Если ребенок левша

Если ребенок левша

(5 голосов4.4 из 5)

Не най­дется, навер­ное, такой мамы, кото­рой хотя бы раз в жизни не при­шлось заби­рать из левой руки сво­его малыша ложку или каран­даш и пере­кла­ды­вать в пра­вую. Раза после тре­тьего может посе­тить лег­кое бес­по­кой­ство: а не левша ли он?

Вы зна­ете, сколько на пла­нете лев­шей? Каж­дый деся­тый! Это очень много. Но этого недо­ста­точно, как выяс­ня­ется, для того, чтобы левша чув­ство­вал себя легко и сво­бодно в нашем мире — мире прав­шей. Ведь прак­ти­че­ски весь мир при­спо­соб­лен под нужды прав­шей: перилла, двер­ные ручки, нож­ницы, ключ зажи­га­ния в машине, сото­вые и обыч­ные теле­фоны, кла­ви­а­тура и мышки для ком­пью­тера — все, бук­вально каж­дая мелочь при­спо­соб­лена для пра­во­ру­ких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала роди­те­лям сле­дует опре­де­литься — левша или правша их ребе­нок. Лет до 4‑х дети могут в рав­ной сте­пени поль­зо­ваться обе­ими руками, и на этом этапе раз­ви­тия не стоит слиш­ком активно навя­зы­вать поль­зо­ва­ние пра­вой рукой. Если после пяти попы­ток ребе­нок упорно про­дол­жает дер­жать ложку или каран­даш в левой руке, то сле­дует оста­вить попытки пере­учи­ва­ния и попри­сталь­ней пона­блю­дать за малы­шом: какой рукой он поль­зу­ется чаще? Левой или пра­вой он откры­вает двери, водо­про­вод­ный кран, водит машинку по полу, в конце кон­цов, ковы­ряет в носу и чешет макушку. Если он актив­нее поль­зу­ется левой рукой — он лево­ру­кий. Но лево­ру­кость это только “поло­винка” от левши. Чело­век может быть лево­ру­ким, но не быть лев­шой в пол­ном смысле этого слова. Суще­ствует такое поня­тие как лев­ше­ство — когда у чело­века в прин­ципе левая сто­рона тела более раз­вита и исполь­зу­ется актив­ней, чем пра­вая, что обу­слов­лено доми­нан­той пра­вого полу­ша­рия. Если же ребе­нок оди­на­ково успешно поль­зу­ется обе­ими руками, то это назы­ва­ется амби­декс­траль­ность — обоерукость.

Почему он такой?

Уста­нов­лено, что имеет место наслед­ствен­ная пред­рас­по­ло­жен­ность к лев­ше­ству: если хотя бы один роди­тель левша, то у ребенка в 12 раз выше шан­сов родиться лев­шой. У детей, пере­нес­ших на ран­нем этапе раз­ви­тия травмы голов­ного мозга, осо­бенно левого полу­ша­рия, так же выше шанс стать лев­шой. И еще одна свое­об­раз­ная при­чина — под­ра­жа­ние. Если в окру­же­нии ребенка есть левша, то малыш может под­ра­жать этому чело­веку, не явля­ясь при этом “при­род­ным” лев­шой. Так стоит ли их переучивать?

Пер­вое и вполне есте­ствен­ное жела­ние роди­те­лей — пере­учить “не такого” ребенка. Соб­ственно, еще лет 30 назад ни у роди­те­лей, ни у педи­ат­ров даже не воз­никло бы сомне­ний по этому поводу, рецепт был один — пере­учи­вать. Однако не все так при­ми­тивно. Ведь левша это не про­сто чело­век, кото­рый лучше управ­ляет левой рукой. У истин­ных лев­шей не только левая рука более раз­вита, лучше рабо­тает, и явля­ется веду­щей, но и все лево­сто­рон­ние органы лучше рабо­тают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слы­шит, левая нога делает более широ­кий шаг, чем пра­вая, и она же явля­ется толч­ко­вой — с нее истин­ный левша начи­нает дви­же­ние,  левая почка раз­вита лучше и так далее. Таких людей назы­вают “пра­во­по­лу­шар­ными” — поскольку у чело­века связь между сто­ро­ной тела и отве­ча­ю­щим за ее функ­ци­о­ни­ро­ва­ние обрат­ная, то у прав­шей лучше раз­вито левое полу­ша­рие, а у лев­шей соот­вет­ственно пра­вое. И пере­учи­вать левшу рав­но­значно серьез­ному вме­ша­тель­ству в его нерв­ную систему, пси­хику, мозг. Поэтому, если при­чи­ной поль­зо­ва­ния левой рукой явля­ется балов­ство или под­ра­жа­ние, то пере­учить можно и даже нужно. А вот если это обу­слов­лено осо­бен­но­стями раз­ви­тия мозга или трав­мой, то пере­учи­вать таких малы­шей кате­го­ри­че­ски не реко­мен­ду­ется.  Это тоже самое, что пере­учи­вать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Пере­учи­ва­ние таких детей вызы­вает силь­ней­шее пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ское напря­же­ние, что в свою оче­редь при­во­дит к самым раз­ным нару­ше­ниям в раз­ви­тии ребенка. Насиль­ствен­ное пере­учи­ва­ние истин­ного левши при­во­дит к очень тяже­лым нев­ро­ти­че­ским реак­циям орга­низма: эну­рез, заи­ка­ние, нерв­ные тики, эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, задержка и откло­не­ния в раз­ви­тии речи и мото­рики, нару­ше­ния сна, голов­ные боли, быст­рая утом­ля­е­мость, нару­ше­ния  аппе­тита и пище­ва­ре­ния — далеко не пол­ный пере­чень послед­ствий пере­учи­ва­ния левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не при­го­вор. Как каж­дое явле­ние, лев­ше­ство имеет свои плюсы и свои минусы. У лев­шей в боль­шей сте­пени, чем у прав­шей, раз­вита инту­и­ция, они вос­при­ни­мают кар­тину или явле­ние в целом, умеют нахо­дить нестан­дарт­ные реше­ния и часто этим “обыг­ры­вают” прав­шей. Левши легче при­спо­саб­ли­ва­ются ко всему новому, будь то рабо­чий кол­лек­тив или кли­мат дру­гой страны. Они пред­рас­по­ло­жены более к твор­че­ству, чем к точ­ным нау­кам, среди выда­ю­щихся дея­те­лей искус­ства боль­шое коли­че­ство лев­шей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Мике­лан­джело, Тулуз-Лотрек, Рафа­эль, Рубенс, Чарли Чап­лин, Андже­лина Джоли, Брюс Уил­лис, Силь­вестр Стал­лоне, Том Круз — все эти люди левши. Послед­него, кстати, пере­учи­вали, и дол­гое время он был вынуж­ден лечиться от дислек­сии, нару­ше­ния, при кото­ром у чело­века сни­жа­ется спо­соб­ность овла­де­вать чтением.

Но при этом левши испы­ты­вают затруд­не­ния во время учебы, и осо­бенно при овла­де­нии пись­мом. Труд­но­сти начи­на­ются еще с того вре­мени, когда ребе­нок учится гово­рить. В даль­ней­шем, если верить ста­ти­стике, у лев­шей в 2,5 раза чаще воз­ни­кают про­блемы с уче­бой. Отча­сти это объ­яс­ня­ется тем, что обу­че­ние в сред­них шко­лах пол­но­стью ори­ен­ти­ро­вано на прав­шей, отча­сти — име­ю­щи­мися осо­бен­но­стями нерв­ной системы и пси­хики. Детки-левши гораздо тяже­лее усва­и­вают поня­тия, харак­те­ри­зу­ю­щие поло­же­ние в про­стран­стве: право-лево, верх-низ, по и про­тив часо­вой стрелке. По этой при­чине им тяжело дается все, что свя­зано с упо­ря­до­че­нием. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запо­ми­нают поряд­ко­вый счет, изоб­ра­же­ния на их рисун­ках не имеют ком­по­зи­ции, рас­по­ла­га­ются хао­тично, могут наез­жать одно на дру­гое. Поскольку мир левши это “все наобо­рот”, то такие детки часто пишут зер­кально — начи­нают слово с его послед­ней буквы, могут писать цифры и буквы пере­вер­ну­тыми, отзер­ка­лен­ными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать пра­вильно, им тре­бу­ется больше вре­мени, чем прав­шавм, отсюда — отста­ва­ние в учебе, низ­кая успе­ва­е­мость. Счи­та­ется, что к 10 годам эти явле­ния должны исчез­нуть. Если зер­каль­ность и дез­ори­ен­та­ция в про­стран­стве сохра­ня­ется в более стар­шем воз­расте, то реко­мен­ду­ется про­во­дить кор­рек­ци­он­ные заня­тия с таким ребен­ком. Но самое глав­ное, что должны пом­нить роди­тели, бабушки и дедушки — неуме­лое пере­учи­ва­ние только усу­губ­ляет ситуацию.

Эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние лев­шей тоже отли­ча­ется от эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния прав­шей. Как пока­зы­вают иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные в Мичи­ган­ском уни­вер­си­тете, левши в боль­шей сте­пени склонны к пес­си­мизму, нега­тив­ному вос­при­я­тию окру­жа­ю­щего мира, они в боль­шей сте­пени под­вер­жены эмо­ци­о­наль­ной неустой­чи­во­сти, раз­лич­ным стра­хам, тре­во­гам, они нере­ши­тельны, быст­рее утом­ля­ются, отли­ча­ются пони­жен­ной рабо­то­спо­соб­но­стью, но при этом у них силь­нее раз­вита совест­ли­вость, они более чув­стви­тельны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повы­шен­ной чув­стви­тель­но­сти и рани­мо­сти таких детей, роди­те­лям сле­дует тща­тельно сле­дить за тем, чтобы лево­ру­кость их ребенка не вызы­вала у них раз­дра­же­ния и гнева. Пси­хо­логи гово­рят, что левши тре­буют в три раза больше вни­ма­ния и тер­пе­ния от роди­те­лей. Детишки-левши пони­мают, что они отли­ча­ются от боль­шин­ства детей,  они и хотели бы быть “как все”, но у них это плохо полу­ча­ется. У малыша может раз­виться ком­плекс непол­но­цен­но­сти, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать пони­ма­ю­щего суть про­блемы педа­гога, у кото­рого хва­тит тер­пе­ния и муд­ро­сти найти под­ход к левше. В част­но­сти — учи­тель дол­жен быть зна­ком с мето­ди­че­скими реко­мен­да­ци­ями Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния о сни­же­нии тре­бо­ва­ний к “пра­виль­но­сти” почерка лево­ру­ких детей — для них счи­та­ется допу­сти­мым вер­ти­каль­ное напи­са­ние или наклон букв влево, а так же запрет на тре­бо­ва­ние без­от­рыв­ного письма от лев­шей. Не стоит отда­вать таких детей в классы с повы­шен­ной нагруз­кой, с углуб­лен­ным изу­че­нием пред­ме­тов, потому что они могут не спра­виться с про­грам­мой. Лева­шам про­ти­во­по­ка­заны вся­кого рода классы и учеб­ные заве­де­ния с тре­бо­ва­ни­ями жест­кой дис­ци­плины и соблю­де­ния устав­ного порядка: суво­ров­ское учи­лище и кадет­ские кор­пуса не для них. Для таких детей полезны заня­тия теми видами спорта, в кото­рых оди­на­ково задей­ство­ваны обе руки: пла­ва­ние, лыжи, фут­бол, бас­кет­бол. На них хорошо вли­яет лепка, игра на пиа­нино, кон­ный спорт, вяза­ние на спи­цах, пле­те­ние из ниток (мак­раме).

Ни в коем слу­чае в семье не должно зву­чать сожа­ле­ние по поводу осо­бен­но­сти вашего ребенка. Не гово­рите ему, что быть лев­шой плохо, что ему не повезло и тому подоб­ное. Уста­новка должна быть только на успех: ты можешь, ты сде­ла­ешь, ты моло­дец! В иде­але вообще лучше не акцен­ти­ро­вать на его лево­ру­ко­сти. Если ребе­нок пере­жи­вает по этому поводу, то при­во­дите ему в при­мер вели­ких людей-лев­шей, кото­рым их осо­бен­ность не поме­шала достичь боль­шого успеха в искус­стве, поли­тике, воен­ном деле. Его быт надо орга­ни­зо­вать соот­вет­ственно его потреб­но­стям: свет и настоль­ную лампу надо орга­ни­зо­вы­вать справа, наклон тет­ради или книги — справа налево, по воз­мож­но­сти надо при­об­ре­сти пред­меты быта для лев­шей. А 13 авгу­ста вашего малыша можно поздра­вить с “про­фес­си­о­наль­ным” празд­ни­ком: все­мир­ным днем левши! На зависть прав­шам, у кото­рых нет сво­его дня…

Азбука вос­пи­та­ния

Оставить комментарий

Добавить комментарий для Лена Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

16 комментариев

  • Анна, 27.09.2018

    Мой сын левша, сей­час 6 лет. С 3 лет ста­ра­лась засу­нуть каран­даш или ложку ему в пра­вую руку, заме­тила как муча­ется, отстала. Счи­тать научился до 100 и обрат­ном порядке 100 до 0 в 4года, читать в 5 лет стали по сло­гам, сей­час в 6 лет читает книги детям в группе в садике. Очень хорошо рисует, соби­рает пазлы, отлич­ная память! Но долго не усид­чив, быстро надо­едает одно дело. Зани­ма­ется карате, сна­чала путал стойки с ногами, сей­час вроде выучил). Про пра­вую руку не забы­ваю, ста­ра­юсь её раз­ви­вать тоже.

    Ответить »
  • Татьяна, 05.03.2018

    Пси­хо­лог нам не сове­то­вала пере­учи­вать, да мы как то и не пыта­лись , про­сто хочу поль­зо­ваться и пра­вой и левой

    Ответить »
    • wella, 06.03.2018

      Пере­учи­вать — зна­чит, навре­дить. Тут целая фило­со­фия. Поэтому вы пра­вильно решили посту­пить. Ребе­нок, под­рас­тая, опре­де­лится сам — какая рука будет у него рабо­чая, какая вспомогательная.

      Ответить »
  • Татьяна, 05.03.2018

    Моему малышу 2,7 , явный левша„, гово­рить начал раньше своих сверст­ни­ков ‑прав­шей, знает четко где левая сто­рона, где пра­вая, счи­тает до 10 „„ очень акти­вен и конечно , что каса­ется про­стран­ствен­ной ори­ен­та­ции — дороги очень хорошо запо­ми­нает, его не обма­нешь, в плане если захо­чешь поехать или пойти не туда куда ска­зал, чётко ори­ен­ти­ру­ется по дороге куда движемся))))

    Ответить »
  • ната­лья, 07.02.2018

    Моей дочурке 3 годика.Давно стали заме­чать что она левша. Лев­шее не бывает.Ложку и ручку дер­жит левой рукой иде­ально. Мы её даже этому не учили. Вос­пи­та­тели гово­рят, что лепит и рисует она очень хорошо для сво­его возраста.Что каса­ется зер­каль­но­сти, то это тоже заметно.Не совсем чисто раз­го­ва­ри­вает и эмо­ци­о­наль­но­сти хватает.Посмотрим как все пой­дёт дальше. Инте­ресно читать ста­тью и ком­мен­та­рии роди­те­лей кото­рые делятся своим опытом.

    Ответить »
    • wella, 07.02.2018

      А зна­ете, если раньше было очень мало детей, для кото­рых рабо­чей ста­но­вится левая рука, то сей­час таких слу­чаев очень много. Спе­ци­а­ли­сты не гово­рят ничего пло­хого, напро­тив, реко­мен­дуют не наси­ло­вать ребенка, пере­учи­вая его на пра­вую руку.

      Что каса­ется раз­го­вор­чи­во­сти и эмо­ци­о­наль­но­сти, то это, ско­рее, инди­ви­ду­аль­ность раз­ви­тия вашего ребе­ночка. Но, чтобы не было кри­тич­ных ситу­а­ций, как в слу­чае, опи­сан­ном выше, надо про­кон­суль­ти­ро­ваться со специалистом.

      Ответить »
  • Юлия, 04.02.2018

    Моему сыну 9 лет, он-левша, читать он научился в 5 лет, счи­тать ещё раньше, сей­час в классе он читает быст­рее и лучше всех, с мате­ма­ти­кой про­блем нет, зани­мает пер­вые места на олим­пи­а­дах, также не мешает его лево­ру­кость зани­маться шах­ма­тами с 5 лет! Каж­дый ребё­нок инди­ви­дуа­лен, мой левша раз­вит лучше всех прав­шей в классе.

    Ответить »
  • Галя, 14.05.2017

    У меня  сын тоже левша ходит во 2 класс,не успе­вает писать в классе все зада­ния так как не очень быстро пишет. Учи­тель­ница поса­дила его на самую послед­нюю парту одного чтобы не отвле­кал никого. И он из за такого отно­ше­ния забился и не хочет вообще ходить в школу типа что он не любит школу и ему тоже хочется с кемто сидеть но учи­тель на мою просьбу пере­са­дить гово­рит „Я не соби­ра­юсь ради одного вашего сына отвле­кать весь класс „застав­ляют меня  сидеть с ним каж­дый день на уро­ках что бы он все писал. А пси­хо­лог ссы­ла­ясь на то что он не хочет писать ска­зала „схо­дите к нев­ро­логу и прой­дите обсле­до­ва­ния чтобы дока­зать что мой сын пси­хи­че­ски здо­ров и лишь тогда они при­мут какие то меры„ хотя он у меня здо­ров и с умом все в порядке только есть такие зада­ния кото­рые нужно более тща­тельно объ­яс­нить но в итоге он его пони­мает. Даже незнаю что делать и учи­тель как ска­зал пси­хо­лог не обя­зана своё сво­бод­ное время тра­тить на вашего ребёнка.  А я про­сто попро­сила чтоб учи­тель больше уде­лила вни­ма­ния если он не пишет и чтобы пере­са­дила ближе к сво­ему столу ато он целый год сидит на 5 парте но резуль­та­тов ника­ких как будто они взье­лись на нём.

    Ответить »
    • Елена, 28.01.2018

      Доб­рого вре­мени суток, Галина! Про­чи­тала ваш отзыв и сердце сжа­лось.. А вы не думали пере­ве­сти ребенка на домаш­нее обу­че­ние и самой с ним зани­маться? У меня сын тоже левша, ему 5 лет и я все больше заду­мы­ва­юсь о домаш­нем образовании

      Ответить »
  • Алеся, 23.01.2015

    Ста­тья, дей­стви­тельно инте­рес­ная. Спа­сибо за материал.
    Мне сей­час 30 лет. Меня в школе пере­учили писать пра­вой рукой, но все осталь­ное я делаю левой. Пра­вая рука у меня как запас­ная. Счи­таю, что пере­учи­вать лево­ру­ких детей — это пре­ступ­ле­ние, но 30 лет назад, дей­стви­тельно, не мыс­лили в педа­го­ги­че­ской прак­тике по дру­гому. Моей дочке в сле­ду­ю­щем году идти в школу, она тоже левша. Но я не соби­ра­юсь сама и не поз­волю никому ее переучивать.

    Ответить »
    • Ната­лья, 27.06.2016

      Я с вами пол­но­стью согласна,не надо пере­учи­вать, мне 33 года, что-то не заме­тила, что это как-то мешало в жизни.

      Ответить »
  • Лена, 19.11.2013

    Боль­шое спа­сибо за такую пози­тив­ную ста­тью. Узнаю сво­его сынишку. Мы во вто­ром классе, а с чте­нием так и не ладится. Мно­гие вещи при­хо­дится объ­яс­нять по несколько раз, при том, что он очень смыш­ле­ный. Учи­тель, к сож.не делает побла­жек. Но мы много зани­ма­ется, в том числе с лого­пе­дом, сей­час стало понятно, что без спе­ци­а­ли­ста не обой­тись. Думаю, к 10 годам подтянемся!

    Ответить »
    • Лилия, 20.11.2013

      Ува­жа­е­мая Елена, спа­сибо за отзыв. А нет воз­мож­но­сти пере­ве­сти сына в дру­гой класс к дру­гому учи­телю? От пре­по­да­ва­теля зави­сит очень многое.

      Ответить »
  • Нинель, 13.11.2013

    У меня внук 4‑классник. И напи­сано про­сто про него все.Мы обра­до­ва­лись Дню “левши”.Теперь будем праздновать.У него и сестричка,4‑х лет,идет левшой.А в роду, насколько мы знаем,левшей нет.Но с пер­вой учи­тель­ни­цей было-увы…Пришлось идти в дру­гую школу.И, самое интересное,что она даже не заме­чала его леворукость,накупив пра­во­ру­кие посо­бия посо­бия для всего класса.Большое спа­сибо за такую хоро­шую ста­тью и поддержку.Всего доб­рого вам!!!

    Ответить »
    • Лилия, 15.11.2013

      Спа­сибо Вам за теп­лый отзыв и доб­рые поже­ла­ния! Рады, что ста­тья была полез­ной для Вас. Успе­хов Вашим внукам!
      Лилия, глав­ный редак­тор сайта “Азбука воспитания”.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки