Array ( )
Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

(11 голосов4.8 из 5)

Работы Нино Чакветадзе не раз  становились иллюстрациями к нашим статьям. Они доступны в интернете – автор  щедро делится  ими на страничках в соцсетях. Чем трогает сердце эта живопись, что воспитывает у детей и чем вдохновляет взрослых?

Немного об авторе картин

Нино Чакветадзе
Фото: vk.com/ninoart_spb

Нино Чакветадзе – наша современница.  Художница родилась  и живёт в Грузии. Она появилась на свет в 1971 году.

Окончила художественный институт, затем Тбилисскую государственную академию художеств.

Нино – член союза художников Грузии с 1997 года. В  Тбилиси проходят её персональные выставки.

Автор многочисленных полотен  о детстве сообщает о себе: «Все мы вышли из детства, и этот факт заставляет меня снова и снова рисовать то, что пережила сама, что оставило след в моей душе.

Мне очень повезло в жизни: я родилась в семье, где высоко ценились родственные узы, где почитались старшие, где все домочадцы с большим уважением относились друг к другу.  Детям, как и взрослым, важно знать правду о себе».

Питает сердце

407332 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детствоВоспитание – то, что питает ум и сердце. Есть и более точное православное слово – окормление, то, что питает духовно.

Оба понятия свойственны живописи грузинской художницы Нино Чакветадзе.

Её полотна щедро  вскармливают душу. При этом они говорят правду о детстве и о человеческой жизни, которая не всегда бывает общепринятой, простой и приятной.

Работы  Нино – это не милые картинки для детей и про детей. В них нет подчёркнутой незамысловатости Пиросмани, нет примитива, напротив, присутствует своя глубинная философия.

Автора волнуют самые насущные вопросы бытия: жизнь и смерть, радость и страдание, понимание, сочувствие, любовь. В этом редком и самобытном христианском творчестве много тем, но все они группируются вокруг одной, центральной темы – остроты переживаний ребёнка, сложности и красоты его внутреннего мира.

Ребёнок – это во многом ангел. Поэтому так родственно похожи – как настоящие братья и сестры – ангелы и дети у Нино.  Кто-то вспомнит библейские слова о том, что не следует изображать ангельский мир. Но  верно  и другое: дети видят ангелов. Их глазами видит ангелов и художник, а то, что кто-нибудь видел, обязательно надо запечатлеть.

Взрослый зритель этих полотен иногда откровенно недоумевает: почему, как в фильмах по Достоевскому, здесь преобладают тёмный фон и крупные планы? Почему представляется театральный спектакль на чёрном бархате, когда темнота  контрастно обрамляет декорации, костюмы и действие?

422511 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Может, потому что свет на тёмном фоне сияет ярче, а чистота и красота  по контрасту с  темнотой прекраснее и очевиднее? На картинах Нино Чакветадзе мрак рассеивается. «И свет во тьме светит…» (Ин. 16:33). И тьма не объяла его. Наверное, именно таким может быть свет чистой человеческой души.

Кисть  следует  за мыслью

Немного о живописной технике и манере художницы. В творческом багаже  Нино в основном живопись. Мастер работает акриловыми красками, иногда гуашью, реже встречается акварельная графика с пастельными штрихами.

У художницы звучит не столько цвет, сколько свет, хотя и у цвета здесь совершенно особенные задачи. Цветовые акценты Нино тоже пронизаны светом – они вспыхивают из темноты и притягивают взгляд к самому важному.

Критики могут упрекнуть художницу в излишней разбеленности палитры, но именно  такая палитра решает основную смысловую задачу – передать внутреннее сияние маленького человека.

Наслаждаясь серебристым колоритом, сияющим из темноты, вспоминаешь Гойю и Эль-Греко.  Похоже, как в одном из рассказов Честертона, белый  у Нино Чакветадзе – это не отсутствие цвета, а живой и активный цвет.

Вглядываясь в  тёмный фон, в эти  редкие цветовые всплески,  оживляешь в памяти и Врубеля, его «Лесного царя» с пронзительно-бирюзовыми глазами.

Хотя живопись Нино  по сравнению с врубелевской гораздо более  мягкая, полужидкие мазки не объёмны, а, скорее, похожи на  плави и лессировки,  а  мелкие детали – на золотой ассист на мафории Богородицы, что больше роднит картины с иконой и фреской, с Феофаном Греком и его огнеликими святыми.

Иконописны не только исполненные очей дети и звери, но и сияющие травинки, цветы, паутинки на тёмном фоне.

Иногда полотна тщательно проработаны, а иногда  письмо кажется небрежным и набросочным, как на этюдах, но и в этом случае оно не определяется  взмахом умелой руки – а  покорно следует за мыслью автора.

Мастер не злоупотребляет деталями и декором. Живопись Нино говорит минималистичными средствами. При этом её язык предельно выразителен, а глубина сказанного поражает своим откровением. Не случайно для многих эти картины стали открытием духовной  стороны жизни ребёнка.

Может, вы скажете — вы берете слишком высоко: Эль Греко, Гойя, Врубель, Феофан Грек… Да ведь это просто детские картинки… Осмелимся возразить: голос живописной традиции в работах Нино ясно различим, хотя все это не цитаты великих, а  преломление их опыта в сердце самого автора.

Подснежники  в ладошке

428026 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детствоДетство  на полотнах Нино Чакветадзе не выглядит привычным образом.

Не фонтанирует яркими красками и не расцвечено солнечным светом.

В нём нет безоблачного счастья и закрывающего на всё  глаза  подслеповатого оптимизма, но  содержится нечто большее, что говорит с нами вполголоса и сказанным вселяет надежду.

Детство у Нино – как подснежники, зажатые в руке у мальчугана и припрятанные за спиной у дверей чьего-то подъезда.

Это не просто подарок – это затаённое чудо. Вот, сейчас выбежит на встречу неизвестный друг – и будет  всем радость.

Детство – это и непростое время роста души, болезненного взросления. Знание о мире земном и небесном у ребенка ещё не утратило  свежести и остроты и не замутнено чем-то общепринятым.

А ещё детство – время предельного одиночества. Ребёнок  на картинах Нино часто совсем один. Есть ещё  птицы и ангелы. Но нет друга, нет взрослого рядом, способного разделить с ним горести и радости.

Может, поэтому дети и ангелы глубоко не безучастны друг к другу. Тем и другим хочется сердечного тепла, и они обретают его в молчаливом общении.

427520 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Кто кому ангел?

Одиночество  маленького человека в огромном  и непонятном мире на картинах Нино достигает космических масштабов. Ей удаётся изобразить  не только физическую грусть, но метафизическую – вопрошание,  особое состояние страдающей души, которой многое открывается.

73312 556465107698081 1011034657 n - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Вот  маленькая героиня полотна идёт через пургу, её заметает снег, может, одолевают тяжёлые раздумья, и всё же, она не одна: не отстающий ангел летит следом, на лету поправляя сбившуюся ушанку. Ему тоже достаётся, но чего не претерпишь ради любви.

resize - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Под проливным дождём сострадательный малыш накрывает своего ангела зонтом. Он словно чувствует его мурашки на своей коже. Обе фигурки в темноте излучают  свет. Кто ведущий, а кто ведомый из этих двоих, кто и для кого на самом деле ангел-хранитель? Может, оба – друг для друга?

484777 586094298068495 1063355907 n - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Разделить  детское одиночество всегда приходят посланники небес. Не ангелы, так птицы или одушевлённые звери, в чьих позах и взглядах читается так много человеческого.

577810 588085971202661 1609691432 n - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Дети и посыльные с неба выразительно взглядывают друг на друга. Кажется, слова излишни – они и так  всё понимают. Извивается одинокая дорожка в поле. Туманная, дальняя, маленькой героине полотна грустно идти по ней одной.  Но если посмотреть в глаза встречному щенку, путь кажется не так печален и одинок.

419888 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

В этом мире одиноки не только дети, но и ангелы. Обиженный ангел угрюмо присел на осеннее дерево. Никто не любит, не жалеет, не понимает. Некому завязать шнурок на ботинке. А может, просто осень?..

Ангелы на горке

Маленькие ангелы – сами как дети. Хотя почему «как», они именно дети, те самые, беспрепятственно входящие в Царство Небесное.

427492 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Они смотрят со своих высот на окрестности, занесённые снегом, и тоже не прочь прокатиться с горы на санках, поваляться в сугробах или пройтись по глубокому снежку до дальнего храма.

420645 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Иногда и ангелам грустно – так, что совсем не летается. Приходится сажать на свои санки и везти на себе. Но как по-другому, ведь не оставишь в поле замерзать лучшего друга. Ещё немного – и отморозит крылья.

427142 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

За храмом на подтаявшем февральском снежке бравый ангелок совершает лихие пируэты в воздухе. Что это он делает? Да он… просто выделывается перед девчонкой! Смотри, мол, вот как надо уметь летать.

420587 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Иногда и ангелы устают. Ложатся в травку на летнем косогоре и слушают кузнечиков, говорят с птицами.

414117 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

А когда с неба падают такие странные перья, понимаешь, что это перья ангелов, и тогда  свыше приходит вдохновение.

Чудеса в сачке

426282 original 1 - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Дети знают о чудесах гораздо больше нашего. В звездопад можно отправиться собирать звезды. Они светятся в корзинке и совсем ручные. А ещё упавшие звезды можно ловить в луже  сачком.

424747 original 1 - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Под звёздами хорошо плыть вдвоём в  белой деревянной лодочке, молча понимать друг друга и вместе с тем думать каждый о своём.

423630 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Отцветшие одуванчики – это не просто цветы. Это воздушные корабли у причала. Они похожи на ангелов с нимбами. Дунет ветерок – и отчалят, оторвутся от земли.

424085 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

И всё-таки ангелы – странные ребята. Не от мира сего. Не суетятся, не спешат. Что-то очень важное и значительное отражается  в их глазах, особенно когда задумаются.

Свет евангельский

Евангельские аллюзии в работах Нино присутствуют настолько ощутимо и зримо, что мороз проходит по коже. Образы из Нового Завета в этой живописи  – читаемые, легко узнаваемые символы, они понятны и взрослому, и малышу.

415673 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Вот, скажем, сюжет на Благовещение. Ангел протягивает лилию Девочке с книгой. Не настаивает. Робко предлагает. Он понимает, какую сердечную боль  передаёт Ей.

418458 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детствоЭто не цветок, а, скорее, меч, который однажды пройдёт Ей душу. Всё понимает и Она.

Но ещё миг –  и, мы знаем, мы уже предвкушаем и ждём  – Она протянет за цветком тонкую белую руку: «Се, Раба Господня, да будет мне по слову Твоему» (Лк.1: 28-38).

А вот это полотно напоминает редкую икону Богородицы, Трехлетственную.

Девочка  любовно прижимает к себе крошечного ягнёнка. Может, это сама Дева Мария в её младенчестве.

Вот такой для Неё Он  – маленький и тёплый – беззащитный и в то же время всесильный – Бог на руках.

В детстве есть место и сильным страхам. Тем самым, как говорят психологи, страшным страхам, когда ребёнок впервые осознает себя смертным, уязвимым, и мир с новым напором всей его непонятности и неизвестности окружает его со всех сторон.

418048 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Страшный страх пробирается вечером в детскую комнату, тянет свои тени-пальцы  к испуганной троице детей. Лампа и книга – средоточие света и тепла.

Ослик заглядывает в окно. Где-то Он, его добрый всадник… «Да воскреснет Бог, да расточатся врази его…» Хорошо, что хоть ослик пришёл, с ним уже не страшно.

Как будто времени и нет

Временные коллизии – одна из любимых идей автора. Кажется, художник говорит: время конечно, но человек вечен, и его жизнь больше, она выходит за рамки времени и длится, длится, продолжается в неизвестном направлении, как будто времени и нет.

И начало вечности – уже здесь.

tea time - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Три девочки-подростка за чаепитием немного похожи на Троицу. Три ангела, три античные парки, или бабушка, мама и внучка в момент своей юности? Но вот они встретились за одним столом, и времени больше нет.

У Нино много работ на тему времени, его преодоления или, наоборот, покорного следования его ходу. Маленький паровоз совершает круг по железной дороге.

405705 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Мальчик и старик задумчиво следят за его размеренным бегом. До чего они похожи. Или это один и тот же человек на разных витках своей жизни, бесконечной, как игрушечные рельсы?

Ловля ангелов и тапки под шторой

408359 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детствоДети и старики на полотнах Нино  отлично понимают друг друга.

Им всегда  уютно вместе – за столом и под зонтом, в детской и на прогулке.

Хорошо  играть в прятки с бабушкой. Она всегда делает вид, что не замечает тапки под шторой.

Постоять с дедушкой под дождём. Он тоже никуда не спешит.

В серенький денёк на окошке подвешено запечатанное письмецо. Это письмо ангелу.

Мальчишка то и дело поглядывает  на конверт с сургучным сердцем. Это похоже на рыбалку в небе. Ловись, дружище, ну что же ты не летишь…

Пересматривая добрые и наполненные теплотой работы Нино, к ним хочется снова и снова возвращаться. Но разве они чему-то учат?

156793567218138848 - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детствоВ этих картинах нет назидания, строгого урока, гневной и громкой  проповеди или приговора миру, который лежит во зле.

И все же, через эти холсты можно многого душевно напитаться.

Например, любви к своим друзьям и близким, к братьям меньшим,  состраданию и милосердию, бережному отношению к младенчеству и к старости.

Вглядываешься в полотна – и понимаешь: все они напоминают о вере и о любви.

Полные символического языка, работы Нино Чакветадзе, подобно церковным фрескам, говорят с нами через  узнаваемые символы,  и такой язык без лишних слов достигает сердца.

406327 original - Ангелы Нино: живопись как паломничество в детство

Пожелаем автору, чтобы ангельские пёрышки вдохновения почаще слетали с неба.

Валентина Патронова

Илл.: Нино Чакветадзе

Комментировать

Добавить комментарий для Марина Отменить ответ

3 комментария

  • Марина, 11.09.2020

    Какие невероятно чудесные работы! И столь же прекрасный, идеально соответствующий им, раскрывающий их текст! Спасибо Валентине, замечательному автору, за это открытие!

    Ответить »
  • Ирина, 21.01.2021

    Спасибо, очень интересно было читать о картинах Нино Чакветадзе. И,конечно же, хочется ещё и ещё пересматривать эти картины, неторопливо, вдумчиво, с наслаждением.

    Ответить »
  • Ольга, 28.02.2021

    Спасибо за подареную доброту!

    Ответить »