Формирование воли у детей младшего школьного возраста

Формирование воли у детей младшего школьного возраста

(4 голоса4.0 из 5)

В свете нового педа­го­ги­че­ского мыш­ле­ния при­зна­ется при­о­ри­тет­ность гар­мо­нич­ного вос­пи­та­ния чело­века перед раз­лич­ными видами его обу­че­ния. Важно выявить пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ские основы гар­мо­нич­ного вос­пи­та­ния детей, под­рост­ков и юно­шей в про­цессе осу­ществ­ле­ния ими тру­до­вой, игро­вой, учеб­ной, спор­тив­ной и др. видов дея­тель­но­сти, изу­чить содер­жа­ние, стро­е­ние, вза­и­мо­связь и раз­ви­тие этих видов дея­тель­но­сти, опре­де­лить пути и сред­ства целе­на­прав­лен­ного фор­ми­ро­ва­ния субъ­екта созна­тель­ной дея­тель­но­сти и твор­че­ской лич­но­сти школьников.

Вос­пи­та­ние должно при­об­щить лич­ность к языку чело­ве­че­ской куль­туры, должно помочь осо­знать дей­стви­тель­ность как вза­и­мо­дей­ствие людей, как про­цесс их дея­тель­но­сти, как сово­куп­ность ее резуль­та­тов. Оно должно при­учить ребенка видеть в фокусе сво­его выбора и своих поступ­ков отно­ше­ние к дру­гим людям и под­во­дить лич­ность к осо­зна­нию своей уни­каль­но­сти — спе­ци­фич­но­сти суще­ства, обла­да­ю­щего своей волей и ответ­ствен­но­стью. Пове­де­ние такой лич­но­сти сопро­вож­да­ется само­ана­ли­зом, само­оцен­кой, рефлек­сией. Вся­кое отно­ше­ние к чело­веку при­об­ре­тает дру­гую ипо­стась — отно­ше­ние к самому себе. Вос­пи­та­ние гото­вит чело­века к субъ­ект­ной дея­тель­но­сти, выра­ба­ты­вает ее пси­хо­ло­ги­че­ские предпосылки.

На пороге школы у ребенка воз­ни­кает новый уро­вень само­со­зна­ния и воле­вой регу­ля­ции пове­де­ния. Он харак­те­ри­зу­ется оформ­ле­нием его внут­рен­ней пози­ции — новое отно­ше­ние к себе, к своим обя­зан­но­стям. В его жизнь вхо­дит систе­ма­ти­че­ский труд. Этот труд тре­бует уси­лий, направ­лен на дости­же­ние резуль­тата. Оце­ни­ва­ется теперь резуль­тат дей­ствий, а не наме­ре­ния. У детей скла­ды­ва­ется спо­соб­ность оце­ни­вать себя, неудачи, лич­ност­ные каче­ства в уче­нии, в труде. Эти дости­же­ния сле­дует рас­смат­ри­вать как шаг на пути к обес­пе­че­нию нор­маль­ного обу­че­ния в школе в будущем.

В прак­тике школь­ной жизни часто при­хо­дится стал­ки­ваться с отри­ца­тель­ными эмо­ци­о­наль­ными реак­ци­ями детей на оценки, на труд­но­сти в учеб­ной работе. Эти реак­ции явля­ются пока­за­те­лем небла­го­по­лу­чия в вос­пи­та­нии ребенка, нес­фор­ми­ро­ван­но­стью у него тру­до­лю­бия. В вос­пи­та­нии ребенка мы посто­янно тре­буем, оце­ни­ваем, не научив спо­со­бам выпол­не­ния тре­бо­ва­ний. А ведь часто при­чи­ной неуспеш­но­сти школь­ни­ков явля­ются нераз­ви­тые воле­вые каче­ства: само­сто­я­тель­ность, невос­пи­тан­ное чув­ство ответ­ствен­но­сти, неуме­ние дово­дить дело до конца, то есть него­тов­ность млад­шего школь­ника к труду. По иссле­до­ва­нию А. А. Реаан, без­от­вет­ствен­ность (84%) среди соци­ально незре­лых под­рост­ков, нега­тив­ное отно­ше­ние к труду — одно из цен­траль­ных обра­зо­ва­ний кри­ми­наль­ной лич­но­сти. Именно эти дети попа­дают в группу риска. Они не заин­те­ре­со­ваны в уче­нии и в труде, у них отсут­ствуют необ­хо­ди­мые навыки пре­одо­ле­ния трудностей.

По нашим иссле­до­ва­ниям (выборка 100 чело­век детей стар­шего дошколь­ного воз­раста), 39% детей дошколь­ного воз­раста зани­мают пас­сив­ную пози­цию к труду. Это отно­ше­ние сопро­вож­да­ется отри­ца­тель­ными эмо­ци­ями и харак­те­ри­зу­ется сле­ду­ю­щими выска­зы­ва­ни­ями: «трудно», «не хочу», «заста­вили». Харак­терно нали­чие отри­ца­тель­ной моти­ва­ции. Воле­вой ком­по­нент «надо» имеет место только в 12 слу­чаях, из них 10 — с отри­ца­тель­ной эмо­ци­о­наль­ной окраской.

Отме­ча­ется недо­ста­точ­ная сфор­ми­ро­ван­ность послу­ша­ния, сла­бая выра­жен­ность пози­ции «Я сам», начал воле­вых качеств: само­сто­я­тель­но­сти, ответ­ствен­но­сти, целе­устрем­лен­но­сти. В то же время, обсле­до­ва­ние детей из воцер­ко­в­лен­ных семей пока­зало, что в пяти слу­чаях из шести у них сфор­ми­ро­вано тру­до­лю­бие, послу­ша­ние на фоне высо­кого пока­за­теля активности.

Полу­чен­ные выводы поз­во­ляют гово­рить о том, что уже у ребенка дошколь­ного воз­раста необ­хо­димо созда­вать усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния тру­до­лю­бия, что послу­жит важ­ней­шей пред­по­сыл­кой успеш­ного обу­че­ния в дальнейшем.

Опи­ра­ясь на оте­че­ствен­ные тра­ди­ции вос­пи­та­ния, сле­дует отме­тить, что важ­ным усло­вием раз­ви­тия воли, а вме­сте с тем и пре­одо­ле­ния пас­сив­но­сти, фор­ми­ро­ва­ния готов­но­сти к труду счи­та­ется также фор­ми­ро­ва­ние послушания.

Послу­ша­ния про­яв­ля­ются в пове­де­нии (выпол­не­ние нрав­ствен­ных норм, пра­вил) и в дея­тель­но­сти (выпол­не­ние пору­че­ний). Меха­низм послу­ша­ния — раз­ви­тие воле­вого уси­лия. Сле­дует отме­тить, что этот меха­низм не имеет ничего общего с без­услов­ным пови­но­ве­нием, когда ребенку не остав­ляют воз­мож­но­сти соб­ствен­ного убеж­де­ния в правоте дела.

Бытует мне­ние, что послуш­ный ребе­нок — это подав­лен­ный ребе­нок, что из него вырас­тет пас­сив­ный, зави­си­мый чело­век у кото­рого отсут­ствует воля.

Так ли это? Издавна, еще в древ­не­рус­ских сбор­ни­ках: Пчелы, Про­логи, Зла­то­усты, Изма­рагды и Домо­строй настой­чиво про­во­ди­лось, что любовь и доб­рые дела есть осно­ва­ние чело­ве­че­ской жизни. Послу­ша­ние в рус­ской хри­сти­ан­ской тра­ди­ции рас­смат­ри­ва­ется как доб­ро­воль­ное выпол­не­ние обя­зан­но­стей по отно­ше­нию к дру­гим людям и к себе. Это и быто­вые, и учеб­ные, и тру­до­вые послу­ша­ния. Их назна­че­ние — огра­ни­че­ние от само­воль­ства, ограж­де­ние от соблаз­нов и от матери всех поро­ков — празд­но­сти. Его назна­че­ние: огра­ни­че­ние само­воль­ства (что-хочу-дела­нье), ограж­де­ние от празд­ного времяпрепровождения.

Конечно, удо­вле­тво­ре­ние пер­вич­ных есте­ствен­ных потреб­но­стей ребенка (пить, есть, спать, играть) явля­ется одной из функ­ций роди­теля, но здесь очень важно отсле­дить грань, где начи­нает про­яв­ляться «что-хочу-дела­ние», чрез­мер­ное удо­вле­тво­ре­ние этих потреб­но­стей — свое­во­лие. Вот здесь и нужно начи­нать вос­пи­та­ние силь­ной воли ребенка — учить побеж­дать есте­ствен­ные чрез­мер­ные жела­ния (воле­ния) под­чи­не­нием мораль­ным нор­мам и пра­ви­лам пове­де­ния, кото­рые должны изна­чально при­сут­ство­вать в каж­дой семье. Если ребе­нок не смо­жет сопро­тив­ляться своим жела­ниям, у него воз­ник­нет зави­си­мость от есте­ствен­ных потреб­но­стей, он будет нахо­дить все­воз­мож­ные уловки, чтобы избе­гать пору­че­ний роди­те­лей и выпол­не­ния обя­зан­но­стей. Поиг­рать в ком­пью­тер, про­ле­жать в кро­вати, выпол­нить пору­че­ние кое-как, лишь бы отде­латься, и т. п. — ребе­нок ста­но­вится пас­сив­ным. Хочется еще раз напом­нить, что вос­пи­ты­вать послуш­ного ребенка нужно пра­вильно и осто­рожно: необ­хо­димо разъ­яс­нять смысл тех или иных поступ­ков, цен­но­стей чело­ве­че­ской жизни с тем, чтобы у ребенка сло­жи­лось убеж­де­ние в пра­виль­но­сти сде­лан­ного им выбора (выбор дол­жен быть сво­бод­ным), необ­хо­димо учить при­ни­мать само­сто­я­тель­ные реше­ния, когда не будет воз­мож­но­сти с кем-либо посо­ве­то­ваться. Роль вос­пи­та­ния заклю­ча­ется в том, чтобы под­ве­сти дитя к внут­рен­ней жизни, к работе над собой, к овла­де­нию спо­соб­но­стью при­ни­мать или отвер­гать побуж­де­ния. Этот путь бес­ко­не­чен, вос­пи­та­ние лишь откры­вает путь и учит идти. И глав­ные путе­во­ди­тели на этом пути — мораль­ные чув­ства: стыд, любовь к дру­гим людям, работа сове­сти. Вос­пи­та­ние в этом отно­ше­нии заклю­ча­ется в раз­ви­тии воли, уме­ния сдер­жи­вать себя. Именно в это время жела­ния ребенка должны направ­ляться на добро, а не на зло.

Но реко­мен­ду­ется пра­виль­ное и осто­рож­ное при­ме­не­ние послу­ша­ния. Важно не лишить ребенка само­сто­я­тель­но­сти, но вме­сте с тем учить ребенка с кем-либо советоваться.

Пас­сив­ность ребенка, неса­мо­сто­я­тель­ность, без­от­вет­вен­ность, низ­кий уро­вень целе­устрем­лен­но­сти во мно­гом обу­слов­ли­вают недо­ста­точ­ную актив­ность буду­щей учеб­ной дея­тель­но­сти и сдер­жи­вают лич­ност­ное раз­ви­тие ребенка. Свое­вре­менно сфор­ми­ро­ван­ное поло­жи­тель­ное отно­ше­ние к труду, ста­нов­ле­ние воле­вой регу­ля­ции ребенка ста­нет усло­вием само­ак­ту­а­ли­за­ции взрос­лого чело­века. При этом важ­ней­шим усло­вием явля­ется кон­струк­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие в аль­янсе «Родитель—Ребенок», осно­ван­ное на любви и доверии.

* * *

1. Архи­епи­скоп Евсе­вий (Орлин­ский). Энцик­ло­пе­дия вос­пи­та­ния малень­кого хри­сти­а­нина. М., 2003.

2. Осниц­кий А. К. Само­ре­гу­ля­ция дея­тель­но­сти школь­ника и фор­ми­ро­ва­ние актив­ной лич­но­сти. М.: Зна­ние, 1986.

3. Побе­до­нос­цев К. П. Вос­пи­та­ние харак­тера в школе. СПб., 1996.

4. Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние детей. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего пат­ри­ар­хата Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия вто­рого, 1993.

Автор: Кур­ни­кова Л.П.

Источ­ник: сайт “Нрав­ствен­ность в образовании”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки