8 страстей, которым родители учат детей

8 страстей, которым родители учат детей

(5 голосов4.6 из 5)

Каясь в своих мно­го­об­раз­ных пре­гре­ше­ниях, мы, роди­тели,  часто забы­ваем о том, что ино­гда учим детей восьми смерт­ным стра­стям. И  даже не подо­зре­ваем  об этом.

 

1) Чревоугодие

Только вду­май­тесь: прак­ти­че­ски еже­дневно мы  затал­ки­ваем эту страсть нашим детям в рот, вос­кли­цая: «Доедай все и чтобы без раз­го­во­ров» или «Съешь всю кашу, полу­чишь кон­фетку!». Поку­пая вся­кие сла­до­сти без повода, заки­ды­вая по при­вычке в кор­зину с покуп­ками – кон­феты, чупа-чупсы, кин­дер-сюр­призы и про­чие сла­до­сти, мы пота­каем желудку и сдаем ему в раб­ство соб­ствен­ных детей.  Сюда же можно отне­сти и кусоч­ни­че­ство в пере­ры­вах между едой, некон­тро­ли­ру­е­мый доступ детей к печень­кам. А ведь чре­во­уго­дие – корень всех после­ду­ю­щих страстей.

2) Блуд

Кажется, что при­учить ребенка к блуду может только неадек­ват­ный роди­тель – извра­ще­нец. Но если заду­маться, если вспом­нить и про­ана­ли­зи­ро­вать моменты нашей жизни, при­хо­дит пони­ма­ние, что блуд начи­на­ется с якобы невин­ных сцен-диа­ло­гов-ситу­а­ций. Самое стан­дарт­ное зна­ком­ство начи­на­ется с теле­ви­зора. При­чем это не обя­за­тельно «фильмы для взрос­лых», кото­рые и взрос­лым-то грех смот­реть. Это может быть и совер­шенно баналь­ный сериал с неле­пым сюже­том, где блуд зало­жен в фабуле, это может быть сцена во время рекламы и т.д.  Затем ребе­нок зна­ко­мится с блу­дом в соб­ствен­ной семье. Горе роди­те­лям, живу­щим в блуд­ном сожи­тель­стве (не путать с граж­дан­ским бра­ком), ведь их фор­мула сча­стья «браки рож­да­ются на небе­сах» не одоб­ряют в “небес­ной кан­це­ля­рии”. Но и в уза­ко­нен­ных бра­ках тема блуда про­яв­ля­ется в раз­го­во­рах взрос­лых о том, кто, где и с кем “живёт”, раз­велся, встре­ча­ется… Разве это пред­мет для гор­до­сти и радо­сти, когда четы­рех­лет­няя дочь «схо­дит с ума» от раз­луки с маль­чи­ком из-за пере­вода в дру­гой садик, а мама ей при этом гово­рит – «забудь ты его, у тебя таких еще будет…»

3) Среб­ро­лю­бие

Мы ста­ра­емся учить детей не быть жад­ными. Застав­ляем их делиться. На время, правда. Или меняем одну жад­ность на дру­гую – «Дай маль­чику поиг­рать в машинку, а он тебе свою даст».   То и дело слы­шишь на улице, как мамы одер­ги­вают детей, кото­рые хотят забрать чужое. Но если совсем малень­ким это про­сти­тельно, т.к. они только познают мир и не пони­мают гра­ниц свое-чужое, то детям старше трех лет необ­хо­димо объ­яс­нять, что жад­ность и ску­пость – очер­няют нашу душу. Вме­сто этого мно­гие роди­тели идут на поводу у ново­мод­ной пси­хо­ло­гии, кото­рая гово­рит о том, что игрушки и вещи ребенка – это его лич­ная соб­ствен­ность, и он имеет пол­ное право не делиться ими.

А как мы моти­ви­руем детей учиться? Окон­чишь чет­верть на пятерки – полу­чишь само­кат, или при­ставку, или новую сумочку, или лучше день­гами? Да, давай день­гами, копи, и в конце года купишь себе что-то боль­шое и доро­гое. А еще лучше – подарю-ка я тебе моно­по­лию, чтобы раз­вить пред­при­ни­ма­тель­ские каче­ства!  Разве пло­хая игра? Очень даже хоро­шая – раз­ви­вает  спо­соб­но­сти раз­ные. Поду­ма­ешь, что цель игры — «раци­о­нально исполь­зуя стар­то­вый капи­тал, добиться банк­рот­ства дру­гих игро­ков». Зато биз­нес­мен вырас­тет, деньги научится счи­тать, вот!

4) Гнев

Часто при­хо­дится стал­ки­ваться с выбо­ром «дать сдачи» или «под­ста­вить щеку».  Не правы те, кто без раз­бора учат детей махать кула­ками, вос­пи­ты­вая в них злобу, мсти­тель­ность и агрес­сию. Но не правы и те, кто не при­ви­вают уме­ние посто­ять за себя. Самый тяже­лый слу­чай – если ребенка учат не вме­ши­ваться в чужие дела. Поду­ма­ешь, сла­бого оби­жают или над скром­ной девоч­кой изде­ва­ются, пройди мимо – не твое это дело. В таких ситу­а­циях гнев как раз-таки уме­стен, потому что он пра­вед­ный.  Бла­жен­ный Диа­дох Фоти­кий­ский гово­рит: «ино­гда гнев при­но­сит вели­чай­шую пользу… когда мы невоз­му­тимо поль­зу­емся им про­тив нече­сти­вых или каким бы то ни было обра­зом нагло посту­па­ю­щих, дабы они или были спа­сены или при­сты­жены».

5) Печаль

«Дом стоит, свет горит. Из окна видна даль. Так откуда взя­лась печаль?», — поется в песне извест­ного музы­канта. А Баль­зак писал: «Ничто так не пья­нит, как вино стра­да­ния».

Часто мы наде­ваем угрю­мую маску матери уны­ния, при­ме­ряем на себя роль эта­кого стра­дальца. При­чем зача­стую совер­шенно по незна­чи­тель­ным пово­дам. Для кого-то пово­дом опе­ча­литься ста­но­вятся бес­ко­неч­ные поли­ти­че­ские рас­при. Если роди­тели и стар­шее поко­ле­ние посто­янно при­чи­тают «В этой стране всё хуже некуда», «Жизнь с каж­дым днем всё тоск­ли­вее и тоск­ли­вее», «Непо­нятно, куда всё это катится». И это угрю­мое лицо, без­на­деж­ные  моно­логи изо дня в день видит и слы­шит ребе­нок. Радост­нее ему от этого живется? Вряд ли. А если взрос­лые про­сто любят печа­литься – тушите свет. Ника­кой прак­ти­че­ской пользы от мни­мой печали нет, только деструк­тив, кото­рый ребе­нок при­ме­ряет на себя, и начи­нает печа­литься, как взрос­лый: и кро­ко­дил у него не ловится, и кокос не растет.

Вме­сто того чтобы зани­маться сов­мест­ным твор­че­ством, делая себя и мир лучше, роди­тели заго­няют ребенка в серый, мрач­ный, бес­про­свет­ный угол, из кото­рого все выгля­дит ужасно, как в зер­кале тролля из сказки Андерсена.

Депрес­сия и стресс стали сино­ни­мами жизни, а ведь они – дети печали. Роди­тели, пре­бы­ва­ю­щие в посто­ян­ном стрессе, при­ни­ма­ю­щие анти­де­прес­санты, заго­няют в угол себя и своих детей. Обви­няя во всем обсто­я­тель­ства и окру­жа­ю­щих, мир, при­роду, поли­ти­ков, вра­чей, бабу­шек в церкви, тёте­нек на почте, мили­ци­о­не­ров на дороге, они не хотят искать бревна в соб­ствен­ном глазу. А ведь именно там пря­чется истин­ная при­чина этого упад­ни­че­ского состо­я­ния души!

«Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скор­бью, тяже­лые собы­тия не явля­ются при­чи­ной печали, они только про­во­ци­руют её. При­чина все­гда в самом чело­веке, в том, как он вос­при­ни­мает собы­тия жизни. Потому что уста­нов­лен­ный факт: депрес­сия не зави­сит от обсто­я­тельств жизни и среды оби­та­ния, при­чина ее все­гда не внеш­няя, а внут­рен­няя»[1].

6) Уны­ние

Про­де­мон­стри­ро­вать его легче всего полу­ча­ется у роди­те­лей: устал после работы – пошел спать раньше вре­мени, ничего тол­ком не сде­лав. Выход­ные при­шли – нако­нец, посижу,  теле­ви­зор посмотрю, идти куда-то лень. Уби­раться лень, гото­вить лень (зака­жем пиццу на дом, пой­дем в кафе поедим и т.д.). Дру­гая край­ность – уны­ние (скука), гоня­щее из дому в поис­ках обще­ния и раз­вле­че­ния. Это когда дома сидеть невоз­можно, роди­те­лям с детьми невы­но­симо в четы­рех сте­нах, скучно, и они посто­янно при­ду­мы­вают при­клю­че­ния – развлечения.

Раз­вить чув­ство внут­рен­ней неудо­вле­тво­рен­но­сти, а впо­след­ствии и уны­ние помо­гут сле­ду­ю­щие фразы: «У тебя не полу­чится, ты еще малень­кий», «Не надо, я сама все сде­лаю», «Руки у тебя не из того места рас­тут» и др.

7) Тще­сла­вие

О, это же необъ­ят­ный про­стор для роди­тель­ской фан­та­зии! Сюда отно­сятся все дол­го­ждан­ные победы наших детей, все рас­сказы об этих побе­дах дру­зьям и род­ствен­ни­кам. Хва­ста­емся при детях о детях.

Нов­ше­ство этой стра­сти – сни­мать ролики со сво­ими детьми на youtube, заво­е­вы­вать попу­ляр­ность, про­сить лайки, а также про­сить детей про­сить лайки для уве­ли­че­ния числа под­пис­чи­ков, при­ви­вать любовь к славе.  А от тще­сла­вия неда­леко и до гордыни.

8) Гор­дыня

Чрез­мерно высо­кое мне­ние о себе и пре­не­бре­же­ние к дру­гим мы пока­зы­ваем и на соб­ствен­ном при­мере, если ведем себя соот­вет­ству­ю­щим обра­зом по отно­ше­нию к ближ­ним. Дети видят, что роди­тели не хотят усту­пать друг другу, не хотят идти на при­ми­ре­ние, гор­дость же не поз­во­ляет пер­вому сде­лать шаг и при­знать свою неправоту. Дети слы­шат в раз­го­во­рах взрос­лых само-воз­вы­ше­ние над дру­гими, чув­ствуют пре­не­бре­жи­тель­ный тон в отно­ше­нии каких-то дру­гих людей, и впи­ты­вают это в себя, счи­тая за норму.

«Ты мой самый заме­ча­тель­ный (умный, кра­си­вый и т.п.) ребе­нок на свете!» «Ты этого достоин» или «Мой ребе­нок выше этого» и пр.

Если это повто­рять регу­лярно вме­сто молитвы, ребе­нок будет думать, что он – пуп земли, самый-самый ее центр. Маль­чики и девочки  с высо­ким о себе мне­нием ста­но­вятся занос­чи­выми, высо­ко­мер­ными зазнай­ками. А ведь роди­тели ничего пло­хого не имели в виду, под­дер­жи­вая на плаву их зна­чи­мость и самость.

Быто­вых ситу­а­ций с пере­чис­лен­ными стра­стями – вели­кое мно­же­ство. Мы учим смерт­ным стра­стям детей, пере­даем наши грехи им, а они – своим детям. И так будет до бес­ко­неч­но­сти, пока не будет разо­рван пороч­ный круг нашими соб­ствен­ными уси­ли­ями в воз­дер­жа­нии, цело­муд­рии, нес­тя­жа­нии, кро­то­сти, надежде, трез­ве­нии, сми­ре­нии и любви.

 

[1] https://azbyka.ru/vosem_smertnyx_grexov_i_borba_s_nimi#n9

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Анна, 21.03.2018

    Кто автор этой ста­тьи . Хоте­лось бы узнать.

    Ответить »
    • wella, 21.03.2018

      Анна, в одной из соц­се­тей есть группа Лек­ции пр.Осипова А.И.Православие.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки