Неделя 27-я по Пятидесятнице

Апо­столь­ское чте­ние

(Еф.6:10-17. – За­ча­ло 233)

[Ду­хов­ное ору­жие]

Бра­тья мои, укреп­ляй­тесь Гос­по­дом и мо­гу­ще­ством си­лы Его. Об­ле­ки­тесь во все­ору­жие Бо­жие, чтобы мог­ли вы про­ти­во­сто­ять коз­ням диа­воль­ским, по­то­му что борь­ба на­ша не про­тив кро­ви и пло­ти, но про­тив на­чал, про­тив вла­стей, про­тив по­ве­ли­те­лей (кос­мократо­ров) это­го ми­ра тьмы, про­тив небес­ных злых ду­хов.

По­это­му возь­ми­те всё ору­жие Бо­жье, чтобы вы мог­ли ока­зать со­про­тив­ле­ние в день злой и, всё пре­одолев, усто­ять.

Итак, стой­те, опо­я­сав бед­ра ва­ши ис­ти­ной и на­дев пан­цирь (бро­ню) пра­вед­но­сти, и обув но­ги в го­тов­ность бла­го­вест­во­вать мир; при всем том возь­ми­те щит ве­ры, ко­то­рым смо­же­те уга­сить все рас­ка­лен­ные стре­лы лу­ка­во­го; и при­ми­те шлем спа­се­ния, и меч Ду­ха – Сло­во Бо­жие.

Еван­гель­ское чте­ние

(Лк.13:10-17. – За­ча­ло 71)

[Ис­це­ле­ние сог­бен­ной жен­щи­ны]

Исцеление согбенной женщины[В то вре­мя] Иисус учил в од­ной из си­на­гог в суб­бо­ту. Там бы­ла жен­щи­на, во­сем­на­дцать лет одер­жи­мая ду­хом немо­щи, и так она бы­ла скор­че­на, что го­ло­вы при­под­нять тол­ком не мог­ла.

А Иисус, уви­дев её, по­до­звал и ска­зал ей: «Жен­щи­на! Из­бав­ле­на ты от неду­га сво­е­го!» И воз­ло­жил на неё ру­ки, и она тот­час вы­пря­ми­лась и ста­ла сла­вить Бо­га.

Но на­чаль­ник си­на­го­ги, него­дуя, что Иисус со­вер­шил ис­це­ле­ние в суб­бо­ту, ска­зал на это на­ро­ду: «Есть шесть дней, дан­ных для тру­дов; в эти дни и при­хо­ди­те ис­це­лять­ся, но не в день суб­бот­ний!»

А Гос­подь ска­зал ему в от­вет: «Ли­це­ме­ры! Раз­ве каж­дый из вас в суб­бо­ту не от­вя­жет сво­е­го во­ла или ос­ла от стой­ла и не по­ве­дёт на во­до­пой? А эту дочь Авраама, ко­то­рую са­та­на дер­жал свя­зан­ной во­сем­на­дцать лет, раз­ве не на­до бы­ло выз­во­лить из этих уз [имен­но] в день суб­бот­ний?!»

И ко­гда Он го­во­рил это, все про­тив­ни­ки Его сты­ди­лись; и весь на­род ра­до­вал­ся всем до­сто­слав­ным де­лам Его.

Про­по­ведь на Еван­гель­ское чте­ние

Игу­мен Ила­ри­он (Ал­фе­ев)
(ныне мит­ро­по­лит Во­ло­ко­лам­ский)

Жен­щи­на, ко­то­рая в те­че­ние во­сем­на­дца­ти лет не мог­ла рас­пря­мить­ся, бы­ла ис­це­ле­на Бо­же­ствен­ной си­лой Гос­по­да Спа­си­те­ля. Этот слу­чай, рас­ска­зан­ный еван­ге­ли­стом Лу­кой, на­по­ми­на­ет нам о чу­дес­ном ис­це­ле­нии, про­ис­хо­дя­щем с каж­дым че­ло­ве­ком, ко­то­рый на сво­ем жиз­нен­ном пу­ти встре­ча­ет Хри­ста.

Жизнь мно­гих из нас в этом ми­ре скла­ды­ва­ет­ся так, что по­сте­пен­но, с го­да­ми, мы сги­ба­ем­ся под тя­же­стью воз­ло­жен­но­го на нас гру­за. Это мо­жет быть груз зем­ных за­бот, пе­ре­жи­ва­ний, нераз­ре­ши­мых про­блем; это мо­жет быть ока­зав­ший­ся на на­ших пле­чах крест – по­стиг­шая нас бо­лезнь, вы­пав­шие на на­шу до­лю ис­пы­та­ния; это мо­гут быть гре­хи, с ко­то­ры­ми мы не в си­лах спра­вить­ся. Под тя­же­стью все­го это­го мы сги­ба­ем­ся.

Ино­гда нам ка­жет­ся, что, кро­ме той труд­ной зем­ной си­ту­а­ции, в ко­то­рой мы на­хо­дим­ся, ни­че­го боль­ше на све­те не су­ще­ству­ет. Сог­бен­ная жен­щи­на, по­ка Гос­подь не ис­це­лил ее, ви­де­ла лишь пя­та­чок зем­ли под но­га­ми. Точ­но так же и мы ча­сто не спо­соб­ны ви­деть то, что вы­ше нас, или да­же то, что на од­ном уровне с на­ми, а ви­дим толь­ко на­хо­дя­ще­е­ся у нас под но­га­ми. Скло­нив­шись к зем­ле, мы не ви­дим неба. Бу­дучи по­гру­жён­ны­ми в зем­ные де­ла и за­бо­ты, мы за­бы­ва­ем о том, что, по­ми­мо то­го кро­хот­но­го клоч­ка зем­ли, ко­то­рый нам дан в удел, су­ще­ству­ет еще нечто бес­ко­неч­но бо­лее ве­ли­кое и пре­крас­ное: це­лый мир с его зем­ны­ми и мор­ски­ми про­сто­ра­ми, небо с его све­ти­лами и звез­да­ми и, на­ко­нец, Цар­ство Небес­ное, к ко­то­ро­му все мы при­зва­ны, ибо каж­до­му из нас в нём уго­то­ва­на своя оби­тель.

При­хо­дя в цер­ковь, мы име­ем воз­мож­ность со­при­кос­нуть­ся с этой выс­шей, иной ре­аль­но­стью в сво­ем соб­ствен­ном жи­вом опы­те. Цер­ковь по­мо­га­ет нам ду­хов­но рас­пря­мить­ся, за­быть о зем­ле, вспом­нить о Небе, от­ре­шить­ся от ма­те­ри­аль­но­го и здеш­не­го, при­об­щить­ся к ду­хов­но­му и «та­мош­не­му».

Ис­це­ляя сгорб­лен­ную жен­щи­ну, Гос­подь Иисус Хри­стос по­ка­зы­ва­ет, че­го Он ждет от каж­до­го из нас. А ждёт Он, что мы вста­нем пе­ред Ним в пол­ный рост, что мы вы­рас­тем, как го­во­рит апо­стол Па­вел, в ме­ру пол­но­го воз­рас­та Хри­сто­ва (Еф.4:13), что мы рас­пря­мим­ся, рас­пра­вим кры­лья, вздох­нем пол­ной гру­дью. Гос­подь хо­чет, чтобы мы пом­ни­ли о на­шем вы­со­ком, небес­ном при­зва­нии – быть ча­да­ми Бо­жи­и­ми, быть жи­те­ля­ми небес­но­го гра­да, Гор­не­го Иеру­са­ли­ма.

Неред­ко лю­ди ве­ру­ю­щие сги­ба­ют­ся под тя­же­стью соб­ствен­ных гре­хов. А бы­ва­ет, что они скло­ня­ют­ся к зем­ле под бре­ме­нем по­ка­я­ния в со­вер­шен­ных гре­хах. Ис­пы­ты­ва­е­мое ими рас­ка­я­ние в со­де­ян­ном не да­ет им сил к ис­прав­ле­нию, не вдох­нов­ля­ет на по­двиг нрав­ствен­но­го са­мо­со­вер­шен­ство­ва­ния, на ис­пол­не­ние за­по­ве­дей Бо­жи­их, на ак­тив­ное доб­ро­де­ла­ние, – но лишь ввер­га­ет в ещё боль­шее уны­ние, чем то, в ко­то­ром они на­хо­ди­лись до то­го, как осо­зна­ли свои гре­хи.

В та­ком «по­ка­я­нии» кро­ет­ся некая ду­хов­ная ошиб­ка. Гос­подь не хо­чет, чтобы мы сги­ба­лись под тя­же­стью чув­ства соб­ствен­но­го недо­сто­ин­ства. Мы при­хо­дим к Свя­той Ча­ше и ис­по­ве­ду­ем ис­кренне и от все­го серд­ца ве­ру в то, что Гос­подь при­шел «греш­ныя спа­сти, от ни­х­же пер­вый есмь аз». Ес­ли нет у нас та­ко­го чув­ства, мы не мо­жем до­стой­но при­ча­стить­ся, и ес­ли хо­тя бы од­но­го че­ло­ве­ка мы счи­та­ем ху­же се­бя, зна­чит, мы ещё не со­зре­ли для встре­чи со Хри­стом. Но, со­зна­вая се­бя греш­ны­ми, ви­дя всю без­дну зла, ко­то­рое в нас, мы не долж­ны от это­го впа­дать в уны­ние и от­ча­я­ние. Мы долж­ны пом­нить, что, как го­во­рит пре­по­доб­ный Иса­ак Си­рин, ни­ка­кой че­ло­ве­че­ский грех, да­же са­мый тяж­кий, не пе­ре­си­ли­ва­ет ми­ло­сер­дия Бо­жия. И все на­ши гре­хи вме­сте взя­тые, по сло­ву пре­по­доб­но­го Иса­а­ка, слов­но горсть пес­ка, бро­шен­ная в оке­ан ми­ло­сер­дия Бо­жия, где она рас­тво­ря­ет­ся и ис­че­за­ет бес­след­но.

Цер­ковь да­ёт нам воз­мож­ность со­сре­до­то­чить­ся не на се­бе, а на Бо­ге, пе­ре­ори­ен­ти­ро­вать вни­ма­ние с са­мих се­бя, со сво­ей жиз­нен­ной си­ту­а­ции на Цар­ство Небес­ное, к ко­то­ро­му мы мо­жем при­об­щить­ся. Несмот­ря на все на­ши гре­хи, на на­шу неспо­соб­ность под­нять­ся до уров­ня, на ко­то­ром дол­жен жить хри­сти­а­нин, несмот­ря на то, что мы ока­зы­ва­ем­ся неспо­соб­ны­ми ис­пол­нять за­по­ве­ди Хри­сто­вы, ко­то­рые, как нам ка­жет­ся, пре­вос­хо­дят на­ши че­ло­ве­че­ские си­лы, – несмот­ря на всё это, у нас оста­ёт­ся воз­мож­ность по­сто­ян­но ду­хов­но об­нов­лять­ся здесь, в Церк­ви, через при­об­ще­ние Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых, через мо­лит­ву, через бо­го­слу­же­ние.

Цер­ковь да­ёт нам но­вые си­лы для то­го, чтобы мы ду­хов­но воз­рас­та­ли, вос­хо­ди­ли от си­лы в си­лу, всё бо­лее и бо­лее рас­прям­ля­ясь, всё мень­ше вспо­ми­ная о зем­ле, всё боль­ше об­ра­ща­ясь к Небу. Чем бли­же че­ло­век к Бо­гу, тем боль­ше он чув­ству­ет свою гре­хов­ность, но од­новре­мен­но воз­рас­та­ет в нем и ощу­ще­ние бли­зо­сти Бо­жи­ей. И то­гда по­ка­я­ние ста­но­вит­ся ра­до­стью – как вы­здо­ров­ле­ние по­сле дол­гой бо­лез­ни, как рас­прям­ле­ние по­сле мно­гих лет урод­ли­вой сгорб­лен­но­сти.

Бу­дем же ид­ти вме­сте со Хри­стом и вме­сте друг с дру­гом пря­мым пу­тем, не оста­нав­ли­ва­ясь ни на день, ни на час, ни на ми­ну­ту. Бу­дем вос­хо­дить к оби­те­лям Цар­ства Небес­но­го, где для каж­до­го из нас хва­тит ме­ста, ес­ли толь­ко мы ока­жем­ся до­стой­ны­ми Бо­га.

1997 год

Случайный тест