«Блаженны кроткие»: почему кроткий способен повести за собой

«Блаженны кроткие»: почему кроткий способен повести за собой

(3 голоса5.0 из 5)

«Бла­женны крот­кие, ибо они насле­дуют землю», – про­из­нёс Гос­подь Иисус Хри­стос в Нагор­ной про­по­веди. Что такое кро­тость и почему именно крот­кие насле­дуют землю? Спо­со­бен ли крот­кий чело­век отве­чать на вызовы вре­мени  и быть лидером?

Поиск отве­тов на эти и дру­гие вопросы – в содер­жа­тель­ном раз­го­воре с док­то­ром бого­сло­вия  в эфире пере­дачи «Слово» пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз».  Веду­щая бесе­дует с про­рек­то­ром по учеб­ной работе Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии про­то­и­е­реем Вла­ди­ми­ром Хулапом.

84.26 hukap doklad rus - «Блаженны кроткие»: почему кроткий способен повести за собой–  Отец Вла­ди­мир, что такое кро­тость, о кото­рой гово­рится в Нагор­ной про­по­веди? Это что – стрем­ле­ние плыть по тече­нию, пас­сив­ная пози­ция или нечто другое?

– Дей­стви­тельно, эта запо­ведь бла­жен­ства может пока­заться стран­ной или даже абсурд­ной для совре­мен­ного человека.

Мы живём в обще­стве, где мно­гие из нас устрем­лены к тому, чтобы быть «номе­ром один», гла­вен­ство­вать, рас­по­ря­жаться вла­стью, силой.

Доста­точно посмот­реть на  рей­тинги власт­ных или самых бога­тых людей, кото­рые регу­лярно пуб­ли­куют те или иные журналы.

Если взгля­нуть на гре­че­ское слово, кото­рое исполь­зует Еван­ге­лие для обо­зна­че­ния кро­то­сти, то мы уви­дим, что речь идёт совер­шенно о другом. 

В числе про­чего это слово исполь­зо­ва­лось для обо­зна­че­ния… укро­ще­ния диких живот­ных. То есть речь идёт не о сла­бо­сти, а о силе, но о силе, кото­рую берут под контроль. 

Напри­мер, этим сло­вом древ­ние греки обо­зна­чали укро­ще­ние дикой лошади. Для того чтобы её объ­ез­дить, нужно при­ло­жить очень много усилий.

Сила, мощь этой лошади никуда не денется, но она перей­дёт в нуж­ное русло, она постав­ля­ется на слу­же­ние чело­веку. Тем самым поня­тие кро­то­сти и эта запо­ведь бла­жен­ства гово­рят нам о том, что у каж­дого чело­века есть очень боль­шой внут­рен­ний потенциал.

Доста­точно посмот­реть на кор­риду или на дру­гие состя­за­ния, чтобы уви­деть, сколько силы у необуз­дан­ных живот­ных. Такая же сила нахо­дится в душе каж­дого из нас. Вопрос о том, куда мы эти силы растрачиваем. 

Мы выхо­дим утром из дома – вроде бы пол­ные сил, пол­ные энер­гии, но за день мно­гое про­ис­хо­дит: здесь нас толк­нули в метро; здесь нам что-то нели­це­при­ятно, грубо ска­зали; здесь про­изо­шёл какой-то кон­фликт с нашими сослуживцами…

Мы при­хо­дим домой устав­шие и заве­дён­ные, мы выплёс­ки­ваем всю нега­тив­ную энер­гию на наших ближ­них, и ещё один день из нашей жизни вычерк­нут. Потому что тот потен­циал, кото­рый был, мы напра­вили совер­шенно в непра­виль­ное русло.

Эта запо­ведь бла­жен­ства и это поня­тие кро­то­сти гово­рят о том, что эту силу нужно укро­щать. «Бла­женны нищие духом» – нам нужно осо­знать, что всё, что мы имеем  –  это от Бога. Это же интел­лек­ту­аль­ное осо­зна­ние нужно пере­ве­сти в область чувств  – «Бла­женны пла­чу­щие». И теперь, нако­нец, сле­ду­ю­щий шаг: из обла­сти чувств всё это должно перейти в область воли.

Мы должны понять, что это не про­сто не про­сто плач о том, что у нас в жизни что-то не так. Но это посыл, это некое дви­же­ние к тому, чтобы мы изме­нили с помо­щью Божьей что-то в нашей жизни.

Чтобы мы взяли тём­ные некон­тро­ли­ру­е­мые силы, кото­рые над нами довлеют, нами руко­во­дят и гос­под­ствуют, – чтобы мы взяли их под кон­троль и пере­вели эту энер­гию в пра­виль­ное русло.

Свя­щен­ное Писа­ние при­ла­гает слово «крот­кий» к тем людям, кото­рых мы не назвали бы сла­быми. Напри­мер, в Биб­лии, в Вет­хом Завете неод­но­кратно крот­ким назы­ва­ется Моисей. 

Но он никоим обра­зом не был сла­бым, бес­ха­рак­тер­ным чело­ве­ком, поскольку именно он смог выве­сти народ из Египта, водить его по пустыне. Он пре­красно вла­дел  орга­ни­за­ци­он­ными спо­соб­но­стями, он дей­стви­тельно был пред­сто­я­те­лем перед Богом. 

Вме­сте с тем он смог укро­тить и свою внут­рен­нюю энер­гию, и энер­гию изра­иль­ского народа, напра­вив её в пра­виль­ное русло.

kakogo chisla evrejskaya pasha pesah v 2018 godu 3 - «Блаженны кроткие»: почему кроткий способен повести за собой

– Но если быть крот­ким, то как себя вести с дру­гими людьми – посто­янно всем уступать?

– Конечно, кро­тость не озна­чает, что чело­век поз­во­ляет окру­жа­ю­щим выти­рать о себя ноги. Если чело­век смог достичь кро­то­сти или идёт по этому пути, то мне кажется, это вызо­вет изме­не­ние его взгляда на окружающих.

Если чело­век идёт по пути укро­ще­ния своих стра­стей, по пути борьбы со сво­ими гре­хами, то он обя­за­тельно пой­мёт, что окру­жа­ю­щие его люди не явля­ются идеалом. 

Если хри­сти­а­нин дей­стви­тельно пра­вильно отно­сится к своей духов­ной жизни, вни­ма­тельно сле­дит за сво­ими поры­вами души, то он пой­мёт, что у окру­жа­ю­щих людей те же самые про­блемы. Что они совер­шают те же самые ошибки, и если право на ошибку есть у него, у хри­сти­а­нина, то вот это право на ошибку он дол­жен дать и дру­гим людям.

И тогда, в таком пони­ма­нии он начи­нает смот­реть на окру­жа­ю­щих людей не про­сто как на сред­ство для дости­же­ния соб­ствен­ных целей, а именно чело­век ста­но­вится для него целью  – поскольку за этого чело­века, за ближ­него умер Хри­стос также, как и за меня. И поэтому, на суще­ствен­ном  – онто­ло­ги­че­ском  – уровне раз­ницы между мной и между дру­гими людьми нет.

И поэтому, даже пыта­ясь испра­вить какие-то ошибки этих людей, испра­вить неспра­вед­ли­вость, кото­рую эти люди, может быть, совер­шают по отно­ше­нию ко мне, чело­век пони­мает, что это можно делать с вот этим же духом кро­то­сти, духом укро­ще­ния страстей.

Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит о том, что мы должны уве­ще­вать людей с духом кро­то­сти. Одну и ту же вещь можно ска­зать по-разному. 

Можно ска­зать язви­тельно, обидно – так что у чело­века будет заноза на всю жизнь, можно оскор­бить досто­ин­ство. А можно ска­зать то же самое по-доброму. 

Можно под­ста­вить плечо, можно дать понять чело­веку, что ты пони­ма­ешь его про­блемы, что ты сам про­шёл через это, или, может быть, про­хо­дишь через те же самые слож­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции, но ты готов взять на себя часть его боли, часть его скорби, часть его проблем.

В таком пони­ма­нии чело­век, укро­щая самого себя, меняет свои отно­ше­ния с окру­жа­ю­щими. Моло­дой чело­век обща­ется с девуш­кой уже не про­сто потому, что хочет что-то от неё полу­чить в плане удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей или стра­стей. Он видит в ней чело­века. Чело­века, кото­рый хочет быть счаст­лив; чело­века, кото­рый может быть ранен его оби­дой, его изме­ной, его неосто­рож­ным словом.

Рабо­то­да­тель видит в сотруд­нике не про­сто чело­века, кото­рый дол­жен при­но­сить при­быль, и, если он эту при­быль не при­но­сит, то его нужно авто­ма­ти­че­ски уво­лить или заме­нить на более эффек­тив­ного, но он видит чело­века, у кото­рого тоже есть про­блемы. У кото­рого, может быть, про­блемы в семье, кто-то болеет – жена или дети; может быть, есть кре­дит в банке, и так далее.

Если чело­век что-то не сде­лал, может быть, это повод заду­маться, или на глу­бин­ном уровне попы­таться понять, что же про­ис­хо­дит с этим чело­ве­ком и взять на себя часть его бре­мени, часть его тяжести.

Тем самым крот­кий чело­век, в первую оче­редь, задаёт вопрос самому себе. Он ста­вит перед собой высо­кие цели, и, если он этих целей дости­гает, то волей-нево­лей все окру­жа­ю­щие под­тя­ги­ва­ются к нему. 

И такой чело­век ста­но­вится совер­шенно не сла­бо­ха­рак­тер­ным – он ста­но­вится, в хоро­шем смысле этого слова, лиде­ром. Он ста­но­вится веду­щим – тем, кто излу­чает такую жиз­нен­ную и духов­ную энер­гию, кото­рая ведёт за собой всех остальных.

– Про­ти­во­по­лож­ность кро­то­сти – гор­дость. Полу­ча­ется, мы ничем не должны гордиться?

– Гор­дость – поня­тие слож­ное. И дей­стви­тельно, мы гово­рим о том, что мы гор­димся нашей стра­ной, мы гор­димся нашей куль­ту­рой, и конечно, в этом пони­ма­нии гор­до­сти, в здо­ро­вом смысле этого слова, есть про­стран­ство. Но про­блемы начи­на­ются, когда мы пере­но­сим гор­дость в область лич­ных отношений.

Гор­дый чело­век – это чело­век, в цен­тре системы коор­ди­нат кото­рого стоит только он сам. И никто этого чело­века из цен­тра вытес­нить не может. Он есть мерило всех вещей, он всё знает  и делает пра­вильно, у него есть ответы на все вопросы. 

И если окру­жа­ю­щие не соот­вет­ствуют его запро­сам, его кри­те­риям, то…тем хуже для окру­жа­ю­щих. Тогда этот чело­век, по сути, замы­ка­ется в круге: он явля­ется исход­ной точ­кой, и он же явля­ется конечной.

Гор­дый чело­век выстра­и­вает вокруг себя ограду, очень высо­кую, пыта­ясь отго­ро­диться от тех, кто, может быть, недо­ста­точно умны и обра­зо­ваны, раз­виты, эффек­тивны, по его кри­те­риям. Но, выстра­и­вая такую ограду, он рано или поздно её замы­кает и ока­зы­ва­ется  в  башне, где никого кроме него нет. 

И тем самым гор­дый чело­век ока­зы­ва­ется неспо­соб­ным, навер­ное, к двум самым важ­ным кате­го­риям хри­сти­ан­ской жизни, таким как любовь и про­ще­ние, поскольку любовь – жерт­вен­ная любовь, ἀγάπη (агапи) по-гре­че­ски, – вот этот цен­траль­ный тер­мин Нового Завета  – все­гда пред­по­ла­гает, что она не берёт, но отдаёт.

Поскольку дей­стви­тельно счаст­ли­вым, бла­жен­ным может быть только мило­серд­ный чело­век, только тот, кото­рый научился давать и уви­дел в этом радость. То есть тот, кото­рый даже тем немно­гим, что у него есть – и не обя­за­тельно в финан­со­вом, мате­ри­аль­ном плане, но это его некие духов­ные силы и его спо­соб­ность сочув­ство­вать, спо­соб­ность помочь дру­гим, – он всё это дарит.

И тем самым его руки ста­но­вятся вновь пустыми и сво­бод­ными для того, чтобы при­нять новый дар от Бога и дать его дальше людям.

То же самое в отно­ше­нии про­ще­ния. Если чело­век пони­мает, что он допус­кает ошибки, что он не совер­ше­нен, что в цен­тре системы коор­ди­нат дол­жен сто­ять Хри­стос, Еван­ге­лие, Запо­веди бла­жен­ства – в том числе о кото­рых мы гово­рим, то конечно, его пер­спек­тива прин­ци­пи­аль­ным обра­зом меняется.

Если чело­век испы­ты­вает необ­хо­ди­мость в про­ще­нии от Бога, то он обя­за­тельно будет также про­щать окру­жа­ю­щих. Поэтому любовь и про­ще­ние – это две состав­ля­ю­щие, кото­рые в корне раз­ру­шают грех гордости.

– А как сле­дует пони­мать в запо­веди слова «насле­дуют землю»?

– Это биб­лей­ское выра­же­ние, кото­рое ста­но­вится понят­ным в кон­тек­сте Исхода, о чём мы гово­рили в начале: Мои­сей выво­дит народ из раб­ства, из Египта, через пустыню, в землю обетованную.

Новый Изра­иль – Цер­ковь хри­сти­ан­ская – явля­ется наслед­ни­ком земли. Конечно, это не озна­чает, что хри­сти­ане явля­ются какими-то зем­ле­вла­дель­цами. Речь  о дру­гом: то про­стран­ство, в кото­ром хри­сти­а­нин сей­час пре­бы­вает, это и есть место его спа­се­ния. Это и есть то место, где он может и дол­жен быть счастлив. 

И, если посмот­реть на более высо­ком уровне, то это – обе­то­ва­ние нового неба и новой земли, кото­рое мы видим у про­ро­ков, то есть нового Цар­ства, для вхож­де­ния в кото­рое чело­век дол­жен родиться.

Это рож­де­ние – про­цесс, без­условно, очень болез­нен­ный, это про­цесс борьбы с самим собой, это про­цесс победы над собой. Но, вме­сте с тем, если чело­век эту победу  – с помо­щью Божьей – совер­шает, то он обре­тает бла­жен­ство, он начи­нает вла­деть вот этой зем­лей, вла­деть своей душой, вла­деть всем тем, что есть вокруг него уже здесь и сейчас.

Видео-вер­сия пере­дачи «Слово» пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз»

Соб. инф.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки