Успение просто «сон»

Успение Богородицы
Успение Богородицы. Синай, XII век

Дни па­мя­ти хри­сти­ан­ских свя­тых – как пра­ви­ло, дни окон­ча­ния их зем­ной жиз­ни. Сре­ди них ис­клю­чи­тель­ное ме­сто за­ни­ма­ет день рас­ста­ва­ния с жиз­нью Де­вы Ма­рии. От­сю­да и дво­я­кая то­наль­ность празд­ни­ка: по­нят­ная че­ло­ве­че­ская скорбь со­че­та­ет­ся с ра­дост­ной уве­рен­но­стью в том, что смер­ти как уни­что­же­ния и небы­тия про­сто не су­ще­ству­ет. На это ука­зы­ва­ет и сла­вян­ское на­зва­ние: «Успе­ние» – это про­сто «Сон», за ко­то­рым сле­ду­ет про­буж­де­ние и сла­ва. По­это­му Ка­то­ли­че­ская Цер­ковь на­зы­ва­ет празд­ник «Ассумп­цио» – «При­ня­тие Бо­го­ма­те­ри в небес­ную сла­ву».

О зем­ной жиз­ни Де­вы Ма­рии из­вест­но ма­ло: ка­но­ни­че­ские Еван­ге­лия го­во­рят о Ней толь­ко в свя­зи с Ее Сы­ном. Из­вест­но, что уми­ра­ю­щий Хри­стос про­сил Ее усы­но­вить Сво­е­го лю­би­мо­го уче­ни­ка – св. Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­ко­нец, Кни­га Де­я­ний Апо­столь­ских го­во­рит о Её пре­бы­ва­нии сре­ди апо­сто­лов в ев­рей­ский празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы, став­ший для нас Днем Свя­той Тро­и­цы. (Вспом­ним ве­ли­ко­леп­ные по­лот­на Эль Гре­ко и дру­гих ма­сте­ров.) По­сле­ду­ю­щая жизнь Бо­го­ма­те­ри опи­са­на толь­ко в апо­кри­фи­че­ских ис­точ­ни­ках, не во­шед­ших в Биб­лию и не име­ю­щих дог­ма­ти­че­ско­го ав­то­ри­те­та.

Од­но из пре­да­ний сви­де­тель­ству­ет об уча­стии Ма­рии в рас­пре­де­ле­нии меж­ду апо­сто­ла­ми зе­мель, ку­да им над­ле­жа­ло от­пра­вить­ся для про­по­ве­ди. По жре­бию Ей вы­па­ла Иве­рия (Гру­зия), с ко­то­рой Она впо­след­ствии ока­за­лась та­ин­ствен­но свя­за­на через Ивер­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Но ан­гел ука­зал Ей иной путь – на Афон (се­ве­ро-во­сток Гре­ции), и эта Свя­тая го­ра ста­ла позд­нее ми­ро­вым цен­тром пра­во­слав­но­го мо­на­ше­ства, ме­стом осо­бо­го по­чи­та­ния Бо­го­ма­те­ри.

По дру­го­му, ис­то­ри­че­ски бо­лее до­сто­вер­но­му, пре­да­нию, Де­ва Ма­рия ти­хо жи­ла в до­ме Сво­е­го на­зван­но­го сы­на, апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, – в Иеру­са­ли­ме и Эфе­се (на за­пад­ном по­бе­ре­жье Ма­лой Азии), де­ля вре­мя меж­ду мо­лит­ва­ми и тру­да­ми ру­ко­де­лия, и по­се­ща­ла ме­ста, от­но­ся­щи­е­ся к зем­ной жиз­ни ра­но ушед­ше­го от нее Сы­на.

Со­бы­тия по­след­них дней, непо­сред­ствен­но свя­зан­ные с Успе­ни­ем Бо­го­ма­те­ри, сим­во­ли­че­ски вос­про­из­во­дят важ­ней­шие мо­мен­ты Ее жиз­ни. Но­вым Бла­го­ве­ще­ни­ем ста­но­вит­ся воз­ве­ще­ние ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла о близ­кой кон­чине, а при­ня­тие Ма­рии вме­сте с те­лом в «небес­ную сла­ву» – но­вым Вве­де­ни­ем во Храм. Как неко­гда Бо­го­ма­терь дер­жа­ла на ру­ках мла­ден­ца Хри­ста, так те­перь Её Сын, спу­стив­ший­ся с небес к смерт­но­му од­ру, при­ни­ма­ет на Свои ру­ки ма­лень­кую и хруп­кую ду­шу Ма­рии, ро­див­шу­ю­ся в но­вую жизнь. Та­кой, в ви­де спе­ле­на­то­го мла­ден­ца, изо­бра­жа­ет­ся Её ду­ша на пра­во­слав­ных ико­нах празд­ни­ка.

Вско­ре на­сту­па­ет куль­ми­на­ция: раз­лу­чен­ная с те­лом ду­ша Бо­го­ма­те­ри вновь чу­дес­но с ним вос­со­еди­ня­ет­ся, и сле­ду­ет уход вос­крес­ше­го те­ла в по­ту­сто­рон­ний мир. Апо­сто­лы, со­брав­ши­е­ся в Иеру­са­лим для Её по­гре­бе­ния со всех кон­цов Все­лен­ной, рас­кры­ли на тре­тий день гроб­ни­цу для за­поз­дав­ше­го апо­сто­ла Фо­мы. И этот апо­стол, неко­гда усо­мнив­ший­ся в Вос­кре­се­нии Хри­ста, те­перь сам воз­ве­стил то­ва­ри­щам о вос­кре­ше­нии Его Ма­те­ри: же­лая по­кло­нить­ся те­лу Ма­рии, он на­шёл в пе­ще­ре од­ни лишь по­гре­баль­ные пе­ле­ны.

Вре­мя Успе­ния Де­вы Ма­рии неиз­вест­но. Оче­вид­но лишь, что оно по­сле­до­ва­ло до пер­вых го­не­ний на хри­сти­ан, раз­вя­зан­ных безум­ным им­пе­ра­то­ром Неро­ном в 64 го­ду. Древ­не­хри­сти­ан­ская тра­ди­ция ука­зы­ва­ет гроб­ни­цы Де­вы Ма­рии, Её ро­ди­те­лей Иоаки­ма и Ан­ны, а так­же Иоси­фа Об­руч­ни­ка в Геф­си­ман­ском са­ду, в во­сточ­ной ча­сти Иеру­са­ли­ма.

Пред­став­ле­ние о те­лес­ном воз­не­се­нии Бо­го­ма­те­ри на Небо раз­де­ля­ют хри­сти­ане и Пра­во­слав­ной, и Ка­то­ли­че­ской Церк­вей. От­сут­ству­ю­щий в Пра­во­сла­вии тор­же­ствен­ный мо­мент увен­ча­ния (ко­ро­но­ва­ния) Де­вы Ма­рии как «Ца­ри­цы Небес­ной» Иису­сом Хри­стом – из­люб­лен­ный сю­жет за­пад­ной ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си, хо­ро­шо зна­ко­мый по­се­ти­те­лем Эр­ми­та­жа. Успе­нию Бо­го­ма­те­ри по­свя­ще­ны мно­гие хра­мы Во­сто­ка и За­па­да, в том чис­ле ра­нее глав­ный при­ход­ской храм Ру­си – Успен­ский со­бор Мос­ков­ско­го Крем­ля. На­зва­ние празд­ни­ка от­ра­зи­лось так­же в од­ной из са­мых рас­про­стра­нен­ных на Ру­си «свя­щен­ни­че­ских» фа­ми­лий – Успен­ские.

Сим­во­лич­но, что Успе­ние – по­след­ний дву­на­десятый празд­ник пра­во­слав­но­го цер­ков­но­го го­да (за­кан­чи­ва­ю­ще­го­ся 13 сен­тяб­ря по но­во­му сти­лю). А пер­вым дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком Но­во­го цер­ков­но­го го­да станет Рож­де­ство Бо­го­ма­те­ри (21 сен­тяб­ря н. ст.).

Ли­те­ра­ту­ра: Ска­бал­ла­но­вич М. Успе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ки­ев, 2004; Раш­ков­ский Е. Б. «С вы­со­ты Во­сто­ка...». М., 1993. С. 71–77.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Из бо­го­слу­же­ния празд­ни­ка

Тро­парь

Бо­го­ро­ди­ца! Ты при рож­де­нии Хри­ста со­хра­ни­ла дев­ство и по­сле смер­ти не оста­ви­ла ми­ра; Ты пе­ре­шла к жиз­ни, так как Ты – Мать Жиз­ни, и Сво­и­ми мо­лит­ва­ми из­бав­ля­ешь от смер­ти на­ши ду­ши.

Кондак

Бо­го­ро­ди­цу, неуто­ми­мую в мо­лит­вах и непо­ко­ле­би­мую на­деж­ду в хо­да­тай­ствах, гроб и смерть не удер­жа­ли, ибо Все­лив­ший­ся в Её веч­но­дев­ствен­ную утро­бу пе­ре­се­лил Её к жиз­ни, по­то­му что Она – Ма­терь Жиз­ни.

Ве­ли­ча­ние

Про­слав­ля­ем Те­бя, Пре­не­по­роч­ная Ма­терь Хри­ста Бо­га на­ше­го, и хва­лим все­слав­ное Твоё успе­ние.

Случайный тест