Циклоидные подростки: любить, поддерживать, не навредить

Циклоидные подростки: любить, поддерживать, не навредить

(3 голоса5.0 из 5)

Как чело­век минует под­рост­ко­вый период, во мно­гом опре­де­лит  его харак­тер и судьбу во взрос­лой жизни. Ста­тьи о под­рост­ко­вых про­бле­мах  раз­дают советы, но боль­шин­ство рецеп­тов не рабо­тает. Как подо­брать клю­чик к  под­ростку, чтобы помочь, а не навредить?

 С другой планеты?

Роди­тели детей пред­пу­бер­тат­ного воз­раста  зара­нее гото­вятся к труд­но­стям:  активно читают книги и ста­тьи по пси­хо­ло­гии. Дру­зья, у кото­рых дети постарше, рас­ска­зы­вают страш­ные исто­рии и сетуют: пере­про­бо­вали мно­гое, а резуль­тата нет.

Отчего попу­ляр­ные при­клад­ные советы   по вос­пи­та­нию под­рост­ков по боль­шей части не помо­гают?  Может, потому, что под­хо­дят к про­бле­мам важ­ного в жизни чело­века воз­раста черес­чур упро­щённо и обобщённо.

bde2bff72d7ebb9536d8dff1e03af16fa1 - Циклоидные подростки: любить, поддерживать, не навредить

Почи­та­ешь  поверх­ност­ную лите­ра­туру – и созда­ётся впе­чат­ле­ние, что под­ростки – осо­бен­ные люди, почти ино­пла­не­тяне и отли­ча­ются опре­де­лён­ным набо­ром пси­хо­эмо­ци­о­наль­ных качеств. Это сумрач­ные, раз­дра­жи­тель­ные, стре­мя­щи­еся к уеди­не­нию суще­ства с частой  сме­ной настро­е­ний, склон­ные к суи­цид­ным мыс­лям, и, не дай-то Бог, даже к попыт­кам све­сти счёты с жизнью.

Обоб­щён­ный порт­рет полу­ча­ется жут­ко­ва­тым,  и его, якобы, создаёт только одно обсто­я­тель­ство – типич­ный для этой воз­раст­ной кате­го­рии гор­мо­наль­ный всплеск. Мол, физио­ло­гия всту­пает в реак­цию с пси­хо­ло­гией, тело и душа ребёнка – в посто­ян­ном кон­фликте. Делайте так, гово­рите вот это, и вскоре будет поло­жи­тель­ный резуль­тат. Но эти утвер­жде­ния далеки от реальности.

Обоб­щён­ного сред­не­ста­ти­сти­че­ского под­ростка, к кото­рому при­ме­нимы попу­ляр­ные обоб­щён­ные пси­хо­ло­ги­че­ские советы,  в при­роде не существует.

Наши дети в под­рост­ко­вый период раз­ви­ва­ются по совер­шенно раз­ным тра­ек­то­риям, поэтому к каж­дой замоч­ной сква­жине души клю­чик свой.

Но есть и вполне типич­ные пове­ден­че­ские про­яв­ле­ния. Бла­го­даря им можно попы­таться све­сти мно­го­об­ра­зие  внут­рен­него мира  и харак­те­ров под­рост­ков к опре­де­лён­ным пси­хо­ло­ги­че­ским типам. Это  помо­жет нам разо­браться, как лучше вести себя с теми или иными под­рост­ками, чтобы не нане­сти им душев­ных ран и спо­соб­ство­вать раз­ви­тию их поло­жи­тель­ных сторон.

На языке пси­хо­ло­гов  раз­ные пове­ден­че­ские типы под­рост­ков – это раз­ные акцен­ту­а­ции харак­те­ров. Разо­браться  не так-то про­сто. В пове­де­нии под­ростка много  показ­ного и скры­ва­е­мого внутри.

Так, напри­мер, откро­венно демон­стра­тив­ное  пове­де­ние моло­дого чело­века с уве­рен­ной бра­ва­дой и оглу­ши­тель­ной само­пре­зен­та­цией, чаще всего, гово­рит как раз об обрат­ном – о его при­род­ной робо­сти, нере­ши­тель­но­сти и ком­плексе непол­но­цен­но­сти. Их он и пыта­ется скрыть за эффект­ным  показ­ным фейерверком.

