Равенство людей и различие дарований

Неде­ля 6-я по Пя­ти­де­сят­ни­це

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Рим.12:6-14. – За­ча­ло 110)

[Бла­го­дат­ное раз­ли­чие да­ро­ва­ний в лю­дях]

[Бра­тья,] имея же да­ро­ва­ния, по дан­ной нам бла­го­да­ти, раз­лич­ные, [бу­дем по­сту­пать так]: ес­ли у те­бя дар про­ро­че­ства – про­ро­че­ствуй в со­гла­сии с ве­рой; ес­ли дар слу­же­ния – слу­жи; ес­ли ты учи­тель – учи; ес­ли име­ешь дар уте­ше­ния – уте­шай. Кто раз­да­ёт – де­лай это в про­сто­те; кто на­чаль­ник – управ­ляй с усер­ди­ем; кто ми­лу­ет – ми­луй с ве­се­льем.

Лю­бовь [ва­ша да бу­дет] непри­твор­на (нели­це­мер­на). От­вра­щай­тесь от зла, при­леп­ляй­тесь к доб­ру; в бра­то­лю­бии будь­те друг с дру­гом люб­ве­обиль­ны­ми; каж­дый счи­тай дру­го­го бо­лее до­стой­ным че­сти. В усер­дии не мед­ли­те, но ду­хом пла­ме­ней­те. Гос­по­ду слу­жи­те; в на­деж­де ра­дуй­тесь; в угне­те­нии (скор­би) будь­те стой­ки; в мо­лит­ве по­сто­ян­ны. В нуж­дах свя­тых[1] при­ни­май­те уча­стие; за­боть­тесь о го­сте­при­им­стве.

Бла­го­слов­ляй­те пре­сле­ду­ю­щих вас (го­ни­те­лей ва­ших): бла­го­слов­ляй­те, а не про­кли­най­те.

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Мф.9:1-8. – За­ча­ло 29)

[Ис­це­ле­ние Ка­пер­на­ум­ско­го рас­слаб­лен­но­го]

[В то вре­мя Иисус,] вой­дя в лод­ку, пе­ре­пра­вил­ся об­рат­но и при­плыл в Свой го­род[2].

И вот под­нес­ли к Нему на ло­же боль­но­го, ле­жа­ще­го в па­ра­ли­че. Ви­дя ве­ру этих лю­дей, ска­зал Иисус боль­но­му: «Му­жай­ся, ча­до! Про­ща­ют­ся те­бе гре­хи твои».

При этом неко­то­рые из книж­ни­ков ска­за­ли про се­бя: «Да Он ко­щун­ству­ет (бо­го­хуль­ству­ет)![3]».

А Иисус, зная их по­мыш­ле­ния, ска­зал: «За­чем вы по­мыш­ля­е­те злое в серд­цах ва­ших? Ведь что лег­че, ска­зать ли: „про­ща­ют­ся гре­хи твои“, – или ска­зать: „встань и хо­ди“? Но чтобы вы зна­ли, что име­ет Сын Че­ло­ве­че­ский на зем­ле власть про­щать гре­хи…», – тут го­во­рит Он па­ра­лич­но­му (рас­слаб­лен­но­му): «Встань, возь­ми своё ло­же и сту­пай в дом твой!».

И тот встал и по­шёл в дом свой.

Ви­дя это, на­род устра­шил­ся и про­сла­вил Бо­га, дав­ше­го лю­дям та­кую власть.


При­ме­ча­ния

[1] «Свя­ты­ми» в но­во­за­вет­ные вре­ме­на на­зы­ва­ли всех хри­сти­ан.

[2] Име­ет­ся в ви­ду Ка­пер­на­ум, го­род на се­ве­ро-за­пад­ном по­бе­ре­жье Ти­ве­ри­ад­ско­го озе­ра, слу­жив­ший при­ста­ни­щем Хри­сту и апо­сто­лам во вре­мя слу­же­ния в Га­ли­лее. См.: Мк.1:21-34, 2:1-17; Лк.7:1-10, 10:15.

[3] «Бо­го­хуль­ству­ет», т. е. в дан­ном слу­чае, с точ­ки зре­ния за­кон­ни­ков, при­сва­и­ва­ет Се­бе власть, ко­то­рая свой­ствен­на толь­ко Бо­гу: от­пус­кать гре­хи. Ис­це­ляя па­ра­ли­ти­ка, Хри­стос до­ка­зы­ва­ет, что Он дей­стви­тель­но об­ла­да­ет этой вла­стью! Что из это­го сле­ду­ет – нам лег­ко по­нять, но совре­мен­ные Хри­сту учи­те­ля на­ро­да да­же не до­пус­ка­ют та­кой «ко­щун­ствен­ной» мыс­ли…  

* * *

Ра­вен­ство лю­дей и раз­ли­чие да­ро­ва­ний

(За­ме­ча­ния к Апо­столь­ско­му чте­нию)

В се­го­дняш­нем Апо­столь­ском чте­нии свя­той апо­стол Па­вел ещё раз на­по­ми­на­ет нам, что мы, хри­сти­ане, со­став­ля­ем од­но «те­ло» – лич­ность, еди­ный жи­вой ор­га­низм, греч. со́ма – во Хри­сте. (Это – цен­траль­ный пункт его эк­кле­зио­ло­гии, т. е. уче­ния о Церк­ви; смот­ри­те так­же в его Еф.1:22-23 и Кол.1:18.) А по­рознь один для дру­го­го мы – од­новре­мен­но и са­мо­сто­я­тель­ные, и нераз­рыв­но свя­зан­ные друг с дру­гом чле­ны. У каж­до­го – своя непо­вто­ри­мая функ­ция (дар), как и в че­ло­ве­че­ском те­ле. По­это­му апо­стол предо­сте­ре­га­ет ве­ру­ю­щих от са­мо­мне­ния и при­зы­ва­ет ду­мать о се­бе не ина­че как о слу­жеб­ных чле­нах од­но­го те­ла. Ни­кто не дол­жен при­тя­зать на то, что вы­хо­дит за пре­де­лы его да­ро­ва­ния и кон­крет­но­го при­зва­ния. Пусть каж­дый как мож­но луч­ше ис­пол­ня­ет воз­ло­жен­ное на него Бо­гом слу­же­ние и осо­зна­ёт своё ме­сто в Церк­ви.

За­ме­ча­тель­но, что в ори­ги­наль­ном тек­сте Но­во­го За­ве­та для обо­зна­че­ния по­ня­тия «Цер­ковь» со­всем не слу­чай­но из­бран клю­че­вой тер­мин афин­ской де­мо­кра­тииЭк­кле­си́а – «об­щее (на­род­ное) со­бра­ние»! Из­на­чаль­ное – дан­ное Бо­гом – ра­вен­ство лю­дей неот­де­ли­мо от раз­ли­чия их пол­но­мо­чий (свя­зан­ных с да­ро­ва­ни­я­ми) и ме­стом в со­бра­нии.

В про­тив­ном слу­чае на­сту­па­ет ха­ос и ох­лократия (букв. «власть тол­пы»), ко­то­рую ча­сто, из-за недо­стат­ка об­ра­зо­ва­ния, отож­деств­ля­ют с ис­тин­ной «де­мо­кра­ти­ей». Зна­ме­на­тель­но, что имен­но в Хри­сти­ан­ской Церк­ви бла­го­дат­ная иерар­хич­ность не толь­ко не ущем­ля­ет сво­бо­ды каж­до­го чле­на Церк­ви, но, на­про­тив – вы­яв­ля­ет и по­мо­га­ет в пол­но­те ре­а­ли­зо­вать дан­ные ему Бо­гом спо­соб­но­сти. В про­тив­ном слу­чае на­сту­па­ет сек­тант­ская ох­ло­кра­тия и раз­ру­ше­ние цер­ков­но­го ор­га­низ­ма.

Мы на­блю­да­ем это в де­струк­тив­ных (то­та­ли­тар­ных) груп­пи­ров­ках, пре­вра­ща­ю­щих обо­льщен­ных лю­дей в ра­бов и ко­щун­ствен­но дер­за­ю­щих име­но­вать­ся «церк­ва­ми»! Как ви­дим, про­бле­ма, вол­но­вав­шая апо­сто­ла Пав­ла во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Неро­на, со­хра­ня­ет свою ак­ту­аль­ность и в на­ши дни.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

* * *

Ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­но­го

Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Ко­гда мы чи­та­ем еван­гель­ские от­рыв­ки о том, как Хри­стос вос­кре­сил мерт­во­го или ис­це­лил те­ло боль­но­го че­ло­ве­ка, мы ред­ко за­ду­мы­ва­ем­ся о том, что зна­чит че­ло­ве­че­ское те­ло для Са­мо­го Бо­га, с лю­бо­вью со­здав­ше­го его для веч­ной жиз­ни, и что оно долж­но бы зна­чить для нас са­мих. Ведь ес­ли бы на­ше те­ло не бы­ло бы Бо­гу до­ро­го, так же до­ро­го и неж­но лю­би­мо Им, как и на­ша веч­ная ду­ша, то Бог не стал бы ис­це­лять те­ло или за­бо­тить­ся о его веч­ной жиз­ни по­сле все­об­ще­го вос­кре­се­ния мерт­вых.

По­это­му, за­ду­мы­ва­ясь о че­ло­ве­че­ском те­ле, – будь то в свя­зи с веч­но­стью или с вре­мен­ной жиз­нью, в свя­зи ли с зем­ным или небес­ным, – мы долж­ны за­дать се­бе во­прос: а раз­ве мы не по­лу­ча­ем всё на­ше зна­ние – о Бо­ге или о со­тво­рен­ном ми­ре – имен­но через те­ло? Ведь с мла­ден­че­ства, с са­мо­го дня рож­де­ния мы по­зна­ём неж­ность и лю­бовь ро­ди­те­лей через на­ше те­ло, за­дол­го до то­го, как мо­жем по­стичь что-ли­бо умом. За­тем мы воз­рас­та­ем в по­зна­нии, муд­ро­сти, опыт­но­сти, – и всё, чем вла­де­ет наш ум, всё, что де­ла­ет на­ши серд­ца та­ки­ми бо­га­ты­ми, при­хо­дит к нам через на­ши чув­ства. Апо­стол Па­вел ска­зал: «Ве­ра – от слы­ша­ния, а слы­ша­ние – от сло­ва Бо­жия» (Рим.10:17). Кра­со­ту че­ло­ве­че­ско­го ли­ца, и окру­жа­ю­ще­го ми­ра, и все­го, что че­ло­век су­мел со­здать пре­крас­но­го и зна­чи­тель­но­го, мы вос­при­ни­ма­ем через зре­ние. И мож­но пе­ре­чис­лить и даль­ше все на­ши чув­ства, ко­то­рые, как дверь, от­кры­ва­ют­ся на со­зер­ца­ние кра­со­ты и смыс­ла со­тво­рён­но­го ми­ра, а через него – на со­зер­ца­ние веч­но­сти: веч­ной кра­со­ты Бо­жи­ей, си­я­ю­щей во всем Его тво­ре­нии.

Вот по­че­му с та­кой лю­бо­вью Хри­стос со­вер­шал ис­це­ле­ние те­ла. Эти­ми ис­це­ле­ни­я­ми Бог со всей си­лой яв­ля­ет веч­ность во­пло­щен­но­го бы­тия. По­это­му же, ко­гда кто-то уми­ра­ет, мы окру­жа­ем его – или её – те­ло та­кой неж­но­стью и та­ким бла­го­го­ве­ни­ем. Это те­ло со­тво­ре­но Бо­гом, в это те­ло Он вло­жил всю Свою лю­бовь. И боль­ше то­го: Он Сам стал че­ло­ве­ком, Сам Жи­вой Бог об­лек­ся в плоть и явил нам не толь­ко, что че­ло­век так по­стро­ен, так ве­лик, так глу­бок, что мо­жет со­еди­нить­ся с Бо­гом и стать при­част­ни­ком Бо­же­ствен­ной при­ро­ды, но что са­мое те­ло на­ше спо­соб­но быть Ду­хо­нос­ным, по­ис­ти­не Бо­го­нос­ным. Ка­кое это ди­во!

Мы так­же ви­дим, что Свою веч­ную жизнь Бог со­об­ща­ет нам через зем­ное ве­ще­ство: через во­ды кре­ще­ния, ста­но­вя­щи­е­ся ис­точ­ни­ком веч­ной жиз­ни, через хлеб и ви­но, про­ни­зан­ные Его Бо­же­ством, – и на­шим те­лом мы при­об­ща­ем­ся Са­мо­му Бо­гу в Его та­ин­ствах. Как див­но на­ше те­ло, и с ка­ким бла­го­го­ве­ни­ем мы долж­ны от­но­сить­ся к нему! Те­ло из­на­чаль­но свя­то, по­то­му что оно при­зва­но к веч­но­му об­ще­нию с Бо­гом, так же, как и ду­ша. Оно лю­би­мо Бо­гом. Не на­прас­но апо­стол Па­вел го­во­рит: «Про­слав­ляй­те Бо­га и в те­лах ва­ших, и в ду­шах ва­ших» (1Кор.6:20). Про­слав­ляй­те – то есть дай­те Бо­гу си­ять через ва­ше те­ло, как Он мо­жет си­ять через ва­шу ду­шу; пусть ва­ше те­ло бу­дет та­ким, чтобы со­при­кос­но­ве­ние с ним бы­ло бы со­при­кос­но­ве­ни­ем с Во­пло­ще­ни­ем, с тай­ной Бо­га, став­ше­го че­ло­ве­ком.

За­ду­ма­ем­ся над этим; по­то­му что ча­сто – о, как ча­сто! – мы пре­не­бре­га­ем веч­ной кра­со­той и ве­ли­чи­ем на­ше­го те­ла. И так ча­сто мы ду­ма­ем о смер­ти как о мгно­ве­нии, ко­гда бес­смерт­ная ду­ша всту­па­ет в Бо­же­ствен­ную жизнь, а те­ло рас­па­да­ет­ся в прах. Да, оно об­ра­ща­ет­ся в прах; но у него веч­ное при­зва­ние: оно по­ис­ти­не вос­креснет, как вос­крес Хри­стос. И все мы пред­ста­нем од­на­жды пе­ред Бо­гом во­пло­щён­ны­ми, с те­ла­ми пре­об­ра­жён­ны­ми, как пре­об­ра­же­но те­ло Хри­ста, с ду­шой, об­но­вив­шей­ся веч­но­стью. И мы бу­дем об­щать­ся с Бо­гом в люб­ви, в ве­ре и в мо­лит­ве не толь­ко ду­шой, но – вме­сте со всем со­тво­рён­ным – ста­нем при­част­ни­ка­ми Бо­же­ствен­ной при­ро­ды и ду­шой, и те­лом. Это бу­дет то­гда, ко­гда – по обе­то­ва­нию Бо­жию через апо­сто­ла Пав­ла – Бог бу­дет «всё во всём» (1Кор.15:28), и ни­что не оста­нет­ся вне Бо­же­ствен­но­го об­ще­ния, вне Бо­же­ствен­ной Сла­вы.

Ка­кое это ди­во! Ка­кая див­ная тай­на: че­ло­ве­че­ское те­ло, та­кое, как буд­то, хруп­кое, та­кое пре­хо­дя­щее, мо­жет из­на­чаль­но при­над­ле­жать Веч­но­сти и уже сей­час си­я­ет сла­вой в те­лах свя­тых. Аминь!

3 ав­гу­ста 1986 г.

Случайный тест