сайт для родителей

Хорошо бы верующей матери быть фанатичной…

Print This Post

1504


Хорошо бы верующей матери быть фанатичной…
(8 голосов: 4.25 из 5)

День хороший, солнечный. Воскресная литургия закончилась, и возле храма бегают дети, веселые, радостные, приобщившиеся Христовой благодати.

И мне после Причастия хочется с ними попрыгать на одной ножке, поиграть в классики, догонялки. Но я, великовозрастная матрона, стою чинно, благородно, любуясь детьми и радуясь лучам теплого осеннего солнышка. Рядом со мной две мамы, присматривающие за детьми, резвящимися на детской площадке. Невольно становлюсь участником их разговора.

— Давно вас было не видно. Болели, наверное, — с сочувствием спрашивает немолодая мать, качающая в коляске младенца.

— Нет, слава Богу, не болели, мы просто редко сюда приходим, детей причастить. Храм нам нравится, красивый, старинный, и батюшка молодой, дети его любят.

— Да, храм у нас хороший…А сами-то как? В другом храме причащаетесь?

— Да нет, сами мы не ходим, мы верующие, но без фанатизма… Простите, пора нам. Оленька, Миша, домой!

Верующая без фанатизма мама ждет своих раскрасневшихся от игры детей. И Оленька, и Миша подбегают к ней, обнимают за подол платья, она журит их за грязную обувь, гладит по голове, целует….

А я стою под лучами осеннего солнца и почему-то оно кажется мне уже не таким теплым. Смотрю на уходящих быстрой походкой от храма Олю, Мишу, их маму и так хочется мне их догнать, так много хочется мне сказать им…

Верующие без фанатизма… Как часто слышу я это слово от окружающих. «Ну ты в храм ходи, только без фанатизма… А каждое воскресенье-то зачем, давай без фанатизма? А детям-то зачем поститься, с ними-то без фанатизма. Ну если и поживут немного до брака, а потом повенчаются, ничего страшного, надо ко всему относиться без фанатизма.»

Что же называют фанатизмом окружающие меня люди? Фанатизм в представлении большинства наших «верующих» это исполнение предписаний церкви, стремление во что бы то ни стало соблюсти заповеди Божии, стремление строить свою жизнь так, чтобы на первом месте был Бог, чтобы искать воли Его во всем, воспитывать детей своих в благочестии и целомудрии, отвращая взгляды их от распущенности, разврата, пошлости…

Фанатично верующие это как раз и есть верующие, которые потом становятся святыми.

А нефанатично верующие — это все мы, кто смотрит все свободное время телевизор или «сидит» в интернете, в постные дни не вспоминает о страданиях Христа, а пьет чай с колбасой. Это те «кто и Богу, и маммоне», это те, кто «ни холоден, ни горяч». Нефанатично верующие – это, попросту говоря, неверующие, которым нет дела ни до Христа, ни до того, чему он нас учил. Но нельзя быть верующим наполовину. Веруешь ли ты? — спроси себя. И будет твой ответ: да-да, нет-нет. А все остальное от лукавого.

Воспитание с фанатизмом – это когда слишком «много Бога», когда самое главное – Бог и Его духовные законы, это когда мы много говорим детям о жизни вечной и учим рассматривать эту жизнь лишь как временное испытание, подготовку к вечности. Но если это так, то как хочется мне воскликнуть: «Матери, будьте фанатичны!»

Если мать хочет воспитать своих детей в вере, если она не хочет лишить их счастья быть верующими, она должна быть фанатичной, но ее фанатичность должна быть нацелена на себя, на работу над собой, над постоянным размышлением о детях своих. Фанатичная мать – это не та, которая заставляет своих детей молиться на коленях день и ночь. Нет, мать заставляющая, но не показывающая примера, — это мать глупая, безрассудная.

Верующая мать будет стараться открыть мир веры своему ребенку, она не будет фанатично смотреть сериалы, фанатично разговаривать с подругами по телефону или фанатично рыскать в интернете… Она откроет вечером Евангелие и хотя бы небольшой отрывок, но обязательно прочитает своим детям, обязательно спросит, как они понимают, что написано, расскажет простыми словами, что говорили об этом святые отцы! Православная верующая мать! Какой же мудрой, трудолюбивой ты должна быть, как непрестанно должна каяться в духовной своей лени! Как должна просить у Бога сил воспитать своих детей! Как должна ты поститься, показывая пример доброго воздержания детям своим! С каким благоговением причащаться Святых Христовых Таин! Спросим себя, если у нас, если у нас такое рвение? Нет! Мы не фанатичны. Не будем обольщаться. Мы маловеры, медь звенящая!

Мать-фанатичка целый день размышляет о том, как помочь своим детям, как способствовать тому, чтобы Господь в их душах зажег огонь веры. Мать ведет добрые беседы со своими детьми, каждый раз размышляя, о чем ей поговорить с чадами своими, какое доброе зерно заронить в их душу, какое житие почитать, какое наставление дать. Мать не фанатичка этого не делает, она просто иногда приводит детей в храм и считает что этого достаточно. Она и сама-то не живет по-христиански, а только делает вид….И этот «вид» все и портит. Дети рано начинают понимать, что это вид, что это взрослое лицемерие. Говорят: молись…А сами-то молятся? Говорят: постись… А сами-то постятся?

Мать должна хорошенько подготовить души детей своих как землю, почву, в которую будут падать семена Божии. Она должна дать доброе воспитание детям своим, научить их нравственности. Она должна молиться о детях своих, чтобы Господь дал им дар веры. Ведь было бы слишком самонадеянно думать, что даже фанатично относясь к своим материнским обязанностям, мы можем быть уверены, что наши дети будут верующими. Мы должны сделать все, а потом положиться на Господа, довериться Ему, уповать на Него. Мы должны вручить детей в руце Божии, даже не вручить, а вернуть ему Его детей, которых он нам доверил на воспитание…

Никто не назовет фанатичной мать, спасающей свое чадо из горящего дома? Так почему же мы позволяем гибнуть душам детей в греховном мире, и не спешим спасать их своей молитвой? Почему мы так безразличны к детям нашим?

Все это мне так хотелось сказать быстро уходящей от храма матери… Чтобы и Оленька, и Миша потом, когда чуть подрастут, не сказали: в детстве нас водили в храм, но мы не очень понимали зачем

Причащать маленьких детей, конечно, надо. Это большое счастье! И приводя своих детей в храм к Причастию, матери, безусловно, душой чувствуют, что здесь можно получить от Бога большую благодать и радость. Но почему они сами не каются, не причащаются, не хотят вести духовную жизнь и тем самым обкрадывают себя и не показывают доброго примера детям своим?

Юлия Ульянова (с)

Комментарии:

Тоже часто вижу такую картину: большая очередь деток к Чаше, а родители в Таинстве не участвуют. Это большое заблуждение, считать, что можно воспитать ребёнка христианином, лишь приводя его в храм. Для ребёнка главный пример — его родители. Маленьким он с удовольствием будет участвовать в церковной жизни, но, став подростком, отпадёт о Бога, видя, что взрослые (его родители) не живут духовной жизнью. А раз взрослым это не надо, то для него взросление выразится в том числе и в оставлении Церкви.
Ребёнка не обманешь, он видит, что родители (хотя бы кто-то один) не молятся, принимая те или иные решения о воле Божией не вспоминают, основ христианства не знают.

И в церковной жизни есть понятие фанатизма, он именуется «ревностью не по разуму». Подробнее: http://azbyka.ru/fanatizm
Но смысл его совсем иной, чем вкладывают в это понятие далёкие от Церкви, а соответственно и от Бога (по словам известного святого: кому Церковь не мать, тому Бог не отец) люди, понимающие под фанатизмом осознанную и деятельную веру.

Приведу здесь ещё размышления о фанатизме.
Иногда слышу: «Я верю, но без фанатизма». Чтобы показать несерьёзность этого утверждения, достаточно перенести его в любую другую область человеческой жизни. Например:
— Я в браке, но без фанатизма. (Это как: жене изменяешь или живёте порознь?)
— Я учусь в институте, но без фанатизма. (Ты троечник, на грани отчисления или академический отпуск взял?)
Т.е. в рассматриваемом утверждении духовная жизнь, в которую человек вступает Крещением, объявляется чем-то излишним, более того — нездоровым. В результате множество крещёных у нас считают Таинство Крещения не рождением в духовную жизнь, а самодостаточной религиозной инициацией, после которой для любителей есть обряды «свечкопоставления» и «водосвятобутылконаполнения».
Напомню, 4-ре составляющие духовной жизни (молитву, церковные таинства, духовное чтение и доброделание) можно уподобить ножкам стула, каждая из которых должна быть цела, иначе человек будет сидеть криво или упадёт. http://azbyka.ru/1/duhovnaya_zhizn

Да, тоже раньше часто слышала такое, сейчас меньше, потому что, наверное, работаю в православной среде, и окружение волей — не волей поменялось, но….
тяжело осознавать не кого-то, а себя, что ты не то что не фанатичный верующий, ты, по-моему, вообще не верующий, а просто православный теоретик, который может многое рассказать, но на практике даже не троечник.
А еще ты — православный потребитель, который получает от Бога столько благодати и ждет еще и еще, а в ответ лишь обещания Богу исправиться. Хотя  искренне хочешь стать духовно хорошим и нести добро людям, а потом, понимаешь, что ты лентяй духовный  и несешь вред семье, пока делаешь добро другим. Все на столько не однозначно.
Одна надежда на любовь и всепрощение Господа и , конечно же, близких.
Хорошая статья.
Юлия , бывает, ковырнет самый спрятанный, но самый нарывающий «прыщик» , и ты сидишь потом и думаешь: «Нда…. как жить-то дальше? Помоги нам всем, Господи!»

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus