Неделя пред Рождеством Христовым, память святых отец (отцов)

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Евр.11:9-10, 17-23, 32-40. – За­ча­ло 328)

[Ве­ра древ­них и ко­неч­ное со­вер­шен­ство]

9Ве­рою он [Ав­ра­ам] по­се­лил­ся при­шель­цем в зем­ле обе­то­ва́нной (обе­щан­ной ему Бо­гом. – Ю. Р.), как в чу­жой, и жил в шат­рах с Иса­а­ком и Иа­ко­вом, со­на­след­ни­ка­ми то­го же обе­ща­ния; 10ибо он ожи­дал го́ро­да, име­ю­ще­го твёр­дое ос­но­ва­ние, ар­хи­тек­тор и стро­и­тель ко­то­ро­го – Бог.

<…> 17Ве­рою Ав­ра­ам вы­дер­жал ис­пы­та­ние и при­нёс в жерт­ву Иса­а­ка; он, по­лу­чив­ший обе­ща­ние [о сыне], при­но­сил еди­но­род­но­го, 18о ко­то­ром ему бы­ло ска­за­но: «в Иса­а­ке на­ре­чёт­ся те­бе се­мя (потом­ство. – Ю. Р.)». 19Он рас­су­дил, что Бог си­лен и из мёрт­вых вос­кре­шать, по­то­му он и по­лу­чил его [сы­на] об­рат­но в пред­зна­ме­но­ва­ние. 20Ве­рою, и для бу­ду­ще­го, Иса­ак бла­го­сло­вил Иа­ко­ва и Ис­а­ва. 21Ве­рою Иа­ков, уми­рая, бла­го­сло­вил каж­до­го из [сво­их сы­но­вей и] сы­но­вей Иоси­фо­ва и про­стёр­ся пред Бо­гом, опи­ра­ясь на верх сво­е­го по­со­ха. 22Ве­рою Иосиф, при кон­чине, на­по­ми­нал об ис­хо­де сы­нов Из­ра­иле­вых [из Егип­та] и за­ве­щал о ко­стях сво­их. 23Ве­рою Мо­и­сей по рож­де­нии три ме­ся­ца скры­ва­ем был ро­ди­те­ля­ми сво­и­ми, ибо уви­де­ли они, что мла­де­нец пре­кра­сен, и не устра­ши­лись по­ве­ле­ния ца­ря.

<…> 32И что ещё ска­жу? Ибо не до­станет мне вре­ме­ни, чтобы по­вест­во­вать о Ге­деоне, о Ва­ра­ке, о Сам­соне и Иеф­фае, о Да­ви­де, Са­му­и­ле и [дру­гих] про­ро­ках, 33ко­то­рые ве­рою по­ко­ри­ли цар­ства, тво­ри­ли прав­ду, до­стиг­ли обе­щан­но­го, за­гра­ди­ли уста львов, 34уга­си­ли си­лу ог­ня, из­бе­жа­ли острия ме­ча, по­лу­чи­ли си­лу в немо­щах, ста­ли креп­ки­ми на войне и от­ра­зи­ли пол­ки чу­жих. 35Бы­ли жен­щи­ны, по­лу­чив­шие мёрт­вых сво­их вос­крес­ши­ми. Дру­гие же бы­ли за­му­че­ны, от­ка­зав­шись от осво­бож­де­ния, чтобы до­стиг­нуть луч­ше­го вос­кре­се­ния. 36Иные же ис­пы­та­ли по­ру­га­ния и по­бои, а так­же узы и тем­ни­цы, 37бы­ли по­би­ты кам­ня­ми, под­верг­ну­ты пыт­ке, пе­ре­пи­ле­ны, умер­ли от ме­ча, про­ве­ли жизнь в ски­та­ни­ях в ове­чьих шку­рах и ко­зьих ко­жах, тер­пя недо­стат­ки, скор­би, стра­да­ния. 38Те, ко­то­рых весь мир не был до­сто­ин, блуж­да­ли по пу­сты­ням и го­рам, по пе­ще­рам и зем­ным уще­льям.

39И все они, за­сви­де­тель­ство­ван­ные через ве­ру, не по­лу­чи­ли обе­щан­но­го, 40по­то­му что Бог преду­смот­рел о нас нечто луч­шее: чтобы они вме­сте с на­ми до­стиг­ли со­вер­шен­ства.

 

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Мф.1:1-25. – За­ча­ло 1)

[Ге­не­а­ло­гия Иису­са Хри­ста. Его рож­де­ние от Де­вы Ма­рии]

1Кни­га про­ис­хож­де­ния (ро­до­сло­вия) Иису­са Хри­ста, Сы­на Да­ви­до­ва, Сы­на Ав­ра­амо­ва.

2Ав­ра­ам по­ро­дил Иса­а­ка; Иса­ак по­ро­дил Иа­ко­ва; Иа­ков по­ро­дил Иу­ду и бра­тьев его; 3Иуда по­ро­дил Фа­ре­са и За­ру от Фа­ма­ри; Фа­рес по­ро­дил Эс­ро­ма; Эс­ром по­ро­дил Ара­ма; 4Арам по­ро­дил Ами­на­да­ва; Ами­на­дав по­ро­дил На­ас­со­на; На­ас­сон по­ро­дил Сал­мо­на; 5Сал­мон по­ро­дил Во­оза от Ра­ав; Во­оз по­ро­дил Ови­да от Ру­фи; Овид по­ро­дил Иес­сея; 6Иес­сей по­ро­дил ца­ря Да­ви­да.

Да­вид по­ро­дил Со­ло­мо­на от той, что бы­ла за­му­жем за Ури­ей; 7Со­ло­мон по­ро­дил Ро­воама; Ро­во­ам по­ро­дил Авию; Авия по­ро­дил Асу; 8Аса по­ро­дил Иоса­фа­та; Иоса­фат по­ро­дил Иора­ма; Иорам по­ро­дил Озию; 9Озия по­ро­дил Иоафа­ма; Иоафам по­ро­дил Аха­за; Ахаз по­ро­дил Езе­кию; 10Езе­кия по­ро­дил Ма­нас­сию; Ма­нас­сия по­ро­дил Амо­на; Амон по­ро­дил Иосию; 11Иосия по­ро­дил [Иоаки­ма; Иоаким по­ро­дил] Ие­хо­нию и бра­тьев его, во вре­мя вы­се­ле­ния в Ва­ви­лон.

12По­сле же вы­се­ле­ния в Ва­ви­лон Ие­хо­ния по­ро­дил Са­ла­фи­и­ла; Са­ла­фи­ил по­ро­дил Зо­ро­ва­ве­ля; 13Зо­ро­ва­вель по­ро­дил Ави­у­да; Ави­уд по­ро­дил Эли­а­ки­ма; Эли­а­ким по­ро­дил Азо­ра; 14Азор по­ро­дил Са­до­ка; Са­док по­ро­дил Ахи­ма; Ахим по­ро­дил Эли­уда; 15Эли­уд по­ро­дил Эле­аза­ра; Эле­азар по­ро­дил Мат­фа­на; Мат­фан по­ро­дил Иа­ко­ва; 16Иа­ков по­ро­дил Иоси­фа, су­пру­га Ма­рии, от Ко­то­рой ро­дил­ся Иисус, что име­ну­ет­ся Хри­стос.

17Ито­го всех по­ко­ле­ний: от Ав­ра­ама до Да­ви­да – че­тыр­на­дцать по­ко­ле­ний; и от Да­ви­да до вы­се­ле­ния в Ва­ви­лон – че­тыр­на­дцать по­ко­ле­ний; и от вы­се­ле­ния в Ва­ви­лон до Хри­ста – че­тыр­на­дцать по­ко­ле­ний.

Рождество Христово18Что до Иису­са Хри­ста, то Его про­ис­хож­де­ние со­вер­ши­лось так: ма­терь Его Ма­рия бы­ла об­ру­че­на Иоси­фу; од­на­ко преж­де, чем ста­ли они жить сов­мест­но, об­на­ру­жи­лось, что Она ожи­да­ет ди­тя от Ду­ха Свя­то­го. 19Меж­ду тем Иосиф, муж Её, был че­ло­век пра­вед­ный и не хо­тел Её осла­вить, а по­то­му воз­на­ме­рил­ся рас­торг­нуть по­молв­ку тай­но. 20Ко­гда, од­на­ко, он был в та­ких мыс­лях, – вот, Ан­гел Гос­по­день явил­ся ему в сно­ви­де­нии, го­во­ря:

«Иосиф, сын Да­ви­дов! Не стра­шись при­нять Ма­ри­ам, же­ну твою; ибо то, что́ за­ча­лось внут­ри Неё, – от Ду­ха Свя­то­го. 21Сы­на ро­дит Она, и ты на­ре­чёшь Ему имя – Иисус; ибо Он спа­сёт на­род Свой от гре­хов их». 22Всё же это слу­чи­лось во ис­пол­не­ние ска­зан­но­го Гос­по­дом через про­ро­ка, го­во­ря­ще­го:

23«Се, Де­ва зачнёт во чре­ве, и ро­дит Сы­на,
и на­ре­кут имя Ему – Эм­ма­ну­ил» (Ис.7:14), –
что в пе­ре­во­де озна­ча­ет: «С на­ми Бог».

24Иосиф, про­бу­див­шись от сна, сде­лал, как ве­лел ему ан­гел Гос­по­день, и при­нял же­ну свою; 25и не по­знал Её, и вот Она ро­ди­ла Сы­на, и он на­рёк Ему имя – Иисус. 

За­ме­ча­ния к апо­столь­ско­му и еван­гель­ско­му чте­ни­ям[*]

«...Чтобы они вме­сте с на­ми до­стиг­ли со­вер­шен­ства» (ст. 40); бук­валь­но – «бы­ли сде­ла­ны со­вер­шен­ны­ми», то есть до­стиг­ли ко­неч­ной це­ли, свер­ше­ния все­го обе­щан­но­го Бо­гом. Апо­столь­ское чте­ние в Неде­лю пе­ред Рож­де­ством как буд­то бы не име­ет пря­мо­го от­но­ше­ния к те­ме празд­ни­ка. Это не так! Ав­тор По­сла­ния с небы­ва­лым ри­то­ри­че­ским уме­ни­ем жи­во­пи­су­ет всю си­лу ве­ры вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, ни­чуть не усту­пав­ших в по­дви­гах хри­сти­ан­ским му­че­ни­кам и ис­по­вед­ни­кам, и вдруг го­во­рит (сло­ва зву­чат как при­го­вор, как па­де­ние кам­ня в про­пасть): «все они... не по­лу­чи­ли обе­щан­но­го» (ст. 39)!? На язы­ке мо­ра­ли­сти­ки – это ве­ли­чай­шая неспра­вед­ли­вость, аб­сурд! На язы­ке но­во­за­вет­но­го бо­го­сло­вия – кон­ста­та­ция то­го, что сво­и­ми си­ла­ми че­ло­век не мог пре­одо­леть про­пасть, от­де­лив­шую его от Бо­га в гре­хо­па­де­нии: толь­ко по­сле Бо­го­во­пло­ще­ния и Вос­кре­се­ния ста­ло воз­мож­ным спа­се­ние ми­ра. Вспом­ним сю­жет ико­ны Вос­кре­се­ния: взло­мав вра­та мрач­но­го Шео́ла (Аида), Хри­стос про­тя­ги­ва­ет ру­ки пра­вед­ни­кам, до­жи­дав­шим­ся Его там со вре­мён Ада­ма и Евы[1].

Еван­гель­ское чте­ние (его пер­вая часть) мо­жет вы­звать у совре­мен­но­го че­ло­ве­ка недо­уме­ние и да­же раз­дра­же­ние, осо­бен­но при чте­нии несколь­ко смеш­но­го Си­но­даль­но­го пе­ре­во­да: «...Ав­ра­ам ро­дил Иса­а­ка» и т. д. (ведь ро­жа­ют жен­щи­ны). Дей­стви­тель­но, за­чем нам эта длин­ная ев­рей­ская ро­до­слов­ная? Ведь мы и так ве­рим, что Иисус из На­за­ре­та – дол­го­ждан­ный Мес­сия, а глав­ное – Сын Бо­жий и наш Спа­си­тель! Что тут до­ка­зы­вать?

Здесь мы долж­ны учи­ты­вать мен­таль­ность как са­мо­го еван­ге­ли­ста Мат­фея, иудео­хри­сти­а­ни­на, так и его чи­та­те­лей (по пре­да­нию, его Еван­ге­лие об­ра­ще­но имен­но к хри­сти­а­нам из ев­ре­ев). «А уве­ро­вав­шие в Иису­са Хри­ста иудеи... во­все не сты­ди­лись сво­их оте­че­ских пре­да­ний, не от­вер­га­ли ве­ру сво­их от­цов, – по­яс­ня­ет совре­мен­ный спе­ци­а­лист в об­ла­сти биб­лей­ско­го бо­го­сло­вия. – Для них, как и для всех иуде­ев, Бог был «Бо­гом Ав­ра­ама, Бо­гом Иса­а­ка и Бо­гом Иа­ко­ва» (Исх.3:15). Бо­лее то­го, они счи­та­ли се­бя ис­тин­ным Из­ра­и­лем! Это для них и о них Бог ска­зал о Се­бе через про­ро­ка Осию: "Ко­гда Из­ра­иль был юным, Я воз­лю­бил его, Я воз­звал сы­на Мо­е­го из Егип­та"» (Ос.11:1). Но при этом в на­ча­ле ро­до­слов­ной в на­ру­ше­ние хро­но­ло­гии «по­че­му-то упо­ми­на­ет­ся не Ав­ра­ам, а царь Да­вид. По­че­му? Да по­то­му что вы­ра­же­ние «Сын Да­ви­дов» бы­ло об­ще­при­ня­тым у иуде­ев обо­зна­че­ни­ем Мес­сии. Мес­сия, по все­об­ще­му убеж­де­нию, дол­жен был про­ис­хо­дить из ро­да ца­ря Да­ви­да. По­че­му «дол­жен был»? Да по­то­му что так го­во­рит Пи­са­ние, в сло­вах ко­то­ро­го у иуде­ев не бы­ло ни­ка­ко­го со­мне­ния, ибо Пи­са­ние есть Сло­во Бо­жие!»[2]

При­ме­ча­ния

[*] Вы­ше­при­ве­дён­ные ли­тур­гий­ные чте­ния и за­ме­ча­ния к ним вос­про­из­во­дят­ся по кни­ге: Ру­бан Ю.  От Рож­де­ства до Сре­те­ния. Празд­ни­ки рож­де­ствен­ско­го цик­ла / На­уч­ный ред. проф. ар­хим. Иан­ну­а­рий (Ив­ли­ев). СПб.: Ко­ло, 2015. С. 14–18.

[1] По­дроб­нее о со­те­рио­ло­ги­че­ской про­бле­ма­ти­ке см.: Ру­бан Ю. Пас­ха. Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние: ис­то­рия, бо­го­слу­же­ние, тра­ди­ции / На­уч. ред. ар­хим. Иан­ну­а­рий (Ив­ли­ев). Изд. 3-е, испр. и доп. СПб., 2014. С. 14 сл.

[2] Иан­ну­а­рий (Ив­ли­ев), ар­хим. Еван­ге­лие от Мат­фея. Бе­се­да на ра­дио «Град Пет­ров». Бе­се­да № 2 (ру­ко­пись).

 

Неде­ля пред Рож­де­ством Хри­сто­вым

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха! Мно­гие из вас, впер­вые от­кры­вая Еван­ге­лие от Мат­фея, на­вер­ное, сму­ща­лись и удив­ля­лись: для че­го в нём да­ёт­ся этот пе­ре­чень ста­рин­ных и стран­ных имён? За­чем нуж­но пе­ре­чис­ле­ние че­тыр­на­дца­ти ро­дов, ещё че­тыр­на­дца­ти ро­дов и ещё че­тыр­на­дца­ти? А де­ло в том, что еван­ге­лист хо­тел в этих крат­ких стро­ках, в этом пе­речне имён на­пом­нить нам всю ис­то­рию Вет­хо­го За­ве­та, на­пол­нен­но­го ожи­да­ни­ем Спа­си­те­ля ми­ра. И за каж­дым име­нем – ис­то­рия жиз­ни. Здесь и пра­вед­ный Ав­ра­ам, по­шед­ший вслед за Гос­по­дом и ни­че­го не по­жалев­ший для Него; здесь и пра­вед­ная мо­ави­тян­ка Руфь, оста­вив­шая оте­че­ство и при­няв­шая ве­ру в Еди­но­го Бо­га... Здесь и греш­ни­ки, и пра­вед­ни­ки: все они бы­ли пред­ка­ми Гос­по­да Иису­са по пло­ти.

Но вы ска­же­те: от­ку­да же мы зна­ем, кто бы­ли эти лю­ди? Труд­но это всё по­нять. По­че­му нам сра­зу не го­во­рит­ся о том, что нуж­но для на­ше­го серд­ца? – А вот тут са­мое глав­ное – труд­ное на­ча­ло Еван­ге­лия, ко­то­рое тре­бу­ет от всех нас неко­то­рых уси­лий, обо­зна­ча­ет всю ду­хов­ную жизнь. Это не га­зе­та, ко­то­рую про­чи­тал и тут же оста­вил. Это – Сло­во Бо­жие, и оно тре­бу­ет от нас со­сре­до­то­чен­но­сти, ра­бо­ты ума, серд­ца! И тот, кто пре­одо­ле­ет, со­вер­шит труд, чи­тая пер­вые стро­ки, – по­том пой­дёт даль­ше, и ему бу­дет лег­че. А тот, кто ска­жет, от­крыв Свя­тую Кни­гу: «Ка­кие-то непо­нят­ные тут сло­ва, даль­ше чи­тать не бу­ду», – тот так и оста­нет­ся без Сло­ва Бо­жия.

Зна­чит, на­до не про­сто чи­тать, по­чи­ты­вать, по­ли­сты­вать, а серд­цем и умом углуб­лять­ся в Сло­во Бо­жие. И вы уви­ди­те, что име­на эти име­ют зна­че­ние, что эти стро­ки о ро­до­сло­вии Иису­са Хри­ста го­во­рят о Нём как о пред­ска­зан­ном Ца­ре-Из­ба­ви­те­ле. Они го­во­рят о том, что Гос­подь стал срод­ни­ком че­ло­ве­ка по пло­ти, что Он стал од­ним из нас, что у Него, так же как и у нас, есть де­ды и пра­де­ды по пло­ти, что Он во­шёл в род че­ло­ве­че­ский. В эту кни­гу род­ства мож­но бы­ло бы впи­сать всех лю­дей, мил­ли­о­ны, мил­ли­ар­ды лю­дей, – и все они ста­ли бы срод­ни­ка­ми на­ше­го Спа­си­те­ля по пло­ти. Он с на­ми по­род­нил­ся, во­пло­тив­шись от На­за­рет­ской Де­вы, от Де­вы Ма­рии.

Бы­ла в ста­ри­ну по­сло­ви­ца: «До Бо­га вы­со­ко, до ца­ря да­ле­ко». И так нам ка­жет­ся все­гда, ко­гда мы го­во­рим, что Гос­подь где-то на небе, что Он да­лёк от че­ло­ве­ка, что на­ша мо­лит­ва мо­жет быть не услы­ша­на. Как буд­то Гос­по­ду Бо­гу ну­жен слиш­ком силь­ный звук или ка­кая-то необык­но­вен­ная свя­тость мо­ля­ще­го­ся, чтобы Он внял на­шей мо­лит­ве. И вот, се­го­дняш­нее Еван­ге­лие нам от­ве­ча­ет: нет, не тре­вожь­тесь! Бог здесь! Он с на­ми! И свя­щен­ное тай­ное имя Хри­сто­во – не толь­ко Иисус («Гос­подь спа­са­ет») и Спа­си­тель, но и Эм­ма­ну­ил, что в пе­ре­во­де с древ­не­ев­рей­ско­го язы­ка зна­чит «С на­ми Бог».

Это Свя­тое имя Гос­по­да пре­об­ра­жа­ет и на­шу жизнь. Ко­гда мы с ва­ми недо­уме­ва­ем, как нам жить и как по­сту­пать, – вспом­ним, что с на­ми Бог, что Он по­мо­жет, ес­ли мы к Нему об­ра­тим­ся. Ко­гда мы с ва­ми уста­ём, из­не­мо­га­ем под но­шей жи­тей­ско­го бре­ме­ни, ко­гда мы с ва­ми стра­да­ем, уны­ва­ем, и нам ка­жет­ся, что жизнь на­ша на­прас­на, уси­лия на­ши тщет­ны, – мы долж­ны пом­нить, что с на­ми Бог. Это есть на­ша глав­ная на­деж­да, по­то­му что мы не на че­ло­ве­ка упо­ва­ем, а на Бо­га, став­ше­го Че­ло­ве­ком, на Гос­по­да, Ко­то­рый здесь, с на­ми, не да­ле­ко и вы­со­ко, а близ­ко – по­то­му что Гос­подь Сам за­хо­тел при­бли­зить­ся к нам.

Вот мы при­бли­жа­ем­ся к дням Рож­де­ства Хри­сто­ва! Мы уже по­ём пес­но­пе­ние: «Хри­стос рож­да­ет­ся»! Се­го­дня мы слы­ша­ли еван­гель­ский рас­сказ о том, как Иоси­фу бы­ло пред­ска­за­но в ноч­ном ви­де­нии, что его же­на ро­дит сы­на, Ко­то­ро­му он дол­жен дать имя Иисус, что зна­чит «Спа­се­ние Гос­подне», и этот Сын спа­сёт лю­дей от их гре­хов. И это озна­ча­ет, что с на­ми Бог! По­это­му при­бли­жа­ет­ся ра­дость! Все мы, со­гну­тые под гнё­том сво­их гре­хов, за­бот, пе­ча­лей и бо­лез­ней, долж­ны сей­час рас­пря­мить­ся и смот­реть впе­рёд, встре­чать Гос­по­да, как и по­ёт­ся сло­ва­ми про­по­ве­ди свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва: «Хри­стос рож­да­ет­ся – иди­те Ему на­встре­чу»! («Срящи­те» по-сла­вян­ски зна­чит «иди­те на­встре­чу», «встре­чай­те».) И мы идём к Нему на­встре­чу – ведь Он ро­дил­ся не толь­ко то­гда, Он ро­дил­ся для нас сей­час, по­то­му что Он жи­вёт сре­ди нас! Кто от­кро­ет Ему своё серд­це, тот бу­дет с Ним оби­тать и тот по­зна­ет, что зна­чат сло­ва «С на­ми Бог! Ра­зу­мей­те, языцы, и по­ко­ряй­те­ся», – то есть «пой­ми­те, неве­ру­ю­щие, и пре­кло­ни­тесь пе­ред Ним», «яко с на­ми Бог!» Аминь.

3 ян­ва­ря 1988 г.

Случайный тест