Неделя 7-я по Пятидесятнице

Апостольское чтение на Литургии

(Рим.15:1-7. – Зачало 116)

[Христос – пример для взаимоотношений]

Бра­тья, мы, силь­ные, име­ем долг: нести (тер­петь) немо­щи сла­бых, а не са­мим се­бе уго­ждать. Каж­дый из нас пусть уго­жда­ет ближ­не­му ра­ди добра, к на­зи­да­нию[1]. Ведь и Хри­стос не Сам Се­бе уго­дил, но, как на­пи­са­но: «По­но­ше­ния по­но­ся­щих Те­бя па­ли на Ме­ня» (Пс.68:10). А всё преж­де на­пи­сан­ное бы­ло на­пи­са­но для на­ше­го по­уче­ния: чтобы через тер­пе­ние (стой­кость) и уте­ше­ние, ко­то­рые да­ют [Свя­щен­ные] Пи­са­ния, мы име­ли (об­ре­ли) на­деж­ду.

Бог же тер­пе­ния и уте­ше­ния да да­ру­ет вам быть в еди­но­мыс­лии меж­ду со­бою, как по­до­ба­ет во Хри­сте Иису­се, чтобы вы еди­но­душ­но, еди­ны­ми уста­ми сла­ви­ли Бо­га и От­ца Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. По­это­му при­ни­май­те друг дру­га, как и Хри­стос при­нял вас во сла­ву Бо­жию.

Евангельское чтение на Литургии

(Мф.9:27-35. – Зачало 33)

[Исцеление двух слепых и немого бесноватого]

А.П. Рябушкин. «Исцеление двух слепых»
А.П. Рябушкин (1861 – 1904)
«Исцеление двух слепых»

[В то вре­мя,] ко­гда Иисус шёл от­ту­да (из до­ма ста­рей­ши­ны. – Ю. Р.), за Ним шли двое сле­пых и кри­ча­ли Ему: «Сми­луй­ся над на­ми, Иисус, Сын Да­ви­дов!»

Ко­гда же Он при­шёл до­мой, сле­пые при­бли­зи­лись к Нему. И го­во­рит им Иисус: «Ве­ру­е­те ли, что Я мо­гу это сде­лать?» Они го­во­рят Ему: «Да, Гос­по­ди!» То­гда Он при­кос­нул­ся к их гла­зам и ска­зал: «Да бу­дет по ве­ре ва­шей!». И от­кры­лись у них гла­за. А Иисус стро­го по­ве­лел им: «Смот­ри­те, чтобы ни­кто не узнал об этом». Но они, уй­дя, раз­нес­ли слух о Нём по всей той зем­ле.

Ко­гда же они ухо­ди­ли, то при­ве­ли к Нему че­ло­ве­ка, стра­дав­ше­го немо­той и одер­жи­мо­го бе­сом. И ко­гда бес был из­гнан, немой за­го­во­рил.

И ди­вил­ся на­род, го­во­ря: «Ни­ко­гда ещё не бы­ло ви­да­но та­ко­го во Из­ра­и­ле!» А фа­ри­сеи го­во­ри­ли: «С по­мо­щью на­чаль­ни­ка бе­сов из­го­ня­ет Он де­мо­нов».

И об­хо­дил Иисус все го­ро­да и сё­ла, уча в мест­ных си­на­го­гах, воз­ве­щая Ра­дост­ную Весть о Цар­стве [Бо­жи­ем][2] и ис­це­ляя вся­кую бо­лезнь и вся­кую немощь [в лю­дях].


При­ме­ча­ния

[1] Та­ков тра­ди­ци­он­ный рус­ский пе­ре­вод. В гре­че­ском тек­сте – прос ой­ко­домэн, что луч­ше пе­ре­ве­сти как «к обу­строй­ству». Сло­во ой­ко­домэ озна­ча­ет в первую оче­редь «зда­ние», «стро­е­ние», в пе­ре­нос­ном смыс­ле – «на­зи­да­ние», «на­став­ле­ние». Речь идет не про­сто о сло­вес­ном «на­став­ле­нии», но о жиз­нен­ной по­зи­ции, о по­ве­де­нии, слу­жа­щем к «со­зи­да­нию» или «обу­строй­ству» «хри­сти­ан­ско­го до­ма» – Церк­ви, в ко­то­рой сле­ду­ет со­хра­нять мир и со­гла­сие, усту­пая друг дру­гу. Зна­ме­на­тель­но, что цер­ков­но­сла­вян­ский пе­ре­вод со­хра­ня­ет имен­но этот смысл: «Кийж­до же вас ближ­не­му да уго­ждает во благое к со­зданию»!

[2] Мож­но пе­ре­ве­сти: «воз­ве­щая Бла­го­ве­стие (или Еван­ге­лие) Цар­ства». Здесь гре­че­ское сло­во эвангели­он – что зна­чит «хо­ро­шая (ра­дост­ная) но­вость», в сла­вян­ском пе­ре­во­де «бла­гая весть» – упо­треб­ле­но в пер­вич­ном смыс­ле: это глав­ное со­дер­жа­ние уст­ной про­по­ве­ди Хри­ста – весть о на­ступ­ле­нии Цар­ства Бо­жия и спа­се­нии ро­да че­ло­ве­че­ско­го от гре­ха и смер­ти. Сна­ча­ла Сам Иисус воз­ве­ща­ет Ра­дост­ную Весть (Еван­ге­лие) о на­ступ­ле­нии Его Цар­ства и о том, что каж­дый по­ве­рив­ший (до­ве­рив­ший­ся) Ему ста­но­вит­ся «граж­да­ни­ном» это­го Цар­ства через кре­ще­ние. Эту же уст­ную «Ра­дост­ную Весть», до­пол­нен­ную сви­де­тель­ством о вос­кре­се­нии Учи­те­ля, – как под­твер­жде­ние Бо­гом От­цом обе­то­ва­ний лю­дям Его Сы­на, – воз­ве­ща­ли апо­сто­лы. И лишь позднее, в «книж­ном» зна­че­нии, тер­мин Еван­ге­лие стал обо­зна­чать ли­те­ра­тур­ный па­мят­ник о жиз­ни, уче­нии, чу­де­сах, рас­пя­тии и вос­кре­се­нии Иису­са. Во из­бе­жа­ние недо­ра­зу­ме­ний чи­та­тель Еван­ге­лий дол­жен об этом пом­нить: во вре­мя зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля «Еван­ге­лий» (т. е. книг, еван­гель­ских по­вест­во­ва­ний от Мат­фея, Мар­ка и дру­гих) ещё не бы­ло! См.: Поснов М. Э. Еван­ге­лие Иису­са Хри­ста и «Еван­ге­лие» апо­сто­лов о Хри­сте. Ки­ев, 1911; Аве­рин­цев С. Пе­ре­во­ды: Еван­ге­лия. Кни­га Иова. Псал­мы. Ки­ев, 2004, с. 208–214 (по­дроб­ный ком­мен­та­рий тер­ми­на «еван­ге­лие»);
http://www.pravenc.ru/text/344423.htmlhttp://www.pravenc.ru/text/347622.html.

Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

* * *

Бре­мя си­лы

Ар­хи­манд­рит Иан­ну­а­рий (Ив­ли­ев)

«Мы, силь­ные, долж­ны сно­сить немо­щи бес­силь­ных и не се­бе уго­ждать», – так на­чи­на­ет­ся се­го­дняш­нее апо­столь­ское чте­ние. Кто эти «силь­ные», к ко­то­рым об­ра­ща­ет­ся апо­стол Па­вел? По­че­му он при­чис­ля­ет се­бя к ним? Кто та­кие «бес­силь­ные»?

Апо­стол пи­шет хри­сти­а­нам в Ри­ме, где су­ще­ство­ва­ли две груп­пы хри­сти­ан, ко­то­рые прак­ти­че­ски по­чти не об­ща­лись друг с дру­гом. «Силь­ны­ми» апо­стол на­зы­ва­ет тех хри­сти­ан, – к ним он при­чис­ля­ет и се­бя, – ко­то­рые силь­ны, ра­зу­ме­ет­ся, не соб­ствен­ной си­лой, но си­лою Бо­жи­ей. Это те ве­ру­ю­щие, ко­то­рые об­ре­ли сво­бо­ду от За­ко­на Мо­и­сея, ту сво­бо­ду в бла­го­да­ти, ко­то­рая да­ёт­ся Вос­крес­шим Гос­по­дом. И они жи­вут в этой сво­бо­де. На­зы­вая их «силь­ны­ми», апо­стол от­ли­ча­ет их от «бес­силь­ных», «немощ­ных в ве­ре» хри­сти­ан (смот­ри­те в преды­ду­щей гла­ве, Рим.14:1), ко­то­рые всё ещё не в со­сто­я­нии от­ре­шить­ся от вла­сти «вет­хо­го» [уста­рев­ше­го!] За­ко­на и про­дол­жа­ют жить по пра­ви­лам иудей­ско­го бла­го­че­стия.

По­след­ние раз­ли­ча­ют чи­стое и нечи­стое: это есть мож­но, то нель­зя; до это­го до­тра­ги­вать­ся мож­но, до то­го нель­зя; это осквер­ня­ет, то не осквер­ня­ет. В кон­крет­ном слу­чае апо­стол пи­шет о яко­бы чи­стой и нечи­стой пи­ще. «Иной, – пи­шет он, – уве­рен, что мож­но есть всё, а немощ­ный ест ово­щи» (Рим.14:2). Де­ло в том, что мяс­ная пи­ща в ан­тич­ном язы­че­ском об­ще­стве по­сту­па­ла от жерт­вен­ных при­но­ше­ний язы­че­ским бо­же­ствам, а, сле­до­ва­тель­но, с точ­ки зре­ния иудей­ско­го ре­ли­ги­оз­но­го со­зна­ния, бы­ла нечи­стой.

«Пи­ща, – как ска­за­но у апо­сто­ла, – не при­бли­жа­ет нас к Бо­гу: ибо едим ли мы, ни­че­го не при­об­ре­та­ем; не едим ли, ни­че­го не те­ря­ем» (1Кор.8:8). Так на­зы­ва­е­мые «бес­силь­ные», о ко­то­рых он пи­шет, так бы ни­ко­гда не ска­за­ли. Они бы­ли уве­ре­ны в том, что со­блю­де­ние ди­е­ти­че­ских пред­пи­са­ний как та­ко­вое при­бли­жа­ет нас к Бо­гу. А несо­блю­де­ние – осквер­ня­ет и уда­ля­ет от Бо­га. Гос­подь же учит, что уда­ля­ет нас от Бо­га та сквер­на, ко­то­рая гнез­дит­ся в че­ло­ве­че­ском серд­це, а не то, что ле­жит на та­рел­ке или на­хо­дит­ся в же­луд­ке. Ра­зу­ме­ет­ся, пи­ща здесь лишь при­мер, лишь част­ный слу­чай ре­ли­ги­оз­но­го по­ве­де­ния во­об­ще.

Борь­бу с та­ко­го ро­да бла­го­че­сти­ем на­чал еще Гос­подь Иисус Хри­стос, ко­гда в от­вет на упре­ки фа­ри­се­ев, го­во­рил: «Не то, что вхо­дит в уста, осквер­ня­ет че­ло­ве­ка; но то, что вы­хо­дит из уст, осквер­ня­ет че­ло­ве­ка» (Мф.15:11). Сей­час это по­нят­но всем без осо­бых до­пол­ни­тель­ных ком­мен­та­ри­ев. Но в те да­ле­кие вре­ме­на по­доб­ные за­яв­ле­ния иуде­ям и мно­гим хри­сти­а­нам, пе­ре­шед­шим из иудей­ства, ка­за­лись стран­ны­ми и непри­ем­ле­мы­ми. Не внеш­не­го бла­го­че­стия, а внут­рен­не­го из­ме­не­ния серд­ца ис­кал в лю­дях Гос­подь, а вслед за Ним апо­стол Па­вел.

Из­ме­нить­ся же внут­ренне мож­но лишь при усло­вии, ес­ли сре­до­то­чи­ем жиз­ни для че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся Бог и един­ствен­ной це­лью всех его жиз­нен­ных стрем­ле­ний – еди­не­ние с Ним. Но как ча­сто эта цель в лю­дях под­ме­ня­ет­ся дру­ги­ми це­ля­ми, име­ю­щи­ми лишь ре­ли­ги­оз­ную ви­ди­мость! При этом по­ве­де­ние че­ло­ве­ка мо­жет об­ле­кать­ся в бла­го­че­сти­вые по ви­ди­мо­сти сло­ва и же­сты, к ис­тин­ной ве­ре ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не име­ю­щие. Бо­га очень лег­ко за­ме­нить вся­че­ски­ми ку­ми­ра­ми. И ча­сто та­ки­ми ку­ми­ра­ми ста­но­вят­ся ре­ли­ги­оз­ные по внеш­но­сти об­ря­ды и дей­ствия.

Во-пер­вых, эти яко­бы ре­ли­ги­оз­ные дей­ствия мо­гут пре­вра­щать­ся в бес­смыс­лен­ную при­выч­ку, вы­рож­да­ясь в некий «ри­ту­аль­ный тик». При­ме­ры та­ко­го по­ве­де­ния на уровне чи­сто­го нев­ро­за мы неред­ко на­блю­да­ем в хра­ме, ко­гда, ска­жем, лю­ди ча­сто и бес­смыс­лен­но на­ла­га­ют на се­бя крест­ное зна­ме­ние. Во-вто­рых, ри­ту­а­лы мо­гут осо­зна­вать­ся как некая жерт­ва Бо­гу. Ведь из­вест­но, сколь дли­тель­ны во вре­ме­ни на­ши пра­во­слав­ные служ­бы, мо­лит­вен­ные пра­ви­ла и по­сты.

Но Гос­подь неод­но­крат­но го­во­рил, что ни­ка­кие жерт­вы Ему не нуж­ны: «Ми­ло­сти хо­чу, а не жерт­вы» (Ос.6:6; Мф.9:13, 12:7). В-тре­тьих, вы­став­ля­е­мое на вид бла­го­че­стие мо­жет слу­жить це­ли фа­ри­сей­ско­го тще­сла­вия, стрем­ле­ния к по­хва­ле и одоб­ре­нию. В-чет­вёр­тых, по­сты и мо­лит­вы мо­гут по­ни­мать­ся как спо­соб вы­слу­жить­ся пе­ред Бо­гом и та­ким об­ра­зом по­лу­чить ка­кую-то на­гра­ду, – как ес­ли бы че­ло­век мог иметь ка­кие-то за­слу­ги пе­ред сво­им Со­зда­те­лем! На­ко­нец, в-пя­тых, лю­ди ча­стень­ко хо­дят на бо­го­слу­же­ния с един­ствен­ной це­лью по­лу­чить на­сла­жде­ние от пре­крас­но­го ри­ту­а­ла, от хо­ро­во­го пе­ния, от со­зер­ца­ния за­ме­ча­тель­ных икон, пыш­ной ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си и так да­лее. Но всё пе­ре­чис­лен­ное не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к Еван­ге­лию Хри­сто­ву.

Но, ра­зу­ме­ет­ся, не для об­ли­че­ния «бес­силь­ных» апо­стол Па­вел на­пи­сал эти сло­ва рим­ским хри­сти­а­нам. Он был оза­бо­чен рас­ко­лом, гро­зя­щим Церк­ви. «Силь­ные», чтобы не до­пу­стить та­ко­во­го, «долж­ны сно­сить немо­щи бес­силь­ных».

Это труд­но, ибо и наш опыт сви­де­тель­ству­ет, что фа­на­ти­че­ски на­стро­ен­ные «бес­силь­ные» – эти нетер­пи­мые при­вер­жен­цы стро­гих пра­вил и ри­ту­а­лов, де­ле­ния лю­дей на «чи­стых» и «нечи­стых» – бы­ва­ют до­воль­но агрес­сив­ны­ми. Но апо­стол Па­вел на­ста­и­ва­ет на тер­пи­мо­сти по от­но­ше­нию к та­ко­вым. Это дей­стви­тель­но труд­но, и под­час до­сти­же­ние един­ства – не в си­лах лю­дей.

По­се­му апо­стол при­бе­га­ет к мо­лит­ве, взы­вая к Бо­гу тер­пе­ния и уте­ше­ния, дабы Он да­ро­вал хри­сти­а­нам еди­но­мыс­лие. И в этом ве­ли­кий апо­столь­ский урок нам, жи­ву­щим в хри­сти­ан­ской сре­де, раз­ди­ра­е­мой про­ти­во­ре­чи­я­ми и нетер­пи­мо­стью. Да даст нам Гос­подь Своё тер­пе­ние, а вме­сте с ним и уте­ше­ние, и си­лу, ко­то­рая бу­дет про­слав­лять Его в на­шей немо­щи.

(Эта про­по­ведь ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия опуб­ли­ко­ва­на в епар­хи­аль­ном жур­на­ле
«Во­да жи­вая»: Санкт-Пе­тер­бург­ский цер­ков­ный вест­ник, №7 (2007), с. 11.)

Случайный тест