Этапы развития речи у ребенка

Этапы развития речи у ребенка

(4 голоса5.0 из 5)

Роди­тели, бабушки и дедушки с нетер­пе­нием ждут пер­вого слова от ребенка. Ну когда же, когда же он заговорит?

малыш может испы­ты­вать тер­пе­ние роди­те­лей довольно долго. Несмотря на то, что в сред­нем дети овла­де­вают несколь­кими про­стыми сло­вами типа “мама”, “баба”, “деда” в воз­расте около года, немало дети­шек пред­по­чи­тают мол­чать и изъ­яс­няться жестами и в два с поло­ви­ной года, осо­бенно это каса­ется маль­чи­ков. В то же время есть дети, понятно выра­жа­ю­щие свою речь и в восемь месяцев.

Дети пока­зы­вают настолько раз­ные резуль­таты в раз­ви­тии своей речи, что педи­атрам до сих пор не уда­лось уста­но­вить гра­фик, более-менее отра­жа­ю­щий этот про­цесс. Дет­ский пси­хо­лог Шар­лотта Бюл­лер изу­чила несколько тысяч детей и под­счи­тала мини­маль­ный и мак­си­маль­ный сло­варь для каж­дого воз­раста. Ока­за­лось, что между этими вели­чи­нами суще­ствуют огром­ные раз­ли­чия. Согласно полу­чен­ным дан­ным, в воз­расте год и три месяца сло­вар­ный запас раз­ных детей может коле­баться от “ни одного” до 232 слов.

На ско­рость овла­де­ния речью вли­яет мно­же­ство фак­то­ров: коли­че­ство людей, окру­жа­ю­щих ребенка, как часто и как долго ему раз­ре­шают смот­реть теле­ви­зор, как много с ним раз­го­ва­ри­вают взрос­лые, какого пола ребенок(мальчики в целом учатся гово­рит позже, чем девочки), читают ему книжки или нет, нали­чие стар­ших бра­тьев и сестер…

Неза­ви­симо от этого, раз­ви­тие речи имеет два основ­ных направ­ле­ния: пас­сив­ное вла­де­ние сло­вом (ребе­нок пони­мает смысл слов, но не может вос­про­из­ве­сти их сам) и актив­ное, при кото­ром ребе­нок не только пони­мает слова, но в состо­я­нии обо­зна­чить их зву­ками или сло­гами. Раз­ви­тие пас­сив­ной речи опе­ре­жает раз­ви­тие актив­ную речи.

При­бли­зи­тель­ные сроки фор­ми­ро­ва­ния речи:

1–2 месяца — появ­ля­ется гуле­ние. Гуле­ние —это про­тяж­ные негром­кие певу­чие звуки или слоги: “а‑а-а‑а”, “га‑а”, “гу-у‑у”, “а‑гу”.

2–3 месяца — про­дол­жа­ется гуле­ние. Ребе­нок про­из­но­сит раз­ные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца — появ­ля­ется смех и повиз­ги­ва­ние. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 меся­цев — малыш «поет», меняя инто­на­цию голоса.

6 меся­цев — как пра­вило, ребе­нок начи­нает пони­мать речь взрос­лого, реа­ги­рует на инто­на­цию, узнает зна­ко­мые голоса. Появ­ля­ется лепет. Лепет пред­став­ляет собой про­пе­ва­ние сло­гов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помо­щью лепета ребё­нок выра­жает свои жела­ния и тре­бо­ва­ния или про­сто «играет» со зву­ками голоса.

7–8‑м месяц — малыш пони­мает про­стые слова. Он про­из­но­сит, часто повто­ряя, слоги: ба-ба, да-да-да и звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает назва­ния тех пред­ме­тов, кото­рые про­из­но­сит взрос­лый и взгля­дом отыс­ки­вает их.

С 8 меся­цев дети начи­нают свя­зы­вать слова не только с пред­ме­тами, но и с соб­ствен­ными дви­же­ни­ями, могут про­из­но­сить слова, состо­я­щие из двух-трех откры­тых сло­гов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), под­ра­жают зву­кам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают назва­ния неко­то­рых пред­ме­тов. Пони­мают про­стые инструк­ции: при­неси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь ско­рее «пас­сивна».

У неко­то­рых детей период раз­ви­тия пас­сив­ной речи может затя­нуться едва ли не до двух — двух с поло­ви­ной лет. Пре­красно пони­мая все, что гово­рят ему взрос­лые, выпол­няя их про­стые тре­бо­ва­ния типа “идем, дай, сядь, возьми”, они не про­из­но­сят ни одного слова — либо вообще мол­чат, либо объ­яс­ня­ются при помощи лепета или жестами.

Однако это еще не повод для тре­воги. Часто таких “мол­чу­нов” как будто про­ры­вает, и дети, упорно мол­чав­шие до двух лет, в три года дого­няют и пере­го­няют в своем раз­ви­тии тех, кто стал про­из­но­сить пер­вые слова в 8 меся­цев. Поэтому не стоит бес­по­ко­иться, если до 2 лет в актив­ном сло­варе ребенка — всего два-три слова. Если он пони­мает обра­щен­ную к нему речь, если с инте­ре­сом слу­шает взрос­лых и узнает назва­ния мно­гих вещей, зна­чит, его рече­вое раз­ви­тие идет нор­мально и рано или поздно он заго­во­рит, надо только подождать.

Пер­вое слово малыша совсем не обя­за­тельно должно быть похоже на обыч­ное «взрос­лое» слово. Доста­точно, чтобы это был такой набор зву­ков, кото­рый в речи ребенка обо­зна­чает кон­крет­ный пред­мет, чело­века или явле­ние (напри­мер, «мо» вме­сто «молоко», «да» вме­сто «дай», «кря» вме­сто «утка», «ко» вме­сто «кошка» и т. д.). В лого­пе­дии такие полу­слова счи­тают пол­но­цен­ными сло­вами, а ребе­нок, изъ­яс­ня­ю­щийся при их помощи, счи­та­ется говорящим.

Азбука вос­пи­та­ния

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Очень важно сле­дить за эта­пами раз­ви­тия малыша, чтобы не про­пу­стить про­блему. Моему ребенку диа­гноз – задержка раз­ви­тия речи, был постав­лен в 2 года. Бла­го­даря свое­вре­менно назна­чен­ному курсу Кор­тек­сина с про­бле­мой уда­лось спра­виться. Сей­час ребе­нок ходит в дет­сад, обща­ется со сверст­ни­ками, взрос­лыми. Уве­ренно гово­рит слова и целые фразы.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки