Если ребенок левша

Если ребенок левша

(6 голосов4.5 из 5)

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4‑х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только “половинка” от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом “природным” левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить “не такого” ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение,  левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют “правополушарными” — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется.  Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения  аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим “обыгрывают” правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это “все наоборот”, то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей,  они и хотели бы быть “как все”, но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к “правильности” почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с “профессиональным” праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Комментировать

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

16 комментариев

  • Нинель, 13.11.2013

    У меня внук 4‑классник. И написано просто про него все.Мы обрадовались Дню “левши”.Теперь будем праздновать.У него и сестричка,4‑х лет,идет левшой.А в роду, насколько мы знаем,левшей нет.Но с первой учительницей было-увы…Пришлось идти в другую школу.И, самое интересное,что она даже не замечала его леворукость,накупив праворукие пособия пособия для всего класса.Большое спасибо за такую хорошую статью и поддержку.Всего доброго вам!!!

    Ответить »
    • Лилия, 15.11.2013

      Спасибо Вам за теплый отзыв и добрые пожелания! Рады, что статья была полезной для Вас. Успехов Вашим внукам!
      Лилия, главный редактор сайта “Азбука воспитания”.

      Ответить »
  • Лена, 19.11.2013

    Большое спасибо за такую позитивную статью. Узнаю своего сынишку. Мы во втором классе, а с чтением так и не ладится. Многие вещи приходится объяснять по несколько раз, при том, что он очень смышленый. Учитель, к сож.не делает поблажек. Но мы много занимается, в том числе с логопедом, сейчас стало понятно, что без специалиста не обойтись. Думаю, к 10 годам подтянемся!

    Ответить »
    • Лилия, 20.11.2013

      Уважаемая Елена, спасибо за отзыв. А нет возможности перевести сына в другой класс к другому учителю? От преподавателя зависит очень многое.

      Ответить »
  • Если ребенок левша — sonyaclub.ru, 01.10.2014

    […] и живее своих сверстников-правшей. С другой стороны, если ребенок левша, то он, скорее всего, более раним, впечатлителен, […]

    Ответить »
  • Алеся, 23.01.2015

    Статья, действительно интересная. Спасибо за материал.
    Мне сейчас 30 лет. Меня в школе переучили писать правой рукой, но все остальное я делаю левой. Правая рука у меня как запасная. Считаю, что переучивать леворуких детей — это преступление, но 30 лет назад, действительно, не мыслили в педагогической практике по другому. Моей дочке в следующем году идти в школу, она тоже левша. Но я не собираюсь сама и не позволю никому ее переучивать.

    Ответить »
    • Наталья, 27.06.2016

      Я с вами полностью согласна,не надо переучивать, мне 33 года, что-то не заметила, что это как-то мешало в жизни.

      Ответить »
  • Галя, 14.05.2017

    У меня  сын тоже левша ходит во 2 класс,не успевает писать в классе все задания так как не очень быстро пишет. Учительница посадила его на самую последнюю парту одного чтобы не отвлекал никого. И он из за такого отношения забился и не хочет вообще ходить в школу типа что он не любит школу и ему тоже хочется с кемто сидеть но учитель на мою просьбу пересадить говорит „Я не собираюсь ради одного вашего сына отвлекать весь класс „заставляют меня  сидеть с ним каждый день на уроках что бы он все писал. А психолог ссылаясь на то что он не хочет писать сказала „сходите к неврологу и пройдите обследования чтобы доказать что мой сын психически здоров и лишь тогда они примут какие то меры„ хотя он у меня здоров и с умом все в порядке только есть такие задания которые нужно более тщательно объяснить но в итоге он его понимает. Даже незнаю что делать и учитель как сказал психолог не обязана своё свободное время тратить на вашего ребёнка.  А я просто попросила чтоб учитель больше уделила внимания если он не пишет и чтобы пересадила ближе к своему столу ато он целый год сидит на 5 парте но результатов никаких как будто они взьелись на нём.

    Ответить »
    • Елена, 28.01.2018

      Доброго времени суток, Галина! Прочитала ваш отзыв и сердце сжалось.. А вы не думали перевести ребенка на домашнее обучение и самой с ним заниматься? У меня сын тоже левша, ему 5 лет и я все больше задумываюсь о домашнем образовании

      Ответить »
  • Юлия, 04.02.2018

    Моему сыну 9 лет, он-левша, читать он научился в 5 лет, считать ещё раньше, сейчас в классе он читает быстрее и лучше всех, с математикой проблем нет, занимает первые места на олимпиадах, также не мешает его леворукость заниматься шахматами с 5 лет! Каждый ребёнок индивидуален, мой левша развит лучше всех правшей в классе.

    Ответить »
  • наталья, 07.02.2018

    Моей дочурке 3 годика.Давно стали замечать что она левша. Левшее не бывает.Ложку и ручку держит левой рукой идеально. Мы её даже этому не учили. Воспитатели говорят, что лепит и рисует она очень хорошо для своего возраста.Что касается зеркальности, то это тоже заметно.Не совсем чисто разговаривает и эмоциональности хватает.Посмотрим как все пойдёт дальше. Интересно читать статью и комментарии родителей которые делятся своим опытом.

    Ответить »
    • wella, 07.02.2018

      А знаете, если раньше было очень мало детей, для которых рабочей становится левая рука, то сейчас таких случаев очень много. Специалисты не говорят ничего плохого, напротив, рекомендуют не насиловать ребенка, переучивая его на правую руку.

      Что касается разговорчивости и эмоциональности, то это, скорее, индивидуальность развития вашего ребеночка. Но, чтобы не было критичных ситуаций, как в случае, описанном выше, надо проконсультироваться со специалистом.

      Ответить »
  • Татьяна, 05.03.2018

    Моему малышу 2,7 , явный левша„, говорить начал раньше своих сверстников ‑правшей, знает четко где левая сторона, где правая, считает до 10 „„ очень активен и конечно , что касается пространственной ориентации — дороги очень хорошо запоминает, его не обманешь, в плане если захочешь поехать или пойти не туда куда сказал, чётко ориентируется по дороге куда движемся))))

    Ответить »
  • Татьяна, 05.03.2018

    Психолог нам не советовала переучивать, да мы как то и не пытались , просто хочу пользоваться и правой и левой

    Ответить »
    • wella, 06.03.2018

      Переучивать — значит, навредить. Тут целая философия. Поэтому вы правильно решили поступить. Ребенок, подрастая, определится сам — какая рука будет у него рабочая, какая вспомогательная.

      Ответить »
  • Анна, 27.09.2018

    Мой сын левша, сейчас 6 лет. С 3 лет старалась засунуть карандаш или ложку ему в правую руку, заметила как мучается, отстала. Считать научился до 100 и обратном порядке 100 до 0 в 4года, читать в 5 лет стали по слогам, сейчас в 6 лет читает книги детям в группе в садике. Очень хорошо рисует, собирает пазлы, отличная память! Но долго не усидчив, быстро надоедает одно дело. Занимается карате, сначала путал стойки с ногами, сейчас вроде выучил). Про правую руку не забываю, стараюсь её развивать тоже.

    Ответить »