День памяти

Житие

Се­ра­пи­он, епи­скоп Тму­ит­ский[*] († ок. 358–366) – один из за­ме­ча­тель­ных ли­те­ра­тур­ных де­я­те­лей на­ча­ла IV в.

Све­де­ния о нем весь­ма скуд­ны, несмот­ря на то, что За­пад­ная Цер­ковь очень ра­но при­чис­ли­ла его к ли­ку свя­тых.

Око­ло 282 г. был на­зна­чен на­чаль­ни­ком огла­си­тель­но­го Алек­сан­дрий­ско­го учи­ли­ща.

Во вре­мя ари­ан­ских смут Се­ра­пи­он оста­вил эту долж­ность и уда­лил­ся в пу­сты­ню, чтобы ве­сти со­зер­ца­тель­ную ино­че­скую жизнь, пре­иму­ще­ства ко­то­рой он крас­но­ре­чи­во опи­сал в "Пись­ме к мо­на­хам" (Έιστολη πρός μοναζοντας). Сла­ва ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов при­вле­ка­ла к нему це­лые тол­пы лю­би­те­лей от­шель­ни­че­ства. В ко­рот­кое вре­мя сгруп­пи­ро­ва­лась око­ло него мо­на­ше­ская об­щи­на в 10000 че­ло­век.

Св. Ан­то­ний на­хо­дил­ся в "ис­крен­ней друж­бе" с Се­ра­пи­о­ном, по­ве­рял ему свои ви­де­ния и, уми­рая, оста­вил ему свою ми­лоть, a Се­ра­пи­он со­ста­вил жи­тие Ан­то­ния, из­вест­ное по­ка толь­ко в сла­вян­ском пе­ре­во­де.

Ко­гда в 326 г. св. Афа­на­сий всту­пил на Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру, он ско­ро вы­звал из пу­сты­ни сво­е­го "дру­га и то­ва­ри­ща" Се­ра­пи­о­на и ру­ко­по­ло­жил его во епи­ско­па го­ро­да Тму­и­та (в Ниж­нем Егип­те).

Се­ра­пи­он был в чис­ле тех ста еги­пет­ских епи­ско­пов, ко­то­рые под­пи­са­лись под оправ­да­тель­ным в за­щи­ту св. Афа­на­сия по­сла­ни­ем ко всем пра­во­слав­ным епи­ско­пам, и вы­сту­пил го­ря­чим его сто­рон­ни­ком и пред Со­бо­ром Сар­ди­кий­ским в 347 г.

В 355 г. от ли­ца еги­пет­ских пра­во­слав­ных епи­ско­пов от­пра­вил­ся хо­да­тай­ство­вать за св. Афа­на­сия к имп. Кон­стан­цию. Со­зо­мен так пи­сал об этом:

"Меж­ду тем Афа­на­сий узнал, что при дво­ре стро­ят­ся про­тив него коз­ни и, не имея дерз­но­ве­ния от­пра­вить­ся сам, да и не пред­ви­дя от это­го поль­зы, из­брал из еги­пет­ских епи­ско­пов пя­те­рых, меж­ду ко­и­ми был Се­ра­пи­он Тму­ит­ский, муж весь­ма ува­жа­е­мый за свя­тость жиз­ни и крас­но­ре­чие, и по­слал их к ца­рю..."[1].

Этим хо­да­тай­ством Се­ра­пи­он на­влек на се­бя гнев им­пе­ра­то­ра и по его при­ка­за­нию под­верг­ся ссыл­ке. Из ме­ста ссыл­ки, как по­ла­га­ют, Се­ра­пи­он на­пи­сал пись­мо к епи­ско­пу Ев­док­сию, в ко­то­ром го­во­рит о проч­но­сти и непо­ко­ле­би­мо­сти Церк­ви Хри­сто­вой сре­ди тяж­ких го­не­ний и ис­пы­та­ний.

Вско­ре Се­ра­пи­он по­лу­чил воз­мож­ность воз­вра­тить­ся в Еги­пет, на преж­нюю ка­фед­ру.

Год кон­чи­ны Се­ра­пи­о­на неиз­ве­стен; од­ни по­ла­га­ют, что он скон­чал­ся ра­нее Селев­кий­ско­го Со­бо­ра 359 г.; дру­гие от­но­сят его смерть к 366 г.


При­ме­ча­ния

[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.

[1] Со­зо­мен. Цер­ков­ная ис­то­рия. Кни­га чет­вер­тая. Гла­ва 9.

Случайный тест