Беседа о путешествии Божией Матери из Назарета в Горняя

«Во дни оны во­став­ши Ма­ри­ам иде в Гор­няя со тща­ни­ем, во град Иудов, и вни­де в дом За­ха­ри­ин, и це­ло­ва Ели­са­вет» (Лк.1:39)

Бо­го­лю­би­вые бо­го­моль­цы! Все вы с дет­ства мно­го­крат­но слы­ша­ли в свя­тых хра­мах еван­гель­скую по­весть о пу­те­ше­ствии Бо­жи­ей Ма­те­ри в Гор­няя, при­чем, мо­жет быть, каж­дый из вас спра­ши­вал се­бя, где это свя­щен­ное ме­сто Гор­няя, ку­да со тща­ни­ем шла Са­ма Ца­ри­ца Небес­ная. И вот те­перь са­ми спо­до­би­лись прий­ти на это са­мое свя­тое еван­гель­ское ме­сто, освя­щен­ное трех­ме­сяч­ным пре­бы­ва­ни­ем Пре­свя­той Де­вы.

По­это­му вы долж­ны здесь воз­ра­до­вать­ся и уте­шить­ся ве­ли­кою ра­до­стию и всей ду­шой и серд­цем про­сла­вить и воз­бла­го­да­рить все­ми­ло­сти­вую Вла­ды­чи­цу на­шу, спо­до­бив­шую вас, даль­них стран­ни­ков и при­шель­цев, быть го­стя­ми там, где Са­ма Она в зем­ной Сво­ей жиз­ни пре­бы­ва­ла как стран­ни­ца и го­стья.

Толь­ко всем ли вам из­вест­но, от­ку­да при­шла в Гор­няя бла­го­дат­ная Де­ва Ма­рия? Из еван­гель­ско­го чте­ния яс­но вид­но, что Она по­шла в Гор­няя из На­за­ре­та Га­ли­лей­ско­го, немед­лен­но по­сле бла­го­ве­стия Ей Ар­хан­ге­лом о рож­де­нии от Нее Сы­на Бо­жия. Ар­хан­гел как бы удо­сто­ве­рял пре­чи­стую Де­ву в Ее за­ча­тии от Ду­ха Свя­то­го необыч­ным со­бы­ти­ем, со­вер­шив­шим­ся и над пре­ста­ре­лою срод­ни­цей Ее Ели­са­ве­той, ко­то­рая уже ше­стой ме­сяц как за­ча­ла сы­на. По­сле та­кой ра­дост­ной небес­ной ве­сти об­ра­до­ван­ная Ма­терь Бо­жия по­спе­ши­ла пой­ти в Гор­няя, чтобы лич­но с воз­люб­лен­ной род­ствен­ни­цей по­ра­до­вать­ся о ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей к ним и за­тем со­об­щить ей то, что воз­ве­стил Ей небес­ный Бла­го­вест­ник.

Свя­той Еван­ге­лист Лу­ка не опи­сы­ва­ет по­дроб­но это­го пу­те­ше­ствия Свя­тей­шей Де­вы, а толь­ко пи­шет, что Она «иде со тща­ни­ем», то есть без за­мед­ле­ния и без осо­бен­но­го при­го­тов­ле­ния к да­ле­ко­му и весь­ма труд­но­му пу­ти, ко­то­рый хо­ро­шо из­ве­стен имев­шим сча­стье пу­те­ше­ство­вать из Иеру­са­ли­ма в На­за­рет. Неиз­вест­но, в са­мый ли день бла­го­ве­ще­ния или на дру­гой день вы­шла Она из На­за­ре­та, толь­ко то­гда для Нее был удоб­ный слу­чай к пу­те­ше­ствию, по­то­му что через несколь­ко дней на­сту­пал тор­же­ствен­ный празд­ник Пас­хи, к ко­то­ро­му все сво­бод­ные от до­маш­них дел евреи спе­ши­ли в Иеру­са­лим, чтобы в един­ствен­ном сво­ем хра­ме от­празд­но­вать свой ве­ли­кий празд­ник. В чис­ле та­ких на­за­рет­ских пу­те­ше­ствен­ни­ков по­шла в путь свой смир­ней­шая ра­ба Гос­под­ня, в бед­ной одеж­де и, мо­жет быть, по до­рож­но­му с су­моч­кой за пле­ча­ми, в ко­то­рой нес­ла Она хлеб и неко­то­рые ово­щи, до­ста­точ­ные на пя­ти­днев­ный путь.

Ко­гда же Она при­шла в Гор­няя, то пря­мо во­шла в дом За­ха­рии и це­ло­ва­ла Ели­са­вет, то есть при­вет­ство­ва­ла по име­ни лю­без­ную свою род­ствен­ни­цу, и как толь­ко де­ви­че­ский го­лос до­шел до стар­че­ско­го слу­ха пра­вед­ной Ели­са­ве­ты, тот­час взыг­рал­ся мла­де­нец в чре­ве ее и са­ма она ис­пол­ни­лась Ду­ха Свя­то­го, а по­то­му вос­клик­ну­ла гром­ким го­ло­сом и ска­за­ла: «бла­го­сло­вен­на Ты в же­нах, и бла­го­сло­вен плод чре­ва Тво­е­го. И от­ку­да мне сие, да при­и­дет Ма­ти Гос­по­да мо­е­го ко мне?

Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию мо­ею, взыг­ра­ся мла­де­нец ра­до­ща­ми во чре­ве мо­ем. И бла­жен­на ве­ро­вав­шая, яко бу­дет со­вер­ше­ние гла­го­лан­ным Ей от Гос­по­да». Та­ки­ми Бо­го­дох­но­вен­ны­ми сло­ва­ми встре­ти­ла род­ную свою го­стью свя­тая пра­вед­ная Ели­са­вет.

В вос­по­ми­на­ние это­го Еван­гель­ско­го со­бы­тия уста­нов­лен в этой оби­те­ли празд­ник, ко­то­рый со­вер­ша­ет­ся все­гда трид­ца­то­го мар­та (ст. стиль) по Бла­го­ве­щен­ской гла­ве с тор­же­ствен­ной служ­бой, как в са­мый день Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Та­кой празд­ник празд­ну­ет­ся толь­ко в сей оби­те­ли по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го все­рос­сий­ско­го Си­но­да.

Та­кая ра­дост­ная встре­ча и та­кие див­ные сло­ва род­ной Ста­ри­цы при­ве­ли в ду­хов­ную ра­дость и вос­торг бла­го­сло­вен­ную Де­ву, и Она тор­же­ствен­но воз­гла­си­ла: «Ве­ли­чит ду­ша Моя Гос­по­да, и воз­ра­до­ва­ся дух мой о Бо­зе Спа­се Мо­ем, яко при­з­ре на сми­ре­ние ра­бы Сво­ея, се бо от­ныне убла­жат Мя вси ро­ди, яко со­тво­ри Мне ве­ли­чие Силь­ный, и свя­то имя Его, и ми­лость Его в ро­ды ро­дов бо­я­щим­ся Его. Со­тво­ри дер­жа­ву мыш­цею Сво­ею, рас­то­чи гор­дыя мыс­лию серд­ца их. Низ­ло­жи силь­ныя со пре­стол, и воз­не­се сми­рен­ныя; ал­чу­щия ис­пол­ни благ, и бо­га­тя­щи­я­ся от­пу­сти тщи. Вос­при­ят Из­ра­и­ля от­ро­ка Сво­е­го, по­мя­ну­та ми­ло­сти, яко­же гла­го­ла ко от­цем на­шим Ав­ра­аму и се­ме­ни его да­же до ве­ка».

Бра­тие и сест­ры! Как пре­муд­ры и по­учи­тель­ны эти сло­ва, чест­ней­шей Хе­ру­ви­мов и Се­ра­фи­мов, ко­то­рые еже­днев­но про­из­но­сят­ся на цер­ков­ной служ­бе. Об­ра­тим же свое вни­ма­ние на неко­то­рые сло­ва этой свя­щен­ной пес­ни Пре­свя­той Бо­жи­ей Ма­те­ри, в ко­то­рых от­кры­ла Она Свои вы­со­кие ду­шев­ные свой­ства и доб­ро­де­те­ли, ко­то­рым и мы долж­ны под­ра­жать, чтобы при­об­ре­сти се­бе ду­шев­ное спа­се­ние и ми­лость Бо­жию. И мы долж­ны все­гда ве­ли­чать Гос­по­да и про­слав­лять Его вы­со­чай­шую пре­муд­рость и ве­ли­чай­шую бла­гость Его к нам, от это­го и наш дух бу­дет ра­до­вать­ся о Бо­зе Спа­се на­шем. По­это­му как счаст­ли­вы те лю­ди, ко­то­рые все­гда ра­ду­ют­ся о Бо­зе Спа­се сво­ем, так как Бог есть веч­ный и неиз­мен­ный, так и ра­дость о Нем есть веч­на и неиз­мен­на. На­про­тив, как несчаст­ны мы греш­ные, что ра­ду­ем­ся толь­ко о зем­ных и вре­мен­ных ве­щах, ко­то­рые мы ча­сто ско­ро те­ря­ем, а по­то­му и ра­дость на­ша о них ча­сто пре­тво­ря­ет­ся в горь­кую жа­лость и скорбь. Еще бра­тие, ка­кое спа­си­тель­ное на­став­ле­ние и в сле­ду­ю­щих сло­вах Бо­го­ма­те­ри: «Яко при­з­ре на сми­ре­ние ра­бы Сво­ея». Сколь­ко в этих крот­ких Ее сло­вах по­учи­тель­но­го для нас, ду­ма­ю­щих мно­го сво­их спо­соб­но­стях или до­сто­ин­ствах. Хо­тя Са­ма Свя­тей­шая Де­ва име­ла в со­вер­шен­стве все доб­ро­де­те­ли и в точ­но­сти ис­пол­ни­ла все за­по­ве­ди Бо­жий, но ни о чем не из­ве­ща­ет Она, как толь­ко о Сво­ем сми­ре­нии. И прав­да, толь­ко сми­рен­ный мо­жет со­вер­шен­но ис­пол­нить всю во­лю Бо­жию, и, ес­ли бы все лю­ди бы­ли сми­рен­ны, то не бы­ло бы на зем­ле тех бед­ствий и скор­бен, ко­то­ры­ми пол­на вся ис­то­рия че­ло­ве­че­ства.

За­тем сми­рен­ная ра­ба Гос­под­ня, ска­зав­ши Свою первую доб­ро­де­тель, рек­ла и сии про­ро­че­ские сло­ва: «Се бо от­ныне убла­жат Мя вси ро­ди». И дей­стви­тель­но! Мы те­перь по­чти через две ты­ся­чи лет са­ми ви­дим ис­ти­ну этих про­ро­че­ских Ее слов. Ка­кой хри­сти­ан­ский на­род не по­чи­та­ет и про­слав­ля­ет Ее как ис­тин­ную Бо­го­ро­ди­цу и Вла­ды­чи­цу всех? Сколь­ко свя­тых хра­мов устро­е­но в честь Ее во всех стра­нах ми­ра! Сколь­ко бы­ло на зем­ле слав­ных ца­рей и ца­риц, но все они толь­ко при сво­ей жиз­ни бы­ли из­вест­ны и слав­ны, а по смер­ти толь­ко о неко­то­рых из них па­мять оста­лась, и то на стра­ни­цах ис­то­рии. По­сле Сво­е­го про­ро­че­ства небес­ная Учи­тель­ни­ца на­ша го­во­рит, что все это Ее ве­ли­чие со­тво­рил Ей Силь­ный, то есть Бог, Ко­то­ро­го Свя­то имя, и ми­лость Его в ро­ды ро­дов бо­я­щим­ся Его.

Эти­ми Ее сло­ва­ми яс­но ука­зы­ва­ет­ся нам, что ми­лость Гос­под­ня пре­бы­ва­ет и про­дол­жа­ет­ся из ро­да в род толь­ко над бо­я­щи­ми­ся Бо­га. По­это­му, как счаст­ли­вы те стра­ны, в ко­то­рых все или боль­шая часть бо­я­щих­ся Бо­га, через них во всей стране ми­лость Гос­под­ня бу­дет про­дол­жать­ся из ро­да в род. Как горь­ко те­перь вспо­ми­нать то счаст­ли­вое для Рос­сии вре­мя, ко­гда бы­ло в ней мно­же­ство бо­я­щих­ся Бо­га, ра­ди ко­то­рых ми­лость Гос­под­ня изобиль­но из­ли­ва­лась на весь Рус­ский на­род, ко­то­рый по­это­му во всем имел сча­стье и по­мощь Бо­жию.

Но те­перь с ума­ле­ни­ем в Рос­сии бо­я­щих­ся Бо­га умно­жи­лись в ней злые лю­ди, ра­ди ко­то­рых бед­ная на­ша стра­на ли­ши­лась ми­ло­сти Бо­жи­ей и тер­пит весь­ма мно­гие бед­ствия.

Как ни меч­та­ют на­ши но­вые учи­те­ли об устро­е­нии в Рос­сии но­во­го добра и сча­стья, но им не из­ме­нить той ве­ко­вой ис­ти­ны, ска­зан­ной пре­муд­рым Со­ло­мо­ном: «Стра­хом Гос­под­ним уда­ля­ет­ся каж­дый от зла, а ко­гда не бу­дет де­ла­те­лей зла, то­гда толь­ко бу­дет доб­ро и сча­стие на зем­ле».

Вот ка­кие пре­муд­рые и спа­си­тель­ные сло­ва из­рек­ла здесь в Гор­нем Пре­свя­тая Де­ва Ма­терь Бо­жия. Ка­кое же ве­ли­кое сча­стье для нас, рус­ских, что Ца­ри­ца Небес­ная бла­го­во­ли­ла дать нам здесь ча­стич­ку та­ко­го свя­то­го ме­ста для оби­та­ния на­шим тру­же­ни­цам, ко­то­рые бла­го­дат­ною Ее по­мо­щью и сво­и­ми при­леж­ны­ми тру­да­ми на та­ком ка­ме­ни­стом и без­вод­ном ме­сте воз­де­ла­ли пре­крас­ный и веч­но зе­ле­не­ю­щий сад, в ко­то­ром они день и ночь в чте­нии и псал­мо­пе­нии про­слав­ля­ют Сы­на Бо­жия и Его Пре­чи­стую Ма­терь, За­ступ­ни­цу и Вла­ды­чи­цу все­го ро­да хри­сти­ан­ско­го, и мо­лят­ся о жи­вых и умер­ших со­оте­че­ствен­ни­ках и бла­го­де­те­лях.

И вся эта оби­тель, где вы те­перь на­хо­ди­тесь, бра­тие, устро­и­лась по осо­бен­но­му бла­го­во­ле­нию и про­мыс­лу Бо­жье­му, чтобы и в наш век был жи­вой при­мер тех счаст­ли­вых ве­ков, ко­гда ис­тин­ная и жи­вая ве­ра в Бо­га воз­буж­да­ла мно­гие ты­ся­чи счаст­лив­цев остав­лять все свои зем­ные бо­гат­ства и удо­воль­ствия и в непро­хо­ди­мых пу­сты­нях, го­рах и вер­те­пах, же­сто­ким и труд­ным по­движ­ни­че­ством при­об­ре­тать се­бе веч­ное сча­стье и бла­жен­ство, то есть ду­шев­ное спа­се­ние. Так­же и на­ших здеш­них тру­же­ниц что по­бу­ди­ло оста­вить свое оте­че­ство и свои род­ные до­ма и по­се­лить­ся в чу­жой стране, меж­ду чу­жи­ми и ино­вер­ны­ми на­ро­да­ми, как не твер­дая ве­ра в Бо­га и ис­крен­няя лю­бовь к Слад­чай­ше­му Сво­е­му Спа­си­те­лю и Его Все­ми­ло­сти­вой Ма­те­ри, а так­же го­ря­чее же­ла­ние при­об­ре­сти се­бе веч­ное спа­се­ние.

За­тем, бра­тие и сест­ры, нам на­до про­сле­дить до кон­ца Еван­гель­скую по­весть о пре­бы­ва­нии Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы в Гор­нем. «Пре­бысть же Ма­ри­ам с нею, (то есть с пра­вед­ной Ели­са­ве­той) яко три ме­ся­ца и воз­вра­ти­ся в дом Свой». Из че­го вид­но, что Ма­терь Бо­жия про­жи­ла здесь в Гор­нем ап­рель и май, а с по­ло­ви­ны июня в са­мое жар­кое вре­мя по­шла об­рат­но в На­за­рет в убо­гую хи­жи­ну бед­но­го Сво­е­го об­руч­ни­ка Иоси­фа дре­во­де­ла.

Так, бра­тие и сест­ры! Пре­чи­стая Ма­терь Бо­жия, с пер­во­го дня ра­дост­но­го Бла­го­ве­ще­ния на­ча­ла пу­те­ше­ствие и стран­ство­ва­ние, в стран­ствии Она ро­ди­ла пред­веч­но­го Сы­на Бо­жия, и с Ним долж­на бы­ла стран­ство­вать в чу­жую и да­ле­кую Еги­пет­скую стра­ну. Воз­бла­го­да­ри­те же усерд­но Бо­га за то, что и вы спо­до­би­лись пу­те­ше­ство­вать и стран­ство­вать по тем са­мым пу­тям и ме­стам, по ко­то­рым хо­дил и стран­ство­вал Сам небес­ный стран­ник Сын Бо­жий и Са­ма Вла­ды­чи­ца на­ша Пре­свя­тая Де­ва Бо­го­ро­ди­ца.

Те­перь и вам мож­но воз­вра­тить­ся в до­мы свои, уно­ся с со­бой ра­дост­ное и уте­ши­тель­ное вос­по­ми­на­ние о всех свя­тых ме­стах, на ко­то­рых со­вер­ши­лось веч­ное спа­се­ние на­ше. Не за­бы­вай­те род­ную ва­шу Оби­тель Гор­нен­скую, ми­ло­сти­во со­чув­ствуй­те ее умно­же­нию и про­цве­та­нию, чтобы на­все­гда был в ней по­кой­ный и удоб­ный при­ют для всех бла­го­че­сти­вых и тру­до­лю­би­вых рус­ских бо­го­моль­цев и стран­ни­ков, ко­то­рым всем весь­ма ра­дост­но и уте­ши­тель­но по­быть и по­го­стить здесь, где пре­бы­ва­ла и го­сти­ла Са­ма Ца­ри­ца Небес­ная. Аминь.

Из бро­шю­ры Гор­нен­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря

Случайный тест