Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Сисиний, Илиан, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий

День памяти

Жития

Развернуть

Богослужения

 Богослужение сегодня

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Развернуть

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Иконография

Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Об изображениях святых Сорока мучеников упоминает уже свт. Василий Великий.

Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтирей — как иллюстрации к 65-му Псалму: Проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65:12). Известны миниатюры Хлудовской Псалтири IX в., Лондонской Псалтири 1066 г., Псалтири Барберини 1060 г., Киевской Псалтири 1397 г.

К X в. складываются два основных типа иконографии Сорока мучеников: сцена мучений в ледяном озере (они стоят вместе обнаженными, поддерживают друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, где мучеников изображают с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах встречаются в храмах Каппадокии (фрески).

Но гораздо чаще встречается композиция с мучениками, стоящими в ледяном озере.

Существует краткая редакция: мученики со скрещенными руками стоят в воде; сильные поддерживают слабых; над головами сияют венцы. Техника — разная, от резьбы по слоновой кости до мозаики.

В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин. Иногда изображают стражника Аглаия, который вошел в прорубь вместо малодушно сбежавшего.

* * *

В чинопоследованиях Великого поста день памяти Сорока мучеников Севастийских занимает особое место: в этот день совершается полиелейная служба мученикам и Литургия Преждеосвященных Даров (а иногда Литургия святителя Иоанна Златоустого). Помимо двунадесятых праздников, которые совершаются Великим постом, это самая торжественная служба, так же, как и память первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Сорок Севастийских мучеников, по одной из версий, – воины-каппадокийцы. Они приняли мученическую смерть за Христа в 320 году при императоре Лицинии близ Севастии (Малая Армения, современная Турция), крупного форпоста Римской империи. В честь Севастийских мучеников строили церкви; в одном только Константинополе было около десяти храмов в их честь.

Причиной, вызвавшей заточение, а потом и смерть воинов-мучеников, было принуждение поклониться идолам. По преданию, находясь в темнице, святые продиктовали свое завещание некому юноше по имени Евноик. Именно из «Завещания» известны имена сорока мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Иконографическая традиция о мучениках начинает складываться с IV века. Среди них можно увидеть юношей, средовеков и старцев. Их облик, несмотря на страшные мучения, благообразен – власы располагаются аккуратными прядями, а тела святых «цветут». Каппадокийские святые отцы отдельно останавливались на внешнем благолепном облике мучеников, например: «Они отличались от всех своих сверстников телесным ростом, юностию возраста и силою».

К X веку складываются два основных типа иконографии Сорока мучеников: сцена мучений в ледяном озере и отдельные поясные образа святых в медальонах, где мучеников изображают с крестами в руках. В соборе Святой Софии Киевской (1040-е гг.) мозаичные изображения Севастийских мучеников хорошо видны из разных частей храма: и из подкупольного пространства, и с верхних галерей. Каждый образ имеет неповторимые черты, это касается исполнения личного, одежд и мученических атрибутов. В руках святые держат кресты и различно декорированные украшенные венцы. Имена, выложенные крупным «шрифтом», подчеркивают уникальность, ценность подвига каждого мученика, а подпружные арки главного купола, которые объединяют их изображения, символизируют единство подвига.

Находящиеся в темнице воины усердно молились и во время ночной молитвы, согласно жизнеописаниям, услышали утешающие слова Христа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Это видение Христа и слова, сказанные Им, легли в основу изображения небесного явления: на небе воссиял свет и «появились венцы числом сорок». Святые взирают в небо на спускающиеся к ним венцы и одновременно на икону Спасителя, находящуюся в верхнем сегменте иконы.

Связанных воинов вывели на берег озера, приказали раздеться и поставили в ледяную воду. На берегу была устроена теплая баня, чтобы любой мог согреться в ней, отрекшись от Христа. Воины стойко переносили холод, поддерживая друг друга и воспевая псалмы. На иконе изображены мученики, которые обращаются друг другу с ободряющими жестами и поддерживают изнемогающих, взяв их под руки. Они стоят в озере по щиколотку, а иногда погружены в речные струи по пояс или шею. Иногда отдельные речные струи, особенно в ранних памятниках, красиво обтекают тела святых, как в некоторых композициях икон «Крещение Господне».

После нескольких часов пытки один из воинов не выдержал, устремившись в баню, и, ступив на порог, упал замертво. Этот воин показан стоящим в проеме дома спиной: на иконах лицом к молящемуся изображаются обычно только святые. Тюремный сторож (возможно, он также был воином) Аглаий увидел, что опускаются на страдальцев лишь 39 венцов, и тогда, сбросив с себя одежду, вошел в воду вместо отпавшего мученика. Стремительный бег мученика Аглаия с развевающейся одеждой в руках также показан на иконе. Иногда оба воина изображаются в соседних арочных проемах: один воин заходит в баню, а другой выходит из соседней арки, что показывает разное их устремление.

Символика цвета звучит в иконе акцентами. Еще живых мучеников вытащили на берег и перебили им голени. В красные одежды цвета крови мучеников одета жена, которая изображается на берегу озера. Ее сын Мелитон ослабел, и когда он вышел на берег, мать подбадривала его, чтобы он завершил мужественно свой подвиг. Мученик Аглаий поспешно сбрасывает с себя алые одежды и показывает на золотые небесные венцы. Иконы 40 мучеников Севастийских украшались драгоценными окладами. Красиво выглядят уборы икон, часто серебряные или латунные со сплошными окладами; серебряные венцы, сияя своими гранями, обозначены на окладе.

С XIX века стал изображаться пейзажный фон на иконах, как, например, на хромолитографии Киево-Печерской лавры: святые стоят по пояс в воде, в которой плавают льдины. Пейзажные виды делают событие близким и реалистичным: святитель Григорий Нисский в Похвальном слове мученикам отмечал, что в Малой Армении был в те времена холодный климат.

Тела святых по приказу Лисия, начальника императорского воинского легиона, были сожжены на костре, а кости утоплены: мучитель понимал, что иначе христиане будут почитать мощи мучеников. Но через три дня мученики в сонном видении явились Севастийскому епископу Петру и указали ему местонахождение своих честных мощей. Этот сюжет нечасто изображается в иконе и всегда по-разному: например, в воде стоят мученики, а в другой части иконы – епископ с сонмом духовенства.

Особенно выразительно выглядят иконы, на которых святые имеют нимбы: мученики чинно стоят рядами, как на иконе Всех святых, представляя собой воистину собор (собрание) праведников. Вспоминаются слова святителя Василия Великого о том, что у мучеников Севастийских «в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину».

Жанна Курбатова

Источник: monastery.ru

Богослужебные (литургические) особенности

Развернуть

Случайный тест