Как говорить правду с любовью к ближним?

Как говорить правду с любовью к ближним?

(4 голоса5.0 из 5)

Все­гда ли хри­сти­а­нин дол­жен гово­рить правду? Нужна ли правда, если она при­чи­няет боль ближ­нему? Кто такие изгнан­ные правды ради, о кото­рых гово­рится в запо­веди бла­жен­ства? Отве­чает док­тор бого­сло­вия, про­рек­тор по учеб­ной работе Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап.

37261394152 cd54983aac m - Как говорить правду с любовью к ближним?Беседа с про­то­и­е­реем Вла­ди­ми­ром Хула­пом состо­я­лась в эфире про­граммы «Слово» пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз»  в про­дол­же­ние цикла пере­дач о Запо­ве­дях бла­жен­ства. Веду­щая и гость про­граммы обсуж­дают вось­мую запо­ведь. Она зву­чит так: «Бла­женны изгнан­ные за правду, ибо их есть Цар­ство Небесное».

 – Отец Вла­ди­мир, о какой правде здесь идёт речь?

– Если мы посмот­рим на гре­че­ский текст запо­ве­дей бла­жен­ства, то это слово озна­чает не только правду, но и праведность.

Пра­вед­ность как некий образ жизни, как та форма суще­ство­ва­ния, кото­рая явля­ется опре­де­ля­ю­щей для христианина.

Если мы взгля­нем на все пред­ше­ству­ю­щие Запо­веди бла­жен­ства, то мы уви­дим, что они гово­рят о том, что дол­жен делать человек.

А две послед­ние запо­веди уже ука­зы­вают нам на то, что про­изой­дёт с хри­сти­а­ни­ном, если он будет жить по вот этим осо­бым Запо­ве­дям блаженства.

Правда или пра­вед­ность как спо­соб жизни все­гда явля­ется некой точ­кой про­верки, точ­кой выбора, когда чело­век дей­стви­тельно может уви­деть, достиг ли он в своей жизни по-насто­я­щему всего того, о чём речь шла в пред­ше­ству­ю­щих запо­ве­дях блаженства. 

Это некий тест – ино­гда очень боль­ной, ино­гда очень жёст­кий тест. Но вме­сте с тем это правда, прежде всего, о самом себе: кто я на самом деле.

Поскольку очень часто мы носим какую-то маску, личину, играем ту или иную роль в семье, на работе, в обще­стве, пыта­емся каким-то обра­зом само­утвер­диться. Осо­бенно это видно сей­час в интер­нете, когда чело­век выкла­ды­вает фото­гра­фию и пыта­ется быть лучше, чем он есть на самом деле.

И вот когда мы стал­ки­ва­емся с какими-то про­бле­мами, с непри­я­тием, с оттор­же­нием со сто­роны окру­жа­ю­щих – это вопрос о правде по отно­ше­нию ко мне, к самому себе: кто я такой на самом деле, почему те или иные люди меня не при­ни­мают, не вос­при­ни­мают, при­ни­мают не так, как я хотел бы этого.

Очень часто эта правда о самом себе явля­ется довольно-таки горь­кой. Мы можем счи­тать, что мы заме­ча­тель­ные и пре­крас­ные люди, но вме­сте с тем окру­жа­ю­щие вос­при­ни­мают нас как само­влюб­лен­ных эго­и­стов, кото­рые не заме­чают никого вокруг.

s1200 - Как говорить правду с любовью к ближним?

Правда – еван­гель­ская правда, еван­гель­ская пра­вед­ность – это для хри­стиан Хри­стос. То есть это то бого­че­ло­ве­че­ское зер­кало, в кото­рое я могу посмот­реть и уви­деть, насколько я этой Правде Божией, кото­рая при­шла на землю в чело­ве­че­ском облике, в чело­ве­че­ском теле, соответствую. 

И очень часто эта раз­ница дей­стви­тельно будет очень боль­шой, рази­тель­ной, непри­ят­ной. Но, не осо­знав эту раз­ницу, никоим обра­зом нельзя сде­лать опре­де­лён­ные шаги для того, чтобы что-то изме­ни­лось в нашей жизни.

Правда, за кото­рую нас гонят или не при­ни­мают, это не какая-то чело­ве­че­ская правда, это не моя правда, через кото­рую я хочу само­утвер­диться, ино­гда идя по голо­вам дру­гих людей для дости­же­ния каких-то своих целей, а именно Христос. 

И дей­стви­тельно, если мы посмот­рим на любой день в нашей жизни, мы уви­дим, что мы посто­янно ока­зы­ва­емся перед выбо­ром – перед выбо­ром посту­пить по правде, по голосу сове­сти, по Еван­ге­лию, или посту­пить по каким-то дру­гим нор­мам, кото­рые нам пред­ла­гает окру­жа­ю­щий мир, общество.

Они нередко нам гово­рят: да ничего страш­ного нет, если здесь ты немножко сол­жёшь, здесь чего-то не доска­жешь, здесь можешь исполь­зо­вать какое-то слово или выра­же­ние, кото­рое может быть дво­яко понято.

Если мы гово­рим о правде Божией, то мы должны пони­мать, что эта правда для мира очень часто непри­ятна, потому что мир живёт по дру­гим зако­нам, и миру непри­ятно видеть людей, кото­рые плы­вут про­тив течения.

Тех, кото­рые своей жиз­нью – не обя­за­тельно даже сло­вами, про­по­ве­дями, а именно обра­зом сво­его суще­ство­ва­ния живут по каким-то дру­гим зако­нам, и тем самым обли­чают неправду мира своей жиз­нью. И тогда воз­ни­кает, дей­стви­тельно, реак­ция непри­я­тия, реак­ция отторжения.

Хри­стос, говоря об этой запо­веди бла­жен­ства, пред­ла­гая её нам, очень честен. Он гово­рит нам о том, что нельзя сидеть на двух сту­льях, нужно делать выбор: с Богом ты или с миром. 

Он очень честен и в отно­ше­нии того, что гово­рит нам о про­бле­мах. Он не гово­рит о том, что те, кто будут хри­сти­а­нами, будут иметь жизнь бла­го­по­луч­ную, доволь­ную, про­цве­та­ю­щую, здо­ро­вую. Он честно гово­рит, что насто­я­щее хри­сти­ан­ство – все­гда жертва.

Хри­сти­ан­ство – это все­гда некое дав­ле­ние со сто­роны окру­жа­ю­щих, и не только неве­ру­ю­щего мира – но это дав­ле­ние может быть и в самой Церкви на чело­века, кото­рый искренне ста­ра­ется жить по правде Божией, искренне стре­мится жить по запо­ве­дям. Но вме­сте с тем Хри­стос гово­рит и о том, что с таким чело­ве­ком нахо­дится рядом Он Сам. Этот чело­век не один.

Это не про­сто какая-то правда с малень­кой буквы, но это та правда, кото­рая явля­ется живым вопло­щён­ным Сло­вом Божьим. И поэтому Хри­стос как бы берёт за руку того чело­века, кото­рый живёт по правде, и ведёт его через все вот эти про­блемы житей­ского моря, через все эти шторма, бури, кото­рые под­сте­ре­гают нас на пути.

Это при­зыв, прежде всего, не бояться. Это при­зыв и ука­за­ние на то, что самый силь­ный духов­ный рост про­ис­хо­дит, когда мы стал­ки­ва­емся с про­бле­мами, когда чело­век думает: а стал я хри­сти­а­ни­ном, или мне ещё до насто­я­щего хри­сти­ан­ства очень-очень далеко?

– А все­гда ли хри­сти­а­нин дол­жен гово­рить правду, ведь суще­ствует рас­хо­жее выра­же­ние «ложь во спасение»?

– Если мы посмот­рим на выра­же­ние «ложь во спа­се­ние», то это видо­из­ме­нен­ное сла­вян­ское выра­же­ние из псалма «ложь конь во спа­се­ние» (Пс.32:17).

И в этом псалме речь идёт совер­шенно дру­гом: о том, что конь нена­дё­жен для спа­се­ния во время битвы, во время каких-то про­блем, пре­сле­до­ва­ний, и пола­гаться, упо­вать нужно на Бога. В нашем сло­во­упо­треб­ле­нии изна­чаль­ная сла­вян­ская фраза при­об­рела совер­шенно дру­гое значение.

Навер­ное, выве­сти какую-то общую фор­мулу здесь очень и очень сложно. Конечно, в общем, правду гово­рить нужно, несмотря на то, что это может быть кому-то непри­ятно, кому-то это может быть даже больно. Но, наверно, нужно пони­мать, зачем мы эту правду говорим.

То есть очень легко ска­зать чело­веку, кото­рый ошибся, осту­пился: «ты не прав» какими-то гру­быми сло­вами, ука­зать на его ошибки, в душе раду­ясь тому, что это не моя ошибка, что это не мой про­вал, не моё пре­ступ­ле­ние, правонарушение.

И если этого пав­шего гре­хов­ного чело­века рас­смат­ри­вать в каче­стве системы коор­ди­нат, то, конечно, такая правда будет спо­со­бом воз­вы­ше­ния меня самого. Она будет меня ослеп­лять, она будет чем-то, что на самом деле будет скры­вать мои соб­ствен­ные внут­рен­ние проблемы.

Навер­ное, есть слу­чаи, когда правда, ска­зан­ная даже в очень какой-то жёст­кой форме, может заста­вить чело­века заду­маться об изме­не­нии своей жизни. 

Ну, напри­мер, если чело­век упо­треб­ляет алко­голь много лет, и врач, пони­мая, что у него какие-то серьёз­ные про­блемы со здо­ро­вьем, дол­жен ска­зать правду.

Может быть, именно эта правда ста­нет пово­рот­ной точ­кой в жизни этого чело­века, когда он пой­мёт, что весь пред­ше­ству­ю­щий его образ жизни был непра­виль­ным, и он пой­мёт, что в жизни есть дру­гие цен­но­сти и изме­нит свою жизнь кар­ди­нально, нач­нёт уде­лять время и себе, и семье, и близ­ким, и не искать уте­ше­ния в алкоголе.

Говоря о правде, нужно быть очень акку­рат­ным в отно­ше­нии с детьми, поскольку  в  мла­ден­че­ском и дет­ском воз­расте очень легко на всю жизнь посе­ять в душу маль­чика или девочки семена неуве­рен­но­сти и сомне­ния в самом себе, пони­зить само­оценку. И чело­век будет заби­тым, боя­щимся окру­жа­ю­щего мира на про­тя­же­нии всей жизни. 

И, если мы гово­рим о правде, то, мне кажется, очень важно пом­нить, что в ней все­гда две сто­роны. Одна сто­рона нега­тив­ная: мы можем видеть в чело­веке весь его нега­тив, кото­рый не соот­вет­ствует нашим каким-то пред­став­ле­ниям, еван­гель­ским пред­став­ле­ниям о высоте чело­века, и это будет правда.

Нега­тив – это только поло­вина правды. Дру­гая, мне кажется, наи­бо­лее важ­ная поло­вина правды заклю­ча­ется в том, что в каж­дом чело­веке есть образ Божий. 

В каж­дом чело­веке есть та пре­крас­ная искра веч­ной жизни, искра любви Божией, искра, кото­рая пере­да­ётся от чело­века к чело­веку с момента тво­ре­ния мира и чело­века, кото­рую не может уга­сить ника­кой грех. 

Если мы смо­жем рас­крыть вот эту правду для этого кон­крет­ного чело­века, то такая правда и ста­нет источ­ни­ком его насто­я­щего духов­ного роста. Если мы смо­жем пока­зать чело­веку, ска­зать о нём правду вот в этом пози­тив­ном ключе – в том ключе, каким обра­зом о чело­веке гово­рил Хри­стос, то чело­век дей­стви­тельно изме­нится, изме­нится его жизнь.

Мы видим, что Хри­стос нередко обра­ща­ется к греш­ни­кам, к сла­бым людям именно таким обра­зом. Боль­ные, блуд­ницы, мытари – это те, кто были пре­да­те­лями в гла­зах иудеев, и Он обща­ется с ними по-дру­же­ски. Он гово­рит им правду для того, чтобы под­нять из этого состо­я­ния падения. 

Но вме­сте с тем Он гово­рит правду и по-дру­гому. Напри­мер, Он при­хо­дит в Иеру­са­лим­ский Храм – туда, где нахо­дится иудей­ское духо­вен­ство, где нахо­дятся фари­сеи, при­хо­дит в сина­гоги и гово­рит правду очень жёстко, ино­гда делает бич из верё­вок и выго­няет тор­гу­ю­щих из храма, говоря о том, что «дом Мой домом молитвы наре­чётся, а вы сде­лали его вер­те­пом разбойников».

И это тоже правда, но правда очень горь­кая, кото­рую, может быть, как раз этим иудей­ским рели­ги­оз­ным лиде­рам именно таким обра­зом и нужно было ска­зать для того, чтобы они заду­ма­лись: а насколько их жизнь, воз­ве­ще­ние воли Божией, дей­стви­тельно соот­вет­ствует тому, чего хочет от них и от дру­гих людей Бог.

– А почему изгнан­ным за правду при­над­ле­жит Цар­ство Небесное?

– Чело­века изго­няют из цар­ства мира сего, но изго­няют не про­сто в никуда, изго­няют не про­сто в какую-то кро­меш­ную тьму, но он пере­хо­дит в Цар­ство Хри­ста. Он пере­хо­дит в Цар­ство Небес­ное как в осо­бую систему коор­ди­нат, поскольку цар­ство на биб­лей­ском языке – это все­гда нечто упо­ря­до­чен­ное, это что-то, собран­ное из хаоса.

zvzs9d3o2dy - Как говорить правду с любовью к ближним?

Дей­стви­тельно, цар­ство-госу­дар­ство – это то обще­ство, где анар­хия пре­об­ра­зо­вана в какой-то поря­док. О Цар­стве Небес­ном мы слы­шим в пер­вой запо­веди бла­жен­ства – в самом начале, когда мы слы­шим о нищих духом, и слы­шим уже в самом конце. Тогда оно было иде­а­лом, тогда оно было тем, к чему чело­век дол­жен был стремиться.

Делая выбор ради правды, чело­век уже при­над­ле­жит этому Цар­ству. Чело­век уже нахо­дится в нём, и ника­кие внеш­ние гоне­ния, испы­та­ния, непри­ня­тие со сто­роны окру­жа­ю­щих не могут лишить  его этого Царства. 

И поэтому, по сути, перед каж­дым  стоит выбор: либо я буду царь­ком в моем лич­ном цар­стве, кото­рое я создал для себя; либо я буду дей­стви­тельно насла­ждаться радо­стью и бла­жен­ством в Цар­стве Хри­ста, Кото­рый и явля­ется истин­ным Царём.

Беседа состо­я­лась в эфире про­граммы «Слово» пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз» 

Соб. инф.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки