Как подготовить ребенка к причастию

Лариса5

Администратор
Команда форума
Отец Георгий, у нас есть вопрос от человека, который не может тут опубликовать свой вопрос, а он есть, и просят ответить на него...

"Батюшка, подскажите, пожалуйста, как подготовить ребенка 10 лет к причастию. Везде звучат разные советы. Кто-то говорит, что надо три дня поститься ребенку такого возраста, вычитать каноны, как и взрослым. Другие говорят, что нет, надо в пятницу мяса не давать, а в субботу покормить постным, и в воскресенье на службу, на исповедь и причастить натощак.
Мы не знаем, как правильно. Несколько раз приносили к причастию маленького сына, которому не надо поститься и исповедаться (грудничок), а старший очень просился, видно, что очень хочет и готов приготовиться. Будем благодарны за совет - как насчет питания школьника в эти дни, сколько дней ему готовиться и как готовиться, как молиться ему и пр."
 

Протоиерей Георгий Осипов

Модератор
Команда форума
Мир Вам!

Вы пишете, что "Везде звучат разные советы". А если и мой совет Вас не устроит, будете искать следующего ответчика, до тех пор, пока его совет и ваша мера не совпадут? Или все-таки отправной точкой в понимании вопроса будет Ваша мера? Разумею меру духовного состояния Вашего.

Надеюсь, Вы понимаете, что можно "готовить" ребенка как угодно, задавать ему различные меры поста и молитвы. Но результат причастия будет зависеть не от этого, а от того, какой пример духовной жизни он видел от Вас все эти десять лет. Короче говоря, не детей нужно готовить, а готовиться с ними к причастию. Готовиться всей своей жизнью, всеми своими мыслями, словами, делами...

Надеюсь, Вы не разделяете, столь распространенную в современной христианской среде глупость, что подготовка к причастию должна сводиться лишь к вычитыванию и выпощиванию? Правило говения, важно не само по себе, а как подспорье, как ориентир, как камертон, дающий нам правильную ноту для настройки души и тела стремящихся к Творцу.

Так вот, эти правила, по-гречески каноны, как говорится, в каждом монастыре свои. Игумен монастыря, соразмеряясь с целями и задачами обители, с возможностями как духовными, так и телесными своих насельников, а часто и согласуя с ними, выбирают для себя посильную норму, правило, канон жизни. И это правило может и должно быть подвижным в зависимости от преуспеяния или нерадения насельников обители. Но, разумеется, есть и некий устав, близкий к идеалу, на который все стараются равняться, опять же, в меру свою.

Все сказанное о монастыре может касаться и каждой семьи, которая, как известно, является малой Церковью. И потому советы на свои вопрошания вы получали самые разные. Ведь семьи разные, в разном состоянии духовного преуспеяния находятся.

Так что Вам нужно составить для своего "монастыря" свой устав говения-подготовки ко Причастию. Хорошо бы при этом согласовать мнения и возможности всех членов оной, а потом ещё и попросить духовника подредактировать его и, благословясь, браться за труды.

Участие опытного священника в этом деле очень желательно. Ведь беда наша в том, что мы не знаем себя по-настоящему, все наши представления о себе и своих возможностях очень завышены. И поэтому мы можем, начитавшись о подвигах великих Отцев Церкви, возомнить и себя способными к подобному. Может, на что-то и способны, да только, судя по общему опыту, способны от других требовать исполнения подвигов, а не от себя...

Тут, как нигде, важно прислушаться к мысли богомудрых отцев - меньше вреда душе от лености, нежели от чрезмерного преуспеяния, ибо первое рождает покаяние, а второе утверждает в гордыне.
Но напомню, что при составлении своего устава, нужно все-таки ориентироваться на идеал.

Давайте и мы в нескольких чертах опишем ту идеальную повседневную обстановку, к которой нам нужно стремиться. На самом деле она проста, ничего сверхъестественного и превышающего возможности среднестатистического человека.

Итак, начинать день с молитвы и чтения Евангелия, чтобы в нем услышать волю Божию для себя на предстоящий день, на протяжении дня помнить о Боге, воздерживаясь от соблазнов огорчить Его, в конце дня благодарить Его за помощь и просить прощения, если не удалось сохранить Ему верность.
В среду и пятницу соблюдать посильную меру поста, ту, что приняли на семейном совете. В праздники и воскресные дни быть Церковью.
Вот и все. Разве что-то непосильное? Если христианин понуждает себя к этому, то не нужно каких-то особых подготовок к тому, чтобы стать Церковью в Воскресный день, то есть Причаститься Святых Христовых Тайн, исполнить заповедь Божию о том, чтоб стать единым Телом, глава которого Христос.
Не нужно что-то вычитывать сверх тех молитв, что и так каждый день делаем. Не нужно особых молитвенных канонов, мы их слышим в храме на вечернем богослужении, на котором обязан быть всякий христианин, а особенно готовящийся ко Причастию. Единственное, что добавляется к повседневным утренним молитвам в день Причастия, так это канон и молитвы ко Причастию. Все. Никаких особых постов, три, пять, день - ничего. Мы и так достаточно молимся и постимся, если живем по-церковному, по-христиански. Перед причастием необходим только литургический пост, то есть воздержание от пищи и питья с полночи до причастия. Супругам, в данном случае нужно помнить и о воздержании плотских утех в ночь пред Причастием.

Повторюсь, так может и так должен готовиться всякий христианин ко причастию, живя по-христиански.

Если же мы, христиане воскресного дня или пасхальные, то есть вспоминающие о молитве и посте только тогда, когда "гром грянет", то, разумеется, для нас устав говения совсем иной, и его качество вынужден определять священник, нас исповедующий. Тут уже как раз и могут встречаться самые разные обычаи и советы, как говорится, кто на что горазд.
Но, при всем многообразии вариантов подготовки для таких причастников, нужно заметить, что в субботу, как и в воскресенье, Уставом запрещены посты и земные поклоны. Не хорошо, когда Правила Божии, меняются в угоду обычаям человеческим, пусть даже из самих благих побуждений.

Я умышленно не даю тут каких-то четких рекомендаций, как в той рекламе типа "сколько? сколько вешать в граммах?". Понятно, что это очень удобно, когда за тебя все кто-то решает, никакой ответственности личной, пусть прозорливые старцы говорят нам, как жить... Но разве для того Премудрый Творец каждого из нас наделил свободой, разумом и творческим потенциалом, чтоб за нас все кто-то решал?

Так что каждый пусть блюдет свой монастырь, свой устав, свою меру развивает в меру возраста Христа. И, соответственно, отвечать пред Богом каждый из нас будет не за то, что он не жил так, как жил Антоний Великий, а за то, как он сам Богом данные ему таланты приумножал или закапывал их в землю.

Надеюсь что вопрошающий в свете всего вышеозначенного понимает теперь, что мера молитвы и поста его ребенка должна быть соответственной его силам, а главное - не быть чем-то разовым и лишь его делом.

Подготавливайтесь ко причастию всегда и всей семьей, ежедневно ходя пред Богом. Да, и постарайтесь не перегружать ни ребенка, ни себя, чрезмерно молитвой или постом - пусть перед причастием они станут лишь чуть чуть сугубее обычных. Думаю, что это и так всем ясно, но все ж напомню - слово "пост" означает воздержание, которое может и должно распространяться не только на пищу, но быть всесторонним. А слово молитва - это нечто бОльшее, нежели вычитывание правил... Это дыхание жизни. А чтоб дышалось полной грудью, дышите правильно.
 
Последнее редактирование:
Сверху