Дни памяти:

Жития

Равноапостольные Климент, архиепископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр

Свя­тые рав­ноап­о­столь­ные Кли­мент, епи­скоп Охрид­ский, На­ум, Сав­ва, Го­разд и Ан­ге­ляр бы­ли сла­вяне, уче­ни­ки свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия (па­мять 11 мая). Вна­ча­ле они под­ви­за­лись на ни­ве про­све­ще­ния в Мо­ра­вии, где по­сле свя­ти­те­ля Ме­фо­дия епи­ско­пом был свя­той Го­разд, пре­крас­но знав­ший сла­вян­ский, гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки. Свя­тые Кли­мент, На­ум, Ан­ге­ляр и Сав­ва бы­ли пре­сви­те­ра­ми.

Про­све­ти­те­лям-сла­вя­нам про­ти­во­сто­я­ла силь­ная ла­ти­но-немец­кая груп­па мис­си­о­не­ров, опи­рав­ших­ся на под­держ­ку па­пы и по­кро­ви­тель­ство мо­рав­ско­го кня­зя Свя­то­пол­ка. Борь­ба раз­вер­ну­лась во­круг во­про­сов о необ­хо­ди­мо­сти бо­го­слу­же­ния на сла­вян­ском язы­ке, Filioque и суб­бот­нем по­сте. Па­па Сте­фан VI за­пре­тил бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке.

Сто­рон­ни­ки трехъ­языч­ной ере­си, об­ре­кав­шей сла­вян­ский на­род на за­бве­ние язы­ка пред­ков, с по­мо­щью кня­же­ской вла­сти пре­да­ли су­ду уче­ни­ков свя­то­го Ме­фо­дия, в том чис­ле и свя­то­го Кли­мен­та. Их под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям: на­ги­ми вла­чи­ли по тер­нов­ни­ку, дол­го дер­жа­ли в тюрь­ме, как и ра­нее их ду­хов­но­го от­ца свя­то­го Ме­фо­дия. Впо­след­ствии (в 886 го­ду) од­них из уз­ни­ков – мо­ло­дых – про­да­ли ра­бо­тор­гов­цам-ев­ре­ям, и они ока­за­лись на ве­не­ци­ан­ском рын­ке. Вы­куп сла­вян­ских про­све­ти­те­лей и до­став­ку их в Кон­стан­ти­но­поль осу­ще­ствил по­сол ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра в Ве­не­ции Ва­си­лий Ма­ке­до­ня­нин. Дру­гих сла­вян­ских ис­по­вед­ни­ков, по­жи­лых по воз­рас­ту, под­верг­ли из­гна­нию. Неиз­вест­но, ку­да на­пра­вил­ся свя­той Го­разд и где на­шел се­бе при­ют свя­той Сав­ва. На­ум и Ан­ге­ляр ушли в Бол­га­рию.

В 907 го­ду под уда­ра­ми мадь­яр па­ла Мо­ра­вия, и мо­рав­ские бе­жен­цы по­тя­ну­лись в Бол­га­рию по тем же до­ро­гам, ко­то­ры­ми ко­гда-то шли из­гнан­ные ими свя­тые про­све­ти­те­ли.

Сла­вян­ских ис­по­вед­ни­ков бол­га­ры встре­ти­ли с по­че­том и про­си­ли вве­сти бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке. Бол­гар­ский князь Бо­рис "с ве­ли­ким усер­ди­ем ис­кал" та­ких лю­дей, как уче­ни­ки свя­то­го Ме­фо­дия, ибо при­ла­гал боль­шое усер­дие к про­све­ще­нию сво­е­го на­ро­да. Про­све­ти­те­ли сра­зу же при­сту­пи­ли к изу­че­нию сла­вян­ских книг, со­бран­ных бол­гар­ской зна­тью.

Вско­ре свя­той Ан­ге­ляр скон­чал­ся, а свя­той Кли­мент по­лу­чил на­зна­че­ние учи­тель­ство­вать в Кут­ми­чи­ви­це – об­ла­сти в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии. В Во­сточ­ной Церк­ви на долж­ность учи­те­ля из­би­рал­ся че­ло­век до­стой­ный, из­вест­ный сво­ей бла­го­че­сти­вой жиз­нью и об­ла­дав­ший да­ром сло­ва. Свя­той Кли­мент еще в Мо­ра­вии был в чине "сто­яв­ших на сте­пе­ни учи­те­лей". В Бол­га­рии свя­той Кли­мент ис­пол­нял долж­ность учи­те­ля до 893 го­да. Он ор­га­ни­зо­вал в первую оче­редь шко­лу при кня­же­ском дво­ре, до­стиг­шую вы­со­ко­го уров­ня в цар­ство­ва­ние Си­мео­на, а в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии со­здал шко­лы от­дель­но для взрос­лых и де­тей. Свя­той Кли­мент обу­чал де­тей гра­мо­те. Об­щее ко­ли­че­ство его уче­ни­ков бы­ло огром­ным: толь­ко из­бран­ных, при­над­ле­жав­ших к кли­ру, из­вест­но 3500 че­ло­век. В 893 го­ду свя­той Кли­мент был воз­ве­ден в сан епи­ско­па Дрем­ви­цы или Ве­ли­цы, а его ме­сто за­нял свя­той На­ум.

Свя­ти­тель Кли­мент пер­вым из бол­гар­ских иерар­хов стал слу­жить, про­по­ве­до­вать и пи­сать на сла­вян­ском язы­ке. К то­му же он си­сте­ма­ти­че­ски го­то­вил кли­ри­ков из сла­вян. Тру­дил­ся свя­ти­тель во сла­ву Бо­жию до глу­бо­кой ста­ро­сти. Обес­силев на­столь­ко, что уже не мог за­ни­мать­ся де­ла­ми ка­фед­ры, свя­ти­тель об­ра­тил­ся к ца­рю Си­мео­ну с прось­бой об уволь­не­нии. Царь убе­дил свя­ти­те­ля не остав­лять ка­фед­ры, и свя­той Кли­мент ре­шил про­дол­жить епи­скоп­ское слу­же­ние. По­сле этой бе­се­ды он от­пра­вил­ся на от­дых в Охри­ду, в со­здан­ный им мо­на­стырь. Там свя­ти­тель про­дол­жил пе­ре­вод­че­скую де­я­тель­ность и пе­ре­вел зна­чи­тель­ную часть Цвет­ной Три­о­ди. Вско­ре свя­той епи­скоп тя­же­ло за­бо­лел и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду в 916 го­ду. Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­ло­же­но в гроб, сде­лан­ный его соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми, и по­гре­бе­но в Охрид­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре.

Свя­ти­тель Кли­мент счи­та­ет­ся пер­вым сла­вян­ским пи­са­те­лем: он не толь­ко про­дол­жил пе­ре­вод­че­ское де­ло, на­ча­тое свя­ты­ми Ки­рил­лом и Ме­фо­ди­ем, но и оста­вил свои пи­са­тель­ские тру­ды – пер­вые об­раз­цы сла­вян­ской ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры.

Мно­гие сло­ва и по­уче­ния рав­ноап­о­столь­но­го Кли­мен­та пе­ре­шли на Русь, где с лю­бо­вью чи­та­лись и пе­ре­пи­сы­ва­лись рус­ски­ми бла­го­че­сти­вы­ми хри­сти­а­на­ми.

Мо­щи свя­тых Го­раз­да и Ан­ге­ля­ра по­чи­ва­ют близ Бе­ра­та в Ал­ба­нии, остан­ки свя­то­го На­у­ма – в мо­на­сты­ре его име­ни око­ло Охрид­ско­го озе­ра.

Случайный тест