Хорошо бы верующей матери быть фанатичной…

Хорошо бы верующей матери быть фанатичной…

(9 голосов4.3 из 5)

День хоро­ший, сол­неч­ный. Вос­крес­ная литур­гия закон­чи­лась, и возле храма бегают дети, весе­лые, радост­ные, при­об­щив­ши­еся Хри­сто­вой благодати.

И мне после При­ча­стия хочется с ними попры­гать на одной ножке, поиг­рать в клас­сики, дого­нялки. Но я, вели­ко­воз­раст­ная мат­рона, стою чинно, бла­го­родно, любу­ясь детьми и раду­ясь лучам теп­лого осен­него сол­нышка. Рядом со мной две мамы, при­смат­ри­ва­ю­щие за детьми, рез­вя­щи­мися на дет­ской пло­щадке. Невольно ста­нов­люсь участ­ни­ком их разговора.

- Давно вас было не видно. Болели, навер­ное, — с сочув­ствием спра­ши­вает немо­ло­дая мать, кача­ю­щая в коляске младенца.

- Нет, слава Богу, не болели, мы про­сто редко сюда при­хо­дим, детей при­ча­стить. Храм нам нра­вится, кра­си­вый, ста­рин­ный, и батюшка моло­дой, дети его любят.

- Да, храм у нас хороший…А сами-то как? В дру­гом храме причащаетесь?

- Да нет, сами мы не ходим, мы веру­ю­щие, но без фана­тизма… Про­стите, пора нам. Оленька, Миша, домой!

Веру­ю­щая без фана­тизма мама ждет своих рас­крас­нев­шихся от игры детей. И Оленька, и Миша под­бе­гают к ней, обни­мают за подол пла­тья, она журит их за гряз­ную обувь, гла­дит по голове, целует….

А я стою под лучами осен­него солнца и почему-то оно кажется мне уже не таким теп­лым. Смотрю на ухо­дя­щих быст­рой поход­кой от храма Олю, Мишу, их маму и так хочется мне их догнать, так много хочется мне ска­зать им…

Веру­ю­щие без фана­тизма… Как часто слышу я это слово от окру­жа­ю­щих. «Ну ты в храм ходи, только без фана­тизма… А каж­дое вос­кре­се­нье-то зачем, давай без фана­тизма? А детям-то зачем поститься, с ними-то без фана­тизма. Ну если и пожи­вут немного до брака, а потом повен­ча­ются, ничего страш­ного, надо ко всему отно­ситься без фана­тизма.»

Что же назы­вают фана­тиз­мом окру­жа­ю­щие меня люди? Фана­тизм в пред­став­ле­нии боль­шин­ства наших «веру­ю­щих» это испол­не­ние пред­пи­са­ний церкви, стрем­ле­ние во что бы то ни стало соблю­сти запо­веди Божии, стрем­ле­ние стро­ить свою жизнь так, чтобы на пер­вом месте был Бог, чтобы искать воли Его во всем, вос­пи­ты­вать детей своих в бла­го­че­стии и цело­муд­рии, отвра­щая взгляды их от рас­пу­щен­но­сти, раз­врата, пошлости…

Фана­тично веру­ю­щие это как раз и есть веру­ю­щие, кото­рые потом ста­но­вятся святыми.

А нефа­на­тично веру­ю­щие — это все мы, кто смот­рит все сво­бод­ное время теле­ви­зор или “сидит” в интер­нете, в пост­ные дни не вспо­ми­нает о стра­да­ниях Хри­ста, а пьет чай с кол­ба­сой. Это те «кто и Богу, и мам­моне», это те, кто «ни холо­ден, ни горяч». Нефа­на­тично веру­ю­щие – это, попро­сту говоря, неве­ру­ю­щие, кото­рым нет дела ни до Хри­ста, ни до того, чему он нас учил. Но нельзя быть веру­ю­щим напо­ло­вину. Веру­ешь ли ты? — спроси себя. И будет твой ответ: да-да, нет-нет. А все осталь­ное от лукавого.

Вос­пи­та­ние с фана­тиз­мом – это когда слиш­ком «много Бога», когда самое глав­ное – Бог и Его духов­ные законы, это когда мы много гово­рим детям о жизни веч­ной и учим рас­смат­ри­вать эту жизнь лишь как вре­мен­ное испы­та­ние, под­го­товку к веч­но­сти. Но если это так, то как хочется мне вос­клик­нуть: «Матери, будьте фанатичны!»

Если мать хочет вос­пи­тать своих детей в вере, если она не хочет лишить их сча­стья быть веру­ю­щими, она должна быть фана­тич­ной, но ее фана­тич­ность должна быть наце­лена на себя, на работу над собой, над посто­ян­ным раз­мыш­ле­нием о детях своих. Фана­тич­ная мать – это не та, кото­рая застав­ляет своих детей молиться на коле­нях день и ночь. Нет, мать застав­ля­ю­щая, но не пока­зы­ва­ю­щая при­мера, — это мать глу­пая, безрассудная.

Веру­ю­щая мать будет ста­раться открыть мир веры сво­ему ребенку, она не будет фана­тично смот­реть сери­алы, фана­тично раз­го­ва­ри­вать с подру­гами по теле­фону или фана­тично рыс­кать в интер­нете… Она откроет вече­ром Еван­ге­лие и хотя бы неболь­шой отры­вок, но обя­за­тельно про­чи­тает своим детям, обя­за­тельно спро­сит, как они пони­мают, что напи­сано, рас­ска­жет про­стыми сло­вами, что гово­рили об этом свя­тые отцы! Пра­во­слав­ная веру­ю­щая мать! Какой же муд­рой, тру­до­лю­би­вой ты должна быть, как непре­станно должна каяться в духов­ной своей лени! Как должна про­сить у Бога сил вос­пи­тать своих детей! Как должна ты поститься, пока­зы­вая при­мер доб­рого воз­дер­жа­ния детям своим! С каким бла­го­го­ве­нием при­ча­щаться Свя­тых Хри­сто­вых Таин! Спро­сим себя, если у нас, если у нас такое рве­ние? Нет! Мы не фана­тичны. Не будем обо­льщаться. Мы мало­веры, медь звенящая!

Мать-фана­тичка целый день раз­мыш­ляет о том, как помочь своим детям, как спо­соб­ство­вать тому, чтобы Гос­подь в их душах зажег огонь веры. Мать ведет доб­рые беседы со сво­ими детьми, каж­дый раз раз­мыш­ляя, о чем ей пого­во­рить с чадами сво­ими, какое доб­рое зерно заро­нить в их душу, какое житие почи­тать, какое настав­ле­ние дать. Мать не фана­тичка этого не делает, она про­сто ино­гда при­во­дит детей в храм и счи­тает что этого доста­точно. Она и сама-то не живет по-хри­сти­ан­ски, а только делает вид….И этот «вид» все и пор­тит. Дети рано начи­нают пони­мать, что это вид, что это взрос­лое лице­ме­рие. Гово­рят: молись…А сами-то молятся? Гово­рят: постись… А сами-то постятся?

Мать должна хоро­шенько под­го­то­вить души детей своих как землю, почву, в кото­рую будут падать семена Божии. Она должна дать доб­рое вос­пи­та­ние детям своим, научить их нрав­ствен­но­сти. Она должна молиться о детях своих, чтобы Гос­подь дал им дар веры. Ведь было бы слиш­ком само­на­де­янно думать, что даже фана­тично отно­сясь к своим мате­рин­ским обя­зан­но­стям, мы можем быть уве­рены, что наши дети будут веру­ю­щими. Мы должны сде­лать все, а потом поло­житься на Гос­пода, дове­риться Ему, упо­вать на Него. Мы должны вру­чить детей в руце Божии, даже не вру­чить, а вер­нуть ему Его детей, кото­рых он нам дове­рил на воспитание…

Никто не назо­вет фана­тич­ной мать, спа­са­ю­щей свое чадо из горя­щего дома? Так почему же мы поз­во­ляем гиб­нуть душам детей в гре­хов­ном мире, и не спе­шим спа­сать их своей молит­вой? Почему мы так без­раз­личны к детям нашим?

Все это мне так хоте­лось ска­зать быстро ухо­дя­щей от храма матери… Чтобы и Оленька, и Миша потом, когда чуть под­рас­тут, не ска­зали: в дет­стве нас водили в храм, но мы не очень пони­мали зачем

При­ча­щать малень­ких детей, конечно, надо. Это боль­шое сча­стье! И при­водя своих детей в храм к При­ча­стию, матери, без­условно, душой чув­ствуют, что здесь можно полу­чить от Бога боль­шую бла­го­дать и радость. Но почему они сами не каются, не при­ча­ща­ются, не хотят вести духов­ную жизнь и тем самым обкра­ды­вают себя и не пока­зы­вают доб­рого при­мера детям своим?

Юлия Улья­нова (с)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Юлия, 25.10.2016

    Да, тоже раньше часто слы­шала такое, сей­час меньше, потому что, навер­ное, рабо­таю в пра­во­слав­ной среде, и окру­же­ние волей — не волей поме­ня­лось, но.…
    тяжело осо­зна­вать не кого-то, а себя, что ты не то что не фана­тич­ный веру­ю­щий, ты, по-моему, вообще не веру­ю­щий, а про­сто пра­во­слав­ный тео­ре­тик, кото­рый может мно­гое рас­ска­зать, но на прак­тике даже не троечник.
    А еще ты — пра­во­слав­ный потре­би­тель, кото­рый полу­чает от Бога столько бла­го­дати и ждет еще и еще, а в ответ лишь обе­ща­ния Богу испра­виться. Хотя  искренне хочешь стать духовно хоро­шим и нести добро людям, а потом, пони­ма­ешь, что ты лен­тяй духов­ный  и несешь вред семье, пока дела­ешь добро дру­гим. Все на столько не однозначно.
    Одна надежда на любовь и все­про­ще­ние Гос­пода и , конечно же, близких.
    Хоро­шая статья.
    Юлия , бывает, ковыр­нет самый спря­тан­ный, но самый нары­ва­ю­щий “пры­щик” , и ты сидишь потом и дума­ешь: “Нда.… как жить-то дальше? Помоги нам всем, Господи!”

    Ответить »
  • Кирилл, 18.10.2016

    Тоже часто вижу такую кар­тину: боль­шая оче­редь деток к Чаше, а роди­тели в Таин­стве не участ­вуют. Это боль­шое заблуж­де­ние, счи­тать, что можно вос­пи­тать ребёнка хри­сти­а­ни­ном, лишь при­водя его в храм. Для ребёнка глав­ный при­мер — его роди­тели. Малень­ким он с удо­воль­ствием будет участ­во­вать в цер­ков­ной жизни, но, став под­рост­ком, отпа­дёт о Бога, видя, что взрос­лые (его роди­тели) не живут духов­ной жиз­нью. А раз взрос­лым это не надо, то для него взрос­ле­ние выра­зится в том числе и в остав­ле­нии Церкви.
    Ребёнка не обма­нешь, он видит, что роди­тели (хотя бы кто-то один) не молятся, при­ни­мая те или иные реше­ния о воле Божией не вспо­ми­нают, основ хри­сти­ан­ства не знают.

    И в цер­ков­ной жизни есть поня­тие фана­тизма, он име­ну­ется “рев­но­стью не по разуму”. Подроб­нее: http://azbyka.ru/fanatizm
    Но смысл его совсем иной, чем вкла­ды­вают в это поня­тие далё­кие от Церкви, а соот­вет­ственно и от Бога (по сло­вам извест­ного свя­того: кому Цер­ковь не мать, тому Бог не отец) люди, пони­ма­ю­щие под фана­тиз­мом осо­знан­ную и дея­тель­ную веру.

    При­веду здесь ещё раз­мыш­ле­ния о фанатизме.
    Ино­гда слышу: “Я верю, но без фана­тизма”. Чтобы пока­зать несе­рьёз­ность этого утвер­жде­ния, доста­точно пере­не­сти его в любую дру­гую область чело­ве­че­ской жизни. Например:
    — Я в браке, но без фана­тизма. (Это как: жене изме­ня­ешь или живёте порознь?)
    — Я учусь в инсти­туте, но без фана­тизма. (Ты тро­еч­ник, на грани отчис­ле­ния или ака­де­ми­че­ский отпуск взял?)
    Т.е. в рас­смат­ри­ва­е­мом утвер­жде­нии духов­ная жизнь, в кото­рую чело­век всту­пает Кре­ще­нием, объ­яв­ля­ется чем-то излиш­ним, более того — нездо­ро­вым. В резуль­тате мно­же­ство кре­щё­ных у нас счи­тают Таин­ство Кре­ще­ния не рож­де­нием в духов­ную жизнь, а само­до­ста­точ­ной рели­ги­оз­ной ини­ци­а­цией, после кото­рой для люби­те­лей есть обряды “свеч­ко­по­став­ле­ния” и “водо­свя­то­бу­тыл­ко­на­пол­не­ния”.
    Напомню, 4‑ре состав­ля­ю­щие духов­ной жизни (молитву, цер­ков­ные таин­ства, духов­ное чте­ние и доб­ро­де­ла­ние) можно упо­до­бить нож­кам стула, каж­дая из кото­рых должна быть цела, иначе чело­век будет сидеть криво или упа­дёт. http://azbyka.ru/1/duhovnaya_zhizn

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки