Как лечить душевную боль? Как обрести психологическое здоровье?

Как лечить душевную боль? Как обрести психологическое здоровье?

(8 голосов5.0 из 5)

Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных иску­ше­ний. Что пишут те, кто на опыте знал, как обре­сти пси­хо­ло­ги­че­ское здоровье?

Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский (1829–1908)

Лече­ние душев­ных болез­ней (стра­стей) совер­шенно отлично от лече­ния телес­ных болез­ней. В телес­ных болез­нях надо оста­но­виться на болезни, полас­кать боль­ное место мяг­кими сред­ствами, теп­лою водою, теп­лыми при­пар­ками и пр., а в болез­нях душев­ных не так: напала на тебя болезнь — не оста­нав­ли­вайся на ней вни­ма­нием, отнюдь не лас­кая ее, не потвор­ствуй ей, не грей ее, а бей, рас­пи­най ее, делай совер­шенно про­тив­ное тому, чего она просит.

Пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский (1866–1938)

Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непре­станно пре­бы­вает в Боге и бывает зело покойна.

Иеро­мо­нах Петр (Сере­гин) (1895–1982)

Часто бывает так, что и при хоро­шей мате­ри­аль­ной обес­пе­чен­но­сти и при доб­рых отно­ше­ниях к нам ближ­них наших сердце наше гло­жут грехи и стра­сти, как лютые змеи. А если при­бе­гаем к духовно-нрав­ствен­ным сред­ствам, изжи­ваем гор­дость и пре­воз­но­ше­ние и осво­бож­да­емся от тще­сла­вия, зави­сти и гнева, неудо­воль­ствия и порож­да­ю­щих их похо­тей плоти; внут­рен­няя жизнь наша под воз­дей­ствием бла­го­дати Божией очи­ща­ется от раз­дра­жи­тель­но­сти, боязни и гре­хов­ной тре­воги, и мир Божий осе­няет нашу душу мы ощу­щаем радость о Господе.

Цепи греха осла­бе­вают, а неко­то­рые спа­дают совсем, и чув­ствуем себя вполне счаст­ли­выми, в пол­ноте жизни, несмотря на раз­лич­ные внеш­ние мате­ри­аль­ные и про­чие мир­ские условия.

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский (1724–1783)

Писа­ние Свя­тое есть духов­ная аптека, в кото­рой бла­го­у­троб­ный Отец Небес­ный раз­лич­ные ради нас сокрыл вра­че­ва­ния. Мно­го­раз­лич­ные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому тре­буем мно­го­раз­лич­ного вра­чев­ства, что все в Свя­том Писа­нии нахо­дим. Там с помо­щью Духа Свя­того, гово­рив­шего через про­ро­ков и апо­сто­лов, оты­щет вся­кий вра­че­ва­ние немо­щам своим: печаль­ный — уте­ше­ние, сомне­ва­ю­щийся — разум и утвер­жде­ние, невежда — настав­ле­ние и позна­ние. Там сокро­вен совет недо­уме­ва­ю­щим, и незна­ю­щим разум, и печаль­ным утешение.

Ста­рец Паи­сий Свя­то­го­рец (1924–1994)

Если у чело­века есть свое­во­лие, само­уве­рен­ность и само­уго­жде­ние, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет стра­дать посто­янно. Он запу­ты­ва­ется, свя­зы­вает себя по рукам и ногам, у него воз­ни­кают про­блемы. Чтобы найти свой путь, он дол­жен рас­крыть свое сердце какому-то духов­нику и сми­ренно попро­сить его о помощи. Однако неко­то­рые вме­сто духов­ника идут к пси­хи­атру. Если пси­хи­атр ока­жется веру­ю­щим, то он при­ве­дет их к духов­нику. А неве­ру­ю­щий пси­хи­атр огра­ни­чится тем, что даст им какие-нибудь таб­летки. Однако сами по себе таб­летки про­блемы не решают.

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский (1724–1783)

Начи­на­ю­щий веро­вать может быть упо­доб­лен немощ­ному, кото­рый, видя свою неис­це­ли­мую болезнь, желает и ищет искус­ного врача. Так греш­ник, видя через закон свою гре­хов­ную немощь, от кото­рой своей силой никак не может осво­бо­диться, желает и ищет врача, кото­рый бы смог его от той немощи освободить.

Схи­мо­нах Зосима (XVII-XIX вв.)

Мертв ли кто или без­бо­жием или гре­хом, кто может его вос­кре­сить? Слово Божие, кото­рое есть жизнь. Заблу­дился ли кто во тьме ереси или в пути раз­вра­щен­ной жизни, кто может его про­све­тить или на путь спа­се­ния обра­тить? Слово Божие, кото­рое есть свет и истина. Болен ли кто душой: Слово Божие во исце­ле­ние. Жесток ли серд­цем? Слово Божие его умяг­чает. Греш­ник ли отча­яв­шийся? Слово Божие вле­чет его на пока­я­ние. Удру­чен­ный ли скор­бями или иску­ше­ни­ями? Слово Божие есть его уте­ше­ние и вра­зум­ле­ние и укрепление.

Свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (1783–1867)

Ничто столько не нужно чело­веку, как вера. От нее зави­сит не только бла­жен­ство буду­щей жизни, но и бла­го­по­лу­чие насто­я­щей жизни.

Врач Сер­гей Апрак­син (XIX-XX вв.)

Бед­ный чело­век! Вме­сто того, чтобы ска­зать ему: “вду­майся в при­чины твоей нерв­но­сти, наполни верою и упо­ва­нием на Бога свою душев­ную пустоту, выра­бо­тай дру­гое отно­ше­ние к жизни со всеми ее горе­стями и радо­стями”, ему гово­рят: “ты болен, иди и лечись”, и вот несчаст­ный бежит или едет к док­то­рам, у них искать спа­се­ния от сво­его душев­ного недуга.

Здесь вопрос реша­ется по боль­шей части очень про­сто: про­из­но­сится слово “нев­ра­сте­ния”, все­объ­ем­лю­щее слово, хотя ничего опре­де­лен­ного не выра­жа­ю­щее (а боль­ной думает, что поняли его болезнь), и начи­на­ется обыч­ное лечение…

Так про­хо­дит обык­но­венно несколько лет (а ино­гда и вся жизнь), пока, нако­нец, изму­чен­ный чело­век не пой­мет, что нерв­ное “не могу”, под вли­я­нием раз­лич­ного рода фак­то­ров легко пре­вра­ща­ется самим чело­ве­ком в “могу”…

Самый раз­дра­жи­тель­ный чело­век, застиг­ну­тый во время семей­ной сцены, напри­мер, посто­рон­ним, мало зна­ко­мым чело­ве­ком, быстро сдер­жи­вает себя, пре­вра­щает “не могу” в “могу”. Не тер­пя­щий воз­ра­же­ний от своих под­чи­нен­ных вслед­ствие нерв­но­сти — изоб­ра­жает из себя крот­кого агнца, когда его самого про­би­рает началь­ство. Сло­вом, раз­лич­ного рода воз­дей­ствие: стыд перед людьми, опа­се­ние за свое слу­жеб­ное поло­же­ние, страст­ная любовь и дру­гие фак­торы легко пре­вра­щают нерв­ное “не могу” в “могу”.

Зна­чит, в нас самих все­гда есть тот рычаг, кото­рым мы готовы себя пере­вер­нуть, только надо захо­теть им вос­поль­зо­ваться и не выпус­кать его из рук. И вот когда изму­чен­ный веч­ным лече­нием и всеми дру­гими непри­ят­ными послед­стви­ями сво­его недуга чело­век пой­мет это, пой­мет, что сред­ство про­тив нерв­но­сти в нем самом, а не в тех мно­го­чис­лен­ных пузырь­ках, кото­рые он прежде опу­сто­шал в изоби­лии и без пользы, только тогда, бро­сив вся­кое лече­ние, он нако­нец дости­гает с помо­щью Божией мало-помалу или пол­ного, или, по край­ней мере, отно­си­тель­ного, но зато проч­ного выздоровления…

Беда вся в том, что мы слиш­ком много забо­тимся о раз­ви­тии внеш­них чувств от зре­ния до вкуса и слиш­ком мало о раз­ви­тии умо­зре­ния, кото­рое названо в молит­вах “очи мыс­лен­ные”, “ум и очи сер­деч­ные, яже ко спа­се­нию”. Эти “очи” даны чело­веку Богом для позна­ния вели­ких истин…

В том, что вера в нас очень слаба, что отно­ше­ние к жизни самое невоз­мож­ное, конечно, более всего вино­вато наше вос­пи­та­ние, но каж­дый взрос­лый чело­век может пере­вос­пи­тать себя и выра­бо­тать пра­виль­ный хри­сти­ан­ский взгляд на жизнь, если будет поль­зо­ваться сред­ствами, ука­зан­ными для этого Цер­ко­вью. Из средств этих самым глав­ным явля­ется молитва. Совсем неве­ру­ю­щих мало, боль­шин­ство мало­вер­ных, вот с этим-то зер­ном веры при­сту­пите к молитве, и вы скоро почув­ству­ете, что это зерно нач­нет про­би­ваться, через неко­то­рое время оно уже даст росток, из кото­рого с тече­нием вре­мени вырас­тет могу­чее дерево. Под сенью этого дерева легко и при­ятно будет отды­хать от тяже­лого зноя чело­ве­че­ских стра­стей и от бури житей­ских непо­год, а в свое время пожнете и плод.

Нач­ните только молиться, и вера сама при­дет к вам, а если она была слаба, то укре­пится и мало-помалу, посте­пенно изме­нится отно­ше­ние к жизни. Молитва будет отвле­кать вас хоть на время от обыч­ных житей­ских мыс­лей и инте­ре­сов, при­вле­чет ум к небес­ному, заста­вит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заста­вит вас мно­гое почув­ство­вать и с помо­щью бла­го­дати Божией изме­нит ваш преж­ний образ мыс­лей, уко­ре­нит веру и стрем­ле­ние к хри­сти­ан­скому иде­алу. Исце­ляя от тяж­кого и печаль­ного по своим послед­ствиям духов­ного недуга мало­ве­рия, молитва, соеди­нен­ная со стро­гим под­чи­не­нием цер­ков­ному режиму, может нам очень помочь и при телес­ных неду­гах. Мы видели, насколько полезна молитва, соеди­нен­ная с упо­ва­нием и верой в Бога при неко­то­рых нерв­ных состо­я­ниях, в основе кото­рых лежит душев­ная пустота и сла­бость воли…

Жизнь ука­зы­вает нам мно­го­чис­лен­ные при­меры, где чело­век нерв­ный, несколько лет лечив­шийся без вся­кого резуль­тата, быстро дости­гает пол­ного или, по край­ней мере, отно­си­тель­ного, но зато проч­ного выздо­ров­ле­ния после того, как обра­ща­ется к Богу и начи­нает жить по пра­ви­лам Церкви. Я, по край­ней мере, знаю несколько таких при­ме­ров, думаю, что и вся­кому дру­гому известно их немало. И при дру­гих нерв­ных неду­гах зна­че­ние выше­при­ве­ден­ных фак­то­ров нема­ло­важно. Возь­мем, напри­мер, пре­сло­ву­тое моз­го­вое пере­утом­ле­ние, кото­рому отво­дится совре­мен­ной меди­ци­ной вид­ное место в ряду про­чих при­чин совре­мен­ной нерв­но­сти. Ока­зы­ва­ется, что уси­лен­ная работа сама по себе редко вызы­вает стой­кую нерв­ную болезнь, а опасна только тогда, когда соеди­ня­ется с поро­ком и стра­стями человеческими…

Вот что по этому поводу гово­рит проф. Штрюм­пель: “…Мы видим поэтому, что к исто­ще­нию нерв­ной системы, состав­ля­е­мому сущ­ность нев­ра­сте­нии, ведет глав­ным обра­зом умствен­ная работа людей, сопро­вож­да­ю­ща­яся вол­не­ни­ями страха и надежд, умствен­ное напря­же­ние поли­тика, посто­янно вол­ну­ю­ще­гося страст­ной борь­бой пар­тий, нако­нец, уси­лия ума тех худож­ни­ков и уче­ных, неуто­ми­мое често­лю­бие кото­рых побуж­дает их не отста­вать от конкуренции”.

Отсюда сле­дует, что вера и про­ис­те­ка­ю­щее из нее отно­ше­ние к жизни, к богат­ству, славе, често­лю­бию и про­чему явля­ется и здесь могу­чим про­фи­лак­ти­че­ским средством…

Луч­шим пре­ду­пре­жда­ю­щим сред­ством явля­ется вос­пи­та­ние моло­дого поко­ле­ния на строго рели­ги­озно-нрав­ствен­ных нача­лах. Глав­ную задачу вос­пи­та­ния (в семье и школе) должно состав­лять стрем­ле­ние вос­пи­тать в душе ребенка страх Божий и истин­ную любовь к Богу.

При раз­вив­шейся же болезни луч­шим сред­ством явля­ется молитва. Необ­хо­димо каж­до­дневно молиться утром, вече­ром, читая утрен­нее и вечер­нее пра­вило, хотя бы в несколько сокра­щен­ном виде, со вни­ма­нием, ста­ра­ясь вни­кать в смысл каж­дого слова.

Кроме того, читать каж­до­дневно те избран­ные места из Еван­ге­лия и Апо­стола, кото­рые чита­ются в соот­вет­ству­ю­щий день за цер­ков­ной служ­бой. Не пре­не­бре­гать обще­ствен­ным бого­слу­же­нием, а посе­щать храм Божий, по край­ней мере, в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни (все­нощ­ная и обедня), выби­рая при этом тот храм, где служба бла­го­леп­нее, а глав­ное, где читают раз­бор­чиво и слу­жат не торопясь.

Говеть, по край­ней мере, раз в год. Соблю­дать посты и все про­чие поста­нов­ле­ния Церкви, памя­туя, что созданы они вели­кими людьми, пони­мав­шими при­роду чело­века гораздо лучше, чем самые выда­ю­щи­еся совре­мен­ные муд­рецы. Всеми иными спо­со­бами: раз­мыш­ле­нием, душе­спа­си­тель­ной бесе­дой, чте­нием тво­ре­ний вели­ких Отцов Церкви ста­раться укре­пить в себе веру, вос­пи­тать в душе своей созна­ние всей кра­соты хри­сти­ан­ского иде­ала и выра­бо­тать хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к жиз­нен­ным явлениям…

Помните, что в пер­вое время такой жизни в вас непре­менно с боль­шей или мень­шей силой откро­ется вто­рой источ­ник мысли, мысли дур­ной, про­ти­во­ре­ча­щей, соблаз­ня­ю­щей, созда­ю­щей целый ряд извест­ного рода “иску­ше­ний”. Не надо под­да­ваться сему, но молиться настой­чиво, с надеж­дой и тер­пе­нием, памя­туя сле­ду­ю­щие слова Спа­си­теля из притчи о непра­вед­ном судии: “Слы­шите, что гово­рит судья непра­вед­ный. Бог ли не защи­тит избран­ных своих, вопи­ю­щих к Нему день и ночь, хотя мед­лит защи­щать их”.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки