Как подготовить ребенка к школе: игры, которые вам помогут

Как подготовить ребенка к школе: игры, которые вам помогут

(3 голоса3.7 из 5)

«Готов ли наш ребё­нок к школе?», — этот вопрос вол­нует, навер­ное, всех совре­мен­ных роди­те­лей быв­ших малы­шей. Ещё чуть-чуть — и про­изой­дёт тот вол­шеб­ный пере­ход во во взрос­лый мир, вход в кото­рый нахо­дится под вывес­кой «Школа».

И неиз­вестно, чьего тут при­сут­ствует больше вол­не­ния: дет­ского ли, роди­тель­ского ли. Совре­мен­ные дети инфор­ма­ци­онно более напол­нены, чем их папы и мамы в этом же семи­лет­нем воз­расте, потому им легче всту­пать в новую систему инфор­ма­ции, пред­ла­га­е­мую шко­лой. Роди­тели, а осо­бенно бабушки и дедушки, всё же про­дукты своей эпохи, что в то же время и очень хорошо: они ответ­ственно отно­сятся к сбо­рам сво­его чада в Страну Знаний.

Чтобы сни­зить уро­вень тре­вож­но­сти стар­шего поко­ле­ния («Готов? Не готов? Как он там будет?»), пред­ла­гаю про­стой и даже весё­лый спо­соб для все­об­щего успо­ко­е­ния и созда­ния уве­рен­но­сти в том, что можно выпус­кать своё дитя в дол­гое пла­ва­ние по вол­нам обу­че­ния. Игры! Вот что нам помо­жет! Игра — дея­тель­ность для стар­шего дошколь­ника при­выч­ная — веду­щая, как гово­рят пси­хо­логи. Вот на основе игры и пока­жем ребёнку, что не так страшна учёба, как её малюют. Мало того, учёба может быть и очень инте­рес­ной! Так, все вме­сте, играя, и перей­дём посте­пенно к насто­я­щему уче­нию — в ком­форте и с увлечением!

Интел­лек­ту­ально к школе готовы? Все­гда готовы!

Помимо эмо­ци­о­наль­ной (моти­ви­ро­ван­ного «Хочу в школу!») и соци­аль­ной (уме­ние жить и обу­чаться в кол­лек­тиве) готов­но­сти, ребё­нок дол­жен быть под­го­тов­лен к школе интел­лек­ту­ально. Если дошколь­ник умеет кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние, выстра­и­вать логи­че­ские связи, у него доста­точно раз­вита память и дви­же­ния рук — зна­чит, интел­лек­ту­аль­ная готов­ность на уровне.

В позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, кото­рая для школь­ника одна из основ­ных, веду­щую роль играют позна­ва­тель­ные про­цессы: вни­ма­ние, память, мыш­ле­ние, вооб­ра­же­ние. Все они вза­и­мо­свя­заны, и сложно выде­лить какое-то более важ­ное, чем остальные.

Вот, напри­мер, память. Без памяти ста­нут неосу­ще­стви­мыми опе­ра­ции мыш­ле­ния. Хоро­шая память зна­чи­тельно облег­чает про­цесс запо­ми­на­ния нового мате­ри­ала, ребё­нок меньше тра­тит вре­мени на домаш­ние зада­ния. Чело­век с хоро­шей памя­тью более гра­мот­ный, так как запо­ми­нает пра­виль­ное напи­са­ние слов и пред­ло­же­ний при чте­нии книг.

Про­из­воль­ная память начи­нает фор­ми­ро­ваться у ребёнка в воз­расте пяти лет, однако целе­на­прав­лен­ное запо­ми­на­ние зави­сит от вида дея­тель­но­сти, кото­рую выпол­няет ребё­нок. При этом эффек­тив­ность запо­ми­на­ния уве­ли­чи­ва­ется, если зада­ние пред­по­ла­гает не пас­сив­ное вос­при­я­тие, а актив­ное выпол­не­ние мыс­ли­тель­ных опе­ра­ций. Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния про­из­воль­ной памяти созда­ются в про­цессе игро­вой дея­тель­но­сти. Чем осо­бенно хороши такие игры — они одно­вре­менно могут слу­жить как сред­ством раз­ви­тия необ­хо­ди­мого для буду­щего пер­во­класс­ника каче­ства, так и сред­ством диа­гно­стики нали­чия его у ребёнка.

Игры на раз­ви­тие памяти

Рас­смот­рим неко­то­рые вари­анты игр. Взрос­лый пред­ла­гает ребёнку в тече­ние 10–15 секунд запом­нить пары кар­ти­нок. Затем кар­тинки уби­ра­ются, и ребёнку пред­ла­га­ется вспом­нить пар­ные кар­тинки. Для запо­ми­на­ния можно исполь­зо­вать как кар­точки с рисун­ками — кон­крет­ными или абстракт­ными, с изоб­ра­же­ни­ями гео­мет­ри­че­ских фигур раз­ного цвета и формы, так и сюжет­ные картинки.

Ещё одно игро­вое упраж­не­ние: в тече­ние полу­тора минут ребё­нок запо­ми­нает игрушки на полке, затем выхо­дит из ком­наты или про­сто отво­ра­чи­ва­ется, а взрос­лый меняет местами или уби­рает часть игру­шек. Ребё­нок оце­ни­вает изменения.

Дан­ная игра хороша тем, что её про­ве­де­ние может быть раз­но­об­раз­ным. В каче­стве объ­ек­тов игры могут высту­пать насто­я­щие игрушки или пред­меты — дома или в дет­ском саду, а в мобиль­ном вари­анте игры (в поездке, в оче­реди в поли­кли­нику — одним сло­вом, в неста­ци­о­нар­ных усло­виях) пред­меты могут быть заме­нены их изоб­ра­же­ни­ями, выпол­нен­ными на кар­точ­ках из картона.

Исполь­зуя кар­точки, можно сыг­рать и в такой вари­ант раз­ви­тия памяти: взрос­лый зара­нее состав­ляет пары кар­то­чек из цвет­ного изоб­ра­же­ния пред­мета (а пред­меты должны быть зна­ко­мые детям, те, что окру­жают их еже­дневно) и его схе­ма­ти­че­ского образа. Затем пока­зы­вает ребёнку пары (сна­чала цвет­ное, затем схе­ма­тич­ное изоб­ра­же­ние в каж­дой паре) — по 3 секунды на каж­дую кар­точку. Далее вари­ан­тов два: по порядку пока­зы­ва­ются кар­точки со схе­ма­тич­ным изоб­ра­же­нием, а ребёнку пред­ла­га­ется вспом­нить и назвать пар­ный пред­мет. А можно наобо­рот: сна­чала пока­зы­вать карты с цвет­ным изоб­ра­же­нием, а ребё­нок будет вспо­ми­нать и назы­вать схе­ма­тич­ные изоб­ра­же­ния. Помимо памяти, в ходе исполь­зо­ва­ние кар­то­чек со сти­ли­зо­ван­ными гра­фи­че­скими изоб­ра­же­ни­ями у детей раз­ви­ва­ется ассо­ци­а­тив­ное воображение.

Сле­ду­ю­щая игра. Возь­мите 12 цвет­ных кар­то­чек и выло­жите любые из них на столе в три ряда. Ребёнку пред­ла­га­ется запом­нить кар­тинки, затем закрыть глаза. Взрос­лый меняет рас­по­ло­же­ние кар­ти­нок или уби­рает одну-две картинки.

Ребё­нок, открыв глаза, дол­жен назвать, что изме­ни­лось или чего не стало. Повто­рите это зада­ние три-четыре раза. Затем закройте все кар­тинки листом бумаги и пред­ло­жите вспом­нить и назвать кар­тинки: в каком-либо одном ряду слева направо или справа налево; в одном из стол­би­ков сверху вниз или снизу вверх; назвать кар­тинку, кото­рая нахо­дится в одном из углов, между какими-либо дру­гими кар­тин­ками; на раз­ных уров­нях отно­си­тельно дру­гих кар­ти­нок. Для услож­не­ния игры можно пред­ло­жить ребёнку побыть веду­щим самому и задать вам слож­ные вопросы.

В сле­ду­ю­щей игре могут при­нять уча­стие несколько детей. Возь­мите 4 кар­точки, на каж­дой из кото­рых нари­со­ваны раз­ные фигуры. Веду­щий пооче­рёдно, в тече­ние 10 секунд, пока­зы­вает детям кар­точки. После показа каж­дой из четы­рёх кар­то­чек дети зари­со­вы­вают уви­ден­ные ряды фигур на бумаге. За каж­дую пра­вильно зари­со­ван­ную кар­точку ребё­нок полу­чает 1 балл. У кого больше всех бал­лов, тот и побеждает.

И ещё одна игра-тест. Для неё нужны четыре ком­плекта кар­то­чек, по две в каж­дом ком­плекте, на кото­рых нари­со­ваны пред­меты одного вида, по-раз­ному рас­по­ло­жен­ные, с добав­ле­нием дру­гих пред­ме­тов. Напри­мер, кар­точки с одеж­дой: на пер­вой — шляпа, фуражка, панамка; на вто­рой голов­ные уборы меня­ются местами и добав­лено пла­тье. Пока­жите ребёнку одну из карт для запо­ми­на­ния, затем убе­рите её. Далее пока­жите пар­ную карту и попро­сите назвать, какие пред­меты изме­нили своё место­по­ло­же­ние, каких не стало или какие доба­ви­лись. Допол­ни­тель­ные зада­ния к этой игре: назвать пред­меты на кар­точке одним сло­вом; опре­де­лить, какой пред­мет лиш­ний, напри­мер, в нашем при­мере лиш­ним будет пла­тье — оно не голов­ной убор.

Будь вни­ма­те­лен!

Навер­ное, нет на свете такого чело­века, кото­рый бы ни разу не пере­жи­вал из-за отсут­ствия вни­ма­ния — у себя или у сво­его ребёнка. А роди­тели школь­ни­ков про­сто уве­рены: вни­ма­ние — основа хоро­шей учёбы!

Вни­ма­ние ребёнка такая инте­рес­ная штука, кото­рая не суще­ствует сама по себе, вне его дей­ствий. Есть только одно сред­ство его раз­ви­тия — дея­тель­ность, кото­рая должна побуж­дать ребёнка к раз­ви­тию воле­вых уси­лий, лежа­щих в основе про­из­воль­ного вни­ма­ния. Нельзя про­сто при­ка­зать ребёнку быть более вни­ма­тель­ным. Он сосре­до­то­чен только до тех пор, пока инте­рес его не угас­нет. Поэтому в про­цессе инте­рес­ной игры дети могут оста­ваться вни­ма­тель­ными доста­точно долго.

Игры на раз­ви­тие вни­ма­ния могут быть такими: пра­вильно рас­по­ло­жить пред­меты в кле­точ­ках рядов по дан­ному образцу; найти десять отли­чий на двух с пер­вого взгляда оди­на­ко­вых рисун­ках; найти среди четы­рёх пар изоб­ра­же­ний с мини­маль­ными отли­чи­ями оди­на­ко­вые пары. Бла­го­даря целе­на­прав­лен­ному руко­вод­ству взрос­лых во время игры, у детей должна раз­виться наблю­да­тель­ность, поз­во­ля­ю­щая за корот­кое время заме­тить боль­шее число раз­лич­ных объ­ек­тов, их дета­лей и харак­те­ри­стик. В про­цессе заня­тий с исполь­зо­ва­нием таких игр спо­соб­ность к про­из­воль­ному вни­ма­нию у детей интен­сивно развивается.

Дви­же­ние — не только жизнь, но и ум

Поэ­тич­ная фраза о том, что талант чело­века на кон­чи­ках паль­цев, на самом деле не мета­фора. Дей­стви­тельно, боль­шие полу­ша­рия мозга тесно свя­заны с нерв­ными окон­ча­ни­ями в кистях и паль­цах рук. Раз­ви­тие мозга про­ис­хо­дит, в том числе, и под вли­я­нием кине­ти­че­ских импуль­сов от рук, поэтому ребё­нок, име­ю­щий высо­кий уро­вень раз­ви­тия мел­кой мото­рики, умеет логи­че­ски рас­суж­дать, у него быст­рее раз­ви­ва­ются память, вни­ма­ние, связ­ная речь.

Игро­вые мето­дики раз­ви­тия дви­же­ний рук спо­соб­ствуют и фор­ми­ро­ва­нию акку­рат­но­сти, сосре­до­то­чен­но­сти, усидчивости.

Игро­вые моменты осо­бенно хороши нали­чием опре­де­лён­ной интриги, увле­ка­ю­щей ребёнка при выпол­не­нии задания.

Напри­мер:

дори­со­вать вто­рую поло­вину пред­мета, обве­сти пред­меты по точ­кам, начи­ная от точки, не отры­вая руки;

выпол­нить дей­ствия (4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево), чтобы полу­чи­лись рисунки — и опре­де­лить, что же полу­чи­лось в итоге;

рас­кра­сить только те нари­со­ван­ные рядом с пред­ме­том гео­мет­ри­че­ские фигуры, из кото­рых этот пред­мет состоит; нари­со­вать гео­мет­ри­че­ские фигуры, на кото­рые похожи предметы;

сде­лать все пред­меты оди­на­ко­выми, дори­со­вав недо­ста­ю­щие детали; про­дол­жить ряд, рисуя по кле­точ­кам, уло­вив пред­ва­ри­тельно зако­но­мер­ность рас­по­ло­же­ния фигур.

Загадки все­гда при­вле­кают, а мозг начи­нает рабо­тать ещё быст­рее. Интел­лект раз­ви­ва­ется и опо­сре­до­ванно, и непо­сред­ственно. Обес­пе­чи­ва­ется осмыс­лен­ное запо­ми­на­ние и вос­про­из­ве­де­ние дви­га­тель­ных дей­ствий, уме­ние само­сто­я­тельно при­ни­мать решение.

С помо­щью игр на раз­ви­тие дви­же­ний рук можно раз­вить и про­стран­ствен­ное вооб­ра­же­ние, и ори­ен­та­цию в про­стран­стве, и сло­вар­ный запас, давая ребёнку зада­ние нари­со­вать пред­меты в опре­де­лён­ных местах листа: в цен­тре, в левом верх­нем углу, в пра­вом ниж­нем углу, между, и т. п. Полу­ча­ется бук­вально: раз­ви­тие чело­века — в его руках! Только малень­кому чело­веку обя­за­тельно должны помочь боль­шие, роди­тели и педагоги.

«Тот, кто не умеет гово­рить – карьеры не сделает»

Эта фраза Напо­леона должна заста­вить заду­маться роди­те­лей буду­щих школь­ни­ков: а всё ли они сде­лали для того, чтобы буду­щая карьера их чада полу­чила хоро­ший старт в началь­ной школе? Пусть пока мы не знаем, кем будет в про­фес­си­о­наль­ном плане наш ребё­нок. Мы точно знаем, что пра­виль­ная речь при­го­дится ему, кем бы он ни стал.

Но это в буду­щем. А сего­дня он дол­жен так ясно стро­ить свою речь, чтобы слова не мешали, а, наобо­рот, помо­гали выстра­и­ваться в пра­виль­ную пер­спек­тиву мыслям.

Готов­ность к школе нераз­рывно свя­зана с уров­нем раз­ви­тия речи. Взрос­лые должны обя­за­тельно оце­нить: чётко ли ребё­нок выго­ва­ри­вает слова; может ли назвать и обо­зна­чить основ­ные окру­жа­ю­щие его пред­меты, спо­со­бен ли участ­во­вать в общем раз­го­воре, легко ли ему отве­чать на вопросы взрос­лых, рас­ска­зать исто­рию, опи­сать про­изо­шед­ший с ним слу­чай, может ли объ­яс­нить, для чего слу­жат раз­лич­ные вещи, умеет ли поль­зо­ваться пред­ло­гами, пра­вильна ли речь ребёнка с точки зре­ния грам­ма­тики? В слу­чае недо­ста­точ­ного уровня раз­ви­тия речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним… поиграть!

Цице­рон гово­рил: «Крас­но­ре­чие есть нечто такое, что дается труд­нее, чем кажется, и рож­да­ется из очень мно­гих зна­ний и ста­ра­ний». Конечно, он прав, но правы и мы, когда хотим, чтобы наши дети хотели учиться гово­рить пра­вильно. А это зна­чит, что надо их в этом заин­те­ре­со­вать. Прежде всего, игрой. Согла­си­тесь, что ста­ра­ние в игре даст намного больше результата.

Игро­вые зада­ния должны идти от про­стых к более слож­ным: от состав­ле­ния логи­че­ского связ­ного рас­сказа по кар­точ­кам, кото­рые надо раз­ло­жить по после­до­ва­тель­но­сти дей­ствий, до сочи­не­ния рас­ска­зов по кар­тин­кам со слож­ными сюжет­ными изоб­ра­же­ни­ями. Вне­сите в игру момент сорев­но­ва­тель­но­сти: за каж­дое пра­вильно и каче­ственно выпол­нен­ное зада­ние можно давать детям жетоны, напри­мер, в виде звёз­до­чек. Так дети будут при­бли­жаться к тому, чтобы стать насто­я­щими «звёзд­ными ораторами».

Зада­ния могут быть, напри­мер, такими:

исполь­зуя кар­точки с изоб­ра­же­ни­ями пред­ме­тов, живот­ных, назвать их умень­ши­тельно; рас­пре­де­лить по родам; изме­нять слова по числам;

соста­вить пред­ло­же­ния по картинкам;

рас­смот­реть кар­тинку, послу­шать или про­чи­тать под­хо­дя­щие к ней слова и соста­вить рас­сказ по кар­тинке, исполь­зуя эти слова;

рас­смот­реть 4 сюжет­ные кар­тинки, изоб­ра­жа­ю­щие героев в после­до­ва­тель­но­сти дей­ствий, зна­ко­мых ребёнку, раз­ло­жить кар­тинки в пра­виль­ной после­до­ва­тель­но­сти и соста­вить по ним рассказ;

рас­смот­реть жан­ро­вую кар­тинку и соста­вить пред­ло­же­ния со сло­вами, выде­ляя и назы­вая пред­логи в предложениях;

взять кар­тинки с пред­ме­тами, обла­да­ю­щими про­ти­во­по­лож­ными при­зна­ками (кис­лый лимон — слад­кая кон­фета, сме­лый лев — трус­ли­вый заяц, широ­кая кро­вать — узкая ска­мейка и т.п.) и назвать дан­ные антонимы.

Гра­мот­ность нужна всем, кто хочет достичь успеха. Люди с бога­тым сло­вар­ным запа­сом и пра­виль­ной, образ­ной речью чаще доби­ва­ются успеха во всём, ведь такого чело­века окру­жа­ю­щие вос­при­ни­мают как более умного и компетентного.

Гра­мот­ность можно фор­ми­ро­вать, начи­ная с изу­че­ния алфа­вита. Затем при­об­ре­та­ется уме­ние рас­по­зна­вать место звука в слове, вычле­нять звуки, необ­хо­ди­мые для даль­ней­шего обу­че­ния чте­нию. От пра­виль­ного пони­ма­ния таких поня­тий, как звук, слог, слово, пред­ло­же­ние дети пере­хо­дят к осо­знан­ному состав­ле­нию связ­ных выска­зы­ва­ний раз­ных типов — повест­во­ва­нию, опи­са­нию, рас­суж­де­нию; от про­стых слов дети — к состав­ле­нию логи­че­ских цепо­чек по кар­точ­кам с изображениями.

Так, напри­мер, одна из игр — «Парочки» — раз­ви­вает ещё и логику, и при­чинно-след­ствен­ное мыш­ле­ние. Добав­ле­ние к сюжет­ным кар­тин­кам кар­то­чек с пред­ме­тами, свя­зан­ными по смыслу с сюже­том, будет осно­вой для состав­ле­ния рас­ска­зов. С помо­щью дан­ной игры можно начать выво­дить ребёнка на новый уро­вень мыш­ле­ния — эври­сти­че­ский, исполь­зуя метод, кото­рый Джанни Родари назвал «Бином фан­та­зии». Если пред­ло­жить ребёнку две кар­точки с нари­со­ван­ными на них пред­ме­тами, абсо­лютно не свя­зан­ными между собой по смыслу (напри­мер, топор и зонт, утка и дом), то мозг будет ста­раться найти связь между этими пред­ме­тами, и у ребёнка будет раз­ви­ваться твор­че­ское вооб­ра­же­ние. Более слож­ный вари­ант этого метода — «Поли­ном фан­та­зии», когда берутся уже три слова, не свя­зан­ных между собой по смыслу (напри­мер, жёлудь, щука, замок).

Пере­фра­зи­руя выска­зы­ва­ние извест­ного спе­ци­а­ли­ста в обла­сти ора­тор­ского искус­ства Фрэнка Снелла, хочется ска­зать: не допус­кайте того, чтобы через рече­вые недо­статки вашего ребёнка педа­гоги нари­со­вали лож­ную кар­тину его спо­соб­но­стей. Заставьте речь ребёнка рабо­тать на него.

Мир вокруг нас

Чтобы не поте­рять себя в этом мире, надо мно­гое о нём знать. Осо­бенно начи­на­ю­щему школь­нику. Зна­ния эти нужны и для раз­ви­тия само­сто­я­тель­но­сти, ведь теперь ваш ребё­нок уже не про­сто малыш, а уче­ник, кото­рый дол­жен хорошо ори­ен­ти­ро­ваться в окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти, сам (!) никуда не опаз­ды­вать, и вообще — в бук­валь­ном и в пере­нос­ном смысле — не теряться в этом мире!

Что же сде­лать, чтобы уве­ли­чить каче­ствен­ный и коли­че­ствен­ный объём зна­ний ребёнка об окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти? Конечно же, поиг­рать с ним!

Напри­мер: сде­лать 12 малень­ких кар­то­чек с сюже­тами, при­над­ле­жа­щими раз­ным вре­ме­нам года, и одно боль­шое поле с четырьмя сек­то­рами, «под­пи­сан­ными» сим­во­лами раз­ных вре­мён года (зима — сне­жинка, лето — сол­нышко и т.п.). Задача для ребёнка: дога­даться, какому вре­мени года при­над­ле­жат малень­кие кар­точки с сюже­тами и раз­ло­жить их на соот­вет­ству­ю­щие сезон­ные сек­тора на боль­шом поле. В каче­стве допол­ни­тель­ного зада­ния можно попро­сить ребёнка рас­ска­зать о люби­мом вре­мени года.

Ваш под­рос­ший малыш теперь обя­за­тельно дол­жен ори­ен­ти­ро­ваться во вре­мени, чтобы не опаз­ды­вать в школу. А ведь часы бывают раз­ными. Научите буду­щего школь­ника раз­би­раться в них. На малень­ких кар­точ­ках напи­шите время циф­рами, как на элек­трон­ных часах. Возь­мите часы со стрел­ками (или сде­лайте их игро­вой, но дви­жу­щийся макет). Задача: поста­вить с помо­щью стре­лок на часах время, напи­сан­ное на кар­точ­ках. Также зада­ние можно выпол­нять зер­кально: взрос­лый ста­вит время на часах со стрел­ками, ребё­нок нахо­дит это же время среди карточек.

Для сле­ду­ю­щего зада­ния необ­хо­димо сде­лать 18 кар­то­чек с изоб­ра­же­ни­ями дере­вьев, кустар­ни­ков, ово­щей, фрук­тов, гри­бов, цве­тов, пло­дов дере­вьев — объ­ек­тов флоры. На боль­шом поле рас­по­ло­жить кар­тинки, на кото­рых нахо­дятся объ­екты, объ­еди­ня­ю­щие всех этих пред­ста­ви­те­лей в группы: лес, овощ­ные грядки, кор­зина гри­бов, букет цве­тов, пло­до­но­ся­щий сад, банки с варе­ньем из ягод. Зада­ние: опре­де­лить группы рас­те­ний и раз­ло­жить малень­кие кар­точки в соот­вет­ствии с ними. Назвать ещё несколько рас­те­ний каж­дой группы.

Игры из серии «Дополни ряд» и «Что лиш­нее?». Для этого зада­ния также необ­хо­димы кар­точки с изоб­ра­же­ни­ями, из кото­рых состав­ля­ются логи­че­ские ряды. Зада­ние — убрать из ряда лиш­ний пред­мет, ска­зав, по какому именно при­знаку он лиш­ний, или, наобо­рот, допол­нить ряд.

Зада­ние, свя­зан­ное с миром фауны. Под­го­то­вить пары кар­то­чек с изоб­ра­же­ни­ями живот­ных: по два пред­ста­ви­теля дикой при­роды, домаш­них живот­ных, птиц, рыб, насе­ко­мых и т.д. Кар­точки пере­ме­шать. Ребё­нок дол­жен разо­брать все кар­точки по парам и объ­яс­нить, почему его реше­ние было именно таким.

Игры эти учат ребёнка совер­шать мыс­лен­ный пере­ход от отдель­ного к общему, кото­рый назы­вают обоб­ще­нием, выде­лять суще­ствен­ные при­знаки изу­ча­е­мого поня­тия. У детей фор­ми­ру­ется уме­ние делать выводы из фак­тов или явлений.

Чтобы под­ве­сти резуль­таты наших игро­вых мини-диа­гно­стик, можно отра­жать ответы детей в спе­ци­аль­ной таб­лице. За каж­дое выпол­нен­ное без оши­бок зада­ние ребё­нок полу­чает по три балла. Если зада­ние выпол­нено с помо­щью взрос­лого, то бал­лов будет два. Если же зада­ние не выпол­нено до конца, то ста­вится один балл. Далее баллы сум­ми­ру­ются и делятся на коли­че­ство пред­ло­жен­ных зада­ний. Итог: три балла — у вашего ребёнка высо­кий уро­вень раз­ви­тия памяти, можно совер­шен­ство­ваться дальше. Два балла — сред­ний уро­вень раз­ви­тия, можно поза­ни­маться допол­ни­тельно. Один балл — тре­бу­ются обя­за­тель­ные допол­ни­тель­ные занятия.

Мате­ма­тика — царица мышления

Несмотря на то, что при под­го­товке ребёнка к школе каж­дому из мыс­ли­тель­ных про­цес­сов отво­дится свое место, все они тесно вза­и­мо­дей­ствуют друг с дру­гом. Без вни­ма­ния невоз­можно запо­ми­на­ние нового мате­ри­ала. Без памяти ста­нут неосу­ще­стви­мыми опе­ра­ции мыш­ле­ния. А для раз­ви­тия мыш­ле­ния — полезно зани­маться мате­ма­ти­кой. Ещё Ломо­но­сов гово­рил, что мате­ма­тику уже затем учить надо, что она ум в поря­док при­во­дит. А один из круп­ней­ших педа­го­гов-гума­ни­стов Иоганн Ген­рих Песта­лоцци счи­тал, что счёт и вычис­ле­ния — основа порядка в голове. Он же, кстати, пер­вым выска­зал мысль о необ­хо­ди­мо­сти парал­лель­ного и гар­мо­нич­ного раз­ви­тия всех задат­ков чело­ве­че­ской лич­но­сти и ука­зал на зна­чи­мость раз­ви­ва­ю­щего обучения.

Так как же раз­вить с помо­щью этой царицы наук ещё не зна­ко­мого с ней ребёнка? Нам на помощь снова при­хо­дит игра!Рисуем пла­кат с циф­рами от 1 до 20, выпол­нен­ными раз­ными шриф­тами и раз­ных раз­ме­ров и цве­тов. Зада­ние: посчи­тать от 1 до 20 по порядку, затем от 20 до 1. Посчи­тать с 7 до 13, с 9 до 3 и т.д.

Под­би­раем или рисуем кар­тинки, на кото­рых можно что-нибудь посчи­тать: воз­душ­ные шарики, ель с шиш­ками, лист рябины, божью коровку, лук со стре­лами, аква­риум с рыб­ками, клумбу с цве­точ­ками и т.п. Затем про­сим ребёнка опре­де­лить, что можно посчи­тать на этих кар­тин­ках, и, соот­вет­ственно, сосчи­тать, раз­ло­жив малень­кие кар­точки с циф­рами около каж­дой кар­тинки. Можно вне­сти в эту игру эле­мент сорев­но­ва­тель­но­сти, если взять несколько кар­ти­нок и пред­ло­жить их несколь­ким участ­ни­кам — кто быст­рее и пра­виль­нее сосчи­тает всё, что можно, на этой картинке.

Рисуем на пла­кате цифры от 5 до 10, вычер­чи­вая под каж­дой циф­рой по два квад­ра­тика. Зада­ние: с помо­щью малень­ких кар­то­чек опре­де­лить состав чисел 5,6,7,8,9,10.

С помо­щью линейки опре­де­лить длину, ширину, высоту раз­ных пред­ме­тов, окру­жа­ю­щих ребёнка.

Создать из под­руч­ных мате­ри­а­лов «сюжет» для задачи или подо­брать под­хо­дя­щую кар­тинку с таким сюже­том. Зада­ние ребёнку: при­ду­мать задачу и решить её с помо­щью спе­ци­ально изго­тов­лен­ных кар­то­чек с циф­рами и мате­ма­ти­че­скими знаками.

Нари­со­вать на кар­точ­ках или подо­брать изоб­ра­же­ния раз­ных пред­ме­тов, очер­та­ни­ями похо­жих на раз­лич­ные гео­мет­ри­че­ские фигуры: мобиль­ный теле­фон (пря­мо­уголь­ник), кар­тина в квад­рат­ной рамке (квад­рат), круг­лые часы, тарелка (круг) и т.п. На дру­гих кар­точ­ках изоб­ра­зить эти гео­мет­ри­че­ские фигуры. Зада­ние: раз­ло­жить кар­точки с фигу­рами в соот­вет­ствии с изоб­ра­же­ни­ями предметов.

Игра решает мно­же­ство проблем!

Такая весё­лая мате­ма­тика помо­жет ребёнку не только в раз­ви­тии эле­мен­тар­ных мате­ма­ти­че­ских пред­став­ле­ний, но и в раз­ви­тии речи и твор­че­ского мыш­ле­ния, в осво­е­нии окру­жа­ю­щего мира, так как любая раз­ви­ва­ю­щая работа, направ­лен­ная пре­иму­ще­ственно на совер­шен­ство­ва­ние отдель­ного про­цесса, будет вли­ять и на уро­вень функ­ци­о­ни­ро­ва­ния позна­ва­тель­ной сферы ребёнка в целом. Именно поэтому педа­гоги и пси­хо­логи реко­мен­дуют зани­маться с ребён­ком под­го­тов­кой к школе ком­плексно, в системе, а не время от вре­мени. Очень важна здесь помощь забот­ли­вого взрос­лого, кото­рый вовремя заме­тит те моменты, кото­рые сле­дует «под­тя­нуть», чтобы ребё­нок пошёл в школу гото­вым к новому витку развития.

Если же взрос­лым очень неко­гда, если нет воз­мож­но­сти под­го­то­вить десятки кар­то­чек с кар­тин­ками и зада­ни­ями, то можно вос­поль­зо­ваться тем, что пред­ла­гают про­из­во­ди­тели раз­ви­ва­ю­щих игр. Глав­ное, выбрать тот обу­ча­ю­щий мате­риал, кото­рый под­го­тов­лен с уча­стием мето­ди­стов и педа­го­гов, и соот­вет­ствует совре­мен­ным Феде­раль­ным госу­дар­ствен­ным обра­зо­ва­тель­ным стан­дар­там. Эти тре­бо­ва­ния тща­тельно соблю­да­ются на пред­при­я­тии одного из рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей раз­ви­ва­ю­щих игр ОАО «Радуга». Среди пяти сотен игр там есть и такая спе­ци­аль­ная серия — «Готов ли ребё­нок к школе?». В этой серии игры по раз­ви­тию памяти, вни­ма­ния, мото­рики, гра­моты, речи, пред­став­ле­ний об окру­жа­ю­щем мире. Их можно исполь­зо­вать как диа­гно­сти­че­ский мате­риал, так и непо­сред­ственно для раз­ви­тия ребёнка. А можно про­сто поиг­рать и полу­чить радость от обще­ния и сов­мест­ного заня­тия. Глав­ное, не забы­вать в обыч­ной повсе­днев­ной жизни об игре, ведь игра решает мно­же­ство проблем!

При­ще­пё­нок Ната­лья Сер­ге­евна, методист
Муни­ци­паль­ного обра­зо­ва­тель­ного авто­ном­ного учреждения
допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния детей «Центр раз­ви­тия твор­че­ства детей
и юно­ше­ства города Кирова»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки