Играть с ребенком и получать удовольствие?

Играть с ребенком и получать удовольствие?

(8 голосов4.8 из 5)

Я играю с ребен­ком, чтобы он был счаст­лив и чтобы он хорошо раз­ви­вался. Для этого можно и потру­диться. Какой же это труд? – усмех­нется кто-то. А самый что ни на есть настоящий!

«Будьте сами и чело­ве­ком, и мла­ден­цем для того, чтобы учить ребенка»
Вла­ди­мир Одоевский

Моему сыну два с поло­ви­ной года. Самая люби­мая его игра на сего­дняш­ний день – это ката­ние по полу маши­нок, постройка гаража и доми­ков. Заня­тие, на мой взгляд, пре­скуч­ней­шее, повто­ря­ю­ще­еся изо дня в день. Но надо видеть с каким удо­воль­ствием он зани­ма­ется этим, и с каким упор­ством и настой­чи­во­стью тянет меня за руку, в надежде, что я раз­делю с ним его затею. Стар­шие бра­тья выросли, погру­жены в учебу и им совер­шенно неин­те­ресно зани­маться дет­ской чепу­хой, а мне деться некуда. Сна­чала я, конечно, пыта­юсь увиль­нуть: подо­жди, сынок, только посуду домою. Ребе­нок ждет. Но после посуды маме, ока­зы­ва­ется, надо еще почи­стить кар­тошку. А потом еще запу­стить сти­раль­ную машинку, под­ме­сти пол… Но тут тер­пе­ние ребенка закан­чи­ва­ется: «Мама, мама, би-би, — чуть не плача, каню­чит он. Я сда­юсь, сажусь на пол вме­сте с ним и скуч­ным голо­сом говорю: и где же моя машина? Видели бы лицо ребенка в сей момент! Эти счаст­ли­вые глаза! Он совер­шенно не пони­мает, что мама делает ему одол­же­ние, что там, на кухне, непо­жа­рен­ные кот­леты, там, в интер­нете, недо­чи­тан­ная ста­тья, тут отло­жен­ный по теле­фону раз­го­вор… Он вру­чает мне сразу две машины! Би-би, би-би!!! Поехали!!!! Так, здесь у нас сто­янка, а тут давай поста­вим све­то­фор. Обя­за­тельно построим желез­ную дорогу, вот шлаг­баум, чтобы не столк­нуться с поез­дом. А вот овощи, кото­рые будет пере­во­зить гру­зо­вик. Осень — пора соби­рать и возить уро­жай. Игра нача­лась. Она длится недолго. Потом все машины едут в гараж. Спать. Устали они, пусть отдох­нут, — объ­яс­няю я сыну. Наша игра длится от силы пят­на­дцать минут. И при­но­сит столько радо­сти ребенку!

Из инсти­тут­ского курса пси­хо­ло­гии, а больше из жиз­нен­ного опыта, мне известно, что веду­щей дея­тель­но­стью ребенка-дошкольника явля­ется игра. И мы играем. Сна­чала мы несколько меся­цев учимся оде­вать колечки на пира­мидку, потом стро­ить башню из куби­ков, соби­рать из раз­но­цвет­ных дета­лей паро­воз, скла­ды­вать пазлы, шну­ро­вать… Потом под­клю­ча­ются машины, краны, кон­струк­тор… ребе­нок, кажется, не пре­сле­дует в игре ника­кой цели, она про­сто при­но­сит ему удо­воль­ствие. А какая цель у мамы? Думаю, будет не плохо, если мама сфор­му­ли­рует ее так: я играю с ребен­ком, чтобы он был счаст­лив и чтобы он хорошо раз­ви­вался. Для этого можно и потру­диться. Какой же это труд? – усмех­нется кто-то. А самый что ни на есть насто­я­щий! Попро­буйте взять себе за обя­зан­ность поиг­рать каж­дый день с ребен­ком в тече­ние недели, и вопрос отпа­дет сам собой. Конечно, играть с утра до вечера с ребен­ком мама не может, но пока­зы­вать, как можно играть, остав­ляя ребенку место для соб­ствен­ного игро­вого твор­че­ства, маме нужно обя­за­тельно. Ведь кто, кроме нее, научит, как надо дей­ство­вать с этими инте­рес­ными предметами?

Мно­гие роди­тели тяго­тятся игрой со своим ребен­ком и при­ду­мы­вают мно­же­ство спо­со­бов избе­жать игры как тако­вой. Лука­вила и я.

Пер­вому ребенку мы поку­пали много игру­шек – отку­па­лись: новая игрушка зани­мает ребенка неко­то­рое время и он может поиг­рать и сам, пока роди­тели зани­ма­ются сво­ими делами. Но это вари­ант не твор­че­ский. Не стоит зава­ли­вать ребенка игруш­ками. Дети пом­нят игрушки из сво­его дет­ства, если их мало. И еще: игрушки должны быть уни­вер­саль­ными. Чем больше воз­мож­но­стей у игрушки «пре­вра­титься» в дру­гой пред­мет, тем цен­нее она для игры – кубики, мячики, палочки, ста­кан­чики. На самом деле ребенку нужны не столько игрушки, сколько игры. Им не так важно что, а важно как

По соб­ствен­ному наблю­де­нию знаю, что лучше всего дети играют само­сто­я­тельно, когда мама нахо­дится рядом, поэтому хорошо, если ваша коробка с игруш­ками будет легко транс­пор­та­бельна и может легко пере­ез­жать в кухню и обратно, в ком­нату, сле­дуя за мами­ным пла­ном дня.

Со вто­рым сыном я увлек­лась ран­ним раз­ви­тием, мы рано начали читать, выре­зали и кле­или, это было инте­рес­ней, чем про­сто играть. Но до сих пор у меня воз­ни­кает ощу­ще­ние, что я чего-то лишила сво­его ребенка…

И только с тре­тьим я поняла, что с ребен­ком надо про­сто жить и нахо­дить во всем игру! Ведь даже обыч­ное под­ме­та­ние полов можно пре­вра­тить в игру и будет совсем нескучно! А соби­рать яблоки в саду? Только вчера мы с сыном делали это с боль­шим удо­воль­ствием! А сего­дня я вычи­тала на стра­ничке одной заме­ча­тель­ной мамы в интер­нете, как они соби­рала с доч­ками яблоки: « Соби­раем с девоч­ками яблоки в саду. Яблонь много, и вот уже вто­рую осень мы при­частны к этому бога­тому уро­жаю. В эту осень будем сушить, а потом уго­щать дру­зей и сами хрумкать.
Найдя в траве осо­бенно боль­шое и румя­ное яблоко, Ася гово­рит, будто это Яблоч­ная Коро­лева. Если попа­лось яблочко чуть меньше, но не менее румя­ное — Яблоч­ная Прин­цесса. А самое боль­шое и крас­ное — конечно, Яблоч­ный Король. Семей­ная иерар­хия соблю­дена. Можно не вол­но­ваться…» (Алек­сандра Тро­фи­мова).

Ребенка не обя­за­тельно посто­янно раз­вле­кать, ребенка нужно вовле­кать в дело и делать это дело с удо­воль­ствием. Да, вме­сте с ним вы, воз­можно, будете раз­ве­ши­вать высти­ран­ное белье в два раза дольше, но все-таки вы его раз­ве­сите, и дадите почув­ство­вать сво­ему малышу, что он боль­шой помощ­ник у вас!

По мере взрос­ле­ния дети, конечно, будут все больше пред­по­чте­ния отда­вать роле­вым играм и пере­но­сить в игру все, что видят вокруг, и, в первую оче­редь, все, что видят, в доме. Мно­гие вос­пи­та­тели в дет­ских садах знают, чем живет семья ребенка, потому что ребе­нок в игре демон­стри­рует все, что про­ис­хо­дит за две­рями квар­тиры. Малыш не спе­ци­ально, но пока­жет, как ведет себя мама, каким голо­сом раз­го­ва­ри­вает папа, он выдаст все семей­ные тайны.

Ловуш­кой для детей и роди­те­лей явля­ются гад­жеты, запо­ло­нив­шие наши дома. Боль­шой соблазн — поса­дить ребенка перед план­ше­том и заняться сво­ими делами. Ты дума­ешь: пусть посмот­рит один малень­кий муль­тик, а потом поиг­раем. Но на деле ребе­нок смот­рит три муль­тика, а тебя потом мучают угры­зе­ния сове­сти. Выход здесь только один: дис­ци­пли­ни­ро­вать себя и не отлы­ни­вать от пря­мых обя­зан­но­стей быть с ребен­ком. Хоро­шей аль­тер­на­ти­вой про­смотру муль­ти­ков и филь­мов явля­ется про­слу­ши­ва­ние аудио­спек­так­лей. Ребе­нок учится слу­шать и вос­при­ни­мать инфор­ма­цию на слух, а это важ­ное уме­ние для успеш­ного обу­че­ния в школе. Но ника­кой аудио­спек­таль, конечно, не заме­нит уют­ных домаш­них вече­ров, посвя­щен­ных сов­мест­ному чтению…

Еще один ход. Мало кто из дево­чек не хочет быть в дет­стве актри­сой. Но не всем это уда­ется, зато мно­гие девочки ста­но­вятся, слава Богу, мамами, и вот тут-то наша дав­няя мечта может осу­ще­ствиться. Мама может стать самым насто­я­щим теат­ром для сво­его ребенка. Куколь­ный театр, а мама актриса на все голоса! Вот чудо! Еще лучше при­влечь к этому весе­лому заня­тию папу! Уве­ряю, вос­торгу ребенка не будет предела!

Еще важ­нее, что игра в этом слу­чае может и эмо­ци­о­нально вос­пи­ты­вать ребенка. Ведь мы будем пока­зы­вать малышу хоро­шую сказку и, может быть, даже при­ду­маем ее сами?

Хорошо, когда в семье несколько детей, их можно научить орга­ни­зо­вы­вать сов­мест­ную игру. А если в семье один малыш? То лучше всего, конечно, родить еще «ребен­ков» — потому что нехо­рошо чело­веку, в том числе и малень­кому, быть одному.

Крат­кая памятка для родителей.

Игры с ребен­ком дома

ДО 3 ЛЕТ:

  • Обво­дить ладо­шку крохи на листе бумаги.
  • Рисо­вать паль­чи­ко­выми крас­ками или вос­ко­выми карандашами.
  • Лепить из соле­ного теста или спе­ци­аль­ного мяг­кого пластилина.
  • Спря­тать извест­ные игрушки в мешо­чек, а ребе­нок пусть уга­ды­вает на ощупь.
  • Отга­ды­вать, в какой руке спря­тана игрушка.
  • Игры со шнуровкой.
  • Стро­ить высо­чен­ную башню из куби­ков, пока она не обру­шится (к огром­ному вос­торгу малыша).
  • Изу­чать назва­ние цве­тов (вос­поль­зуй­тесь машин­ками или цвет­ными карандашами).
  • Игры на раз­ви­тие памяти. Напри­мер, поло­жить несколько игру­шек перед ребен­ком (куко­лок, маши­нок или кин­дер-сюр­при­зов). Затем малыш отво­ра­чи­ва­ется, вы одну уби­ра­ете, а он дол­жен уга­дать, какой игрушки нет.

А еще дети в этом воз­расте очень любят игры с водой! Напри­мер, такие:

  • Рыбалка — в мага­зи­нах есть игру­шеч­ные удочки и рыбки с магнитиками.
  • Пере­ли­вать воду из таза в ведерко пласт­мас­со­вым ста­кан­чи­ком или совочком.
  • Вылав­ли­вать игрушки из воды сов­ком (сач­ком, ложкой).
  • Пус­кать кораб­лики в ван­ной или в тазике.
  • Наби­рать воду в чашку ложкой.

ПОСЛЕ 3 ЛЕТ:

  • Рисо­ва­ние красками;
  • Маг­нит­ная азбука;
  • Игры в дет­ское домино, лото, пазлы, шашки;
  • Лепка из пластилина;
  • Рас­краски;
  • Все­воз­мож­ные игры с набо­рами гео­мет­ри­че­ских фигур;
  • Дет­ский боулинг;
  • Игры с фиш­ками и кубиком;
  • Изме­рить сво­ими шагами ком­нату или квартиру;
  • Кубики Ники­тина;
  • Настоль­ные игры
  • Поде­лить живот­ных на домаш­них и диких.
  •  Игры: «съе­доб­ное — несъе­доб­ное», «холодно — горячо».
  • Роле­вые игры: в док­тора, парик­ма­хера, в дет­ский сад, мага­зин, школу, в домик или дочки-матери.

Детям полезно орга­ни­зо­вать игры для раз­ви­тия мел­кой моторики:

  • Соби­рать узор из буси­нок, пуго­виц или камешков;
  • Выкла­ды­вать «коло­дец» из палочек;
  • При­ду­мы­вать узор из пало­чек или спичек;
  • Нани­зы­вать бусинки на нитку (леску);
  • Сме­ши­вать раз­но­цвет­ные пуго­вицы (бусины), а затем раз­би­рать их по цветам;
  • Рас­сте­ги­вать и засте­ги­вать пуговицы.

ПОСЛЕ 5 ЛЕТ ко всему пере­чис­лен­ному добавляются:

  • Кре­стики-нолики
  • Мор­ской бой
  • Шах­маты
  • Игра в слова
  • Настоль­ный хок­кей, футбол
  • Домаш­ний театр
  • Театр теней
  • Дженге – стро­и­тель­ство башен, в кото­ром тре­бу­ется лов­кость рук
  • Чте­ние по ролям
  • Поиск клада по инструкции

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Марина, 06.04.2017

    Спа­сибо боль­шое! Ста­тья про­стая, но рчень доход­чи­вая. Автор ста­тьи очень искренна. Отдель­ное ей спа­сибо за отсут­ствие мора­ли­за­тор­ства и осуж­де­ния. С ува­же­нием, Марина.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки