Неделя 26-я по Пятидесятнице

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Еф.5:8-19, за­ча­ло 229)

[«Де­ла тьмы» и «де­ла све­та»]

[Бра­тья,] по­сту­пай­те как сы­ны све­та[1], ведь плод све­та (καρπὸς του̃ φωτὸς)[2] [со­сто­ит] во вся­кой бла­го­сти, пра­вед­но­сти и ис­тине. Ис­пы­ты­вай­те, что бла­го­угод­но Бо­гу, и не участ­вуй­те в бес­плод­ных де­лах тьмы, но ещё луч­ше и об­ли­чай­те[3]: ибо о том, что де­ла­ет­ся ими тай­но, стыд­но и го­во­рить. Но всё это, бу­дучи об­ли­ча­е­мо, яв­ля­ет­ся в све­те, ибо всё яв­ля­е­мое – это свет. По­то­му ска­за­но:

«Вста­вай, спя­щий,
и вос­крес­ни из мёрт­вых,
и бу­дет све­тить те­бе Хри­стос»[4].

Итак, смот­ри­те вни­ма­тель­но, как вы хо­ди­те (жи­вё­те): не как немуд­рые, но как муд­рые, до­ро­жа вре­ме­нем, по­то­му что дни злы (лу­ка­вы). По­это­му не будь­те нера­зум­ны­ми, но по­сти­гай­те, что есть во­ля Гос­по­да. И не упи­вай­тесь ви­ном, от ко­то­ро­го бы­ва­ет рас­пут­ство; но будь­те ис­пол­не­ны Ду­ха, на­зи­дая друг дру­га псал­ма­ми, и сла­во­сло­ви­я­ми, и пес­ня­ми ду­хов­ны­ми, поя и вос­пе­вая в серд­цах ва­ших Гос­по­ду.


Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Лк.12:16-21. – За­ча­ло 66)

[О лю­бо­с­тя­жа­нии. Прит­ча о безум­ном бо­га­че]

[В то вре­мя] рас­ска­зал Он [Хри­стос] им прит­чу:

«У од­но­го бо­га­ча на по­лях был хо­ро­ший уро­жай, и он рас­суж­дал сам с со­бой: "Что мне де­лать? Уро­ди­лось столь­ко, что де­вать неку­да!" И он ре­шил: "Вот что сде­лаю: сне­су [ста­рые] жит­ни­цы, вы­строю дру­гие по­боль­ше, све­зу ту­да весь уро­жай – всё, чем бо­гат; и ска­жу сво­ей ду­ше: "Ну, те­перь у те­бя добра пол­но на мно­гие го­ды; не ду­май ни о чём, ешь, пей да на­сла­ждай­ся жиз­нью!" Но Бог ска­зал ему: "Глу­пец! Этой же но­чью ду­шу твою вос­тре­бу­ют от те­бя; так ко­му до­ста­нет­ся то, что ты ско­пил?"

Так бы­ва­ет с тем, кто со­би­ра­ет бо­гат­ства для са­мо­го се­бя, вме­сто то­го, чтобы обо­га­щать се­бя в очах Бо­жьих»[5].


При­ме­ча­ния к апо­столь­ско­му и еван­гель­ско­му чте­ни­ям

[1] Дан­ное апо­столь­ское чте­ние – это часть тек­ста (Еф.5:3-6:20), в ко­то­ром со­дер­жит­ся си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ное нрав­ствен­ное уче­ние апо­сто­ла Пав­ла. Оно по­стро­е­но как на­став­ле­ние «сы­нов (чад) све­та»: ве­ру­ю­щие долж­ны быть «све­том в Гос­по­де» и ак­тив­но про­ти­вить­ся нрав­ствен­ной тьме, в ко­то­рой и са­ми хо­ди­ли рань­ше, до Хри­ста. См.: Кас­с­и­ан (Без­об­ра­зов), еп. Хри­стос и пер­вое хри­сти­ан­ское по­ко­ле­ние. М., 2001. С. 319–320.

[2] Так чи­та­ет­ся в на­уч­ном из­да­нии гре­че­ско­го тек­ста Но­во­го За­ве­та (карпос ту фотос) и в пе­ре­во­де под ре­дак­ци­ей епи­ско­па Кас­си­а­на (Без­об­ра­зо­ва).

[3] Име­ет­ся в ви­ду: об­ли­чай­те «сы­нов про­тив­ле­ния», греш­ных «сы­нов тьмы», о ко­то­рых Па­вел го­во­рит чуть вы­ше в этой же гла­ве.

[4] Эти сло­ва, ве­ро­ят­но, – ци­та­та из од­но­го из несо­хра­нив­ших­ся ран­не­хри­сти­ан­ских гим­нов, в ко­то­рых зву­ча­ли от­го­лос­ки древ­них про­ро­честв. Смот­ри­те у про­ро­ка Ис­айи 60:1 (и да­лее): «Вос­стань, све­тись, Иеру­са­лим; ибо при­шёл свет твой, и сла­ва Гос­под­ня взо­шла над то­бою!» (За­ме­ча­ние ар­хим. Иан­ну­а­рия (Ив­ли­е­ва))

[5] Так в пе­ре­во­де Сер­гея Аве­рин­це­ва. По­след­ние сло­ва в Си­но­даль­ном пе­ре­во­де: «...а не в Бо­га бо­га­те­ет»; у епи­ско­па Кас­си­а­на (Без­об­ра­зо­ва): «...а не в Бо­га бо­га­те­ю­щий»; слав.: «...а не в Бо­га бо­гатея». Немец­кий пе­ре­вод Лю­те­ра: «...und ist nicht reich in Gott» бли­зок к сла­вян­ско­му. В ори­ги­наль­ном еван­гель­ском тек­сте: «...μὴ̀ ει̉ς θεὸν πλουτω̃ν», что мож­но так­же пе­ре­ве­сти: «...не для Бо­га бо­га­те­ю­щий» или «...бо­га­тый не по от­но­ше­нию к Бо­гу», как и в наи­бо­лее точ­ном ан­глий­ском пе­ре­во­де «King James Bible» (Биб­лии Ко­ро­ля Яко­ва (1611 г.): «...is not rich toward God».


Юрий Ру­бан


Прит­ча о безум­ном бо­га­че

Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

прит­ча о безум­ном бо­га­чеВы слы­ша­ли се­го­дняш­нее еван­гель­ское чте­ние. Некий че­ло­век был бо­гат. А в тот год осо­бен­но бла­го­сло­вил его Бог: его по­ля при­нес­ли бо­га­тую жат­ву. И он, огля­ды­ва­ясь на своё бо­гат­ство, по­ду­мал: «Не хва­та­ет у ме­ня ме­ста, чтобы всё со­хра­нить. Сло­маю свои ста­рые жит­ни­цы, со­бе­ру своё до­сто­я­ние в но­вые, и то­гда я мо­гу упо­ко­ить­ся, то­гда хва­тит у ме­ня бо­гат­ства на весь оста­ток мо­ей жиз­ни; то­гда я мо­гу ска­зать се­бе: "пей, ешь, ве­се­лись..."» Но в от­вет он услы­шал внут­ри се­бя го­лос Бо­га: «Безум­ный ты че­ло­век! Раз­ве ты не по­ни­ма­ешь, что в эту са­мую ночь, ко­гда ты ля­жешь от­ды­хать в со­зна­нии сво­ей пол­ной обес­пе­чен­но­сти, ко­гда ты ля­жешь от­дох­нуть в ожи­да­нии но­во­го, ти­хо­го, бо­га­то­го, обес­пе­чен­но­го дня, – с те­бя по­тре­бу­ет­ся твоя жизнь! Мо­жет быть, при­дет ти­хий час смер­ти; а, мо­жет быть, и гроз­ный час раз­боя, – в лю­бом слу­чае жизнь твоя те­бе не при­над­ле­жит. В од­но мгно­ве­ние ты мо­жешь её ли­шить­ся, и то­гда – что бу­дет со всем тем, что те­бе по­слал Бог и ты со­брал сво­и­ми тру­да­ми? И ко­му это оста­нет­ся?»

Ка­за­лось бы, от­вет про­стой: жене, де­тям, род­ствен­ни­кам, близ­ким... Но не об этом идёт речь! Ведь всё это оста­нет­ся по­за­ди, всё это оста­нет­ся дру­гим лю­дям, ко­то­рые над этим не тру­ди­лись и ко­то­рые вы­ро­нят из сво­их нетру­до­вых рук всё это бо­гат­ство. А те­бе са­мо­му что оста­нет­ся от него?..

Ка­кой же от­вет мы мо­жем на это дать? Хри­стос го­во­рит: «Так бы­ва­ет со вся­ким, кто для се­бя бо­га­те­ет, а не ста­но­вит­ся Бо­гом бо­гат...» Так дей­стви­тель­но бы­ва­ет с каж­дым из нас: всё, что у нас есть – са­мая жизнь, здо­ро­вье, мо­ло­дость, до­стой­ная ста­рость, креп­кие сред­ние го­ды, ра­бо­та, при­зва­ние, ум, чут­кость, – всё это мо­жет в од­но мгно­ве­ние уй­ти от нас! И то­гда – что? С чем мы вой­дем в Веч­ность?

А в Веч­ность мо­жет вой­ти толь­ко то, что при­нес­ло плод люб­ви. Ес­ли че­ло­век бо­гат умом, серд­цем, ма­те­ри­аль­ным до­сто­я­ни­ем, ес­ли всё, что у него есть, – весь ум, всё серд­це, всю кре­пость те­ла и ду­ши, всё свое до­сто­я­ние – он упо­тре­бит на то, чтобы од­них про­све­тить, дру­гих уте­шить, тре­тьих на­кор­мить – каж­до­му все­ять в ду­шу хоть зер­ныш­ко ра­до­сти, на­деж­ды, бла­го­дар­но­сти, люб­ви, теп­ла, – то, ко­гда он умрёт, за ним пой­дет в Веч­ность бо­га­тая жат­ва! Это бу­дет не та хлеб­ная жат­ва, ко­то­рую бо­гач со­брал в жит­ни­цы и за­пер от всех, – а та жат­ва, ко­то­рая при­но­сит плод в Веч­но­сти, при­том бо­га­тый плод, ка­кой бо­га­тый! Сколь­ко при­ме­ров в жи­ти­ях свя­тых, ко­гда че­ло­век был по­ми­ло­ван лишь за од­но доб­рое сло­во, за од­но доб­рое де­ло...

Вот так и мы обыч­но жи­вём: жизнь нам уда­ёт­ся, как это­му бо­га­то­му че­ло­ве­ку. Но бо­га­те­ем ли мы от это­го веч­ным бо­гат­ством? Сколь­ко нам уда­лось за жизнь – ино­гда очень дол­гую – по­се­ять в чу­жих серд­цах ра­до­сти, све­та, бла­го­дар­но­сти, на­деж­ды – то есть имен­но то­го, что пой­дет с на­ми в Веч­ность? И сколь­ко мы при­нес­ли пло­да от то­го бо­гат­ства, ко­то­рое без­воз­мезд­но по­лу­чи­ли от Са­мо­го Бо­га и от дру­гих лю­дей?

Вспом­ним, что ведь и нам лю­ди да­ри­ли лас­ку и вни­ма­ние; нам то­же де­ла­ли доб­ро. Но что от это­го добра, от лас­ки, от вни­ма­ния, от ми­ло­сти, от со­стра­да­ния оста­лось в на­шей ду­ше? Оста­лось ли что-ни­будь, что мо­жет вой­ти в веч­ность? Яв­ля­ем­ся ли мы бо­га­тым по­лем, ко­то­рое при­но­сит тем, кто был к нам добр и хо­рош, бла­го­дар­ность, от­вет­ную лю­бовь и го­тов­ность сде­лать всё, чтобы до­ка­зать: они не на­прас­но нас лю­би­ли? Так ли мы чув­ству­ем се­бя и по от­но­ше­нию к Бо­гу? Или же все да­ры – и че­ло­ве­че­ской люб­ви, и Бо­же­ской – в об­щем, на­прас­ны? Скла­ды­ва­ем да­ры, скла­ды­ва­ем, скла­ды­ва­ем, за­пи­ра­ем их, поль­зу­ем­ся, а дру­гим ни­че­го – ни сло­ва, ни взгля­да, ни де­ла, ни сер­деч­ной ис­кры бла­го­да­ре­ния и лас­ки...

По­ду­ма­ем над этим. Ведь мы мо­жем всю жизнь про­жить на­прас­но – бо­га­тея, по­лу­чая от Бо­га и от лю­дей, и всё по­лу­чен­ное за­пи­рая в но­вые и но­вые, всё большие жит­ни­цы. А, мо­жет быть, мы смо­жем жить так, чтобы всё это при­но­си­ло плод – плод в чу­жой люб­ви и на­шей бла­го­дар­но­сти? И то­гда, ко­гда при­дет Гос­подь и ска­жет: «Ты раз­ре­ша­ешь­ся те­перь от зем­ных уз, ты от­пус­ка­ешь­ся на сво­бо­ду, из вре­ме­ни в Веч­ность, из огра­ни­чен­но­сти в пол­но­ту жиз­ни» – то­гда нам бу­дет с чем ту­да вой­ти! То­гда мы вой­дем, и за на­ми вой­дут де­ла, за на­ми вой­дут мо­лит­вы, а пе­ред на­ми бу­дет ше­ство­вать лю­бовь, ко­то­рую мы ро­ди­ли на зем­ле. Дай Бог, чтобы это слу­чи­лось с каж­дым из нас! Аминь.

Случайный тест