Блаженные Мужи. Святые Августин и Иероним

Увы! при­бли­жа­ет­ся «кон­чи­на» пер­во­го ме­ся­ца на­ше­го и без то­го крат­ко­го се­вер­но­го ле­та. Кста­ти, все ли зна­ют, что озна­ча­ет на­зва­ние ухо­дя­ще­го ме­ся­ца?

Мы жи­вем по ре­фор­ми­ро­ван­но­му рим­ско­му сол­неч­но­му ка­лен­да­рю. В нём со­хра­ня­ют­ся мно­гие язы­че­ские аст­ро­но­ми­че­ские на­зва­ния, но мы к ним при­вык­ли и за­ча­стую не от­да­ём се­бе в этом от­че­та. Этот ме­сяц древ­ние рим­ляне по­свя­ти­ли бо­гине Юноне, су­пру­ге сво­е­го вер­хов­но­го бо­га Юпи­те­ра и по­кро­ви­тель­ни­це жен­щин, по­это­му он на­зы­ва­ет­ся ю́ни­ус, июнь. Это к сло­ву.

Пра­во­слав­ный ка­лен­дарь на­зна­ча­ет на 28 (15 ст. ст.) июня че­ство­ва­ние па­мя­ти сра­зу двух за­ме­ча­тель­ных свя­тых – учё­ных му­жей Рим­ско­го За­па­да, име­на ко­то­рых, хо­те­лось бы на­де­ять­ся, всем из­вест­ны. Кто они и чем зна­ме­ни­ты?


Ро­до­на­чаль­ник ис­по­ве­даль­но­го жан­ра

Фра Филип­по Лип­пи. Ви­де­ние св. Ав­гу­сти­на.
1450–1460-е гг. Гос. Эр­ми­таж

Ка­ни­ку­лы. Вре­мя от­пус­ков. На­ко­нец-то есть вре­мя, чтобы всласть по­бро­дить по му­зе­ям. Про­гу­ли­ва­ясь по ита­льян­ским за­лам Эр­ми­та­жа, об­ра­ти­те вни­ма­ние на кар­ти­ну Филип­по Лип­пи. Че­ло­век в бе­лых оде­я­ни­ях и епи­скоп­ской ти­а­ре, опи­ра­ясь на вы­со­кую ска­мью на бе­ре­гу ре­ки, об­ра­ща­ет­ся к маль­чи­ку, за­ня­то­му стран­ным раз­вле­че­ни­ем – тот вы­чер­пы­ва­ет во­ду лож­кой. Епи­ско­па зо­вут Авре­лий Ав­гу­стин, или Ав­гу­стин Бла­жен­ный. Он ро­дил­ся 13 но­яб­ря в 354 го­да в Та­га­сте (Ну­ми­бия, Се­вер­ная Аф­ри­ка; ныне Ал­жир) и умер в 430 го­ду в при­мор­ском го­ро­де Гиппоне (в 80 ки­ло­мет­рах от Та­га­сты). От­сю­да его епи­скоп­ский ти­тул – Гип­по́нский, или Ип­по­ни́йский.

Кар­ти­на за­пе­чат­ле­ла один из эпи­зо­дов его бо­га­той со­бы­ти­я­ми жиз­ни. Как из­вест­но, в 400–415 го­дах Ав­гу­стин на­пря­жён­но ра­бо­тал над фило­соф­ским трак­та­том «О Свя­той Тро­и­це», пы­та­ясь вме­стить в своё со­зна­ние тай­ну Три­еди­но­го Бо­га и до­ступ­но вы­ра­зить её на бу­ма­ге. Он устал и про­гу­ли­вал­ся у во­ды. Здесь ему и бы­ло по­сла­но это на­зи­да­тель­ное ви­де­ние. На за­ме­ча­ние епи­ско­па о том, что ре­ку вы­чер­пать невоз­мож­но, ре­бе­нок от­ве­тил, что его на­став­ник за­ни­ма­ет­ся тем же – пы­та­ясь по­стичь невы­ра­зи­мую тай­ну Свя­той Тро­и­цы!

Ав­гу­стин на­пи­сал мно­го ра­бот, но осо­бую из­вест­ность ему при­нес­ла «Ис­по­ведь» (397–400 гг.) – ли­ри­че­ская ав­то­био­гра­фия, по­ло­жив­шая на­ча­ло но­во­му – ис­по­ве­даль­но­му жан­ру в ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ре. В этом рус­ле – все позд­ней­шие из­ли­я­ния вплоть до «Ис­по­ве­ди» Ж.-Ж. Рус­со и Л. Тол­сто­го. А огром­ный трак­тат Ав­гу­сти­на «О Гра­де Бо­жи­ем» (De Civitate Dei, – 413–426 гг.), из­дан­ный и на рус­ском язы­ке, сде­лал его ро­до­на­чаль­ни­ком фило­со­фии ис­то­рии. Учё­ное на­след­ство Ав­гу­сти­на зна­чи­тель­но, на­уч­ная ли­те­ра­ту­ра о нём – огром­на.


«Муж трёх язы­ков»

Хо­се де Ри­бе­ра. Св. Иеро­ним,
вни­ма­ю­щий зву­ку тру­бы (1626 г.)

Про­дол­жим наш путь по ис­пан­ским за­лам Эр­ми­та­жа. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на холст Хо­се Ри­бе­ры (1591–1652) «Свя­той Иеро­ним, вни­ма­ю­щий зву­ку тру­бы». За­пе­чат­лён­ный на ней по­лу­об­на­жён­ный ис­сох­ший че­ло­век – ещё один «ан­тич­ный хри­сти­а­нин», лич­ность то­же при­ме­ча­тель­ная.

Ев­се­вий Со­фро­ний Иеро­ним, или Иеро­ним Бла­жен­ный, ро­дил­ся око­ло 345 го­да в го­ро­де Стри­доне (от­ку­да его про­зва­ние Стри­дон­ский) на гра­ни­це меж­ду Дал­ма­ци­ей и Пан­но­ни­ей, а скон­чал­ся в Па­ле­стине в 419 или 420 го­ду. В юно­сти он по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, мно­го чи­тал, осо­бен­но же лю­бил Вер­ги­лия, Го­ра­ция и Ци­це­ро­на. В Ри­ме изу­чал хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие, и стал за­тем ав­то­ром ка­но­ни­че­ско­го пе­ре­во­да Биб­лии на ла­тин­ский язык (Vulgata versio, или «Иеро­ни­мо­ва Биб­лия»). С 387 го­да он по­сто­ян­но жил в Виф­ле­е­ме, на ро­дине Иису­са Хри­ста.

Ре­нес­санс­ные гу­ма­ни­сты чти­ли Иеро­ни­ма как эру­ди­та и сти­ли­ста, фило­ло­га «по пре­иму­ще­ству» (как зна­то­ка трех свя­щен­ных язы­ков – ла­тин­ско­го, гре­че­ско­го и ев­рей­ско­го), и при­зна­ва­ли его «сво­им». Дей­стви­тель­но, «Ор­ден ин­тел­лек­ту­а­лов» не огра­ни­чен вре­ме­нем или ре­ли­ги­ей. Пы­та­ясь быть ас­ке­том, Иеро­ним от­ка­зал­ся от все­го, толь­ко не от сво­ей биб­лио­те­ки и при­выч­ки на­сла­ждать­ся на сон гря­ду­щий чте­ни­ем изящ­ной язы­че­ской сло­вес­но­сти. И это по­сле ноч­ных мо­литв! Он бо­рет­ся с со­бой, за­боле­ва­ет, и в бре­ду по­лу­ча­ет ви­де­ние. Гроз­ный Су­дия Все­лен­ной во­про­ша­ет его: «Кто ты?!» «Хри­сти­а­нин», – сми­рен­но от­ве­ча­ет Иеро­ним. «Ты лжешь, ты – ци­це­ро­ниа́нин, а не хри­сти­а­нин, ибо где со­кро­ви­ще твоё, там и серд­це твоё», – слы­шит он в от­вет. «Гос­по­ди, – вос­клик­нул несчаст­ный книж­ник, – ес­ли ко­гда-ни­будь я бу­ду чи­тать свет­ские кни­ги, счи­тай ме­ня от­ступ­ни­ком!»

Аль­брехт Дю­рер.
Св. Иеро­ним в ке­лье. 1514 г.

Обе­ща­ние, дан­ное в бре­ду, не бы­ло вы­пол­не­но: рас­стать­ся с изящ­ной сло­вес­но­стью Иеро­ним не смог. Ви­нить его в этом нель­зя – Бог не по­твор­ству­ет глу­по­сти. На­про­тив, Он хо­чет ви­деть нас людь­ми об­ра­зо­ван­ны­ми, от­кры­ты­ми и тер­пи­мы­ми по от­но­ше­нию как к клас­си­че­ско­му на­сле­дию, та­к и ко все­му но­во­му. Это­го не мо­гут по­нять рев­ни­те­ли «пра­во­ве­рия» (как они его по­ни­ма­ют), бро­са­ю­щие в ко­стер «ере­ти­че­ские кни­ги», – как в 30-е го­ды XX сто­ле­тия в фа­шист­ской Гер­ма­нии, так и в 90-е в на­шем Ека­те­рин­бур­ге; или па­ра­но­и­даль­ные бор­цы с ИНН, ин­тер­не­том и мо­биль­ны­ми те­ле­фо­на­ми. Они то­же со­став­ля­ют один жут­кий ор­ден, са­ми то­го не по­до­зре­вая.

В за­пад­ной ико­но­гра­фии Иеро­ним ча­сто изо­бра­жа­ет­ся в ке­лье за пю­пит­ром, за­ме­няв­шим рань­ше пись­мен­ный стол, в окру­же­нии ру­ко­пи­сей. Ча­сто ат­ри­бу­том зна­ме­ни­то­го фило­ло­га яв­ля­ет­ся лев: вспом­ним из­вест­ную гра­вю­ру Аль­брех­та Дю­ре­ра и дру­гие ре­нес­санс­ные изо­бра­же­ния Иеро­ни­ма. Но это – став­шая тра­ди­ци­он­ной ошиб­ка! Со львом дру­жил дру­гой па­ле­стин­ский от­шель­ник, ав­ва Ге­ра­сим, жив­ший здесь вско­ре по­сле Иеро­ни­ма. (См.: «Ста­рец и его лев».)

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Случайный тест