На самом деле  нака­чан­ный  парень в тату­и­ров­ках и шипах с иро­ке­зом на голове, веду­щий себя нагло и вызы­ва­юще, ско­рее всего, очень стес­ни­те­лен и во что бы то ни стало хочет понравиться.

Не гусеница и не бабочка

Сразу ого­во­римся: мы гово­рим о нор­маль­ных детях, а не о пси­хо­па­тах. Акцен­ту­а­ции харак­тера – это вари­анты нормы.  Под­ро­сток похож на окук­лив­шу­юся гусе­ницу: он уже не гусе­ница, но ещё и не бабочка, рас­тёт нерав­но­мерно – как сна­ружи – телом, так и изнутри – душой, поэтому ино­гда про­яв­ле­ния  его  харак­тера при­ни­мают край­ние формы.

При  под­рост­ко­вых акцен­ту­а­циях неко­то­рые черты харак­тера осо­бенно уси­лены. Это зна­чит, что в чем-то под­ро­сток очень силен, а в чем-то – уязвим. 

Неко­то­рые воз­дей­ствия на пси­хику он пере­но­сит легко и хорошо, дру­гие – гораздо тяже­лее, что услож­няет  его вза­и­мо­дей­ствие с окру­жа­ю­щим миром. 

При этом пси­хика рас­ту­щего ребёнка очень пла­стична, и  опыт­ный пси­хо­лог вме­сте с муд­рым роди­те­лем, поняв эти осо­бен­но­сти, помо­гут под­ростку пре­одо­леть то, что для него трудно и вовремя пере­ра­сти то, что сле­дует пере­ра­сти. А зна­чит, нор­мально адап­ти­ро­ваться в обще­стве сверст­ни­ков и взрослых.

Почему вовремя? Потому что под­рост­ко­вый воз­раст в силу совре­мен­ных соци­аль­ных  уста­но­вок  у моло­дых людей затя­ги­ва­ется надолго. В том воз­расте, когда их отцы и деды уже были отцами семейств и счи­та­лись муж­чи­нами,  наши сыно­вья зача­стую оста­ются детьми.

Им поз­во­лено  подолгу очно учиться, не рабо­тать, посвя­щать досуг играм и клуб­ным тусов­кам. Так под­рост­ко­вые про­блемы не «пере­рас­та­ются» порой до сорока, а то и до пяти­де­сяти лет.

Явные и скрытые

Акцен­ту­а­ции бывают явные и скры­тые. Ино­гда акценты харак­тера отчёт­ли­вые, и в пове­де­нии ребёнка легко уста­но­вить при­чины и следствия.

Со скры­той акцен­ту­а­цией слож­нее: рас­по­знать её можно только в кри­ти­че­ские моменты. 

Она же и опас­ней: мы не знаем, что и в какой момент вре­мени может повли­ять на под­ростка и про­из­ве­сти неожи­дан­ный эффект. Что при­чи­нит ему крат­ко­вре­мен­ную душев­ную боль или глу­бо­кую пси­хо­ло­ги­че­скую травму.

Но даже скры­тые акцен­ту­а­ции под­да­ются диа­гно­стике, и опыт­ный пси­хо­лог, побе­се­до­вав с ребён­ком и роди­те­лями, помо­жет разо­браться в проблеме.

Ошибки  на этом пути могут дорого сто­ить. Если спе­ци­а­лист вовремя не отли­чит акцен­ту­а­цию от пси­хо­па­тии, здо­ро­вый ребё­нок может стать паци­ен­том пси­хи­атра. Поэтому роди­тели про­блем­ного под­ростка должны не отго­ра­жи­ваться от труд­ного ребёнка, а напро­тив, вдум­чиво наблю­дать за его пове­де­нием, ана­ли­зи­ро­вать свои наблю­де­ния и что-то под­ска­зы­вать психологу.

Откры­ваем неболь­шой цикл ста­тей о под­рост­ках с раз­лич­ными акцен­ту­а­ци­ями харак­тера. И сего­дня  мы пого­во­рим, что такое цик­ло­ид­ный тип и как вос­пи­ты­вать с любо­вью под­рост­ков с такими осо­бен­но­стями, чтобы помочь им, а не навредить.

Циклоидный тип подростка

Акцен­ту­а­ция харак­тера у под­рост­ков именно этого типа, кстати, редко тре­во­жит пси­хи­ат­ров. Это ребята с цик­ли­че­скими коле­ба­ни­ями настро­е­ния, кото­рых среди здо­ро­вых сверст­ни­ков  при­мерно пять процентов.

Дети до наступ­ле­ния под­рост­ко­вого воз­раста ничем не отли­ча­ются от ровес­ни­ков, кажутся актив­ными, подвиж­ными  и общи­тель­ными. Но их душев­ное состо­я­ние  ухуд­ша­ется с при­хо­дом взрос­ле­ния и гор­мо­наль­ных перемен.

19d6d35f5b084dfa74517732258f3c10e6 - Циклоидные подростки: любить, поддерживать, не навредить

Ухуд­ше­ние состо­я­ния про­яв­ля­ется так. Как и мно­гие под­ростки, эти дети  начи­нают стра­дать при­дир­чи­во­стью и раз­дра­жи­тель­но­стью. Но если у обыч­ных под­рост­ков раз­дра­же­ние направ­лено на стар­ших, то у цик­ло­ид­ных под­рост­ков гнев и раз­дра­жи­тель­ность изли­ва­ются на всех окру­жа­ю­щих – род­ных и посто­рон­них, педа­го­гов и настав­ни­ков, дру­зей и одноклассников.

Суб­де­прес­сив­ная фаза (время осо­бенно силь­ных нега­тив­ных про­яв­ле­ний харак­тера) у этих под­рост­ков имеет такие послед­ствия: вялость, уста­лость, повы­шен­ная утом­ля­е­мость и ипохондрия. 

Кажется, что сил на учёбу и люби­мые заня­тия больше нет, что всё болит, а выйти из дома про­сто невозможно.

На две-три недели под­ростки «ока­пы­ва­ются»  в своей ком­нате и не желают участ­во­вать во внеш­ней жизни: отка­зы­ва­ются от обще­ния, меньше выхо­дят в соц­сети, ино­гда, если не уда­ётся полу­чить боль­нич­ный, откро­венно про­гу­ли­вают учёбу.

Мамы и папы часто недо­уме­вают, что с ребён­ком, а может, он дей­стви­тельно серьёзно болен, раз утра­тил инте­рес к дру­зьям, раз­вле­че­ниям и окру­жа­ю­щему миру. Нет, ско­рее всего, это не болезнь. Но это и не здо­ро­вье и благополучие.

Надо пони­мать: своё состо­я­ние дети не симу­ли­руют. В эти дни и недели они чув­ствуют себя дей­стви­тельно плохо, и это ухуд­ше­ние само­чув­ствия –  пси­хо­со­ма­ти­че­ское. Болит душа, а тело реа­ги­рует по-своему.

Но, пока близ­кие бес­по­ко­ятся и ищут пути реше­ния про­блемы,  такое состо­я­ние про­хо­дит. Обычно через пару недель всё воз­вра­ща­ется на круги своя.

Больше того: под­ростки вдруг ощу­щают душев­ный подъем и даже эйфо­рию, но и это нена­долго. Вскоре у них уста­нав­ли­ва­ется спо­кой­ное, ней­траль­ное настроение.

Привязанные к привычному

Про­явить бес­по­кой­ство сле­дует, когда состо­я­ния, похо­жие на депрес­сию, утя­же­ля­ются и ста­но­вятся про­дол­жи­тель­нее. Зна­чит, есть некие внеш­ние фак­торы, кото­рые усу­губ­ляют это состо­я­ние.

«Боль­ная мозоль» под­ростка-цик­ло­ида – это  ситу­а­ция, когда про­ис­хо­дит слом его жиз­нен­ного стереотипа. 

Кар­ди­наль­ные пере­мены его сильно трав­ми­руют. Такой ребё­нок сильно при­вы­кает, прочно при­вя­зы­ва­ется к опре­де­лён­ному порядку вещей. Если этот поря­док меня­ется, если раз­ру­ша­ются при­выч­ные для него отно­ше­ния, насту­пает кризис.

При­чин может быть мно­же­ство: раз­вод роди­те­лей,  дол­гое отсут­ствие близ­кого чело­века или друга, пере­езд, изме­не­ние  рас­пи­са­ния заня­тий, пере­ход на вто­рую смену, и про­чие, гораздо менее серьёз­ные с нашей точки зре­ния, но ощу­ти­мые для него.

Умом пони­мая, что вер­нуть всё обратно невоз­можно, под­ро­сток серд­цем, то есть эмо­ци­о­нально, не может при­нять изме­не­ний и ста­ра­ется сде­лать так, чтобы всё было по-прежнему. 

Ска­жем, он пыта­ется заме­нить отсут­ству­ю­щего друга по пере­писке или по обще­нию в соц­се­тях, созда­вая иллю­зию, что гово­рит  не с новым чело­ве­ком, а со ста­рым дру­гом. Для него это меха­низм пси­хо­ло­ги­че­ской защиты, точка опоры, чтобы не поте­рять рав­но­ве­сие и не уйти с голо­вой в суб­де­прес­сив­ное состояние.

Если сверст­ники не ощу­щают ника­кой про­блемы и пре­пят­ствия в подоб­ных пере­ме­нах, то эти под­ростки видят перед собой  не ветку, кото­рую можно пере­шаг­нуть, а упав­шее  дерево полу­то­ра­мет­ро­вой тол­щины – непре­одо­ли­мый пси­хо­ло­ги­че­ский барьер.

Пыта­ясь при­спо­саб­ли­ваться к новому, они теряют много эмо­ци­о­наль­ных сил и чув­ствуют силь­ное душев­ное истощение.

Напри­мер, такие ощу­ще­ния под­ростки и моло­дые люди испы­ты­вают при пере­ходе  со школь­ного обра­зо­ва­ния на средне-спе­ци­аль­ное или выс­шее. На пер­вом курсе воз­ни­кают новые отно­ше­ния:  теперь не спра­ши­вают на каж­дом уроке, а читают лек­ции, кон­тро­ли­руют меньше, а тре­буют больше: зачёты и экза­мены про­ис­хо­дят чаще. Это – пол­ная  ломка учеб­ного стереотипа.

Муки ученья

Под­ростку ста­но­вится трудно усва­и­вать мате­риал.  В школе всё было по-дру­гому: в свои свет­лые пери­оды-циклы школь­ник мог успешно отве­чать у доски, зара­ба­ты­вать хоро­шие оценки, вдох­нов­ляться класс­ной и вне­класс­ной работой.

Теперь не так. При­хо­дится напря­гаться, пере­пи­сы­вать  и заучи­вать про­пу­щен­ное, под­тя­ги­вать хво­сты, при­чём не только тогда, когда твой эмо­ци­о­наль­ный фон на подъ­ёме. На ста­дии упадка сил и ипо­хон­дрии эти задачи  кажутся абсо­лютно нере­ша­е­мыми. Насту­пает пере­утом­ле­ние, сла­бость, асте­ни­че­ский синдром.

Отвра­ще­ние к учёбе и любому умствен­ному труду – вполне логич­ное след­ствие пере­до­зи­ро­вок с заня­ти­ями у подростков-циклоидов. 

Именно поэтому такие уча­щи­еся  и сту­денты ухо­дят с пер­вого курса, забо­ле­вают нака­нуне экза­ме­нов, не выдер­жи­вают нагру­зок и демон­стра­тивно зава­ли­вают сес­сии, к кото­рым они готовились.

original - Циклоидные подростки: любить, поддерживать, не навредить

Рано или поздно эти дети нахо­дят в себе ресурсы, берут волю в кулак и пре­одо­ле­вают свои барьеры, но это даётся им гипер-уси­лием, после кото­рого неиз­бе­жен эмо­ци­о­наль­ный спад и кризис.

Усу­гу­бить и без того кри­ти­че­ское состо­я­ние под­ростка-цик­ло­ида в момент его труд­но­стей с учё­бой может бес­такт­ное пове­де­ние роди­те­лей и непро­фес­си­о­на­лизм педа­го­гов, а также отсут­ствие душев­ной тон­ко­сти и чут­ко­сти  у тех и других.

Пуб­лично при­зы­вать под­ростка к сове­сти на виду у всего класса или группы, сты­дить его в соц­се­тях или при зна­ко­мых и дру­зьях – это самое пло­хое, что можно при­ду­мать. С сове­стью и при­леж­но­стью у этих ребят как раз всё в порядке, про­сто их эмо­ци­о­наль­ный склад, их акцен­ту­а­ция харак­тера мешает им в неко­то­рые моменты быть продуктивными.

Обычно  и мамы с папами, и учи­теля обос­но­вы­вают жёст­кие вос­пи­та­тель­ные  меры жела­нием пользы и оправ­ды­вают себя самыми луч­шими наме­ре­ни­ями. На деле же они нано­сят рас­ту­щим детям неис­це­ли­мые сер­деч­ные раны, кото­рые только усу­губ­ляют их и без того тяжё­лое душев­ное состо­я­ние и  ещё силь­нее ухуд­шают настроение.

Не доводите до предела

Чего мы добьёмся такими мето­дами? Того, что совесть под­ростка, кото­рая у него как раз при­сут­ствует, будет мучить его с болез­нен­ной силой.

Само­уни­чи­же­ние, само­об­ви­не­ние моло­дого чело­века захлест­нут его с голо­вой, что пол­но­стью лишит его воли к дей­ствию, жела­ния жить и учиться, и даже может при­ве­сти к попыт­кам суицида.

Полу­ча­ется как в одной попу­ляр­ной рок-песенке: «В общем, извест­ное дело, что у нас с тобой впе­реди: не доводи до пре­дела – до пре­дела не доводи…»

Роди­те­лям и педа­го­гам надо вни­ма­тельно наблю­дать за под­рост­ком и отне­стись к про­блеме с пони­ма­нием: лучше недо­жать, чем пере­жать. Если воз­можно, помочь ему адап­ти­ро­ваться в новой учеб­ной ситуации.

Если  у под­ростка в дан­ный момент ни на что нет сил, не грех разок напи­сать за него сочи­не­ние или нанять спо­кой­ного репе­ти­тора. Тер­пе­ливо объ­яс­нить, как браться за курсовик.

Не тре­бо­вать  прыг­нуть выше его воз­мож­но­стей и сил и про­де­мон­стри­ро­вать голо­во­кру­жи­тель­ные успехи. Да, пусть пер­вый курс будет с тро­ечки на чет­вё­рочку, но уже через год  у него насту­пит адап­та­ция к новому учеб­ному про­цессу и учёба пой­дёт в гору.

08036200015368596803919 - Циклоидные подростки: любить, поддерживать, не навредить

Учеб­ные труд­но­сти цик­ло­ид­ного под­ростка мы при­вели в каче­стве при­мера. На самом деле, похо­жие про­блемы могут воз­ник­нуть в любой сфере его дея­тель­но­сти –  в семье, в нефор­маль­ных отно­ше­ниях с ровесниками.

Прочь ежовые рукавицы

Глав­ная беда таких под­рост­ков – сни­же­ние эмо­ци­о­наль­ного тонуса. Эти ребята теряют силы при забеге на длин­ной дистан­ции,  если при­ме­нить такой образ к душев­ной сфере. 

Поэтому им необ­хо­димы не ежо­вые рука­вицы: не жёст­кая кри­тика домо­чад­цев и не повы­шен­ные тре­бо­ва­ния педа­го­гов, а, напро­тив,  тепло, под­держка, поощ­ре­ние, уме­рен­ная похвала малень­ких успе­хов, искрен­ний инте­рес к их делам, мыс­лям и настроению.

Бывает, что фазы подъ­ёма и спада по вре­мени намного короче и чере­ду­ются гораздо чаще. Пси­хика испы­ты­вает пере­грузки, потому что такие аме­ри­кан­ские горки не про­хо­дят для неё даром. Сле­дом начи­нают стра­дать здо­ро­вье, имму­ни­тет, общий физи­че­ский тонус, и в этом нет ничего удивительного.

Ведь, как писал в своей книге «Дух, душа, тело» свя­ти­тель Крым­ский Лука (Войно-Ясе­нец­кий),  прак­ти­ку­ю­щий врач-хирург и зна­ток чело­ве­че­ских душ, – чело­век по своей при­роде трех­со­ста­вен,  все эле­менты его суще­ства вза­и­мо­дей­ствуют, и болезни зарож­да­ются не на физи­че­ском, а на душев­ном и духов­ном уровнях.

От пере­гру­зок и  уси­ле­ния сле­ду­ю­щего за ними суб­де­прес­сив­ного состо­я­ния  под­ро­сток  или моло­дой чело­век может по-насто­я­щему забо­леть, полу­чить нерв­ное исто­ще­ние, а это гораздо опас­нее, чем остаться в школе на вто­рой год, не перейти с курса на курс.

Поэтому нам, взрос­лым, надо при­стально наблю­дать за под­рост­ками  с такими осо­бен­но­стями душев­ной орга­ни­за­ции и не посмат­ри­вать за ними в пол-глаза, а смот­реть широко откры­тыми глазами.

И пусть в ваших гла­зах они читают не гнев­ное осуж­де­ние, не пори­ца­ние их вре­мен­ной  и вынуж­ден­ной неуспеш­но­сти, а готов­ность вовремя под­дер­жать, сочув­ствие, пони­ма­ние и любовь.

О дру­гих типах акцен­ту­а­ций харак­тера  под­рост­ков читайте в сле­ду­ю­щих статьях.

Вален­тина Патронова
по мате­ри­а­лам  мето­ди­че­ского сбор­ника Ленин­град­ского  (ныне – Санкт-Петер­бург­ского) пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ского НИИ им. Бехтерева

Оставить комментарий

Добавить комментарий для Савелий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Саве­лий, 27.07.2020

    Вся ста­тья — какой бед­ный и несчаст­ный под­ро­сток-цик­лоид. Может, его никто не учил, как пре­одо­ле­вать жиз­нен­ные невзгоды? Может за него и не разок напи­сали сочи­не­ние? Поэтому и “Отвра­ще­ние к учёбе и любому умствен­ному труду – вполне логич­ное след­ствие пере­до­зи­ро­вок с заня­ти­ями у под­рост­ков-цик­ло­и­дов.” Стран­ное пони­ма­ние вос­пи­та­ния у автора. Что-то такого у вели­ких педа­го­гов Сухом­лин­ского, Пиро­гова, Мака­ренко не встре­ча­ется: “разок напи­сали сочи­не­ние”. Тру­дом и упор­ством, дея­тель­но­стью сози­да­тель­ной пре­одо­ле­ва­ется такая хандра: “Недуг, кото­рого при­чину Давно бы отыс­кать пора, Подоб­ный англий­скому сплину, Короче: рус­ская хандра Им овла­дела понемногу…”

    Ответить »
    • Valentina, 28.07.2020

      Доро­гой Саве­лий, спа­сибо за вдум­чи­вое чте­ние и Ваше мне­ние. Все мы созданы Богом очень раз­ными. Труд и упор­ство никто не отме­нял, и об этом ска­зано в ста­тье. Речь о дру­гом: оди­на­ко­вого под­хода к вос­пи­та­нию раз­ных под­рост­ков нет. Откро­вен­ному лен­тяю и без­дель­нику нужно жест­кое воз­дей­ствие. Ответ­ствен­ному чело­веку с тон­кой душев­ной орга­ни­за­цией, время от вре­мени пере­жи­ва­ю­щему эмо­ци­о­наль­ные спады, тре­бу­ется под­держка. Важно отли­чать одно от дру­гого и под­хо­дить к вос­пи­та­нию с рассуждением.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки