Должны ли родители воспитывать детей в своей вере?

Должны ли родители воспитывать детей в своей вере?

(5 голосов5.0 из 5)

Сер­гей Чап­нин, ответ­ствен­ный редак­тор газеты “Цер­ков­ный вест­ник”, Москва

Мне кажется, этот вопрос в семье креп­кой и друж­ной прак­ти­че­ски не встает. Если роди­тели вме­сте с детьми читают, играют, гуляют, то как они могут остав­лять детей в сто­роне, когда молятся? Что это, какая-то осо­бен­ная сфера жизни, куда детей не берут? Как раз наобо­рот, это сфера лич­ная, семейная.
Все­рьез мучиться этим вопро­сом могут только те, для кого молитва еще не стала частью жизни. А если она для нас радость, если мы пони­маем, что это выс­шее из искусств – то, что соби­рает, соеди­няет семью, дает ей надеж­ное осно­ва­ние в жизни, то как мы можем отни­мать опыт пер­вой молитвы у наших детей?
Я счи­таю, что исклю­чать детей из молит­вен­ной жизни про­ти­во­есте­ственно даже с быто­вой точки зре­ния. Что же полу­ча­ется: роди­тели молятся, к при­меру, перед тра­пе­зой, а ребе­нок? Он в это время повер­нулся к ним спи­ной и машинку катает? А вече­ром, укла­ды­вая ребенка спать, неужели отец и мать не пере­кре­стят его, не про­чтут хотя бы одну коро­тень­кую молитву?
Идея “сво­бод­ного выбора веры” и свя­зан­ный с ней вопрос, надо ли вос­пи­ты­вать ребенка в вере или вырас­тет – сам решит, воз­ни­кает, глав­ным обра­зом, из-за духов­ной неопыт­но­сти или рели­ги­оз­ной индиф­фе­рент­но­сти родителей.

Ольга Чакина, мать троих детей, пре­по­да­ва­тель рус­ского языка, лите­ра­туры, миро­вой худо­же­ствен­ной куль­туры, якут­ской куль­туры, руко­во­ди­тель теат­раль­ной сту­дии “Дьу­луур”, Якутск

В моём классе есть мусуль­мане, маль­чик и девочка, при­е­хали из Кир­ги­зии. Когда на “уро­ках доб­роты” мы гово­рим о Пра­во­сла­вии, о том, какими мы должны быть, они на это добро, кото­рое есть в нашей вере, отзы­ва­ются. Я пода­рила им Новый Завет на якут­ском языке (кир­гиз­ский к нему бли­зок), и дети с такой радо­стью рас­ска­зы­вали, как мама с бабуш­кой пере­во­дили им, что всё поняли, что в Коране есть те же глав­ные запо­веди добра и правды. Мир сей­час ста­но­вится всё более злым – так сами дети гово­рят, а такие беседы про­сто окры­ляют их.
Зна­ете, какая запо­ведь больше всего тро­гает детей? “Почи­тай отца и мать твою, чтобы про­дли­лись дни твои на земле…”. А это зна­чит, почи­тай вся­кого живу­щего рядом стар­шего чело­века, прими его.
Нет, дети – не трава. Сами могут вырасти только щенята. А дети впи­ты­вают то, что их окру­жает. И к юно­сти сердце ребёнка так ока­ме­не­вает, что когда падает на эту почву зерно Слова Божия, оно уже не может дать всхо­дов. И мы должны им помо­гать услы­шать это Слово, если хотим жить счаст­ливо в старости.

Алек­сандр Кор­но­ухов, худож­ник-мону­мен­та­лист, Москва 

Мне кажется, что люд­ское сооб­ще­ство неот­де­лимо от глу­бо­кого кон­тек­ста, от обра­зов, кото­рые накап­ли­ва­ются поко­ле­ни­ями. Я много раз убеж­дался, что дети, у кото­рых в роду были свя­щен­ники, обла­дают особо тон­кой чув­стви­тель­но­стью в вопро­сах веры. Зна­чит, все воспитуемо.
Вообще любая воз­мож­ность при­об­щить ребенка к Богу – хороша. Только не должно быть “палоч­ного при­об­ще­ния”. В этом слу­чае резуль­тат может быть про­ти­во­по­лож­ным. Муд­рость вос­пи­та­ния состоит в том, чтобы дать ребенку какие-то глав­ные поня­тия, с помо­щью кото­рых он сам при­дет к неко­ему умо­за­клю­че­нию. А все, что ребенку навя­зы­вают, он ста­ра­ется затем отбросить.
Так же бес­по­лезно вос­пи­ты­вать на сло­вах. Самое дей­ствен­ное – вос­пи­та­ние молча, всей своей жиз­нью. И если роди­тели живут в вере, то эта вера есть и в ребенке, при­чем закла­ды­ва­ется она на глу­боко под­со­зна­тель­ном уровне, как бы роди­тели себя ни вели, куда бы их ни зано­сило – вправо или влево.
Что делать в слу­чае, если роди­тели сомне­ва­ются? Пока у них не будет соб­ствен­ного духов­ного опыта – состо­я­ние нере­ши­тель­но­сти во всех реа­лиях жизни оста­нется неиз­мен­ным. Ника­кими пред­пи­са­ни­ями здесь ничего не сделаешь…

Анна-Лаура Гострем, кор­ре­спон­дент жур­нала “Архи­тек­тур­ный вест­ник”, одна из орга­ни­за­то­ров вос­крес­ной школы храма про­рока Божия Илии на Нов­го­род­ском подво­рье, Москва

Думаю, что роди­тели должны вос­пи­ты­вать детей в рели­ги­оз­ном плане. Кре­ще­ние осво­бож­дает душу от заклю­че­ния, мрака без­бо­жия, и чем раньше оно про­изой­дет, тем меньше греха чело­веку при­дется нести. Для меня все это очень живо, хоть и кре­сти­лась я давно – в 1980 году, в воз­расте два­дцати двух лет. Помню, как все тогда пре­об­ра­зи­лось – будто упала пелена с глаз. И все встало с головы на ноги. Не кре­стя своих детей, мы лишаем их помощи Божьей, бро­саем в заве­домо труд­ные ситу­а­ции, с кото­рыми под­час не спра­виться и взрос­лым людям. Отни­мая духов­ную пищу, мы наде­ваем на них кан­далы. Это похоже на древ­нюю япон­скую тра­ди­цию обу­вать дево­чек в дере­вян­ные колодки-туфли, чтобы нога больше не росла… Делать подоб­ное – обре­кать малень­кого чело­века на неполноценность.
Если наши дети захо­тят, когда вырас­тут, доб­ро­вольно отка­заться от веры – это их горь­кий чер­ный выбор. Тем же, кто сомне­ва­ется в пра­виль­но­сти вос­пи­та­ния с дет­ства в пра­во­слав­ной вере, я скажу: вы сами себя обма­ны­ва­ете, не откры­вая перед детьми всех две­рей, не давая им пол­ной свободы.

Никита Мишин, член совета дирек­то­ров ЗАО “Север­сталь­странс”, Москва

Прежде всего, когда роди­тели сами живут в вере, они тем самым и ребенка вос­пи­ты­вают в вере. Малыш знает, что роди­тели посе­щают храм, заме­чает, как они молятся, видит образа на сте­нах. Он слы­шит слово “пост”, празд­нует Пасху и Рож­де­ство, а не только Новый год и День защит­ника Оте­че­ства. Даже если взрос­лые ничего ему спе­ци­ально не объ­яс­няют и не вовле­кают его созна­тельно в рели­ги­оз­ное дей­ствие, он само­сто­я­тельно и есте­ственно впи­ты­вает и осмыс­ляет уви­ден­ное, испод­воль познает этот пласт реаль­но­сти, так или иначе при­ме­няет эту систему к поступ­кам и фак­там. Веру­ю­щий чело­век не может и не дол­жен стес­няться своих взгля­дов, осо­бенно в соб­ствен­ной семье. При­нято все время гово­рить о колос­саль­ном вли­я­нии нега­тив­ных фак­то­ров в роди­тель­ском пове­де­нии на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти ребенка. Но ведь и пози­тив­ная атмо­сфера рели­ги­оз­ной жизни хотя бы взрос­лой части семьи отзы­ва­ется в душе ребенка самым бла­го­при­ят­ным обра­зом. Конечно, если эта рели­ги­оз­ная жизнь искрен­няя и неагрессивная.
Сле­ду­ю­щее сооб­ра­же­ние каса­ется миро­воз­зре­ния. Для веру­ю­щего чело­века рели­ги­оз­ное зна­ние носит цен­траль­ный, гла­вен­ству­ю­щий харак­тер. Встреча с Богом – самое важ­ное собы­тие его жизни. Вос­при­я­тие этой системы цен­но­стей в огром­ной мере опре­де­ляет отно­ше­ние ко всему осталь­ному. Как можно, четко отда­вая себе в этом отчет, не желать, не пытаться пере­дать это зна­ние так люби­мым нами детям? Ведь мы готовы им охотно рас­ска­зы­вать исто­рию древ­них гре­ков или объ­яс­нять смысл мате­ма­ти­че­ских функ­ций. Такую транс­ля­цию зна­ния взрос­лые, как пра­вило, нахо­дят не только умест­ной, но и весьма жела­тель­ной. Так неужели мы должно скры­вать от соб­ствен­ных детей наши самые прин­ци­пи­аль­ные убеж­де­ния? Если вы верите, что можно спа­стись, побе­дить смерть, как можно не ска­зать об этом ребенку? Как отве­чать на веч­ные “почему?” и “что такое хорошо?”, не рас­ска­зы­вая о Боге и Его заве­тах? И, глав­ное, ради чего таиться? Конечно, очень важно найти пра­виль­ные слова для такой беседы, не пере­гнуть палку, не сползти в при­ми­тив­ный фор­ма­лизм. Дети очень ценят искрен­ность и дове­ри­тель­ное отно­ше­ние со сто­роны стар­ших. Если в итоге ребе­нок почув­ствует ваши убеж­де­ния как свои – Слава Богу, если при­дет к своей вере в более позд­нем воз­расте – ничего страш­ного. Если вы счи­та­ете, что зна­ете самую без­опас­ную и корот­кую тропу через тем­ный и страш­ный лес, нельзя и не нужно застав­лять своих отпрыс­ков идти по ней. Но и не пока­зать ее пре­ступно и глупо.
Нако­нец, при­веду еще один, самый корот­кий аргу­мент в пользу вос­пи­та­ния в вере. Все мы знаем, как сильно малыши любят празд­но­вать День сво­его рож­де­ния. Так давайте же пора­дуем их еще и доба­вим к этому День Ангела!

Жур­нал «Фома»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • wella, 26.09.2017

    Если роди­тели молятся, если в семье это при­нято, малень­кий ребе­нок сам обычно при­стра­и­ва­ется рядыш­ком. Его и застав­лять не при­дется. Мало того, что дети копи­руют нас, взрос­лых. Они, веря нам и дове­ряя, будут повто­рять то же, что делаем мы.

    Та же ситу­а­ция и со всем осталь­ным. Читая, напри­мер, вслух Свя­тое Писа­ние для взрос­лых, не думайте, что дитя, кото­рое играет рядом, ничего не слы­шит. Нет, он запо­ми­нает все! И то, как вы чита­ете, и что вы чита­ете. А если после взрос­лой вы нач­нете читать дет­скую Биб­лию, пока­зы­вая малышу кар­тинки, ото­рвать его от нее будет сложно!. Это опыт.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки