<span class=bg_bpub_book_author>Васильева-Гангнус Л. П.</span> <br>Азбука, которую надо знать… Детям о вежливости

Васильева-Гангнус Л. П.
Азбука, которую надо знать… Детям о вежливости

(7 голосов3.6 из 5)

Невероятные превращения

Скачет-мчится Игогоня! Уж позади него Сказочный Город… И сахарная гора… И дальняя дорога… И чисто-чисто поле… А впереди — дремучий лес.

В лесу дремучем стояла избушка на курьих ножках.

Вокруг нее улыбались прохожим синие-красные-желтые цветы. Тянулись к солнцу голубые травы. На серебряных кустах красные белки щелкали орехи.

Цок да цок!

Возле крыльца избушки стояла очень старая сосна. Ее верхушка доросла до неба. По ночам в ней играли в прятки звезды. По утрам на ней дремали облака. А вечером из черного дупла выглядывал ушастый дядя Филин. И, ухх-хая и ххо-ххоча, рассказывал лесному люду сказки.

Сюда-то и примчался Игогоня.

Злой волшебник и Алеша вошли в избушку на курьих ножках.

В избе стояла печь. На ней — котел.

Группи-Группи-Ян шепнул злые-ужасные слова. И тотчас же в котле забулькало и закипело злое зелье.

Этим зельем волшебник наполнил большую лейку. И обрызгал из нее все-все вокруг…

Синие-красные-желтые цветы почернели. Пожухли голубые травы. Сгнили орехи на серебряных кустах. И белки перессорились. Вот так….

Из черного дупла выскочил сам дядя Филин: И давай шуметь:

— Ууф! Ха-ха-ха!

На этот шум сбежались звери. Из белоствольного березника примчались зайцы. Из дальнего оврага — лисы. Из ельника дремучего — два седых волка. А из берлоги — медведица Матрена с ребятами своими, медвежатами. И не успели они и охнуть, что тут началось! Группи- 1 руппи-Ян уже обрызгал всех злым зельем.

Затявкали лисицы. Завыли волки, зайцы, ребята-медвежата подрались. А дядя Филин из своего дупла кричит:

— Давай! Уф! Ха-ха-ха!

Медведица Матрена рассердилась. И всех отшлепала.

— Ай-Ай!

Даже мальчика Алешу!

— Ох-хо-хо!

Даже ужасного-злого волшебника Группи-Группи-Яна.

— Иго-го!

Даже многоногого доброго сказочного коня.

— Я так не играю! — обиделся Игогоня. — Иго-го!

И умчался куда глаза глядят.

— Ха-ха-ха! — захохотал волшебник. — Теперь я выполню твое желание. — И он обрызгал злым зельем мальчика. — Теперь никто никогда не сможет перевоспитать тебя! Теперь ты тоже сможешь говорить злые-ужасные слова и совершать злые дела! Только смотри! Не превратись в дракона!

Звери-птицы взглянули на Алешу и горько зарыдали.

— Ха-ха! — сказал им всем мальчишка. — Теперь я посильнее вас. Ага!

Он сшиб ногой шляпу у великана-мухомора. Напялил ее себе на голову. Потом вскочил на крыльцо избушки на курьих ножках. И приказал ей мчаться в город;

Избушка послушалась его. И побежала так скоро, что даже Группи- Группи-Ян едва успел запрыгнуть в ее окно.

А в Сказочном Городе был пере-пере-переполох! Маленькие и большие бегали, кричали-звали, заглядывали под скамейки в парке… И всюду-всюду-всюду! И везде-везде-везде! Искали мальчика Алешу!..

Первой его увидела Юлика-Юла.

— Беги к чудесному фонтану! — крикнула она. — Там ждут тебя мама, i папа, две бабушки и тетя Липа!

— Ага!.. — шепнул волшебник. — Сейчас они начнут тебя воспитывать.

Группи-Группи-Ян и мальчик прокричали злые-ужасные слова…

И Юлика вдруг застыла-замерла! Она не могла сделать даже шага. И даже заплакала от огорчения. Тотчас Алеша почувствовал, что у него растет взаправдашний драконий хвост!

Вот тут-то перед ними и вырос строгий-вежливый Постовой.

— Что тут происходит?

— Он хочет перевоспитать тебя… — шепнул Алеше Группи-Группи- Ян.

Они вместе прошептали злые-волшебные слова.

Строгий-вежливый Постовой вдруг потерял свой вес. Юго-западный ветер тотчас же поднял его над городом и унес в неизвестном сказочном направлении.

А ноги и руки мальчика превратились в драконьи лапы.

Алеша даже испугался.

— Ма-аа-ма! — закричал он.

Навстречу ему уже спешили мама, папа, две бабушки и тетя Липа.

— Сейчас они начнут тебя перевоспитывать.,. — шепнул Алеше злой волшебник.

И Алеша нечаянно … По плохой привычке … Прошептал вслед за Группи-Группи-Яном злые-ужасные слова… Мама, папа, две бабушки и тетя Липа превратились в нарисованных цветными мелками на черном асфальте!

В тот же миг Алеша стал взаправдашним драконом. Хвостатым, Трехголовым. Чихающим огнем и дымом.

— Ку-уу-куааареукуууу! — закричали флюгерные петушки. — В Сказочном Городе происходят злые волшебства!

— Молчите! — приказал волшебник. — Иначе я отниму у вас ваш звонкий голос.

И так как флюгерные петушки не согласились молчать, он тут же выполнил свою угрозу. И закричал:

— Куукуареку! Дракон! Дракон — Алеша! Ха-ха! Теперь я посажу

тебя на цепь. Ты будешь охранять мою избушку на курьих ножках. Кусать за пятки всех прохожих! Чихать на них огнем и дымом! Ку- уукакуареуукууу! .

О чем спросила фея, когда ты прочитал эту главу:

  1. Почему тебе не понравился волшебник Группи-Группи-Ян?
  2. Какие злые поступки совершил Алеша ? И почему он превратился вдруг в дракона?
  3. Волшебник Группи-Группи-Ян плохой или хороший друг? Ты хочешь с ним дружить ? Нет ? Почему ?
  4. С кем из героев нашей сказки ты бы хотел дружить ? И почему ?

Несказочные волшебники (разговор с детьми)

Я думаю, что ты, дружок, конечно, не боишься злых волшебников. Зачем бояться их, когда каждая девочка и каждый мальчик знают о том, что сказки кончаются по-доброму?

И в нашей сказке победят добрые ее герои. Впрочем, не будем забегать вперед. Пусть сказка движется своей дорогой. Неторопливо… Не спеша… Чтобы за это время ты, мой маленький дружок, успел подумать над тем, что происходит в ней. И научился бы за этот срок кое- чему полезному и нужному.

А что касается волшебников. Между прочим, они живут не только в сказках!

Каждый человек, который добр, который честно, старательно, с любовью выполняет свою работу, чуть-чуточку волшебник.

Честное сказочное!

Разве не волшебство — на пустыре, на голом месте за несколько месяцев построить прекрасный дом? С окошками, в которые глядится солнце. С крылечком, к перилам которого прислонился старый тополь. С балконами, на которых цветы и флаги.

А вылечить больного человека, который из-за тяжелого недуга не мог работать и встречаться с друзьями … И вот теперь он снова отправился в лыжный поход… Снова встречается с друзьями. Работает. Опять здоров и весел. Разве это не чудо-волшебство?

Или… Вырастить сад. Который стоит зимой белый-сонный. Лишь кое-где краснеют ягоды рябины. И снегири пищат… А по весне под ярким-жарким солнцем сбегут снега. И сад как-будто розовым огнем вдруг вспыхнет-загорится Пчелы зажжужат в цветочной гуще. Птицы пропоют всем людям песни про красоту земли. А к лету закружится цветочный снегопад, чтоб к осени на каждой ветке явилось чудо-волшебство… Лишь добрые волшебники такое могут сотворить!

А придумать и смастерить-собрать грузовик? Такое чудо один человек сделать не сможет. Тут трудятся сотни взаправдашних волшебников — за станками, над чертежами. •

А вести ледокол к полюсу! Через айсберги и ледяные торосы … И при этом, конечно же, не забывать вежливо здороваться с каждым белым медведем или встречным пингвином…

Я точно уверена: только взаправдашний добрый-предобрый волшебник может испечь сладкий-вкусный торт! Съешь кусок — и пальчики оближешь. Мало!

На белом свете и вокруг каждого из нас таких несказочных волшебников не так-то мало! Чтобы заметить их, надо внимательней глядеть на всех знакомых и незнакомых нам людей.

И очень далеко ходить не надо … Разве твоя мама не волшебница?

Что только она не умеет! Сварить обед. Сшить тебе платье. Спеть веселую песню. Почитать книгу. Рассказать сказку. Гладить. Стирать… Это мама волшебными своими руками сделала ваш дом таким теплым-уютным…

А папа? Разве не бывает он порой взаправдашним волшебником? Когда он учит тебя мчаться с горы на лыжах !.. Когда за каких-нибудь двадцать минут, смеясь и шутя, натрет пол во всей квартире!.. Когда занимается фотографией … А ты сидишь с ним рядышком в темной волшебной комнате и наблюдаешь… А как плавает ваш папа! Как он ныряет! Какой он смелый и добрый!.. .

И твоя бабушка, и дед, и множество твоих знакомых, мой дружок, — добрые волшебники.

Тебе, конечно, очень хочется многому научиться у твоих знакомых волшебников. Ведь сам ты пока что не умеешь творить чудес.

Впрочем. Тут, кажется, я ошибаюсь.

Хотя тебе совсем немного лет. И потому ты еще не можешь так мно ‘о знать-уметь, как твоя мама или папа. Но ведь твой младший брат или сестренка еще слабее, меньше и менее умелые во всем, чем ты. Не так ли? Значит, для них ты можешь быть уже сегодня взаправдашним волшебником. Ты поможешь одеться и обуться малышу. Погуляешь с ним, накормишь его манной кашей.

Теперь представьте, что ты шагаешь по пригородному лесу или по парку. Тут ты для каждого муравья, для каждой былинки-травинки, для бабочки или цветка могучий волшебник. И можешь по собственному хотению совершать злые или добрые чудеса.

Невоспитанный ребенок, как злой волшебник, без жалости разрушит муравейник, сломает тоненькое деревце, поймает и замучает красавицу бабочку… Лесные малыши дрожат от одного шороха его шагов.

А вежливый мальчик и девочка смастерят кормушки для птиц и белок. (И не забудут каждый день приносить и насыпать в эти кормушки корм.) Они никогда не станут сшибать ногами красавцев мухоморов. Все добрые волшебники прекрасно знают: хоть этот гриб несъедобен для человека, зато его грибница прекрасно удобряет лесную почву. И кроме того, мухоморы — это замечательное лекарство от разных заячьих, белочьих, лосиных и прочих звериных болезней.

Не так уж мало на земле чудесных дел для вас, несказочные волшебники от 3 и до 8 лет. Все тут зависит лишь от ваших желаний и стараний. И я, конечно, верю в то, что вы не поленитесь и постараетесь каждый день совершать хоть одно доброе чудо.

Упражнения для добрых волшебников

Упражнение 1. Попроси маму или бабушку дать тебе небольшой таз. Налей в него немного теплой воды. Найди тряпку, которой мама обычно моет пол. Окуни ее в таз с водой. Затем аккуратно выжми ее. И старательно протри влажной тряпкой пол на кухне. При этом тряпку нужно несколько раз окунуть в воду и отжать, пока ты не протрешь весь пол. Не оставляй невымытыми углы и часть пола под столом и стульями. Закончив это дело, пожалуйста, не забудь выжать и повесить сушить тряпку.

Упражнение 2. Вместе с папой или старшим братом (можно с сестрой или с мамой) насобирайте в лесу сухих и достаточно толстых прутьев. Сделайте из них палочки примерно одинаковой длины.

Из этих палочек смастерите изгородь вокруг знакомого вам муравейника.

Теперь этот муравейник будет хорошо заметен всем прохожим. И кто-нибудь нечаянно на него не наступит и не разрушит муравейный терем.

Однако что это творится у меня на кухне? Как будто гром гремит! Из кухни плывут коричневые тучи… Бегу! Скорей! Туда!

Ну, так и есть… Это три мудрых- премудрых Гномыча! Сидят все трое на полу и чуть не плачут от сказочного кашля. А рядом на газовой плите стоит большая сковородка. Из нее дым валит.. .

На кухонном столе — облитая чем-то скатерть. Разбросана скорлупа от яиц. И небольшой молочный ручеек, не торопясь, стекает на пол. — Прости… — сказали Гномычи. — Мы так хотели тебя обрадовать!

— Мы решили яичницу изжарить…

— Мы так старались… Но непослушной оказалась сковородка.

— Бывает, — согласилась я, стараясь привести в порядок свою кухню. — Но для того, чтоб в следующий раз вас слушались предметы, а ваши руки оказались ловкими-умелыми, давайте срочно проведем…

Четвертый урок вежливости

— Во-первых, запомните, пожалуйста, — сказала я трем мудрым-премудрым Гно- мычам. — Каждый гном (а также мальчик или девочка) должен иметь свои обязанности на каждый день.

— Обязанности? А что это такое? — спросили Гномычи.

— Это значит каждодневные и обязательные дела. По утрам, например, необходимо убирать свою постель. После игры — убрать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши и альбомы. Каждый день или через день нужно подметать свою комнату и вытирать в ней пыль. После еды следует мыть посуду. После прогулки — чистить ботинки.

И уж совсем неплохо, если сказочный гном (или несказочный мальчик или девочка 6—7 лет) научится готовить простой завтрак. Для этого сначала только нужно попросить какого-нибудь своего взрослого друга — можно маму или бабушку — помочь. И взрослый друг охотно объяснит и покажет, как нужно жарить яичницу или варить манную кашу. Затем раза два-три следует проделать эту работу вместе с мамой или бабушкой. А после этого попробовать приготовить завтрак или ужин совершенно самостоятельно.

Упражнение 1. (Игра-соревнование.) Расстелите на полу (в прихожей или коридоре) две-три газеты, поставьте две- три пары обуви (по числу участвующих в игре-соревновании). Дайте каждому игроку чистую влажную тряпку, обувную щетку и обувной крем нужного цвета.

Кто-либо из взрослых пусть скомандует:

— Раз! Два! Три!

И соревнующиеся начинают чистить каждый свою пару обуви. Победитель тот, кто проделает работу быстрее и лучше других.

Упражнение 2. (Игра-соревнование.) Приготовьте несколько лоскутков ткани и разноцветных пуговиц. (Количество их должно соответствовать числу играющих.) При этом можно составить и «домашнюю команду» — из папы, мамы, бабушки и детей. Каждому игроку вручается лоскут, две пуговицы, нитки, ножницы и игла. в

Кто-либо командует:

— Старт!

Начинается соревнование: кто быстрее и крепче пришьет две пуговицы? Чтобы проверить, насколько прочно это сделано, каждый играющий имеет право (когда работа окончена) попробовать оторвать пуговицы, пришитые соседом. Победителем становится тот, кто быстрее, прочнее и правильнее других пришьет обе пуговицы.

Упражнение 3. (Игра-соревнование.) Так же можно проверить, кто лучше и быстрей чистит картошку.

Каждый игрок получает нож и три картофелины. Очищенную картошку изжарить и угостить победителей и побежденных. —

Такие соревнования можно устроить во время Праздника чудес.

Праздник чудес

Этот праздник ты можешь организовать, мой маленький дружок, у себя дома. (Только сначала посоветуйся со взрослыми. Они подскажут тебе, в какой день провести его.) Если у мамы, папы или у бабушки в этот день есть свободное время, они, наверное, помогут тебе накрыть стол и приготовить угощение. Но, честно говоря, Праздник- чудес тем и отличается от прочих праздников, что на нем дети должны все- все готовить сами. Взрослые имеют право на этом празднике лишь помочь своему сыну или дочке советом.

Нужно самостоятельно прибрать свою комнату. Самостоятельно приготовить салат и бутерброды для гостей. Накрыть стол. Встретить и усадить за стол своих друзей. Потом провести с ними разные-всякие игры и веселые соревнования. Когда праздник кончится, нужно вежливо проводить гостей. Потом самостоятельно вымыть посуду, убрать все со стола и подмести в кухне пол.

Пусть твои мама, папа, бабушка, дедушка или еще кто-либо из твоих взрослых друзей будут гостями на Празднике чудес. Им будет очень-очень приятно, если ты их вежливо пригласишь.

Воспитание праздником (разговор со взрослыми)

Может быть, самое высокое умение всякого воспитателя, самое мудрое его искусство — это умение получать радость от самого общения с ребенком, от самого процесса воспитания. И щедрое умение дарить эту радость своим детям.

От нас — родителей — зависит то настроение, тот моральный ^воздух», которым дышит наш ребенок. От нас зависит, как МОЖНО чаще разряжать обычные будни непохожими на них праздниками.

Каждый из нас, конечно, замечал, как благоприятно действует радостная, веселая, дружелюбная обстановка в доме на детей.

Домашний праздник может начаться с самого простого дела: с обыкновенной уборки квартиры, которую можно превратить в веселую игру. (Попробуем только сначала рассказать малышу, как работали разные мастера, чтобы построить наш дом. Как столяры придумывали и сколачивали мебель. Как маляры красили стены. Как паркетчики настилали пол . Пусть наши дети знают сказки и были про цветы, которые растут на наших окнах …) Пусть живет в нашем доме игра и сказка.

Объясним ребенку, какие «чудеса» он может, оказывается, совершать сам, если постарается.

«Если ты каждый день станешь поливать цветы, которые стоят на окошке, они привыкнут к тебе, И полюбят тебя, малыш. И каждый раз тихонечко и почти неслышно будут шептать тебе «спасибо», потому что все цветы на белом свете добры и вежливы. Они всегда стараются обрадовать того, кого уже полюбили. И среди зеленых их листов однажды распускается красное, голубое, белое или оранжевое почти что сказочное чудо-диво.

Поэтому, пожалуйста, не забывай каждый день поливать цветы, малыш!»

*В книжном шкафу живут волшебники и феи. Об этом каждый знает. Ведь стоит* лишь открыть любую книжку, как тотчас же начинаются чудеса… И noixfc му,., Чтобы платье Золушки не запылилось,.. Чтобы старый добрый король не потерял в пыли свою корону .., Чтобы конь сказочного богатыря не утонул в пыли… Для этого совершенно необходимо вытирать пыль в книжном шкафу.

Мой мальчик (или моя девочка)! Бери скорее тряпку и за дело!»

Подобные выдумки помогут нам, родителям, превратить многие (обязательные для ребенка этого возраста) домашние дела в игру, забаву, в сказку. Так, играя, мы приучаем ребенка к счастливому ощущению: труд — это всегда радость, всегда праздник!

В игру, в веселый праздник можно превратить и семейную прогулку

Если вы собрались побродить с детьми по городу, предварительно не полени тесь прочесть какую-либо книжку про свой город. Это даст вам прекрасную возможность во время прогулки остановить внимание ребенка на той или другой достопримечательности. Расскажем малышу о том, кто и когда посадил этот парк. Кто и как построил этот удивительный дом… Таким образом мы откроем перед ребенком многоликое лицо нашей улицы. нашего города. И вложим в маленькое сердце то зернышко, из которого вырастает великое человеческое чувство — патриотизм.

Во время прогулки можно между прочим, к слову объяснить нашим мальчикам и девочкам то, как следует вести себя в общественных местах.

Понаблюдаем за тем, как работает постовой милиционер. Как подчиняются прохожие и машины его волшебной палочке и красным-желтым-зеленым огням светофора.

А позднее, уже дома попробуем вместе с малышом придумать сказку про милиционера и про правила уличного движения.

Не менее интересным может стать поход в парк или пригородный лес. В любое время года тут есть на что обратить детское внимание, рождающее сотни «почему». Живой мир природы сказочно богат. Он дарит нам и нашим детям праздник своих красок, перезвон своих песен, вечный летящий танец бабочек, осенних листьев или белых снежинок. Тут темы для загадок, сказок и игр на каждом шагу!

,.. Попробуем превратить в традицию (т. е. сделать постоянными, систематическими) и некоторые семейные праздники: Бабушкин день, Праздник друзей нашего ребенка. Праздник новой книжки (появившейся в нашем доме), Праздник первых летних цветов. Праздник красок. Праздник чудес. (Прочие темы я оставляю для вашей собственной фантазии, уважаемые читатели.)

Принарядим для каждого из этих праздников наш дом. Так, чтобы он был веселым. Нарисуем-напишем вывески над дверьми и на стенах — озорные шуточные плакаты. Приготовим небольшие (тоже шуточные) подарки-сувениры для приглашенных.

Пусть во всех этих приготовлениях участвуют наши мальчишки и девчонки. (Для них это во всех отношениях очень полезно.)

Для семейного вечера или очередного традиционного праздника очень хороши игры: настольный хоккей, крокет и т. д. Неплохо приготовить и разыграть перед гостями (все это обязательно вместе с детьми!) шарады. Интересными могут стать игры-загадки с цитатами из любимых книг.

Тут широчайшее поле для нашей фантазии и для фантазии наших ребятишек. Такие утренники и вечера могут стать для них не только очередной возможностью для интересного и радостного общения с другими детьми… В подобной обстановке прекрасно активизируется и развивается детский творческий ум, общительность, инициатива и выдумка.

Общее воспитательное значение подобных затей громадно.

Они научат детей правильно вести себя с людьми, держаться за столом. Разовьют в них организаторские навыки.

Вежливая елка

Новый год — праздник семейный. У каждого из нас к нему свое глубоко личное отношение.

Но мое отношение к этому празднику, к сожалению, начинается с горького чувства по поводу огромного количества срубленных в конце декабря каждого года деревьев (только для Москвы вырубается ежегодно десятки тысяч елок!). Тех самых, которые, простояв 1-2 недели в наших квартирах, затем будут выброшены.

Веселый, интересный праздник можно устроить вокруг синтетической елки, которая к тому же даст вам замечательный повод поговорить с детьми о бережливом отношении к природе.

Вместе с детьми приберите и нарядите к утреннику свою квартиру. И пусть ваш малыш вручит своим товарищам открытки-приглашения, на которых точно указан день и час утренника.

Новогодняя елка к этому времени у вас, конечно, уже будет готова и праздничные украшения тоже.

К приходу гостей можно приготовить и новогодние маски героев «Азбуки вежливости».

Когда гости-малыши соберутся наконец в ваш дом, пригласите их в комнату. Расскажите содержание нашей сказки и предложите каждому из детей выбрать ту или другую маску, предварительно объяснив, почему он выбрал именно ее.

Затем можно устроить конкурс на лучшего отгадчика загадок и лучшего сказочника. Все загадки и сказки у вас уже готовы. Впрочем, гости по желанию могут рассказать любую другую сказку или загадать загадку. Победителям такого конкурса вручить призы-подарки.

После игр малышей следует пригласить за стол. А после этого фея Здрасте или три премудрых Гномыча устроят для ребят небольшой сказочный экзамен на вежливого человека. Вопросы такого экзамена вы найдете на с. 116.

Затем можно предложить гостям какую-нибудь из игр: вежливые прятки или вежливые жмурки. Или уговорить их смастерить новогодние подарки для своих близких.

На этом — по вашему желанию — можно и распрощаться с гостями-малышами, сказав им на прощание добрые слова.

Некоторые напоминания родителям

  1. Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке. (Это правило относится и к прекрасному полу.)
  2. Не следует разговаривать с набитым ртом.
  3. Для того чтобы ваш ребенок привык к порядку и красоте за столом, посуда должна быть всегда чистой и желательно красивой.
  4. Все, что положено на тарелку, нужно съесть. (Поэтому не следует накладывать ребенку много еды.)
  5. Суп едят ложкой. Правой рукой (при этом левая лежит на столе, а не на колене). Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.
  6. Вилкой (без ножа), держа ее в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.
  7. Вилкой — держа ее в левой руке — и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие куски.
  8. Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.
  9. Нарезанный хлеб подается на стол в тарелке или в хлебнице. Не принято откусывать от целого куска. Удобнее взять кусок хлеба, отломить от него столько, сколько нам требуется.
  10. После еды требуется положить вилку и нож рядом на тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично.)
  11. Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.
  12. С этикой поведения за столом следует систематически знакомить наших детей. Опять-таки делая это деликатно и неназойливо. Тут самое лучшее напоминание для ребенка — наш собственный родительский пример.

Комментировать