«Человек Божий»

По­чёт­ное име­но­ва­ние «че­ло­век Бо­жий» при­над­ле­жит каж­до­му свя­то­му, но лишь один из них (ес­ли не оши­ба­юсь) но­сит этот ти­тул в сво­ём лич­ном име­ни.

Алексий человек БожийНаш ге­рой, Алек­сий Че­ло­век Бо­жий (на­пи­са­ние его име­ни немно­го ва­рьи­ру­ет­ся), – за­га­доч­ная лич­ность, ре­аль­ное су­ще­ство­ва­ние ко­то­ро­го под­твер­жда­ет­ся лишь жи­тий­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми, стал, тем не ме­нее, пер­со­на­жем воз­ник­шей в V ве­ке в Си­рии по­пуляр­ной ис­то­рии о «че­ло­ве­ке Бо­жи­ем из Ри­ма», во­шед­шей в жи­тий­ную тра­ди­цию ед­ва ли не всех стран хри­сти­ан­ско­го ми­ра. Вряд ли это мож­но на­звать слу­чай­но­стью.

Со­глас­но ле­ген­де, этот знат­ный рим­ский юно­ша, един­ствен­ный и лю­би­мый сын бо­га­той и бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской че­ты, пред­вку­ша­ю­щей спо­кой­ную ста­рость в окру­же­нии вну­ков, вдруг со­вер­ша­ет безум­ный и неоправ­дан­ный по­сту­пок: без ви­ди­мой при­чи­ны в ночь сво­ей свадь­бы воз­вра­ща­ет неве­сте коль­цо и тай­но бе­жит от мир­ско­го сча­стья. Он пе­ре­се­ка­ет Сре­ди­зем­ное мо­ре и до­би­ра­ет­ся до зна­ме­ни­то­го си­рий­ско­го го­ро­да Эдес­сы. Здесь Алек­сий дол­го ве­дёт жизнь ни­ще­го стран­ни­ка, а за­тем, из­ме­нив­шись до пол­ной неузна­ва­е­мо­сти, воз­вра­ща­ет­ся на ро­ди­ну и жи­вёт при оте­че­ском до­ме как под­карм­ли­ва­е­мый из ми­ло­сти бро­дя­га, в лох­мо­тьях и яз­вах. Осо­бен­но про­чув­ство­ван­но ле­ген­да ри­су­ет, как над гряз­ным по­про­шай­кой глу­мят­ся слу­ги, меж­ду тем как ро­ди­те­ли и нетро­ну­тая мо­ло­дая же­на то­мят­ся по нему, во­об­ра­жая, буд­то он да­ле­ко. Толь­ко по­сле его смер­ти (в на­ча­ле V в.) бла­го­да­ря чу­ду об­на­ру­жи­ва­ет­ся, кем он был, слов­но бы для то­го, чтобы сер­деч­ная рас­тра­ва его близ­ких мог­ла до­стиг­нуть окон­ча­тель­ной пол­но­ты. Над мо­ги­лой Алек­сия Че­ло­ве­ка Бо­жия, об­на­ру­жен­ной в 1216 го­ду на Авен­тин­ском хол­ме в Ри­ме, бы­ла по­стро­е­на ба­зи­ли­ка, по­свя­щён­ная ему и свя­то­му Бо­ни­фа­цию (Во­ни­фа­тию). Мо­щи Алек­сия на­хо­дят­ся под её глав­ным пре­сто­лом.

Без со­мне­ния, ле­ген­да об Алек­сии, же­сто­кость ко­то­рой так ча­сто пред­став­ля­ет­ся совре­мен­но­му со­зна­нию бес­смыс­лен­ной и бес­че­ло­веч­ной, от­ве­ча­ла глу­бо­ким ду­шев­ным по­треб­но­стям все­го сред­не­ве­ко­во­го ты­ся­че­ле­тия, ина­че она не по­лу­чи­ла бы та­ко­го ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния. Смысл ска­за­ния в том, «кра­си­вая» жизнь бо­га­чей, пусть и «пра­вед­ных», – на са­мом де­ле смеш­на и тлен­на и ни­че­го не сто­ит пе­ред став­шей бес­смерт­ной судь­бой ни­ще­го и без­дом­но­го ски­таль­ца, но имен­но по­то­му – «че­ло­ве­ка Бо­жия»![1]

В древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти ска­за­ния об «Алек­сии Бо­жьем че­ло­ве­ке» по­слу­жи­ли сю­же­том од­но­го из по­пуляр­ней­ших «ду­хов­ных сти­хов». Но и в Но­вое вре­мя, ко­гда цен­ност­ные ори­ен­ти­ры в хри­сти­ан­ском ми­ре сме­сти­лись, эта ис­то­рия очень мно­го зна­чи­ла для во­об­ра­же­ния лю­дей са­мых раз­ных со­сло­вий – вплоть до опи­сан­ных Алек­сан­дром Ра­ди­ще­вым бла­го­дар­ных слу­ша­те­лей ни­ще­го стран­ни­ка, по­ю­ще­го им ста­рую песнь рус­ских слеп­цов:

«Как бы­ло во го­ро­де во Ри­ме,
там жил да был Ев­фи­ми­ан князь...».

«Сколь слад­ко неяз­ви­тель­ное чув­ство­ва­ние скор­би! – вос­кли­ца­ет пи­са­тель, в ли­це ко­то­ро­го куль­ту­ра эпо­хи сен­ти­мен­та­лиз­ма от­кры­ва­ет для се­бя древ­нюю «слёз­ность». – Колико серд­це оно об­нов­ля­ет, и оно­го чув­стви­тель­ность!»[2]

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


При­ме­ча­ния

[1] От­сю­да – опре­де­ле­ние «убо­гий», то есть уже в этом ми­ре пре­бы­ва­ю­щий «у Бо­га»! Что мо­жет быть луч­ше?! При­ме­ча­тель­но, что ру­га­тель­ством в устах вы­со­ко­мер­но­го и бла­го­по­луч­но­го пред­ста­ви­те­ля «ми­ра се­го» это сло­во ста­ло в на­шем язы­ке от­нюдь не при боль­ше­ви­ках. Это – ещё один хо­ро­ший по­ка­за­тель уров­ня на­ше­го преж­не­го внешне хри­сти­ан­ско­го об­ще­ства, ко­то­рое ныне ча­сто иде­а­ли­зи­ру­ют.

[2] Ра­ди­щев А. М. Пол­ное со­бра­ние со­чи­не­ний. М.–Л., 1938. С. 374.

Пе­ре­вод: Жи­тие и де­я­ния че­ло­ве­ка Бо­жия Алек­сия // Ви­зан­тий­ские ле­ген­ды / Изд. подг. С. В. По­ля­ко­ва. Л., 1994. С. 156-161. Лит.: Пай­ко­ва А. В. К во­про­су о про­ис­хож­де­нии «Жи­тия Алек­сия, Че­ло­ве­ка Бо­жье­го» // Па­ле­стин­ский сбор­ник. Л., 1986. № 28 (91). С. 158–170; Тол­стая T. B. Алек­сий, че­ло­век Бо­жий // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. Том II. М., 2001.  С. 8–12.

Случайный тест