Как относились к воспитанию детей на Южном Урале в XIX веке

Как относились к воспитанию детей на Южном Урале в XIX веке

(3 голоса5.0 из 5)

Южный Урал стал активно засе­ляться сла­вя­нами только в XVIII веке. Насе­ле­ние было пре­иму­ще­ственно сель­ским и неод­но­род­ным в соци­аль­ном плане: были и кре­стьяне, и казаки, и жители гор­ных заво­дов. Пере­се­ленцы при­бы­вали из раз­лич­ных реги­о­нов огром­ной Рос­сий­ской Импе­рии, при­нося с собой тра­ди­ции мест исхода.

По сло­вам свят. Димит­рия Ростов­ского, «отрока можно упо­до­бить доске, при­го­тов­лен­ной для изоб­ра­же­ния кар­тины: что живо­пи­сец изоб­ра­зит – доб­рое или худое, свя­тое или греш­ное, ангела или беса, — то и оста­нется на ней. Так и дитя: какое роди­тели дадут ему пер­во­на­чаль­ное вос­пи­та­ние, к каким нра­вам – бого­угод­ным или бого­не­на­вист­ным, ангель­ским или бесов­ским – при­учат его, с такими оно и будет жить».

Рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние в сель­ской семье про­ис­хо­дило есте­ственно, спон­танно и носило харак­тер ими­та­ции. Ребе­нок вос­при­ни­мал опыт роди­те­лей, не все­гда поло­жи­тель­ный, в той или иной мере вос­про­из­водя его в даль­ней­шем. Свя­щен­ник В. Покров­ский, забо­тясь о нрав­ствен­но­сти своих при­хо­жан, писал: «Кре­стьян­ская семья живет вме­сте и все то, что дела­ется или гово­рится взрос­лыми, совер­ша­ется в при­сут­ствии детей. Вот почему, с одной сто­роны, дере­вен­ский ребе­нок раз­ви­ва­ется рано, а с дру­гой – рано усва­и­вает вся­кого рода пороки: дере­вен­ские дети начи­нают пить водку, ругаться сквер­ными сло­вами, грубо обра­щаться со стар­шими и даже с соб­ствен­ными роди­те­лями, легко смот­реть на чужую соб­ствен­ность и проч.»

Роль матери в пер­во­на­чаль­ном науче­нии исти­нам веры велика: гра­мот­ная, веру­ю­щая мать спо­собна была научить ребенка и пра­виль­ному крест­ному зна­ме­нию, и про­стым молит­вам, и основ­ным хри­сти­ан­ским запо­ве­дям. Так, напри­мер, мать С.И. Гусева-Орен­бург­ского, орен­бург­ская казачка, по сло­вам писа­теля, имела «горя­чую, искрен­нюю веру». По вече­рам она часто уса­жи­вала сына рядом с собой и вслух, нарас­пев читала ему жития свя­тых и дру­гую духов­ную лите­ра­туру. Эти вечер­ние чте­ния ока­зали боль­шое вли­я­ние на духов­ное раз­ви­тие писателя.

Поэтому так важно было зани­маться вос­пи­та­нием дево­чек как буду­щих мате­рей. Осмыс­ленно под­хо­дили к обра­зо­ва­нию дево­чек в каза­чьих селе­ниях. Так, напри­мер, в Ураль­ском каза­чьем вой­ске обу­че­ние гра­моте было уде­лом в первую оче­редь дево­чек. Пло­хой счи­та­лась неве­ста, не умев­шая читать по-цер­ков­но­сла­вян­ски, не знав­шая Псал­тырь: именно жен­щине пред­сто­яло зама­ли­вать грехи мужа, а затем и сыно­вей, сле­дить за соблю­де­нием в семье основ испо­ве­ду­е­мой чле­нами семьи веры.

Резуль­тат цер­ковно-при­ход­ского обра­зо­ва­ния дево­чек ска­зы­вался в семей­ной жизни: «где в семью всту­пает вос­пи­тан­ница моей школы, — писал свя­щен­ник г. Зла­то­уста В. Гумен­ский, — там направ­ле­ние жизни заметно сгла­жи­ва­ется в хоро­шую сто­рону, семья как будто оздо­рав­ли­вает и духовно ожи­вает». «Где гра­мот­ная мать, там в доме во всем про­гля­ды­вает поря­док, опрят­ность, чистота и вообще видна уме­лая рука разумно забот­ли­вой хозяйки».

Однако вос­пи­та­нию и обра­зо­ва­нию дево­чек как не все­гда уде­ля­лось долж­ное вни­ма­ние. Во всех слоях сель­ского насе­ле­ния было рас­про­стра­нено пред­став­ле­ние, что дево­чек обу­чать в школе не надо: «насчет девок и гово­рить не стоит, родят и без гра­моты». Резуль­тат такого отно­ше­ния был налицо: напри­мер, в таком круп­ном селе как Губерн­ское на гра­нице Орен­бург­ской и Ека­те­рин­бург­ской епар­хий, с насе­ле­нием несколько тысяч чело­век, в начале XX века гра­мот­ных жен­щин было не более десяти.

Орен­бург­ские епи­скопы в своих отче­тах о состо­я­нии вве­рен­ной им епар­хии отме­чали, что пра­во­слав­ное насе­ле­ние любого соци­аль­ного слоя не отли­ча­ется зна­нием молитв, осо­бенно это отно­си­лось к людям стар­шего поколения.

При­об­ре­те­нию детьми пер­во­на­чаль­ных поня­тий о мире спо­соб­ство­вала поэ­зия песто­ва­ния, пред­став­лен­ная потеш­ками, загад­ками, заклич­ками играми, пес­нями и дру­гими видами народ­ного твор­че­ства. Дет­ские потешки  в доступ­ной для ребенка форме несли рели­ги­оз­ные зна­ния. Один из при­ме­ров бла­го­дар­но­сти Богу за дол­го­ждан­ный для кре­стьян дождь в лет­ний зной – закличка, про­из­но­сив­ша­яся ребя­тиш­ками, бегав­шими под дождём:

«Дож­дик, дож­дик, припустись!

Мы поедем во пустынь

Богу молиться,

Хри­сту поклониться…»

В под­рост­ко­вом воз­расте вос­пи­та­ние маль­чи­ков пере­хо­дило в веде­ние отца. Пред­став­ле­ние об отцов­ском вос­пи­та­нии дают вос­по­ми­на­ния орен­бург­ского казака Е.С. Смир­нова, запи­сан­ные в 1888 г.: «… как стали под­рас­тать, повадки нам не давали: отцы строго дер­жали и сыз­мала ко всему при­учали. Поедет, бывало, отец на водо­пой, пого­нит ско­тину, и тебя вер­хом поса­дит впе­реди себя, а обратно-то на смир­ную лошадь поса­дит уже одного, даст гриву в руки, бурк­нет «дер­жись крепче», а лошадь то хлест­нет. Она прямо ко двору и пустится. Беда, коли упа­дешь или заорешь: не мино­вать дома взбучки, и мать род­ная не защи­тит. Да они, бабы то, зна­чит, и не каса­лись до пар­ни­шек: все отец, а мать обя­зана была дочерьми руко­во­дить, и домаш­нему оби­ходу учить их».

Отец оптин­ского старца Вар­со­но­фия (Пле­хан­кова) про­ис­хо­дил из орен­бург­ских каза­ков. Сына сво­его, Павла, он вос­пи­ты­вал в вере. «Отец обык­но­венно по празд­ни­кам до обеда читал житие какого-нибудь свя­того. Помню, мне не было и семи лет, но я с увле­че­нием слу­шал отца», — вспо­ми­нал Ста­рец. Кроме того, отец учил Павла молиться. «Возь­мет, бывало, меня, поста­вит с собой и велит про­честь «Бого­ро­дицу», «Царю Небес­ный» и ещё что-либо. Учил меня читать 90‑й пса­лом, и я его тогда выучил наизусть за один день».

Бла­го­даря откры­тию сети школ в конце XIX в. свя­щен­ники и учи­теля стали под­ме­чать основ­ные прин­ципы кре­стьян­ского вос­пи­та­ния. Учи­тель и свя­щен­ник В. Покров­ский писал, что глав­ным прин­ци­пом кре­стьян­ского вос­пи­та­ния был «страх Гос­по­день», кото­рый чаще всего выра­жался сло­вом стро­гость. «Под стро­го­стью кре­стьяне разу­меют серьез­ное, вни­ма­тель­ное отно­ше­ние к делу, кото­рое все­цело овла­де­вало бы дет­ской душой и напра­вило бы дитя на путь вдум­чи­вого, мыс­лен­ного отно­ше­ния, во-пер­вых, к самой гра­моте, а во-вто­рых, ко вся­кому делу в жизни».

Мно­гие селяне также при­зна­вали необ­хо­ди­мость вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния именно на основе назван­ного прин­ципа. Так, обра­зо­ван­ный кре­стья­нин в 1885 г. писал: «Цель обра­зо­ва­ния должна быть та, чтобы про­стые люди были истин­ные хри­сти­ане, хоро­шие отцы семейств и пре­дан­ные сво­ему госу­дарю вер­ные сыны оте­че­ства. Для дости­же­ния её нужны такие народ­ные школы, в кото­рых про­стые люди могли бы при­об­ре­тать начало пре­муд­ро­сти – страх Божий, поучаться вере Хри­сто­вой, бла­го­че­стию и хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти». Если автор­ство при­ве­дён­ных строк вызы­вает сомне­ние (уж очень это письмо похо­дит на пра­ви­тель­ствен­ную про­грамму в обла­сти обра­зо­ва­ния), то ниже при­ве­ден­ное сооб­ще­ние несо­мненно ука­зы­вает на при­о­ри­тет в кре­стьян­ских воз­зре­ниях на обра­зо­ва­ние детей именно цер­ков­ного обу­че­ния. Учи­тель пере­движ­ных цер­ков­ных школ Лука Перву­шин рас­ска­зы­вал, как одна­жды в одной из дере­вень села Сема­кина Орен­бург­ского уезда к нему подо­шла вдова с прось­бой при­нять в школу её сына: «очень мне жела­тельно, чтобы он научился молит­вам, а учи­телю я заплачу курами».

Вос­пи­та­ние детей во всех слоях сель­ского насе­ле­ния Орен­бург­ского края в целом стро­и­лось на пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Однако не все­гда ему уде­ля­лось долж­ное вни­ма­ние. А дети впи­ты­вали при­меры образа жизни и пере­ни­мали нравы своих роди­те­лей и род­ствен­ни­ков. Как и во все вре­мена, про­цент подвиж­ни­ков среди массы пра­во­слав­ного по форме  насе­ле­ния был не велик, потому и встре­ча­лись раз­лич­ные нрав­ствен­ные пороки, о кото­рых часто сооб­щали свя­щен­ники в отче­тах, сохра­нив­шихся до наших дней.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки