Христианин на троне цезарей

В Ла­те­ран­ском му­зее (Рим) со­хра­ни­лась ста­туя рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на I Ве­ли­ко­го (306–337), тор­же­ствен­но воз­де­ва­ю­ще­го к небу сви­ток. И это не про­сто по­за: сви­ток, зна­ме­ни­тый Ми­лан­ский эдикт (точ­нее – ре­скрипт[1]) 313 го­да, – на­все­гда опре­де­лил но­вый этап ев­ро­пей­ской, а за­тем и ми­ро­вой ис­то­рии. Об этом на­по­ми­на­ет пра­во­слав­ный ка­лен­дарь, в ко­то­ром под 3 июня (21 мая ст. ст.) зна­чит­ся па­мять «рав­ноап­о­столь­ных ца­рей Кон­стан­ти­на и Еле­ны».

Пред­ше­ствен­ник Кон­стан­ти­на, су­ро­вый имп. Дио­кле­ти­ан (284–305), осу­ще­ствив­ший вре­мен­ную ста­би­ли­за­цию рас­па­да­ю­щей­ся им­пе­рии, од­новре­мен­но пы­тал­ся вве­сти еди­ное и обя­за­тель­ное для всех «ве­ро­ис­по­ве­да­ние». Он сде­лал став­ку на тра­ди­ци­он­ное язы­че­ство и раз­вя­зал же­сто­чай­шие го­не­ния на хри­сти­ан­ство (303–304 гг.). Но «лик­ви­да­ция» по­след­не­го бы­ла за­ве­до­мо нере­аль­ным пред­при­я­ти­ем. На­про­тив, Кон­стан­тин, уло­вив по­треб­но­сти вре­ме­ни, ре­ши­тель­но по­шел на со­юз с Цер­ко­вью как ее «внеш­ний епи­скоп»[2] и за­фик­си­ро­вал это ре­скрип­том о ве­ро­тер­пи­мо­сти. Так по­явил­ся «пер­вый хри­сти­а­нин на троне рим­ских ке­са­рей».

Со­глас­но пре­да­нию, об­ра­ще­ние ца­ря в но­вую ве­ру про­изо­шло пе­ред бит­вой с Мак­сен­ци­ем Муль­ви­е­ва мо­ста (28 ок­тяб­ря 312 г.). Но­чью ему бы­ло ви­де­ние кре­ста (или мо­но­грам­мы име­ни Иису­са Хри­ста) с над­пи­сью «сим по­бе­дишь!» Ее вы­би­ли на щи­тах во­и­нов. Мак­сен­ций бе­жал и уто­нул в Тиб­ре. В 324 го­ду Кон­стан­тин раз­бил и каз­нил сво­е­го со­пра­ви­те­ля Ли­ци­ния, став еди­но­дер­жав­ным. Он пред­се­да­тель­ство­вал на Пер­вом Все­лен­ском со­бо­ре (бук­валь­но – «Эку­ме­ни­че­ском со­бра­нии») 325 го­да, вы­ра­бо­тав­шем об­ще­обя­за­тель­ный ми­ни­мум хри­сти­ан­ских дог­ма­тов (Ни­кей­ский Сим­вол ве­ры), и пе­ре­нес сто­ли­цу им­пе­рии на бе­ре­га Бос­фо­ра, сим­во­ли­че­ски «ос­но­вав» Но­вый Рим 11 мая 330 го­да. Обыч­но го­род на­зы­ва­ли его име­нем – Кон­стан­ти­но­поль; для вос­хи­щен­ных рус­ских это – Ца­рь­град.

Рим­ский им­пе­ра­тор со­всем не по­хо­дил на лу­боч­ный об­раз крот­ко­го «бла­го­вер­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на», что вы­ра­зи­лось и в кро­ва­вой ди­на­стий­ной борь­бе за власть. Но при этом Кон­стан­тин от­ли­чал­ся по­ли­ти­че­ским бла­го­ра­зу­ми­ем и ис­по­ве­до­вал муд­рую ве­ро­тер­пи­мость (её бу­дет так недо­ста­вать позд­ней­шим фа­на­тич­ным «хри­сти­ан­ским го­су­да­рям», за­быв­шим, что ис­тин­ную ве­ру нель­зя на­саж­дать с по­мо­щью ме­ча!). Он по­се­щал хри­сти­ан­ские хра­мы и од­новре­мен­но всю жизнь ис­пол­нял функ­ции язы­че­ско­го Вер­хов­но­го жре­ца, а по­сле смер­ти был при­чис­лен рим­ским Се­на­том к «сон­му бо­гов»; кре­ще­ние же при­нял лишь на смерт­ном од­ре от рук ари­ан­ству­ю­ще­го епи­ско­па Ев­се­вия Ни­ко­ми­дий­ско­го. Но с цар­ство­ва­ни­ем Кон­стан­ти­на хри­сти­ане свя­зы­ва­ют свою по­бе­ду над язы­че­ством и по­то­му опре­де­ля­ют его ме­сто в Церк­ви в ка­че­стве «три­на­дца­то­го апо­сто­ла».

Мать Кон­стан­ти­на, вдов­ству­ю­щая им­пе­ра­три­ца Еле­на, мно­го сде­ла­ла для вос­ста­нов­ле­ния хри­сти­ан­ских свя­тынь в Па­ле­стине. В Иеру­са­ли­ме был по­стро­ен храм Вос­кре­се­ния (греч. «Анаста­сис»), при­чём, во вре­мя рас­ко­пок Гол­го­фы (325–326 г.) Еле­на «об­ре­ла» Крест Гос­по­день. Это со­бы­тие ста­ло ос­но­вой празд­ни­ка Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня, 27 (14 ст. ст.) сен­тяб­ря.

Зна­ме­на­тель­но, что с им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном срав­ни­ва­ли кре­сти­те­ля Ру­си рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, а его ба­буш­ка кня­ги­ня Оль­га бы­ла на­ре­че­на в кре­ще­нии Еле­ной.

Ли­те­ра­ту­ра об им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине и его эдик­те огром­на. В ка­че­стве вве­де­ния см.: Ру­бан Ю. И. Эдикт или ре­скрипт? (К юби­лею «пре­вос­ход­но­го ука­за») // Хри­сти­ан­ство и об­ще­ство (к 1700-ле­тию Ми­лан­ско­го эдик­та) (Текст): ма­те­ри­а­лы Меж­ду­нар. на­уч. конф., 17 мая 2013 г., Ба­ра­но­ви­чи, Ре­сп. Бе­ла­русь / ред­кол.: А.В. Ни­ки­шо­ва (гл. ред.), А.В. Де­ми­до­вич (отв. ред.), З.Н. Коз­ло­ва (и др.). – Ба­ра­но­ви­чи : РИО БарГУ, 2013. С. 17–21; Ру­бан Ю. И. Бла­го­вер­ный царь или рим­ский им­пе­ра­тор? // Там же. С. 56–59. Элек­трон­ный ва­ри­ант: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/blagovernyj-car-ili-rimskij-imperator.2217/.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


При­ме­ча­ния

[1] По­сколь­ку ре­скрипт Кон­стан­ти­на фак­ти­че­ски был под­твер­жде­ни­ем эдик­та о ве­ро­тер­пи­мо­сти им­пе­ра­то­ра Га­ле­рия 311 го­да.

[2] Гре­че­ское сло­во episkopos пе­ре­во­дит­ся как «на­блю­да­тель» («блю­сти­тель»), «над­смотр­щик», «страж».

Случайный тест

(0 голосов: 0 из 5)