние и т.п.), пред­ва­ри­тельно про­ду­мы­вают состав гостей. Исхо­дят при этом из того, что веру­ю­щие люди имеют иное миро­по­ни­ма­ние и инте­ресы, нежели дале­кие от веры люди. Поэтому может слу­читься, что чело­веку неве­ру­ю­щему будут непо­нятны и скучны раз­го­воры на духов­ную тему, это может и оби­деть, оскор­бить. Или же может слу­читься, что весь вечер уйдет на жаркий (хорошо бы не бес­плод­ный) спор, когда забыт будет и празд­ник. Но если при­гла­ша­е­мый – на пути к вере, ищет истину, подоб­ные встречи за столом могут пойти ему на пользу. Укра­сить вечер могут хоро­шие записи духов­ной музыки, фильм о святых местах, лишь бы это было в меру, не чрез­мерно затя­ну­тым.

О подар­ках в дни важных духов­ных собы­тий

При кре­ще­нии крест­ная мать дарит ребенку-крест­нику «ризки» (ткань или мате­рию, в кото­рую завер­ты­ва­ется мла­де­нец, выну­тый из купели), кре­стин­ную руба­шечку и чепчик с кру­же­вами и лен­точ­ками; цвет этих лен­то­чек должен быть: для дево­чек – розо­вый, для маль­чи­ков – голу­бой. Крест­ный отец кроме подарка по своему усмот­ре­нию обязан при­го­то­вить ново­кре­щен­ному кре­стик и опла­тить кре­стины. Оба – и крест­ный отец, и крест­ная мать – могут сде­лать подарки матери ребенка.

Сва­деб­ные подарки. Обя­зан­ность жениха – купить кольца. По ста­рин­ному цер­ков­ному пра­вилу для жениха необ­хо­димо золо­тое кольцо (глава семьи – солнце), для неве­сты – сереб­ря­ное (хозяйка – луна, све­тя­щая отра­жен­ным сол­неч­ным светом). На внут­рен­ней сто­роне обоих колец выре­за­ются год, месяц и день обру­че­ния. Кроме того, на внут­рен­ней сто­роне кольца жениха выре­за­ются началь­ные буквы имени и фами­лии неве­сты, а на внут­рен­ней сто­роне кольца неве­сты – началь­ные буквы имени и фами­лии жениха. Кроме подар­ков неве­сте жених делает по подарку роди­те­лям, бра­тьям и сест­рам неве­сты. Неве­ста и ее роди­тели также, со своей сто­роны, делают пода­рок жениху.

Сва­деб­ные тра­ди­ции

Если на сва­дьбе будут поса­жен­ные отец и мать (они заме­няют на сва­дьбе жениху и неве­сте их роди­те­лей), то после вен­ча­ния они должны встре­тить моло­дых у входа в дом иконой (держит поса­жен­ный отец) и хлебом-солью (пред­ла­гает поса­жен­ная мать). По пра­ви­лам, поса­жен­ный отец должен быть женат, а поса­жен­ная мать замуж­ней.

Что каса­ется шафера, то он должен быть непре­менно холост. Шафе­ров может быть несколько (как со сто­роны жениха, так и со сто­роны неве­сты).

Перед отъ­ез­дом в цер­ковь шафер жениха вру­чает неве­сте от имени жениха букет цветов, кото­рый должен быть: для девицы-неве­сты – из поме­ран­це­вых цветов и мирты, а для вдовы (или вто­ро­брач­ной) – из белых роз и лан­ды­шей.

При входе в цер­ковь впе­реди неве­сты, по обычаю, идет маль­чик пяти – восьми лет, кото­рый несет икону.

Во время вен­ча­ния глав­ная обя­зан­ность шафера и подружки – дер­жать венцы над голо­вами жениха и неве­сты. Это бывает довольно трудно – про­дер­жать венец с под­ня­той вверх рукой в про­дол­же­ние нема­лого вре­мени. Поэтому шаферы могут чере­до­ваться между собой. В церкви род­ствен­ники и зна­ко­мые со сто­роны жениха ста­но­вятся справа (то есть за жени­хом), а со сто­роны неве­сты – слева (то есть за неве­стой). Выхо­дить из церкви до окон­ча­ния вен­ча­ния счи­та­ется крайне непри­лич­ным.

Глав­ным рас­по­ря­ди­те­лем на сва­дьбе явля­ется шафер. Вместе с близ­кой подру­гой неве­сты он обхо­дит гостей для сбора денег, кото­рые затем жерт­ву­ются в цер­ковь на бого­угод­ные дела.

Тосты и поже­ла­ния, кото­рые про­из­но­сятся на сва­дьбе в семьях веру­ю­щих, конечно, должны быть в первую оче­редь духов­ного содер­жа­ния. Тут вспо­ми­нают: о назна­че­нии хри­сти­ан­ского брака; о том, что такое любовь в пони­ма­нии Церкви; об обя­зан­но­стях мужа и жены, согласно Еван­ге­лию; о том, как постро­ить семью – домаш­нюю цер­ковь и т.д. Сва­дьба цер­ков­ных людей про­хо­дит с соблю­де­нием тре­бо­ва­ний бла­го­при­стой­но­сти и меры.

В дни скорби

Нако­нец, несколько заме­ча­ний о вре­мени, когда отка­зы­ва­ются от всех празд­неств. Это время траура, то есть наруж­ного выра­же­ния чув­ства печали по усоп­шему. Раз­ли­чают глу­бо­кий траур и обык­но­вен­ный траур.

Глу­бо­кий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери про­дол­жа­ется один год. По деду и бабушке – шесть меся­цев. По мужу – два года, по жене – один год. По детям – один год. По брату и сестре – четыре месяца. По дяде, тете и дво­ю­род­ному род­ствен­нику – три месяца. Если вдова вопреки при­ли­чию всту­пает в новый брак ранее окон­ча­ния траура по пер­вому мужу, то она не должна при­гла­шать на сва­дьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокра­щены или уве­ли­чены, если перед смер­тью оста­ю­щи­еся в этой земной юдоли полу­чили особое бла­го­сло­ве­ние от уми­ра­ю­щего, ибо к пред­смерт­ному бла­го­же­ла­нию, бла­го­сло­ве­нию (в осо­бен­но­сти роди­тель­скому) отно­сятся с почте­нием и бла­го­го­ве­нием.

Вообще в пра­во­слав­ных семьях без бла­го­сло­ве­ния роди­те­лей или стар­ших не при­ни­мают ника­кие важные реше­ния. Дети с ранних лет навы­кают даже на повсе­днев­ные дела про­сить бла­го­сло­ве­ния отца и матери: «Мамочка, я ложусь спать, бла­го­слови меня». И мать, пере­кре­стив дитя, гово­рит: «Ангела хра­ни­теля тебе на сон». Отправ­ля­ется ребе­нок в школу, в поход, в деревню (в город) – на всех путях его хранит роди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние. Если это воз­можно, роди­тели при­со­еди­няют к своему бла­го­сло­ве­нию (при браке детей или перед своей смер­тью) види­мые знаки, дары, бла­го­сло­ве­ния: кресты, иконы, святые мощи. Библию, кото­рые, состав­ляя домаш­нюю свя­тыню, пере­да­ются из рода в род.

Неис­чер­па­емо без­дон­ное море цер­ков­ной жизни. Понятно, что в этой неболь­шой книге при­ве­дены лишь неко­то­рые начер­та­ния цер­ков­ного эти­кета.

Про­ща­ясь с бла­го­че­сти­вым чита­те­лем, просим его молитв.


При­ме­ча­ния:

1 Иерар­хи­че­ски сану архи­манд­рита в черном духо­вен­стве соот­вет­ствуют в белом духо­вен­стве мит­ро­фор­ный про­то­и­е­рей и про­то­пре­сви­тер (стар­ший свя­щен­ник в кафед­раль­ном соборе).

2 Вопрос в том, как это раз­ли­чить, если не все они вам зна­комы. Неко­то­рую под­сказку дает крест, кото­рый носит свя­щен­ник: крест с укра­ше­нием – обя­за­тельно про­то­и­е­рей, позо­ло­чен­ный – или про­то­и­е­рей, или иерей, сереб­ря­ный – иерей.

3 Упо­треб­ля­ю­ще­еся выра­же­ние «день Ангела» не совсем верно, хотя святые име­ну­ются «на земли ангелы».

4 См.: Хоро­ший тон. Пра­вила свет­ской жизни и эти­кета. – СПб., 1889. С. 281 (репринт: М., 1993).

5 В среде веру­ю­щих при­нято про­из­но­сить полную, не усе­чен­ную фор­мулу бла­го­да­ре­ния: не «спа­сибо», но «спаси Бог» или «спаси Гос­поди».

6 Не нахо­дит духов­ного обос­но­ва­ния прак­тика неко­то­рых при­хо­дов, где при­хо­жа­нок, рабо­та­ю­щих на кухне, в швей­ной мастер­ской и т.п., назы­вают матуш­ками. В миру матуш­кой при­нято назы­вать только жену свя­щен­ника (батюшки).

7 В пра­во­слав­ных семьях дни рож­де­ния отме­чают менее тор­же­ственно, чем име­нины (в отли­чие от като­ли­ков и, конечно, про­те­стан­тов).

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки