«Блаженны нищие духом» – лекарство от стресса в современной жизни

«Блаженны нищие духом» – лекарство от стресса в современной жизни

(3 голоса5.0 из 5)

Бла­го­со­сто­я­ние  часто берётся за основу семей­ной этики. Но, стре­мясь обес­пе­чить себе и ребёнку долж­ный уро­вень достатка, мы нахо­димся в посто­ян­ном стрессе и несчаст­ливы. Как пони­мать Хри­стову запо­ведь сча­стья «Бла­женны нищие духом» и пра­вильно ей следовать? 

Об этом веро­учи­тель­ном факте, на пер­вый взгляд,  пара­док­саль­ном, шла речь в беседе с про­рек­то­ром по учеб­ной работе Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии про­то­и­е­реем Вла­ди­ми­ром Хула­пом в эфире пере­дачи «Слово» пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз».

Отец Вла­ди­мир, в Нагор­ной про­по­веди Гос­подь про­из­нес запо­веди, кото­рые можно счи­тать сутью хри­сти­ан­ства, но их текст с точки зре­ния обыч­ного чело­века очень странный. 

С одной сто­роны, они зовут к высоте духов­ной и нрав­ствен­ной жизни. С дру­гой, кано­ни­зи­руют каче­ства, прямо про­ти­во­по­лож­ные пред­став­ле­ниям о нор­маль­ном человеке. 

Вот, напри­мер, «Бла­женны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небес­ное» (Мф.5:3) – как это пони­мать?  В неко­то­рых руко­пи­сях Нового Завета эта запо­ведь  зву­чит так: «бла­женны нищие». Полу­ча­ется,  хри­сти­ан­ство при­зы­вает к нищете?

31154612175 a057d0d7e1 - «Блаженны нищие духом» – лекарство от стресса в современной жизни– Дей­стви­тельно, такие руко­писи есть, их, может быть, мень­шин­ство, но, тем не менее, было бы инте­рес­ным начать именно с такого про­чте­ния этой заповеди

В таком вари­анте запо­ведь  ста­вит перед нами очень глу­бо­кий вопрос. Это вопрос о том, чем же я по-насто­я­щему обла­даю, что есть моя жизнь. 

Или она – про­сто ариф­ме­ти­че­ская сумма моего дохода, моего име­ния, неких моих отно­ше­ний с ближ­ним, или каче­ство моего здо­ро­вья и так далее – или это нечто большее.

И дей­стви­тельно, нередко мы сво­дим всю нашу жизнь именно к эко­но­ми­че­ской состав­ля­ю­щей: к богат­ству и к нищете. И, конечно, если бы какой-то про­по­вед­ник – и две тысячи лет назад, и сей­час, – хотел бы про­воз­гла­сить некое попу­ляр­ное уче­ние, навер­ное, он эту запо­ведь сфор­му­ли­ро­вал бы совер­шенно иначе.

1 - «Блаженны нищие духом» – лекарство от стресса в современной жизни

Он бы ска­зал: бла­женны – счаст­ливы бога­тые, успеш­ные, моло­дые, спор­тив­ные, актив­ные и так далее.

Но мы видим, что Хри­стос начи­нает Свою Нагор­ную про­по­ведь именно таким образом.

С одной сто­роны, пора­зи­тель­ным обра­зом, ведь с обще­че­ло­ве­че­ской точки зре­ния едва ли можно было бы найти более неудач­ное начало.

Но, с дру­гой сто­роны, оно интри­гует, поскольку Хри­стос тем самым пред­ла­гает нам заду­маться о каче­стве того, чем мы обла­даем. И эта запо­ведь гово­рит нам на самом пер­вом этапе о нашей ограниченности.

Нередко мы живем так, как будто наша зем­ная жизнь не имеет ника­ких гра­ниц, как будто мы будем жить сто-две­сти лет, совер­шенно не осо­зна­вая, что еще поза­вчера мы были два­дца­ти­лет­ними, сего­дня трид­ца­ти­лет­ними, зав­тра соро­ка­лет­ними и так далее.

Мы огля­ды­ва­емся и видим: то, что мы счи­тали богат­ством два­дцать, десять, пять лет назад, на самом деле очень часто ока­зы­ва­ется пра­хом. А насто­я­щее богат­ство, к кото­рому у нас была воз­мож­ность стре­миться и дости­гать это богат­ство, ока­зы­ва­ется уплыв­шим у нас из рук. 

Поэтому «бла­женны нищие» – я бы про­чи­тал эту запо­ведь таким обра­зом, как счаст­ливы те, кто умеет пра­вильно рас­ста­вить при­о­ри­теты. Кто умеет понять, что на самом деле в жизни чело­века деньги, богат­ство, име­ния – это не сред­ство при­об­ре­сти все, что угодно.

Чело­век может быть абсо­лютно бога­тым, уде­лив огром­ное время своей работе и про­дви­же­нию по карьер­ной лест­нице. Но ни за какие деньги он не может купить радость обще­ния со своим ребен­ком, кото­рый за это время вырос, и он так и ни разу и не услы­шал, как он про­из­нёс своё пер­вое слово, он не был на пер­вом звонке в школе, и так далее.

Поэтому на эле­мен­тар­ном уровне это при­зыв к тому, чтобы не делать идола из богат­ства. Хотя богат­ство вме­сте с тем может быть и инстру­мен­том помощи ближ­нему, бла­го­тво­ри­тель­но­сти, в том числе и орга­ни­за­ции семьи и общества.

Вме­сте с тем боль­шин­ство руко­пи­сей гово­рит всё-таки о нищете духов­ной, то есть о некоем дру­гом уровне вос­при­я­тия тек­ста. Мно­гие свя­тые отцы тол­куют нищету духов­ную как смирение.

 – Но если духов­ная нищета – это сми­ре­ние, то тем самым под­ра­зу­ме­ва­ется, что хри­сти­а­нин дол­жен зани­мать пас­сив­ную жиз­нен­ную пози­цию и тер­петь все выпа­да­ю­щие на его долю лишения?

– Дей­стви­тельно, нередко окру­жа­ю­щий мир именно так и про­чи­ты­вает хри­сти­ан­ство, хотя на самом деле речь идёт о совер­шенно дру­гих реалиях.

Сми­ре­ние – это анто­ним гор­дыни. И поэтому сми­ре­ние, по сути дела, это вопрос о том, как себя рас­смат­ри­вает чело­век. Гор­дыня, гор­дость, эго­изм под­ра­зу­ме­вает, что в цен­тре системы коор­ди­нат нахо­жусь я, моё эго. 

Я пред­став­ляю собой чёр­ную дыру, кото­рая как пыле­сос втя­ги­вает в себя, при­тя­ги­вает всё окру­жа­ю­щее, не отда­вая ничего вза­мен. Это и есть гор­дость: все вра­ща­ется только вокруг меня. 

И такие люди нам пре­красно известны, я думаю, в окру­же­нии каж­дого из нас они есть.

Сми­ре­ние гово­рит нам совер­шенно о дру­гом. О том, что я живу во мно­го­по­ляр­ном мире. Я – один из полю­сов этого мира, но далеко не единственный. 

И поэтому как бы разъ­яс­не­нием этой запо­веди, мне кажется, явля­ются слова Хри­ста о том, что на вопрос, как испол­нить закон, Он отве­чает: нужно воз­лю­бить Бога и воз­лю­бить ближ­него как самого себя. Поэтому в этой запо­веди ука­зы­ва­ются как раз вот эти три полюса: Бог, ближ­ний и я.

И, если я выхожу за свои пре­делы, если я выхожу за свои гра­ницы к Богу и к ближ­нему, то вот это и есть сми­ре­ние как отказ от удоб­ной скор­лупы, как выход из огра­ни­чен­ного про­стран­ства чехов­ского «чело­века в футляре» и дру­гих подоб­ных персонажей.

А ведь это страшно. Нам намного удоб­нее, намного при­ят­нее жить в своем малень­ком  мире, где мы сами опре­де­ляем все законы, и мы можем пус­кать или не пус­кать туда дру­гих людей, где мы живём, ни перед кем не отчитываясь.

Эта запо­ведь напо­ми­нает нам о том, что мы свя­заны, что наша сво­бода не абсо­лютна. Мы свя­заны с Богом и мы свя­заны с ближними. 

Поэтому сми­ре­ние тол­ку­ется именно в каче­стве чест­ной изна­чаль­ной пози­ции. Нищета духов­ная при­зы­вает нас к тому, чтобы честно посмот­реть в зер­кало нашей жизни и уви­деть, насколько мы дей­стви­тельно богаты в нашем духов­ном плане, и насколько мы дей­стви­тельно бедны.

И если мы счи­таем, что у нас все заме­ча­тельно и все пре­красно, то ника­кого дви­же­ния впе­ред нет. А если мы пони­маем, что у нас есть лакуны, у нас есть вот эти пустые места, кото­рые мы нашими чело­ве­че­скими силами запол­нить не можем, то мы предо­став­ляем про­стран­ство для дей­ствия Богу.

И поэтому сми­ре­ние ста­но­вится как раз не сла­бо­стью, а силой, источ­ни­ком силы. Силой, кото­рая начи­на­ется не в нас самих. Силой, кото­рая явля­ется внеш­ней, но кото­рую Бог все­гда готов дать нам, если мы в молитве обра­ща­емся к Нему за вот этой силой.

Говоря о сми­ре­нии, мы нередко исполь­зуем биб­лей­ский тер­мин «тер­пе­ние» – υπομονή. Вот это гре­че­ское слово озна­чает как раз непас­сив­ное терпение. 

Если мы посмот­рим на язык той эпохи, оно озна­чает дви­же­ние ростка, кото­рый про­би­ва­ется сквозь сухую почву. Дуют ветры, его бьет дождь, град и так далее, но он, тем не менее, он рас­тет наверх. Вот это и есть терпение. 

Тер­пе­ние и сми­ре­ние не  есть какие-то пас­сив­ные кате­го­рии нашего бытия, но, наобо­рот,  при­зыв к тому, чтобы мы честно и реально смот­рели на нашу жизнь и пони­мали, что всё не закон­чено, что всё только начи­на­ется, что каж­дый день нашей жизни может стать источ­ни­ком вот этого нового духов­ного роста.

– Насколько поня­тие сми­ре­ния акту­ально для совре­мен­ного обще­ства, кото­рое стре­мится к дости­же­нию все новых и новых результатов?

– Пер­вая запо­ведь бла­жен­ства – пре­крас­ное лекар­ство про­тив стресса в совре­мен­ной жизни.

Я не дол­жен знать все. У меня не должны быть ответы на все вопросы. Я не могу и не дол­жен решить все про­блемы в моей жизни. Вот это и есть сми­ре­ние, это и есть нищета духовная. 

Это не зна­чит, что я дол­жен опу­стить руки и спо­койно сидеть на печи. Но это озна­чает, что я могу и дол­жен уста­но­вить некий сто­пор на все про­блемы окру­жа­ю­щей жизни. 

Веру­ю­щий чело­век пони­мает, что его по жизни ведет Бог. Поэтому его постав­ляет Бог вот в эту ситу­а­цию, и на самом деле он дол­жен пони­мать, что из любой ситу­а­ции он дол­жен сде­лать нечто мак­си­мально луч­шее, но мак­си­мально луч­шее именно в духов­ном плане.

А нередко про­ис­хо­дит кол­ли­зия, столк­но­ве­ние наших инте­ре­сов, кон­фликт между мир­скими обя­зан­но­стями и некой духов­ным пер­спек­ти­вой и духов­ным видением.

И эта запо­ведь гово­рит нам о том, она не про­сто явля­ется каким-то пара­фра­зом аме­ри­кан­ского выра­же­ния «don’t worry, be happy», но гово­рит о том, что на самом деле то, к чему мы стре­мимся, нередко ока­зы­ва­ется на поверку некой пустышкой.

Мы дости­гаем тех целей, кото­рые ста­вит перед нами окру­жа­ю­щий мир – не мы сами, и когда мы откры­ваем этот фан­тик, в нём ничего нет.

Ещё один момент, мне кажется, очень важ­ный для совре­мен­ного чело­века: сми­ре­ние, пра­вильно поня­тое, помо­жет улуч­шить наши отно­ше­ния с окру­жа­ю­щими, поскольку гор­дых никто не любит.

Никто не любит чело­века, кото­рый в обще­стве, в ком­па­нии вся­че­ски пока­зы­вает себя в каче­стве её един­ствен­ного цен­тра, кото­рый стре­мится само­утвер­диться за счет того, что дру­гие люди хуже него, не настолько обра­зо­ваны, не настолько, может быть, кра­сивы, не настолько спор­тивны, не настолько много зара­ба­ты­вают, и так далее.

Сми­рен­ный, или скром­ный чело­век, говоря свет­ским язы­ком,  в обще­нии намного при­ят­нее. Это чело­век более чест­ный, более откры­тый, он не пыта­ется никем мани­пу­ли­ро­вать. Сми­ре­ние, поня­тое таким обра­зом, в хри­сти­ан­ской пер­спек­тиве озна­чает, что мы ста­вим себя на один уро­вень с осталь­ными людьми. 

Ведь в самом корне мы видим в сми­ре­нии «мир», то есть мы стре­мимся достичь мира с окру­жа­ю­щими. И это на самом деле не будет умень­ше­нием наших дости­же­ний. Наобо­рот, это будет самым боль­шим нашим достижением.

Воца­рится мир в нашей душе, и тогда очень мно­гое будет меняться и в нашем здо­ро­вье, и в окру­жа­ю­щем нас мире, и так далее.

Именно поэтому пер­вая запо­ведь бла­жен­ства имеет обе­то­ва­ние, то есть обе­ща­ние Цар­ства Небес­ного. Это при­гла­ше­ние всту­пить в новую форму, в новый поря­док бытия, или, как гово­рит одна запад­ная посло­вица, «целься в небо – попа­дешь и на землю, целься в землю – не попа­дешь никуда».

Видео-вер­сия пере­дачи «Слово» пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз».

Соб. инф.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Марина, 19.06.2020

    Очень важно и акту­ально! Спасибо!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки