Если малыш плачет без причины

Если малыш плачет без причины

(50 голосов3.5 из 5)

Ваш ребе­нок часто пла­чет, а вы не видите для этого ника­ких при­чин. Поверьте, такого не бывает. При­чина для слез все­гда есть. О том, почему малыш может пла­кать, как выяс­нить при­чину, как предот­вра­тить слез­ли­вость, вы и узна­ете из заме­ча­тель­ной книги прак­ти­ку­ю­щего дет­ского пси­хи­атра Алев­тины Лугов­ской. Вос­поль­зо­вав­шись ее сове­тами и реко­мен­да­ци­ями, вы не только изме­ните харак­тер малыша, но и узна­ете, как стать ему и мамой, и насто­я­щим другом.

Глава 1. Почему малыш плачет?

Давайте для начала, доро­гие роди­тели, раз­бе­ремся, что же такое дет­ский плач и чем он может быть вызван. Выяс­нить это важно, потому что только зная корни слез, можно устра­нить и то и дру­гое. И еще хочу ска­зать, что неверно думают роди­тели, кото­рые, не поняв, почему дитя бес­ко­нечно льет слезы, счи­тают тем самым плач бес­при­чин­ным. Поверьте, такого не бывает.

Плач – сиг­нал, рефлек­торно воз­ни­ка­ю­щий у груд­ных детей из-за чув­ства голода, жажды, жела­ния спать и позы­вов к есте­ствен­ным оправ­ле­ниям. В после­ду­ю­щем плач сиг­на­ли­зи­рует о любом непри­ят­ном, непе­ре­но­си­мом чув­стве, дохо­дя­щем до сте­пени аффекта: остром бес­по­кой­стве и страхе, печали и тоске, раз­дра­же­нии и возбуждении.

Раз­но­об­раз­ные функ­ции плача – каприз (исте­рика), про­тест, просьба, тре­бо­ва­ние, жалоба (обида), плач-сиг­нал, плач-раз­рядка – состав­ляют слож­ную пси­хо­ло­ги­че­скую струк­туру, то есть свое­об­раз­ный язык.

Для посто­рон­него слуха дет­ский плач – непри­ят­ный раз­дра­жи­тель. Мама все­гда умеет уло­вить в нем нотки, ука­зы­ва­ю­щие, чего хочет ее малыш. Если взрос­лые пыта­ются исполь­зо­вать любые сред­ства, чтобы пре­кра­тить дет­ский плач, они рискуют не про­сто уве­ли­чить дистан­цию между собой и ним, но и воз­двиг­нуть насто­я­щую стену рав­но­ду­шия и непонимания.

Однако есть дети, кото­рые пла­чут явно больше дру­гих. Они про­ли­вают слезы по каж­дому поводу: сочув­ствуя люби­мым пер­со­на­жам сказки или уви­дев мерт­вую бабочку, слыша крики и гром­кие голоса, испы­тав физи­че­скую боль или всту­пая с кем-то в конфликт.

Плач явля­ется силь­ным пси­хи­че­ским пере­жи­ва­нием, сво­его рода эмо­ци­о­наль­ной встряс­кой, воз­ни­ка­ю­щей на фоне пред­ше­ству­ю­щего напря­же­ния, воз­буж­де­ния или заторможенности.

Он может быть след­ствием раз­рядки напря­же­ния, подобно пере­пол­нен­ной гро­зо­вой туче, из кото­рой про­ли­ва­ется дождь. Облег­че­ние, испы­ты­ва­е­мое после плача, в какой-то мере спо­соб­ствует улуч­ше­нию настро­е­ния, пред­став­ляя таким обра­зом сред­ство регу­ля­ции эмо­ци­о­наль­ного тонуса.

Ино­гда плач гово­рит об огра­ни­че­нии жиз­ненно важ­ных инте­ре­сов и потреб­но­стей, с кото­рыми не может при­ми­риться ребе­нок, об уни­же­нии его чув­ства соб­ствен­ного досто­ин­ства, оскорб­ле­нии и обиде. Часто он воз­ни­кает как спо­соб при­вле­че­ния вни­ма­ния роди­те­лей, как свое­об­раз­ная просьба помочь, вме­шаться, раз­ре­шить ту или иную вол­ну­ю­щую про­блему. У эмо­ци­о­нально без­участ­ных роди­те­лей плач малыша в этом слу­чае дости­гает гра­да­ции крика отча­я­ния, как бы при­зы­вая их быть более отзыв­чи­выми к нему. Он таким обра­зом жалу­ется на того, кто его оби­дел, на пло­хое само­чув­ствие, боль, неспо­соб­ность реа­ли­зо­вать свои желания.

Мно­гие роди­тели жалу­ются на неспо­кой­ное пове­де­ние детей: капризы, раз­дра­жи­тель­ность, слезы из-за каж­дого пустяка, пере­хо­дя­щие в исте­рики, когда ребе­нок падает на пол, начи­нает биться ногами или руками. Надо поста­раться выяс­нить при­чину такого пове­де­ния и попы­таться ее устранить.

Осо­бенно часто у матери вызы­вает тре­вогу ничем не объ­яс­ни­мый крик груд­ного мла­денца. В таких слу­чаях, если вы убе­ди­лись, что види­мой при­чины для бес­по­кой­ства нет, и врач, осмот­рев его, сде­лал заклю­че­ние, что он здо­ров, не сле­дует по каж­дому его крику под­бе­гать к нему, брать на руки и убла­жать, нево­время кор­мить, только чтобы успо­ко­ить. Иначе груд­ни­чок при­вык­нет к тому, что кри­ком он может добиться всего, чего хочет. Непра­виль­ные при­емы успо­коят его только на корот­кое время.

Нач­нем с того, что пла­чем в пер­вые годы своей жизни малыш выра­жает есте­ствен­ные потреб­но­сти, то есть хочет есть, пить, спра­вить нужду или ему неуютно в мок­рой одежде. Ребе­нок еще не умеет гово­рить и выра­жает все свои жела­ния через плач, при­вле­кая этим самым вни­ма­ние родителей.

Позже, когда малыш научится про­из­но­сить свои пер­вые слова и, каза­лось бы, уже дол­жен ими выра­жать свои жела­ния, он все равно пла­чет и каприз­ни­чает, если чего-то хочет. Это про­ис­хо­дит рефлек­торно, потому что в под­со­зна­нии зало­жена инфор­ма­ция о таком спо­собе испол­не­ния желаний.

Нерв­ная раз­дра­жи­тель­ность часто воз­ни­кает у него в том слу­чае, если он неот­ступно тре­бует невоз­мож­ного. Порой пред­мет этот ему совсем не нужен, про­сто кри­ком и сле­зами он при­вык доби­ваться своего.

Воз­можна и ситу­а­ция, что уже в ран­нем воз­расте ребе­нок при­учен быть спо­кой­ным и весе­лым лишь в при­сут­ствии взрос­лых. Он чув­ствует себя ком­фортно лишь тогда, когда рядом кто-то нахо­дится, на него обра­щают вни­ма­ние. А это неже­ла­тельно, так как чре­вато непри­ят­ными последствиями.

Если малыш не нахо­дит себе заня­тия и испы­ты­вает потреб­ность в непо­сред­ствен­ном кон­такте с роди­те­лями, он может выра­зить свое жела­ние, чтобы при­влечь вни­ма­ние взрос­лых, сле­зами, хны­ка­ньем, жало­бами на раз­лич­ные несча­стья и таким обра­зом достичь своей цели. Если он совсем малень­кий, его возь­мут на руки и попы­та­ются успо­ко­ить, то есть про­явят какое-то внимание.

Обще­ние очень много зна­чит для малыша. Пра­вильно посту­пают те роди­тели, кото­рые уде­ляют этому доста­точ­ное вни­ма­ние. Но не стоит и пота­кать и испол­нять все при­хоти: давать все, что ни попро­сит, посто­янно брать на руки и неот­ступно нахо­диться рядом, отбро­сив все дела и заботы.

При­мерно на шестой неделе жизни, часто при наступ­ле­нии вечера, малыш начи­нает пла­кать, кор­читься, про­яв­лять при­знаки болезни. В то же время он чистый, выпил доста­точно воды, ему не жарко… Это состо­я­ние назы­ва­ется «вечер­ним бес­по­кой­ством». Не пугай­тесь. Такое часто бывает, но про­хо­дит, так как соот­вет­ствует фазе бес­по­кой­ного про­буж­де­ния, кото­рая исче­зает к тре­тьему месяцу жизни. У него нет дру­гого спо­соба раз­ря­дить напря­же­ние, накоп­лен­ное за день, и он раз­ря­жа­ется таким вот спо­со­бом. Счи­тайте, что это – труд­но­сти при­спо­соб­ле­ния ново­рож­ден­ного к рит­мам дня и ночи.

Когда у малыша начи­нают резаться зубки, он ста­но­вится очень раз­дра­жи­тель­ным и плак­си­вым. Зубки – очень болез­нен­ный про­цесс: десны набу­хают, чешутся и болят, сильно бежит слюна, у него под­ни­ма­ется температура.

Плач может являться и след­ствием эмо­ци­о­наль­ного рас­строй­ства, когда малыш боится или не в состо­я­нии выра­зить вслух свои чув­ства и жела­ния. Такое воз­можно при кон­такте с чужими, незна­ко­мыми ему людьми. Часто на улице или в транс­порте мы слы­шим такие выра­же­ния: «Пре­крати вере­щать, а то отдам тебя дяде!» или « Будешь тетю нож­ками пинать, она забе­рет тебя с собой!»

Обычно такие угрозы дают отри­ца­тель­ный резуль­тат. Но есть дети с очень чув­стви­тель­ной и рани­мой пси­хи­кой, на них подоб­ные пре­ду­пре­жде­ния про­из­во­дят очень силь­ное впе­чат­ле­ние, вызы­вают страх. А слова «Давайте, давайте, я ее к себе заберу!» могут вызвать пани­че­ский ужас от пер­спек­тивы про­ве­сти всю жизнь в обще­стве чужих людей. Ведь малыш при­ни­мает все ска­зан­ное за чистую монету.

Такие угрозы раз­ви­вают у детей стой­кое непри­я­тие посто­рон­них людей, и в даль­ней­шем ведь сво­бодно и непри­нуж­денно они чув­ствуют себя лишь в зна­ко­мой обста­новке, в кругу близ­ких и родственников.

Если малышу холодно или жарко, а он не знает, как об этом ска­зать, он, есте­ственно, начи­нает пла­кать. Так же он выра­жает свои эмо­ции, когда опра­вится в шта­нишки. Конечно, кому понра­вится ходить в мок­рой одежде! И малыш гром­ким кри­ком при­зы­вает испра­вить досад­ные недоразумения.

Раз­дра­жи­тель­ность, слезы и капризы ино­гда явля­ются след­ствием пере­грузки впе­чат­ле­ни­ями, когда вы ведете его по мага­зи­нам, в гости, гуля­ете в парке, идете в зоо­парк или ката­е­тесь на кару­се­лях, где много народа и шума. Малыши по-раз­ному реа­ги­руют на шумы и боль­шое скоп­ле­ние людей: кто-то быстро при­вы­кает, а кто-то очень боится и даже может в резуль­тате заболеть.

Малыш не хочет ложиться спать, поэтому начи­нает каприз­ни­чать и пла­кать. Всей вашей неж­но­сти может ока­заться недо­ста­точно при неже­ла­нии ребенка ложиться спать, его плач напол­няет все уголки дома. Для раз­ре­ше­ния этой ситу­а­ции потре­бу­ется много тер­пе­ния. К такому плачу сле­дует отно­ситься, как к про­цессу посте­пен­ного пере­вос­пи­та­ния, вроде отвы­ка­ния от вред­ной привычки.

Детям, как и взрос­лым, тоже снятся сны. Но так как ребе­нок не может пока найти объ­яс­не­ния мно­гим пред­ме­там и явле­ниям, они, есте­ственно, его пугают. Как известно, нам чаще всего снятся сны, свя­зан­ные с преды­ду­щими собы­ти­ями. И если ему при­сни­лось что-то незна­ко­мое, непо­нят­ное, это вызы­вает его страх и – как след­ствие – слезы. Дру­гими сло­вами, малышу при­снился кошмар.

Он может рас­пла­каться не только из-за страш­ного сна. В мире суще­ствует очень много такого, чего ребе­нок еще не знает и не может объ­яс­нить, отсюда и силь­ный испуг, и малыш начи­нает пла­кать вплоть до исте­рики и болез­нен­ных спазмов.

Когда ребе­нок забо­ле­вает и не может объ­яс­нить, что у него болит, он начи­нает пла­кать от боли, каприз­ни­чать, отка­зы­ва­ется есть, бес­по­койно спит.

В пер­вые годы жизни он нахо­дится под посто­ян­ным наблю­де­нием участ­ко­вого врача. Очень важно, чтобы он не боялся его посе­ще­ния. Обычно дети свя­зы­вают белый халат с болью, уко­лами, непри­ят­ным ощу­ще­нием, когда его слу­шают или смот­рят гор­лышко, и начи­нают пла­кать, вплоть до исте­рики, упи­ра­ются, дерутся, не дают врачу сде­лать осмотр, оттал­ки­вают его руки.

Плач – есте­ствен­ная реак­ция, если малыш упал или уда­рился. Конечно, ему же больно. Дети вообще очень серьезно вос­при­ни­мают свои неудачи. Даже если он несильно уда­рился, все равно сде­лает из этого целую тра­ге­дию, ведь ему важно, чтобы на него обра­тили вни­ма­ние, посо­чув­ство­вали и пожалели.

Ино­гда дети не хотят наде­вать то, что им пред­ла­гают роди­тели, – и опять капризы, слезы и про­чие дей­ствия вплоть до рас­ки­ды­ва­ния одежды.

Не все ребя­тишки быстро при­вы­кают к садику. Ино­гда для их адап­та­ции к новой обста­новке и при­вы­ка­нию к дру­гим детиш­кам необ­хо­димо при­ло­жить очень много уси­лий и тер­пе­ния. Ведь ребе­нок счи­тал есте­ствен­ным, что с ним все­гда должна быть мама. Попа­дая в незна­ко­мую обста­новку и теряя из вида роди­те­лей, малыш пуга­ется и начи­нает искать их, выра­жая свое недо­воль­ство плачем.

Он может пла­кать, если его оби­дели дру­гие дети. Напри­мер, его толк­нули, не поде­лили игрушку, ото­брали книжку с инте­рес­ными картинками…

Пла­чем он выра­жает недо­воль­ство, когда у него что-нибудь не полу­ча­ется. Напри­мер, ребе­нок попы­тался само­сто­я­тельно, но без­успешно надеть носочки. Носо­чек пере­во­ра­чи­ва­ется, ножка никак не хочет в него попа­дать. Малыш начи­нает нерв­ни­чать и пла­кать, как бы при­вле­кая вни­ма­ние взрос­лых, чтобы ему помогли.

В пер­вые годы детишки сильно потеют, оправ­ля­ются на пеленки или в пол­зунки. Все это отри­ца­тельно ска­зы­ва­ется на состо­я­нии их кожи. Поэтому очень важно регу­лярно купать их. Но не все любят вод­ные про­це­дуры и выра­жают свое недо­воль­ство кри­ками и пла­чем, устра­и­вают «кон­церты», при­вле­кая вни­ма­ние не только род­ных и близ­ких, но даже и сосе­дей, кото­рые с недо­уме­нием при­слу­ши­ва­ются к гром­ким кри­кам за стен­кой и мучи­тельно гадают, что же такого делают с ребен­ком, раз он так над­рывно плачет.

Слезы могут быть резуль­та­том нака­за­ния. Они вообще очень вли­яют на пси­хи­че­ское раз­ви­тие ребенка. Он может замкнуться, озло­биться, так как видит связи между своим пове­де­нием и нака­за­нием, оце­ни­вая его только как наси­лие со сто­роны взрослых.

Осо­бенно обид­ным кажется малышу нака­за­ние без при­чины, когда он совсем не вино­ват. Напри­мер, на про­гулке кто-то толк­нул его в грязь, есте­ственно, он испач­кался, испу­гался и рас­пла­кался. Придя домой, он ищет сочув­ствия у мамы, а она начи­нает на него кри­чать, потому что ей опять при­дется сти­рать. Она ведь не разо­бра­лась в ситу­а­ции, не рас­спро­сила его о том, как это про­изо­шло. В резуль­тате дитя, заре­ван­ное и оби­жен­ное, стоит в углу, отбы­вая наказание.

Пла­чу­щий ребе­нок, будучи в состо­я­нии аффекта, плохо вос­при­ни­мает заме­ча­ния, советы, при­казы, зна­чит, вос­пи­ты­вать при плаче бес­по­лезно. Недо­пу­стимо нака­зы­вать его, пла­чу­щего, так как он легко может забыть, за что был нака­зан, да и само состо­я­ние плача по своей сути явля­ется нака­за­нием для него.

Суще­ствует рас­хо­жее мне­ние, что дет­ские слезы легко осу­шить. Дей­стви­тельно, про­дол­жи­тель­ность эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния у малы­шей до пяти лет отно­си­тельно неве­лика, но сила эмо­ций не усту­пает, а порой даже пре­вос­хо­дит ана­ло­гич­ное состо­я­ние у взрослых.

Горе ребенка по поводу про­пажи люби­мого котенка не менее велико, чем горе взрос­лого, поте­ряв­шего близ­кого чело­века. И отмах­нуться от него в такой ситу­а­ции про­сто нельзя, даже если он забу­дет об этом через две недели. А страх быть бро­шен­ным в раз­де­валке дет­ского садика? Взрос­лым кажется, что 15 минут ничего не изме­нят, и они ошибаются.

Пере­жи­ва­ния и эмо­ции тре­буют боль­ших сило­вых затрат, поэтому не пере­на­сы­щайте день малыша ком­плек­сом собы­тий, пусть даже и при­ят­ных. Это может вызвать неожи­дан­ную рвоту, капризы, слез­ли­вость и рас­строй­ство сна.

Глава 2. Что делать родителям?

Нельзя вообще не обра­щать вни­ма­ния на плач сынишки или дочки. Этим можно нане­сти непо­пра­ви­мый урон дове­рию к взрос­лым. Когда плач носит явный харак­тер исте­рики, самое луч­шее – не под­креп­лять его повы­шен­ным вни­ма­нием, а предо­ста­вить воз­мож­ность выходу нерв­ного напря­же­ния. В осталь­ных слу­чаях с пла­чем сле­дует разо­браться, что воз­можно только при дове­ри­тель­ном кон­такте и гаран­тии отсут­ствия наказания.

Прежде всего малыш пла­чет, выра­жая есте­ствен­ные потреб­но­сти. Это очень легко выяс­нить, пред­ло­жив ему поесть или попить. Он пла­чем сооб­щает, что у него мок­рая пеленка или одежда. Про­верьте и сме­ните их. Ребе­нок постарше, воз­можно, так про­сится на гор­шок. Дей­ство­вать в такой ситу­а­ции проще про­стого: поса­дите его на гор­шок и побудьте с ним, отвле­ките раз­го­во­ром или пока­жите игрушку.

Он может рас­пла­каться, если ему жарко или, наобо­рот, холодно. Это вы опре­де­лите по состо­я­нию его кожи: кожа будет мок­рой, пот­ной, если ему жарко, и про­хлад­ной, пупы­рыш­ками (гуси­ная кожа) – если малыш замерз. Выяс­нив при­чину, поста­рай­тесь ее устра­нить. Вообще, детиш­кам очень неже­ла­тельно пере­гре­ваться, это для них страш­нее холода. Не делайте из него неженку, не заку­ты­вайте его, пре­вра­щая в капу­сту, это быст­рее при­ве­дет к заболеваниям.

Плак­си­вость и капризы чаще всего явля­ются след­ствием болезни. Он может рас­кри­чаться потому, что у него болит живо­тик, отсут­ствует стул больше поло­жен­ного вре­мени. Для устра­не­ния дис­ком­форта исполь­зуйте лег­кий мас­саж живота. Мас­саж выпол­ня­ется по часо­вой стрелке, погла­жи­ва­ю­щими дви­же­ни­ями. Сле­дите, чтобы ваши руки были теп­лыми, исполь­зуйте дет­ский крем для луч­шего сколь­же­ния рук по его телу.

Если эффект отсут­ствует, выве­дите газы. Для этого поло­жите малыша на левый бочок и сги­байте его ножки, при­жи­мая их к живо­тику. Можно исполь­зо­вать дру­гой метод – вста­вить газо­от­вод­ную тру­бочку. Послед­ним сред­ством, если отсут­ствует поло­жи­тель­ный резуль­тат, явля­ется клизма. Поло­жите малыша на левый бок и сде­лайте клиз­мочку теп­лой кипя­че­ной водой.

При про­яв­ле­нии какого-то серьез­ного забо­ле­ва­ния ни в коем слу­чае не зани­май­тесь само­ле­че­нием, ведь вы не зна­ете, чем болен ребе­нок. Вызо­вите участ­ко­вого врача на дом. Пер­выми симп­то­мами болезни, как пра­вило, явля­ются вялость, сон­ли­вость, отказ от еды. Обра­тите вни­ма­ние на состо­я­ние кож­ных покро­вов, посмот­рите гор­лышко, про­верьте стул. Обя­за­тельно измерьте тем­пе­ра­туру тела.

Как известно, когда ребе­нок болен, у него сни­жа­ется аппе­тит, поэтому не пич­кайте его через силу, не давайте еды как можно больше. Еще один важ­ный момент: даже если малыш болен, не удер­жи­вайте его насильно в постели. Поскольку посто­ян­ное пре­бы­ва­ние в постели сопро­вож­да­ется пла­чем в связи с неже­ла­нием лежать, знайте, что энер­гии на слезы малыш затра­тит не меньше, чем на ходьбу.

Оденьте его соот­вет­ственно тем­пе­ра­тур­ному режиму, но ни в коем слу­чае не поло­вину гар­де­роба – пере­грев очень опа­сен для детей, осо­бенно когда они больны.

Нередко слу­ча­ется, что и после выздо­ров­ле­ния сохра­ня­ется нер­воз­ное и плак­си­вое состо­я­ние. Набе­ри­тесь тер­пе­ния. Не отве­ча­ете ему сво­ими раз­дра­же­нием и кри­ками, а в первую оче­редь поза­боть­тесь о стро­гом соблю­де­нии уста­нов­лен­ного режима в соот­вет­ствии с состо­я­нием и воз­рас­том ребенка: вовремя укла­ды­вайте его спать, пра­вильно кор­мите и почаще бывайте на све­жем воз­духе. Уде­лите сво­ему ребенку как можно больше заботы и ласки, ведь даже взрос­лый чело­век, когда болен, тре­бует к себе повы­шен­ного вни­ма­ния. Поста­рай­тесь отвлечь его от послед­ствий, к кото­рым при­вела болезнь (сла­бость, неурав­но­ве­шен­ность), не нару­шайте при­выч­ный режим, это может только навредить.

Ребе­нок пла­чет, каприз­ни­чает, не хочет идти на прием к врачу. Прежде всего необ­хо­димо пого­во­рить с ним, объ­яс­нить, почему вы идете в поли­кли­нику и как будет про­хо­дить этот визит. Отно­ше­ния ребенка и врача скла­ды­ва­ются через роди­те­лей, ведь это они при­во­дят его на прием, объ­яс­няют при­чину при­хода, симп­томы забо­ле­ва­ния. Поэтому очень важно объ­яс­нить ему, что в таком визите нет ничего страш­ного, что ему не сде­лают там больно. Ни в коем слу­чае нельзя ребенка пугать уко­лами и боль­ни­цей. Пред­ставьте себе, что вы можете на всю жизнь все­лить в малыша страх и непри­язнь к людям в белых халатах.

Ребе­нок каприз­ни­чает, пла­чет, не хочет укла­ды­ваться спать. Конечно, ведь с пер­вых дней жизни он при­вык к вашему посто­ян­ному при­сут­ствию, не хочет рас­ста­ваться, остав­лять игрушки и идти в постель. Ему необ­хо­димо, чтобы вы какое-то время побыли рядом. Сядьте на край кро­вати, рас­ска­жите ему какую-нибудь доб­рую исто­рию, сказку, почи­тайте книжку или про­сто посмот­рите с ним кар­тинки. Можете тихонько спеть песенку или про­сто пого­во­рить о про­шед­шем дне.

Это поз­во­лит малышу спо­койно завер­шить свой день. Рас­спро­сите его о том, что инте­рес­ного про­изо­шло, поде­ли­тесь с ним сво­ими делами, но сде­лайте это так, чтобы ему было понятно. Его люби­мая игрушка должна нахо­диться рядом, чтобы он мог до нее дотя­нуться. Ведь дети очень любят спать с игруш­ками. В этот момент вы должны уде­лить малышу мак­си­мум вни­ма­ния и ласки, так как это очень важно для него и для вас и спо­соб­ствует укреп­ле­нию ваших отношений.

Ино­гда малыш, наобо­рот, каприз­ни­чает потому, что хочет спать, но никак не уснет. Поба­ю­кайте его, при­лас­кайте, сде­лайте рас­слаб­ля­ю­щий мас­саж. Побудьте с ним немножко, поста­рай­тесь настро­ить его на сон.

Чтобы при­учить малыша доб­ро­вольно укла­ды­ваться спать, пер­вым делом необ­хо­димо успо­ко­ить его. Пусть он попла­чет несколько минут, затем подой­дите и при­лас­кайте его. Посте­пенно уве­ли­чи­вайте раз­рыв вре­мени перед при­хо­дом к нему, когда он начи­нает пла­кать. Со вре­ме­нем он пой­мет, что его не поки­нули, когда он спит, любя­щие роди­тели рядом. Вы дадите ему понять, что любите его, что вы все­гда с ним. Так он успо­ко­ится, при­вык­нет и будет засы­пать без капризов.

Если малыш отка­зы­ва­ется есть, не кор­мите его насильно, не кри­чите на него. Запа­си­тесь тер­пе­нием. Ска­жите, что есть надо, чтобы вырасти боль­шим и здо­ро­вым, напри­мер как папа; поса­дите на стол игрушку и «покор­мите» ее, чере­дуя – одну ложку кукле, дру­гую – ему. Есть еще один обще­из­вест­ный спо­соб – это съе­дать по ложке за каж­дого из чле­нов семьи: за папу, за маму, за бабушку…

Ваш малыш не любит и не хочет купаться. Что же делать в такой ситу­а­ции? Прежде всего поста­рай­тесь объ­яс­нить ему, для чего это дела­ется. Рас­ска­жите, как важно соблю­дать чистоту тела. Вспом­ните сказку «Мой­до­дыр» про маль­чика, от кото­рого убе­жала вся одежда, потому что он был гряз­ну­лей. Напом­ните ему, как он болел в послед­нее время, и поста­рай­тесь убе­дить, что если он будет купаться, нико­гда не заболеет.

Исполь­зуйте самые раз­лич­ные игрушки, кото­рые можно мыть. Сей­час суще­ствует мно­же­ство завод­ных водо­пла­ва­ю­щих игру­шек, спо­соб­ных отвлечь его при купа­нии. Попус­кайте вме­сте мыль­ные пузыри. Самое глав­ное – вы должны нахо­диться рядом, ни в коем слу­чае не остав­ляйте малыша одного в ван­ной, потому что он не только может захлеб­нуться, но и очень напу­гаться воды.

Ино­гда неже­ла­ние купаться свя­зано с попа­да­нием мыла или шам­пуня в глаза. У него сохра­ня­ются непри­ят­ные ощу­ще­ния, поэтому он начи­нает пла­кать. Исполь­зуйте спе­ци­аль­ные мою­щие сред­ства для детей, кото­рые не вызо­вут раз­дра­же­ния при попа­да­нии в глаза.

Малыш упря­мится и не хочет оде­ваться, начи­нает нерв­ни­чать, пла­кать, рас­ки­ды­вать одежду. Выяс­ните, почему он про­те­стует. Может, он хочет надеть свою люби­мую вещь, поз­вольте, если это воз­можно, сде­лать ему выбор самому. Или, пока­зав вещь, заин­те­ре­суйте каким-нибудь узо­ром, ска­жите, что коф­точка или шта­нишки кра­си­вые, теп­лые и удобные.

Ино­гда малышу не нра­вится одежда, потому что ему в ней неудобно, но он не может выра­зить это сло­вами. Если вы идете на улицу, а дитя воз­ра­жает про­тив теп­лой кур­точки, объ­яс­ните, что на улице холодно, пока­жите, что вы тоже тепло оде­не­тесь. Но ни в коем слу­чае не пере­хо­дите на крик, не оде­вайте ребенка силой. Это отри­ца­тельно ска­жется на ваших даль­ней­ших отношениях.

Малыш рас­тет, раз­ви­ва­ется, учится, при­об­ре­тает какие-то навыки. Когда у него что-то не полу­ча­ется, он может рас­пла­каться, рас­ки­дать пред­меты, игрушки. Пла­чем в дан­ном слу­чае он при­зы­вает вас на помощь, так как сам не может спра­виться. Выяс­ните, чего он хочет. Помо­гите ему это сде­лать, но не кри­чите на него, и уж тем более не стоит помо­гать ему молча. При­мерно это может выгля­деть так: «Давай я тебе помогу. Я покажу тебе, как это сде­лать, а ты повто­ришь» или «Давай сде­лаем вместе».

Ребе­нок не хочет идти в ясли или дет­ский садик. Учтите, что он попа­дает в незна­ко­мую ему обста­новку и период адап­та­ции может быть самым раз­лич­ным – кто-то при­вы­кает очень быстро, а дру­гому потре­бу­ется больше вре­мени. Ведь малыш лиша­ется вашего при­сут­ствия и очень боится остаться в незна­ко­мой обста­новке без вас.

Объ­яс­ните ему, зачем вы отда­ете его в садик. Поста­рай­тесь вну­шить, что вы это дела­ете не для того, чтобы изба­виться от него, не потому, что он вам надоел, вы устали или у вас есть более важ­ные дела, а чтобы помочь ему инте­рес­ней и насы­щен­ней про­во­дить время.

Чтобы малыш быст­рее адап­ти­ро­вался, нужны уси­лия и тер­пе­ние. Ни в коем слу­чае нельзя силой тащить ребенка в садик, кри­чать на него и пугать тем, что вы его не забе­рете домой, если он не пере­ста­нет пла­кать. Поста­рай­тесь, чтобы хож­де­ние в дет­сад не стало для него пси­хо­ло­ги­че­ской трав­мой, а, напро­тив, ока­за­лось радост­ным собы­тием. Сле­дует его зара­нее под­го­то­вить к этому.

Придя в садик, малыш уже дол­жен иметь навыки умы­ва­ния, само­сто­я­тель­ного оде­ва­ния, садиться на гор­шок. Сле­до­ва­тельно, зара­нее при­ви­вайте ему необ­хо­ди­мые быто­вые навыки, чтобы у него оста­ва­лось побольше вре­мени для игр и не было обид­ных про­блем, свя­зан­ных с неуме­нием что-то делать самостоятельно.

Подроб­нее рас­ска­жите о дет­ском садике, о том, чем ребе­нок там будет зани­маться. Обя­за­тельно ска­жите, что он уже боль­шой и вы гор­ди­тесь им, ведь он может теперь ходить в садик, как вы – на работу.

Поста­рай­тесь убе­дить его, что в садике не оби­дят, что там есть дру­гие ребя­тишки, игрушки. Можете взять с собой его люби­мую игрушку, чтобы ему было спо­кой­нее, так как кусо­чек дома и всего того, к чему он при­вык, нахо­дится с ним. Не убе­гайте сразу же, как при­ве­дете малыша. Не спеша раз­деньте его и за руку про­ве­дите в группу, заин­те­ре­суйте его чем-нибудь, чтобы малыш отвлекся.

Есть дети, кото­рые очень долго не могут при­вык­нуть к садику, боятся туда ходить, сопро­тив­ля­ются, пла­чут. В группе они заби­ва­ются в угол, ни с кем не играют, избе­гают вос­пи­та­те­лей. Прежде всего попы­тай­тесь пого­во­рить с ребен­ком, уста­но­вите при­чину, может быть, к нему плохо отно­сятся вос­пи­та­тели или оби­жают дру­гие дети?

В садике в ходе обще­ния у малы­шей, как и взрос­лых, могут воз­ни­кать кон­фликт­ные ситу­а­ции. Чаще всего это про­ис­хо­дит из-за игру­шек. Его могут толк­нуть, оби­деть, отобрать игрушку, с кото­рой он хотел поиг­рать. Пого­во­рите с ним и, выяс­нив при­чину, попы­тай­тесь ее устра­нить, но это не зна­чит, что вы срочно должны пере­ве­сти малыша в дру­гие ясли или садик. Набе­ри­тесь тер­пе­ния, дей­ствуйте посте­пенно, подробно рас­спра­ши­вайте его о том, чем он зани­мался, с кем играл. Все это помо­жет ему пове­рить, что в садике ему будет хорошо, и он пре­красно может играть до при­хода мамы с дру­гими детьми.

Как известно, дети очень любят подвиж­ные игры, любят побе­гать и очень часто падают, пач­ка­ются. Нельзя за это нака­зы­вать, кри­чать. Это ведь есте­ственно для его воз­раста и очень полезно для его раз­ви­тия. Пред­ставьте, что полу­чится из ребенка, если он будет смирно сидеть на стуль­чике, лишив­шись при­выч­ной подвиж­но­сти? Может раз­виться мышеч­ная сла­бость, он будет больше пред­рас­по­ло­жен к забо­ле­ва­ниям, отстант от сверстников.

Если малыш упал, сильно стук­нулся, содрал коленки, не кри­чите на него, он и без того напу­ган. Поста­рай­тесь успо­ко­ить, отвлечь, осто­рожно обра­бо­тайте ранки. Объ­яс­ните, что это не так страшно и скоро заживет.

Если малыш «пере­гру­зился» впе­чат­ле­ни­ями, ему трудно понять и вос­при­нять боль­шой объем полу­чен­ной инфор­ма­ции «пере­ва­рить» ее, он начи­нает каприз­ни­чать, пла­кать. Надо пого­во­рить с ним о его впе­чат­ле­ниях, поста­раться выяс­нить, что его раз­дра­жает или, наобо­рот, заин­те­ре­со­вало. Если ему что-то непо­нятно, не отма­хи­вай­тесь, поста­рай­тесь объ­яс­нить ему так, чтобы он понял.

Ни в коем слу­чае нельзя пугать и обма­ны­вать ребенка. Потря­се­ние, вызван­ное испу­гом, может пагубно ска­заться на его пси­хике, он может начать заи­каться, подер­ги­ваться, будет бояться тем­ноты, гром­ких зву­ков, ком­наты, в кото­рой никого нет. Если малыш каприз­ни­чает, пла­чет, ни в коем слу­чае не пугайте его вол­ками, ведь­мами и дру­гими страш­ными пер­со­на­жами, это может при­ве­сти к раз­ви­тию пси­хи­че­ских заболеваний.

Ино­гда малыш может рас­пла­каться, потому что ему про­сто скучно. Попы­тай­тесь раз­ве­се­лить его. Пред­ло­жите ему какое-нибудь заня­тие, зай­ми­тесь чем-нибудь вме­сте. Заин­те­ре­суйте ребенка. Посмот­рите книжку с кар­тин­ками, поиг­райте во что-нибудь, в конце кон­цов, про­сто пооб­щай­тесь с ним. Очень часто роди­тели отма­хи­ва­ются от детей, моти­ви­руя это своей уста­ло­стью, заня­то­стью. Все это может доста­точно пла­чевно закон­читься. Он замкнется в себе, затаит обиду, и вы рис­ку­ете поте­рять не только его дове­рие, но и вообще ребенка как личность.

Как было отме­чено мною выше, есть такая кате­го­рия детей, кото­рые пла­чут явно больше дру­гих и, как кажется на пер­вый взгляд, вообще без при­чины. Роди­тели испы­ты­вают посто­ян­ную тре­вогу за таких детей. Но как помочь им?

Про­стого и уни­вер­саль­ного рецепта здесь нет. Однако можно с уве­рен­но­стью ска­зать, что чув­стви­тель­ность и рани­мость явля­ются при­зна­ками пси­хи­че­ского склада таких детей, свой­ствами их нерв­ной системы. Изме­нить эти врож­ден­ные осо­бен­но­сти по сво­ему жела­нию нельзя. Тем более здесь не помо­гут, а ско­рее даже при­не­сут отри­ца­тель­ный резуль­тат такие сред­ства вос­пи­та­тель­ного воз­дей­ствия, как уго­воры, упреки, нака­за­ния, крики, насмешки. Любые насиль­ствен­ные меры вызо­вут уве­ли­че­ние напря­же­ния и вол­не­ния, еще силь­нее осла­бят нерв­ную систему малыша, отни­мут силы и уве­рен­ность в себе.

Даже самые любя­щие роди­тели не смо­гут огра­дить свое чадо от жиз­нен­ных непри­ят­но­стей, ведь нельзя же все время дер­жать ребенка под стек­лян­ным кол­па­ком. Поэтому самая про­стая так­тика в обще­нии с такими детьми – не раз­дра­жаться на их плач. А вот побыть с ними рядом – луч­шее сред­ство для их успо­ко­е­ния. Дайте почув­ство­вать ему, что вы готовы прийти ему на помощь, ведь это так важно для него.

Попро­буйте пере­клю­чить его вни­ма­ние на что-то дру­гое, дать какое-то кон­крет­ное зада­ние, чтобы оно заин­те­ре­со­вало малыша и, конечно, было ему под силу.

Сло­вом, самое глав­ное, что тре­бу­ется от роди­те­лей, – это тер­пе­ние. Не забы­вайте, что высо­кая эмо­ци­о­наль­ная чув­стви­тель­ность тесно свя­зана с отзыв­чи­во­стью, доб­ро­той, сер­деч­но­стью, готов­но­стью прийти на помощь, встать на защиту сла­бого, а это очень цен­ные чело­ве­че­ские качества!

Поэтому, как ни странно это зву­чит, при­слу­шай­тесь к дет­скому плачу, вник­ните в его смысл, а не пытай­тесь как можно быст­рее пре­рвать его, осу­шить ребя­чьи слезы. Плач и слезы – язык дет­ского обще­ния, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разу­чи­лись гово­рить на нем сами.

Если ребе­нок боится посто­рон­них людей, конечно же, он выра­жает это при помощи слез. Боязнь чужих – типич­ная форма дез­адап­ти­ро­ван­ного пове­де­ния малыша. Именно в это время он очень остро нуж­да­ется в вашей под­держке, пони­ма­нии, защите. Спо­кой­ная, доб­ро­же­ла­тель­ная семей­ная атмо­сфера спо­соб­ствует сня­тию напря­же­ния и поз­во­ляет доста­точно легко спра­виться с проблемой.

Мир ребенка пока еще в основ­ном огра­ни­чен сте­нами дома, дво­ри­ком или дет­ским садом, поэтому появ­ле­ние незна­ко­мого лица вызы­вает насто­ро­жен­ность малыша. Если посто­рон­ний чело­век ведет себя без­обидно с его точки зре­ния, напри­мер не тро­гает его игрушки, не хва­тает в охапку его роди­те­лей, насто­ро­жен­ность посте­пенно про­хо­дит. В про­тив­ном слу­чае, это может пере­ра­сти в пани­че­ский страх и даже стой­кую фобию.

Хорошо, когда роди­тели с пони­ма­нием отно­сятся к этой про­блеме. Зна­чит, они не поз­во­лят себе совер­шить наси­лие над ребен­ком только ради того, чтобы про­де­мон­стри­ро­вать перед зна­ко­мыми свои дости­же­ния в обла­сти вос­пи­та­ния под­рас­та­ю­щего поколения.

Если ваш малыш пла­чет, не торо­пи­тесь вызы­вать врача или напич­ки­вать его таб­лет­ками и микс­ту­рами, про­сто погладьте его по головке. Теп­лые мяг­кие руки матери кос­ну­лись малыша, погла­дили спинку, живо­тик, грудку, чуть дольше задер­жа­лись на лбу, и малыш успокоился.

Потря­са­ю­щий эффект, правда? Но в этом нет ничего необыч­ного. С дав­них вре­мен известно, что мас­саж имеет успо­ка­и­ва­ю­щий эффект, тем более если его делает мама. Она как бы пере­дает малышу свое тепло, спо­кой­ствие, и он пере­стает пла­кать и каприз­ни­чать. Про­явив мак­си­мум тер­пе­ния и вни­ма­ния, в буду­щем вы будете воз­на­граж­дены за это здо­ро­вьем и бла­го­по­лу­чием сво­его ребенка.

Глава 3. Мама + малыш = дружба

Как же заво­е­вать дове­рие ребенка? Как вызвать его на откро­вен­ность? Роди­тели очень часто задают себе этот вопрос, но ино­гда, к сожа­ле­нию, слиш­ком поздно, когда очень трудно вер­нуть поте­рян­ное дове­рие, ува­же­ние и авторитет.

Прежде всего не надо этого дове­рия терять. Ведь с пер­вых же дней сво­его суще­ство­ва­ния малыш видит в вас свою защиту и все­гда бежит к маме, когда его кто-то оби­дит или у него что-то не полу­ча­ется. Так что не спе­шите нару­шить физи­че­ское и эмо­ци­о­наль­ное един­ство, воз­ни­ка­ю­щее между вами и ребен­ком. Улыб­ни­тесь, пого­во­рите с малы­шом, и неважно, что он не пони­мает смысла ваших слов, для него главно, что с ним обща­ются, имеет зна­че­ние инто­на­ция, с кото­рой вы про­из­но­сите слова.

Един­ство, уста­но­вив­ше­еся между вами и малы­шом с пер­вых же дней его суще­ство­ва­ния, со вре­ме­нем, конечно же, изме­нится, но все равно оста­нется един­ством матери и ребенка, только пере­шед­шим в новое, осмыс­лен­ное каче­ство. Вы изба­ви­тесь от мно­же­ства про­блем, если ста­нете для него не только мате­рью, но и другом.

Ребе­нок спо­со­бен ощу­тить и понять, любят ли его, раду­ются ли ему, отно­сятся ли к нему с ува­же­нием. Зна­чит, мало гово­рить ему, что его любят, он дол­жен в пол­ной мере нахо­дить этому под­твер­жде­ние, чтобы не полу­чи­лось так, что вы гово­рите ему о своей любви, а на самом деле он чув­ствует себя очень одиноким.

Обман при­во­дит к тому, что ребе­нок посте­пенно утра­чи­вает дове­рие к взрос­лым, потому что в любую минуту ожи­дает опас­но­сти. Посто­ян­ная насто­ро­жен­ность нер­ви­рует его, делает пуг­ли­вым и плак­си­вым. Ни в коем слу­чае нельзя обман­ным путем доби­ваться чего-либо от него.

Напри­мер, если мама ушла в мага­зин, а папа гово­рит, что мама скоро вер­нется и при­не­сет чего-нибудь сла­день­кого, малыш начи­нает в ожи­да­нии бегать от окна к окну. А когда мама нако­нец-то при­хо­дит и не при­но­сит обе­щан­ных отцом сла­до­стей, у него появ­ля­ется разо­ча­ро­ва­ние, и от обиды он пла­чет. Если такое слу­ча­ется неод­но­кратно, малыш пере­ста­нет вам доверять.

Недо­ста­ток мате­рин­ской любви и вни­ма­ния при­во­дит к тому, что малыш замы­ка­ется в себе, ста­но­вится оди­но­ким рядом с близ­кими людьми. А ведь дет­ское оди­но­че­ство – вещь довольно страш­ная. Роди­тели зани­ма­ются реше­нием своих про­блем: карье­рой, финан­сами, лич­ной жиз­нью, – предо­став­ляя ребенка самому себе, огра­ни­чи­вая вза­и­мо­от­но­ше­ния с ним исклю­чи­тельно вопро­сами ухода.

Очень боль­шое зна­че­ние имеет обще­ние со сверст­ни­ками. И если малыш стес­ня­ется сам пойти на кон­такт с дру­гими детьми, ему необ­хо­димо помочь. Здесь неоце­нима помощь взрос­лых. Его нужно пред­ста­вить дру­гим детям по имени, спро­сить, во что они играют и не при­мут ли еще одного участ­ника. Обычно среди ребят все­гда нахо­дится кто-то, кто берет новичка под свое покро­ви­тель­ство, помо­гает ему осво­иться в новой компании.

Но порой слу­ча­ется так, что его могут оби­деть, обо­звать, при­ду­мать ему обид­ное про­звище. После подоб­ных инци­ден­тов ребе­нок замы­ка­ется, пред­по­чи­тая одиночество.

Может статься, что нелю­ди­мым его сде­лал соб­ствен­ный про­сту­пок, вызвав­ший силь­ный эмо­ци­о­наль­ный стресс. Играя с дру­гими детьми, малыш мог по неосто­рож­но­сти уро­нить сво­его това­рища, попасть снеж­ком… Вид крови и без­утеш­ные рыда­ния могут про­из­ве­сти силь­ней­шее воз­дей­ствие на пси­хику малыша. В резуль­тате он отка­зы­ва­ется от при­выч­ных игр, не обща­ется с дру­зьями, не выхо­дит на улицу, часами про­си­жи­вая дома, и на все уго­воры отве­чает пото­ком слез.

В этом слу­чае нельзя его уго­ва­ри­вать или ругаться. Можно помочь ему вос­ста­но­вить душев­ное рав­но­ве­сие, пого­во­рив, объ­яс­нив ситу­а­цию так, чтобы у него рас­се­ялся ком­плекс вины.

Заня­тость совре­мен­ных взрос­лых – один из при­зна­ков нашего вре­мени, когда роди­тели умуд­ря­ются, кроме основ­ной работы, бегать по под­ра­бот­кам, иметь две службы, брать дела на дом. А если ребенка вос­пи­ты­вает мать-оди­ночка? Здесь вопрос вос­пи­та­ния нор­маль­ного, пол­но­цен­ного чело­века стоит очень остро.

Реше­ние иметь ребенка свя­зано с при­ня­тием взрос­лыми ответ­ствен­но­сти за его судьбу. Но счи­тать себя пер­во­при­чи­ной всего, про­ис­хо­дя­щего с ним, отнюдь непра­вильно. Ребе­нок спо­со­бен отве­чать за свои поступки. Стоит его попро­сить что-то сде­лать самому, он пой­мет, что дол­жен отве­чать за свои дей­ствия. Бес­ко­неч­ные настав­ле­ния и напут­ствия, а тем более сето­ва­ния и при­чи­та­ния после его небла­го­вид­ного поступка, при­ве­дут его к агрессии.

Чтобы понять свое дитя, изме­нить его пове­де­ние, нала­дить кон­такт или вер­нуть поте­рян­ное дове­рие, вы прежде всего должны изме­нить себя. Откройте глаза. Ведь вы при­выкли все ему запре­щать и тре­бо­вали без­ого­во­роч­ного под­чи­не­ния. Это удобно для вас. Но поста­рай­тесь понять, что у ребенка есть свое «я», соб­ствен­ные дела, стрем­ле­ния, потреб­но­сти, само­сто­я­тель­ность. Осо­знав это, вы смо­жете трезво оце­нить ваши с ним отношения.

Про­ана­ли­зи­руйте свое пове­де­ние, свое отно­ше­ние к малышу, каж­дый жест, слово, дей­ствие, поставьте себя на его место, и это поз­во­лит вам нала­дить взаимопонимание.

Важно понять, что вос­пи­та­ние – это сотруд­ни­че­ство, вза­и­мо­дей­ствие, вза­и­мо­вли­я­ние, вза­и­мо­обо­га­ще­ние (эмо­ци­о­наль­ное, нрав­ствен­ное, духов­ное, интел­лек­ту­аль­ное) между взрос­лыми и ребенком.

Чтобы успешно вос­пи­ты­вать ребенка, роди­тели непре­менно должны кор­рек­ти­ро­вать свое пове­де­ние, зани­маться само­вос­пи­та­нием, не пода­вать дур­ных при­ме­ров. Если же хотите добиться от него бес­при­ко­слов­ного выпол­не­ния своих тре­бо­ва­ний, кото­рым на самом деле не сле­ду­ете сами, это удастся только через меры при­нуж­де­ния: ребе­нок будет выпол­нять тре­бо­ва­ния фор­мально, из-за страха перед нака­за­нием. Этот страх, в конеч­ном счете, порож­дает обман, лице­ме­рие, хитрость…

Пони­маем ли мы своих детей? Понять чело­века зна­чит уви­деть при­чины его поступ­ков, объ­яс­нить мотивы, побу­див­шие дей­ство­вать опре­де­лен­ным обра­зом. Чтобы научиться пони­мать, необ­хо­димо сни­зить завы­шен­ные тре­бо­ва­ния, кото­рые он про­сто не в состо­я­нии выполнять.

Объ­яс­нить пове­де­ние ребенка можно, про­ана­ли­зи­ро­вав, в каких усло­виях про­ис­хо­дит его раз­ви­тие. Если на малыша посто­янно кри­чали, при­ме­няли физи­че­ское нака­за­ние, у него, ско­рее всего, сло­жится потреб­ность избе­гать подоб­ных потря­се­ний и, как след­ствие, про­явятся такие отри­ца­тель­ные черты, как лжи­вость, пуг­ли­вость, недо­вер­чи­вость, агрессивность…

Если малыша обе­ре­гали от труда и все за него выпол­няли взрос­лые, ребе­нок ста­но­вится лени­вым, без­воль­ным, будет избе­гать любых дел, а зна­чит – при­тво­рятся, заис­ки­вать, лов­чить, обманывать.

Дру­гой вари­ант, когда малыша про­сто изба­ло­вали: поку­пали доро­гие вещи и игрушки, ни в чем ему не отка­зы­вали. У такого ребенка раз­ви­ва­ются непо­мер­ные при­тя­за­ния, но вме­сте с тем и неуме­ние беречь вещи и ценить вло­жен­ный в них труд. Запом­ните, что недо­ста­ток обще­ния нельзя запол­нить доро­гими игруш­ками, вещами, бес­пре­ко­слов­ным выпол­не­нием всех его желаний.

У малыша будут слабо раз­ви­ваться интел­лект, мыш­ле­ние, спо­соб­ность пере­жи­вать, инте­рес к зна­ниям, если вы не читали ему кни­жек, мало обща­лись с ним. Ведь интел­лек­ту­аль­ные задатки закла­ды­ва­ются с ран­него дет­ства, поэтому общай­тесь с ним, при­учите его любить книги, но не застав­ляйте читать насильно – полу­чите обрат­ный, отри­ца­тель­ный эффект.

Ино­гда роди­тели очень рев­ностно зани­ма­ются обра­зо­ва­нием детей. С ран­него воз­раста нани­мают репе­ти­то­ров, отдают в пре­стиж­ные садики и учеб­ные заве­де­ния со спе­ци­аль­ными укло­нами, загру­жают музы­каль­ными шко­лами, тан­цами и т. д. Но как-то забы­вают спро­сить его самого о том, нра­вится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей зани­ма­ются пением, тан­цами, музы­кой с удовольствием.

Не загру­жайте малыша тем, что ему неин­те­ресно. Попы­тай­тесь выяс­нить его при­стра­стия и подо­брать соот­вет­ству­ю­щее заня­тие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.

С самого ран­него дет­ства раз­ви­вайте спо­соб­но­сти у дети­шек. Про­бу­дите в их душе вни­ма­ние, воз­бу­дите пред­став­ле­ния и наблю­да­тель­ность. Для этого исполь­зуйте самые раз­лич­ные пред­меты, учите опи­сы­вать их, рас­ска­зы­вать об их назна­че­нии. Раз­ви­вайте умствен­ные спо­соб­но­сти, кото­рые помо­гут малышу найти себя в будущем.

Для раз­ви­тия у малыша чув­ства любви, состра­да­ния можно заве­сти какое-нибудь домаш­нее живот­ное. Он с гор­до­стью будет всем сооб­щать, что у него есть хомя­чок или коте­нок. Пока­жите ребенку, как пра­вильно за ним уха­жи­вать, чем кор­мить, как вообще нужно обра­щаться с ним. Если вы заме­тили, что он оби­жает зверька, объ­яс­ните, что он тоже живой и ему больно. Рас­ска­жите, что зве­рек лишился своих роди­те­лей, ему очень оди­ноко, и необ­хо­димо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.

При­учите его самого забо­титься о живот­ном, и вы уви­дите, какой будет резуль­тат. Это вос­пи­тает в нем не только любовь к при­роде и живот­ным, но помо­жет понять свою зна­чи­мость, необ­хо­ди­мость для кого-то, изба­вит от чув­ства оди­но­че­ства. Ребе­нок дру­гими гла­зами посмот­рит на ваши с ним отно­ше­ния, что помо­жет их укреплению.

Пой­мите, то, чем занят малыш, необы­чайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. При­веду такой при­мер из своей прак­тики. Ко мне на прием при­шла моло­дая мама и рас­ска­зала: «Одна­жды ко мне подо­шел сын и попро­сил с ним поиг­рать. Я в это время смот­рела инте­рес­ную пере­дачу и объ­яс­нила малышу, что сей­час занята, а поиг­раю с ним позже. Через неко­то­рое время, зайдя к ребенку в ком­нату, я уви­дела, что он засо­вы­вает под кро­вать игрушку, потом достает ее и снова засо­вы­вает. Я позвала ребенка обе­дать, на что полу­чила такой ответ: „Я сей­час занят, приду попозже“.

Жен­щина не знала, как реа­ги­ро­вать на такой ответ. Подоб­ное повто­ря­лось неод­но­кратно. Я объ­яс­нила моло­дой маме, что ребе­нок во всем под­ра­жает ей, и, на его взгляд, то, чем он зани­ма­ется, очень важно для него. Поэтому ему непо­нятно воз­му­ще­ние мамы его пове­де­нием. Ведь он ждал, пока закон­чится важ­ная для мамы пере­дача. Так почему же она не хочет подождать?

Ино­гда, для того чтобы ребе­нок понял, что такое забота и ува­же­ние, ему самому необ­хо­димо о ком-то поза­бо­титься. Напри­мер, вы при­шли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе непри­ят­но­сти. Малыш пыт­ливо на вас посмат­ри­вает, недо­уме­вая, почему вы в таком состо­я­нии. Попро­сите его при­не­сти вам попить. Рас­ска­жите ему, не вда­ва­ясь в подроб­но­сти, что вас оби­дели на работе, дайте малышу про­явить сочув­ствие, пусть он вас пожа­леет. Так он пой­мет, что вы нуж­да­е­тесь в нем, не можете без него.

Если вы заме­тили у сво­его малыша склон­ность ко лжи, поста­рай­тесь открыть при­чину. Нередко ложь воз­ни­кает от страха нака­за­ния. Не нака­зы­вайте его слиш­ком строго, тем более сле­дует избе­гать телес­ных жесто­ких нака­за­ний. Поста­рай­тесь выяс­нить, почему ребе­нок солгал, вник­ните в его про­блему. Может быть, пого­во­рив с ним, вы изба­вите его не только от этого порока, страха, но и от дру­гих комплексов.

Поз­вольте малышу про­явить свою зна­чи­мость, счи­тай­тесь с его жела­ни­ями (разум­ными, конечно!). Ведь само­вы­ра­же­ние – глав­ная, насто­я­тель­ная потреб­ность чело­ве­че­ской натуры.

Раз­ре­шайте малышу участ­во­вать в ваших заня­тиях, неза­ви­симо от того, чем вы зани­ма­е­тесь, – моете пол или гото­вите зав­трак. Ему очень важно ощу­щать, что ему дове­ряют что-то делать наравне со взрос­лыми. Ведь дети с ран­него воз­раста начи­нают под­ра­жать роди­те­лям, очень быстро впи­ты­вая в себя все уви­ден­ное и услы­шан­ное. При­вле­че­ние ребенка к каким-то делам не только при­учает его к труду, но и сбли­жает с роди­те­лями. Такой ребе­нок будет с ува­же­нием и пони­ма­нием отно­ситься к своим роди­те­лям, к тому, что они делают.

Необя­за­тельно пору­чать малышу что-то слож­ное, с чем он не в состо­я­нии спра­виться. Дайте ему зада­ние, кото­рое он смо­жет выпол­нить: вымыть за собой чашку, про­те­реть пыль со стола, нако­нец, сло­жить свои игрушки. Похва­лите его, ска­жите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.

Ни в коем слу­чае не кри­чите, если малыш пыта­ется сде­лать то, с чем не в состо­я­нии спра­виться. Посмот­рите, как он пыта­ется это сде­лать, помо­гите ему. Ска­жите, что он молодец.

Если вы, напри­мер, решили себе что-то сшить, а рядом кру­тится с кук­лой дочурка, при­вле­ките ее к сво­ему заня­тию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не полу­ча­ется, помо­гите ей. Не забы­вайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.

Или дру­гая ситу­а­ция: папа масте­рит полочку в при­хо­жую. Рядом кру­тится сынишка, хва­тает инстру­менты, гвозди, «пута­ется» под ногами. Не про­го­няйте его, не бой­тесь, что он уда­рит себя по паль­цам молот­ком или уро­нит инстру­мент на ногу. Пусть он помо­гает, ска­жите, что без него ничего не полу­чится. Дайте такое зада­ние, чтобы он его с радо­стью выпол­нил и чтобы оно было для него без­опас­ным. Вы уви­дите потря­са­ю­щий резуль­тат, когда сын с гор­до­стью будет всем рас­ска­зы­вать, что он вме­сте с папой сде­лал полку.

Очень бла­го­при­ятно вли­яют на отно­ше­ния с ребен­ком сов­мест­ные игры, кото­рые несут не только удо­воль­ствие, но и обра­зо­ва­тель­ную инфор­ма­цию. Игры детей состав­ляют их глав­ное заня­тие, но их сле­дует направ­лять таким обра­зом, чтобы они воз­буж­дали гар­мо­нич­ную дея­тель­ность всех душев­ных спо­соб­но­стей малыша, не допус­кая односторонности.

Пред­ло­жите ему игру на ско­рость, напри­мер кто быст­рее собе­рет пира­мидку. Конечно же, вам сле­дует под­даться, а когда малыш с гор­до­стью пока­жет, что он пер­вым это сде­лал, похва­лите его.

Играя с малы­шом или зани­ма­ясь каким-то делом, вы сбли­жа­е­тесь с ним. Ребенку инте­ресно с вами, вы состав­ля­ете одно целое.

Очень бла­го­при­ятно вли­яют на отно­ше­ния в семье про­гулки. Вы, навер­ное, часто наблю­дали кар­тину, когда малыш, крепко дер­жась за руки папы и мамы, с гор­до­стью выша­ги­вает на про­гулке. Побе­гайте с ним, поиг­райте в какие-нибудь игры, пока­чайте на каче­лях, пова­ляй­тесь в снегу или поки­дайте в цель снежки. Сов­мест­ные про­гулки не только под­ни­мают настро­е­ние, спо­соб­ствуют луч­шему физи­че­скому раз­ви­тию малыша, но и укреп­ляют взаимоотношения.

Малень­кие дети, каза­лось бы, в таком несмыш­ле­ном воз­расте уди­ви­тельно тонко вос­при­ни­мают любые, в том числе самые сокро­вен­ные, чув­ства своих роди­те­лей. В обыч­ных усло­виях именно гар­мо­нич­ное соче­та­ние этих чувств создает у ребенка ощу­ще­ние уве­рен­но­сти и счастья.

Чтобы между вами суще­ство­вали вза­и­мо­по­ни­ма­ние и дове­рие, вы должны всю свою любовь и вни­ма­ние пода­рить малышу, с ран­него дет­ства при­учать к труду, ува­же­нию взрос­лых, ценить дружбу. Уде­ляйте ему как можно больше вни­ма­ния, не отма­хи­вай­тесь от его дет­ских про­блем, как от назой­ли­вой мухи.

Поста­рай­тесь стать сво­ему ребенку насто­я­щим дру­гом, и тогда вы уви­дите его сия­ю­щие глаза и пой­мете, что для него вы не про­сто мама, пред­мет обо­жа­ния и пре­кло­не­ния, надеж­ная защита и опора, вы – его самый вер­ный и надеж­ный друг.

Оставить комментарий

Добавить комментарий для Дарья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

5 комментариев

  • Дарья, 05.05.2020

    Вред­ная ста­тья уже в самом начале. Про пить воды на 6 неделе жизни. Что? Детей до 6 мес вообще водой не поят! А то, что ребенка не брать на руки тоже бред. И мани­пу­ли­ро­вать он не умеет! Не буду читать.

    Ответить »
    • Valentina, 06.05.2020

      Доро­гая Дарья, можете не читать, но кое в чем Вы не правы. Давать воду груд­нич­кам с рож­де­ния и до 6 меся­цев необ­хо­димо, об этом гово­рят и пишут все педи­атры — иначе про­блем с пище­ва­ре­нием, обме­ном и тер­мо­ре­гу­ля­цией не избе­жать. Так что не спе­шите кри­ти­ко­вать, изу­чите тему.

      Ответить »
  • Как же мне сей­час это акту­ально… Сын про­сто рвет нервы на бри­тан­ский флаг. Брожу по интер­нету в поис­ках ответа и бла­го­дарна каж­дому, кто пишет про дет­ские слезы и исте­рики. Мно­гое встало на свои места. И, когда пони­ма­ешь, что это не со зла, уже немного легче становится.

    Ответить »
  • надежда, 14.04.2019

    Много читаю по этой теме, но дель­ных и хоро­ших ста­тей очень мало. Спа­сибо вам.

    Ответить »
  • Елена, 19.08.2018

    Отлич­ная ста­тья!!! Спа­сибо боль­шое!!! Очень кстати и выру­чили меня. А то моя 1,5 годо­вая дочка сего­дня устро­ила маме кон­церт, а я так рас­пе­ре­жи­ва­лась, что уснуть не могла. Думаю, про­чи­тав ста­тью, усну в лег­ких раз­мыш­ле­ниях о том, как под­пра­вить свое пове­де­ние. Еще раз ‑СПАСИБО!!!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки