Неделя 28-я по Пятидесятнице

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Кол.1:12-18. – За­ча­ло 250)

[Хри­стос-Ис­ку­пи­тель – Гла­ва Все­лен­ной и Церк­ви]

12 [Бра­тья,] бла­го­да­ри­те же От­ца,
Ко­то­рый сде­лал вас участ­ни­ка­ми жре­бия свя­тых во све­те:
13 Он из­ба­вил нас от вла­сти тьмы и при­вёл в Цар­ство Сы­на Сво­ей люб­ви,
14 в Ко­то­ром на­ше ис­куп­ле­ние, про­ще­ние гре­хов.
15 Он есть об­раз неви­ди­мо­го Бо­га,
Пер­ве­нец, рож­ден­ный до вся­ко­го тво­ре­ния.
16 Ведь это в Нём всё бы­ло со­зда­но
на небе­сах и на зем­ле,
ви­ди­мое и неви­ди­мое:
пре­сто­лы, гос­под­ства, на­ча­ла и вла­сти –
всё со­зда­но через Него и для Него.
17 И это Он – преж­де все­го,
и в Нём всё дер­жит­ся,
18 и Он же – гла­ва Те­ла, – Церк­ви.
Он есть на­ча­ло,
Пер­ве­нец из мёрт­вых,
чтобы Ему во всём быть пер­вым.

(Пе­ре­вод ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия (Ив­ли­е­ва))

См.: Проповедь архим. Иан­ну­а­рия на Апостольское чтение Недели 28-й по Пятидесятнице.

 

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Лк.17:12-19. – За­ча­ло 85)

[Ис­це­ле­ние де­ся­ти про­ка­жён­ных]

В то вре­мя, ко­гда Иисус вхо­дил в од­но се­ле­ние, встре­ти­ли Его де­сять че­ло­век про­ка­жён­ных, ко­то­рые, встав по­одаль, воз­вы­си­ли го­ло­са: «Иису­се, На­став­ник! По­ми­луй нас!»

И Он, уви­дев их, ска­зал: «Сту­пай­те, по­ка­жи­тесь свя­щен­ни­кам!»

И бы­ло, по­ка они шли, про­ка­за оста­ви­ла их.

А один из них, уви­дев, что ис­це­лён, воз­вра­тил­ся, гром­ким го­ло­сом сла­вя Бо­га, и пал ниц к но­гам Иису­са, изъ­яв­ляя Ему свою бла­го­дар­ность; и это был са­ма­ря­нин.

И ска­зал на это Иисус: «Раз­ве не де­сять ли че­ло­век из­бав­ле­ны от про­ка­зы? Где же де­вять? Уже­ли ни­ко­го не на­шлось, кто воз­вра­тил­ся бы воз­дать сла­ву Бо­гу, кро­ме это­го ино­пле­мен­ни­ка?»

И ска­зал Он ему: «Встань, иди. Ве­ра твоя спас­ла те­бя!»

 

Один из де­ся­ти

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Со­ро­кин

Дан­ное еван­гель­ское чте­ние за­став­ля­ет нас вспом­нить о том, что хри­сти­ан­ство – это, преж­де все­го, бла­го­дар­ность. В этом – глав­ная осо­бен­ность и сущ­ность хри­сти­ан­ской ве­ры как «ре­ли­гии» и хри­сти­ан­ской жиз­ни как ре­ли­ги­оз­но­го опы­та. Неслу­чай­но глав­ный цер­ков­ный акт (Та­ин­ство), де­ла­ю­щий Цер­ковь Цер­ко­вью, обо­зна­ча­ет­ся сло­вом Ев­ха­ри­стия – в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го «Бла­го­да­ре­ние». Здесь фор­му­ли­ру­ет­ся бла­го­дар­ность за са­мо тво­ре­ние ми­ра, за то ис­клю­чи­тель­ное вни­ма­ние, ко­то­рое Бог уде­ля­ет че­ло­ве­ку, за спа­се­ние, то есть за Хри­ста Спа­си­те­ля – имен­но Та­ко­го, Ка­ким Он явил­ся и Ка­ким Он опи­сан в Еван­ге­лии.

Ко­неч­но, бла­го­да­ре­ние – как важ­ная со­став­ля­ю­щая ре­ли­ги­оз­но­го опы­та – не яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­ным изоб­ре­те­ни­ем хри­сти­ан. На­ши ев­ха­ри­сти­че­ские мо­лит­вы в ос­но­ве сво­ей вос­хо­дят к «бла­годар­ствен­ным» мо­лит­вам, сло­жив­шим­ся ещё до Хри­ста в вет­хо­за­вет­ном Из­ра­и­ле. Да и во­об­ще, бла­го­дар­ность – од­но из са­мых воз­вы­шен­ных и доб­рых че­ло­ве­че­ских пе­ре­жи­ва­ний без­от­но­си­тель­но ре­ли­гии.

Од­на­ко, с дру­гой сто­ро­ны, бла­го­дар­ность и как ре­ли­ги­оз­ное пе­ре­жи­ва­ние, и во­об­ще как че­ло­ве­че­ский опыт, по­рой бы­ва­ет весь­ма труд­ным и непри­выч­ным де­лом. В са­мом де­ле, в ка­ком-то смыс­ле лег­че и про­ще жить и об­щать­ся в то­вар­но-де­неж­ных ка­те­го­ри­ях: «ты мне – я те­бе». И, как ни стран­но, имен­но в ре­ли­гии, то есть там, где речь идет о наи­бо­лее от­вет­ствен­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях – с Бо­гом! – по­доб­ные ка­те­го­рии ка­жут­ся наи­бо­лее без­опас­ны­ми и удоб­ны­ми. Так ре­ли­гия с ее пра­ви­ла­ми, за­ко­на­ми и ка­но­на­ми ста­но­вит­ся пре­пят­стви­ем про­стой, «че­ло­ве­че­ской» бла­го­дар­но­сти. Ведь на­сто­я­щая бла­го­дар­ность (в од­ном из де­ся­ти слу­ча­ев) – все­гда тре­бу­ет нефор­маль­но­го, жи­во­го и по­то­му все­гда но­во­го уси­лия. Ес­ли и го­во­рить о но­визне Но­во­го За­ве­та, то она за­клю­ча­ет­ся имен­но в спо­соб­но­сти адек­ват­но от­ве­чать Бо­гу, Ко­то­рый все­гда Жив и Нов. Про­по­ведь же Иису­са Хри­ста и яв­ля­ет­ся обостре­ни­ем это­го тре­бо­ва­ния нефор­маль​но­го, бла­го­дар­но­го от­но­ше­ния к Бо­гу. На­сколь­ко это труд­но? Один шанс – та­ко­ва ве­ро­ят­ность успе­ха, су­дя по раз­би­ра­е­мо­му еван­гель­ско­му чте­нию. Остав­ши­е­ся де­вять шан­сов – это остать­ся в си­ту­а­ции, где всё пред­пи­са­но, опре­де­ле­но и за­про­грам­ми­ро­ва­но.

Еван­ге­лие да­ет нам ещё од­но тон­кое на­блю­де­ние. Ис­це­лив­ший­ся про­ка­жен­ный вер­нул­ся. Ка­ко­го ро­да воз­вра­ще­ние име­ет­ся в ви­ду? Ча­ще все­го воз­вра­ща­ю­щий­ся че­ло­век – это че­ло­век, что-то за­быв­ший и в до­са­де спе­ша­щий это что-то до­де­лать зад­ним чис­лом. Здесь же мы чи­та­ем о том, как некто «воз­вра­тил­ся, гром­ким го­ло­сом сла­вя Бо­га». Тем са­мым он си­лит­ся вы­рвать­ся из за­мкну­то­го кру­га за­кон­ни­че­ской ре­ли­гии.

Так он вхо­дит в но­вое ка­че­ство от­но­ше­ний с Бо­гом. Хри­стос его на­пут­ству­ет: «Ве­ра твоя спас­ла те­бя!» Та­кие сло­ва в устах Иису­са все­гда зву­ча­ли как вер­дикт о том, что та­кой-то ге­рой при­ни­ма­ет­ся в со­би­ра­е­мый Хри­стом но­вый на­род Бо­жий, Его Цер­ковь.

Вся Свя­щен­ная ис­то­рия – ис­то­рия о том, как Бог на­ла­жи­ва­ет от­но­ше­ния с че­ло­ве­ком, по­доб­но то­му, как на­стра­и­ва­ет­ся му­зы­каль­ный ин­стру­мент или ра­дио­при­ем­ник. В Биб­лии во­все не рас­смат­ри­ва­ет­ся как глав­ный по­сту­лат тот оче­вид­ный факт, что Бог су­ще­ству­ет. Ес­ли для че­ло­ве­ка Бо­га нет (или да­же по­ка нет), то во­прос о вы­стра­и­ва­нии от­но­ше­ний с Ним те­ря­ет смысл. В Биб­лии же всё вре­мя речь идет о по­ис­ке наи­бо­лее со­дер­жа­тель­ных, осмыс­лен­ных и при­но­ся­щих ра­дость от­но­ше­ний че­ло­ве­ка с Бо­гом, и о том, чтобы из­ба­вить­ся от все­го, что вре­дит этой ра­до­сти.

В этом смыс­ле Еван­ге­лие про­дол­жа­ет по­ис­ки че­ло­ве­ком Бо­га, но и, в не мень­шей сте­пе­ни, – по­ис­ки Бо­гом че­ло­ве­ка. Ина­че вы­ра­жа­ясь, Бог в Еван­ге­лии ещё бо­лее яв­ствен­но, чем преж­де, да­ёт по­нять, ка­ко­го от­но­ше­ния к Се­бе Он ждет от че­ло­ве­ка. Дан­ное Еван­ге­лие – один из яр­ких то­му при­ме­ров.

Мы чи­та­ем о де­ся­ти про­ка­жён­ных – тех, чья участь бы­ла ре­ше­на не толь­ко в ме­ди­цин­ском смыс­ле сло­ва, но и, что су­ще­ствен­нее, в об­ще­ствен­но-ре­ли­ги­оз­ном. Они по­ги­ба­ли не толь­ко физи­че­ски, но и уже по­гиб­ли, как бы­ло при­ня­то ду­мать, в смыс­ле об­ще­ствен­ном и цер­ков­ном. Для на­ро­да Бо­жия, для об­ще­ства Гос­под­ня, для Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви – они ста­ли со­вер­шен­но чуж­ды­ми. Есть да­же со­от­вет­ству­ю­щий цер­ков­ный тер­мин, ко­то­рый сю­да вполне бы по­до­шел – эк­с­ком­му­ни­ка­ция, то есть ис­клю­че­ние из об­ще­ния.

И всех ис­це­лил Хри­стос, тем са­мым дав ре­аль­ные ос­но­ва­ния для воз­вра­ще­ния в об­ще­ство, в ло­но Церк­ви. Но как по-раз­но­му они се­бя ве­дут! Ка­кое раз­ное от­вет­ное от­но­ше­ние встре­ча­ет Тот, Кто их не про­сто ис­це­лил, а вер­нул им жизнь во всей её пол­но­цен­но­сти! Ко­неч­но, все они, все де­сять, необы­чай­но об­ра­до­ва­лись. Но по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство из них об­ра­до­ва­лось, как ра­ду­ет­ся че­ло­век, вы­здо­ро­вев­ший по­сле при­е­ма опре­де­лён­но­го ле­кар­ства. При­ни­мая ле­кар­ство, че­ло­век не про­сто на­де­ет­ся, а зна­ет, что оно долж­но по­мочь. Не бу­дет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что огор­че­ние че­ло­ве­ка в слу­чае недей­ствия ле­кар­ства бу­дет боль­ше, чем ра­дость в слу­чае его дей­ствия. Де­вять ис­це­лив­ших­ся, бу­дучи иуде­я­ми, то есть при­над­ле­жав­ши­ми к на­ро­ду Из­ра­иле­ву, ра­зу­ме­ет­ся, об­ра­до­ва­лись, но как бы в опре­де­лён­ную ме­ру. И глав­ное, они тем са­мым как буд­то вы­шли на некую ма­ги­страль, где есть своя стро­го опре­де­лён­ная по­сле­до­ва­тель­ность даль­ней­ших дей­ствий. И вот в этой-то по­сле­до­ва­тель­но­сти дей­ствий не ока­за­лось ме­ста для про­стой бла­го­дар­но­сти.

Де­ся­тый же – «и он был са­ма­ря­нин» – это тот, кто по­сле ис­це­ле­ния остал­ся один на один с ис­це­лив­шим его Бо­гом. Он не был свя­зан ни­ка­ки­ми обя­за­тель­ства­ми. Чем он мо­жет от­пла­тить? У него си­ту­а­ция со­вер­шен­но об­рат­ная – ни­че­го, кро­ме про­сто­го «спа­си­бо», он не мо­жет пред­ло­жить в от­вет.

При­мер­но то же ис­пы­ты­ва­ет че­ло­век, толь­ко-толь­ко при­хо­дя­щий к Бо­гу и на­чи­на­ю­щий опре­де­лять свои с Ним от­но­ше­ния. Хо­те­лось бы по­же­лать ему не по­те­рять это­го чув­ства, чтобы он как мож­но поз­же при­со­еди­нил­ся к то­му по­дав­ля­ю­ще­му боль­шин­ству, ко­то­рое пред­став­ле­но де­вя­тью из де­ся­ти ис­це­лён­ных. Шанс у него есть, прав­да неболь­шой – один из де­ся­ти!

Составитель: Юрий Рубан

Случайный тест