Четыре состояния духовной жизни, или можно ли духовно себя воспитать

Четыре состояния духовной жизни, или можно ли духовно себя воспитать

Обычно в своем развитии дети проходят четыре этапа: младенчество, детство, подростковый период и юность. Подобно им, взрослый человек может пережить четыре этапа внутреннего взросления: по природе, по закону, по благодати, по славе. 

Правда, если ребенок так или иначе одолевает все свои четыре возраста, то мы, взрослые, далеко не до всего можем дорасти. Воспитывая самих себя, мы понимаем, насколько ограничены человеческие возможности. А для нашего духовного роста необходимы воля и участие Небесного Отца.

И всё же, без правильной самоорганизации, воспитания воли и разумных волевых усилий, то есть нашего встречного движения к Отцу, развития не будет.

Воспитывая своих детей в христианском мировоззрении, мы должны оценивать и свое духовное взросление, ведь оно  прямо отражается на детях.

Апостол Павел описывает четыре возможные состояния духовной жизни человека в Священном Писании, в Послании к Римлянам. Проповедник, писатель и популярный блогер протоиерей Андрей Ткачев  на своем канале в Интернете кратко и эмоционально характеризует эти этапы.

Его выразительный публицистический слог близок к живому разговорному языку и подкупает доверительностью тона. Просто и доступно священник говорит о сложных духовных категориях. Слово отцу Андрею.

Счастливая девушка

Жизнь по природе

«По природе – это как скот бессловесный. Когда ограничиваются все желания человеческие только телесной сферой. Сладко, мягко, вкусно, удобно. Приятно – не приятно. Страшно – не страшно. Съел, выпил, поспал, обнял, поцеловал. «Кино, вино и домино».

Это скотская жизнь. Жизнь плоти. Самолюбия. Примитивных разных занятий, и ничего больше. Человек живет в рамках своей падшей природы.

Прошу не забывать, что наша природа – падшая. Человек изуродован. До грехопадения Адам был настоящий человек. И новый Адам – Христос – настоящий человек.

А мы – испорченные люди. И такими, какие мы есть, мы в рай войти не можем. Мы должны измениться».

Жизнь по закону

«По закону – это когда ты знаешь заповеди. Не делай! Не вкушай! Не ходи! Не смотри! Не трогай! Не говори! Молчи! Прости! Мы можем обложить себя всякими заповедями.

Это есть и в христианском мире. «Это правило нужно вычитать!» Знаете? Это… нужно сделать. Это… Это… У нас этого очень много.

«Так не одевайся!» «Это прочитай!» «Туда пойди! – Туда не пойди!» «Это ешь! – Это не ешь!»

Жизнь по закону производит очень странное действие. Она обнажает грех, но ты понимаешь, что закон исполнить не можешь. Ты изнемогаешь под его гнетом и на каком- то этапе бросаешь это дело.

Жизнь по закону обнажает твою слабость, твою нечестивость, твою поврежденность. И – радости не приносит. Делает человека очень мрачным, злобным. Он на всех шипит. Сам собою не доволен и всем миром не доволен. Всем миром недоволен, потому что сам собою не доволен. Там плохо. Здесь плохо. Все плохо.

«Везде все плохо, потому что – мне плохо». Потому что я недоволен своей жизнью. Я молюсь, и молюсь, и молюсь, а толку никакого нет. Сердце, как и было грязное, так и грязное осталось. Язык как был лживый, так лживый и остался. Мысли как были сумасшедшие, так сумасшедшие и остались. И что толку с того?

Вот это законная жизнь. Законная жизнь не дает человеку радости. Она дает ему злобу. Она просвечивает грех.

Закон – это рентген. Он показывает, что у тебя внутри. Он тебя не лечит. Покойный отец Даниил Сысоев (Царство ему Небесное) говорил, что рентгеновским аппаратом никто не лечится. Но им просвечиваются болезни. 

Тебя «прорентгенировали» – есть туберкулез или нет туберкулеза, поломаны кости или нет. Лечить тебя им не будут. Он просто покажет, что в тебе.

А сколько в этом радости? Да никакой радости. Жил себе весело и жил. Вдруг закон показал, что я свинья, а лекарство от свинства мне не дал. И я хожу теперь как свинья. Свинья – свиньей. И что дальше делать?

Ходи – не ходи, смотри – не смотри. Ешь – не ешь. Это важно только лишь относительно того, к Христу ты идешь или не к Христу. Закон сам по себе ничего не значит, если он к Христу не приводит. Можно так закон сохранять, что и про Христа забыть. Если ты к Христу не идешь, это не имеет смысла.

Поэтому иногда некоторые юродивые в Великую Пятницу ели колбасу. Чрево для пищи, а пища для чрева. И то, и другое Бог упразднил. Важно то, что ты имеешь внутри себя в голове и в сердце».

Жизнь по благодати

«Благодать изгоняет страх. Благодать исцеляет грех. Мы говорим: «Заступи, спаси и помилуй нас, Боже, Твоею благодатью». Если приходит благодать, человеку легко начинает делаться все то, что раньше он не мог делать.

Например, человек бросал курить лет двадцать. Борется с собой и не может бросить курить. Но пришла благодать, и откуда что взялось. И не надо. И не хочу. И не буду. И так со всем остальным.

Благодать – она такая. Она всё побеждает. Благодать – это сила, независимо подающаяся человеку в меру возможности его приятия. Насколько человек может принять, настолько и получает. Благодать помогает побеждать то, что ты не можешь одолеть сам.

Но вот вопрос, можно ли потерять благодать или нельзя? Здесь ответы отличаются. Некоторые считают, что, если ты уже однажды уверовал, ты спасен. Но есть другие, которые говорят, что спасение можно потерять.

Благодать можно потерять. Веру можно потерять.

Когда приходит благодать, появляется некая опасность духовного хамства. У тебя так хорошо все получается. Ты такой смелый. Благодать дарит человеку радость и смелость. То, чего нет в обычной жизни. Это её признаки.

Конечно, человек и с грехом разбирается легче. У него нет соблазнов. А трусость и тоскливость – это признак безблагодатности. Явный признак.

Здесь можно возгордиться и потерять благодать.

Чтобы сохранить благодать, нужно иметь смиренные мысли, смиренные помыслы. Благодать Божия собирается в смиренных душах.

Нужно не думать о себе высоко. Не осуждать людей. Не злорадствовать. Смотреть на других с уважением, снизу вверх, как на тех, которые лучше тебя. И только это будет хранить в тебе благодать».

Жизнь по славе

«В славе человек и не согрешает, и не боится, и не теряет. Это вот уже то некоторое состояние, которое будет потом. Но иногда оно бывает и здесь. Например, у Серафима Саровского. Или у Иоанна Кронштадтского. Или у Матроны Блаженной. И у других святых.

Вот четыре состояния жизни человека. Прошу их запомнить. Природа – по сути, словесное свинство. Закон – необходимый. Благодать – помогающая побеждать грех, но требующая смирения. И слава – когда все уже хорошо. Но большинство из нас это ожидает там, а не здесь».

Источник цитат — интернет-канал  протоиерея Андрея Ткачева

Комментировать