Как решать проблемы поведения с помощью сказок: инструкция от сказкотерапевтов

Как решать проблемы поведения с помощью сказок: инструкция от сказкотерапевтов

(2 голоса5.0 из 5)

На тера­пев­ти­че­ском потен­ци­але ска­зок осно­ван метод сказ­ко­те­ра­пии. В ска­зоч­ных обра­зах спря­таны ситу­а­ции, с кото­рыми стал­ки­ва­ется каж­дый: выбор пути, пре­одо­ле­ние своих стра­стей. Отож­деств­ляя себя с геро­ями, ребё­нок учится пони­мать себя и дру­гих людей.

Сказ­ко­те­ра­пия может быть гораздо эффек­тив­нее нота­ций: сказки помо­гают взгля­нуть на про­блему отстра­нённо, ведь это исто­рия не про ребёнка, а про зай­чика или мишку. Не трав­ми­руя ребёнка, взрос­лый может узнать, что вол­нует малыша, найти под­ход к его про­блеме и вме­сте пора­бо­тать над решением.

0e2223ffe5e030ff2bd4a6469bce3e5a - Как решать проблемы поведения с помощью сказок: инструкция от сказкотерапевтов

Правила сказкотерапии

Про­стран­ство должно быть без­опас­ным, а ваш тон – ров­ным и доб­ро­же­ла­тель­ным. Даже если вам не нра­вятся ответы или реак­ция детей, попро­буйте найти игро­вой момент.

Избе­гайте нази­да­тель­ного тона, пори­ца­тель­ных и гнев­ных выска­зы­ва­ний отно­си­тельно поступ­ков ска­зоч­ных героев и их пря­мых про­ек­ций на малыша.

Поста­рай­тесь про­сле­дить зави­си­мость поступ­ков и послед­ствий. Плохо посту­пил – резуль­тат был печаль­ным. Изме­нил своё пове­де­ние – и сказка закон­чи­лась хорошо.

Про­чи­тайте сказку зара­нее, про­ду­майте реплики, вопросы. Помните «золо­тое пра­вило сказки»: сюжет при­зван не ули­чить малень­кого хули­гана, а пока­зать аль­тер­на­тиву. Почему ска­зоч­ный пер­со­наж совер­шал пло­хие поступки и к чему это при­вело? Что заста­вило его изме­ниться и как изме­ни­лась ситуация?

Когда поможет сказкотерапия

Дет­ский пси­хо­лог-сказ­ко­те­ра­певт Ирина Терен­тьева, осно­ва­тель пор­тала «Дето­ло­гия», о зонах при­ме­не­ния сказок:

  • работа с дет­скими стра­хами – тем­ноты, смерти, одиночества;
  • про­жи­ва­ние стресса и нега­тив­ных эмоций;
  • помощь в под­го­товке к новым собы­тиям – когда ребё­нок идёт в садик, школу, в семье появ­ля­ется младенец;
  • кор­рек­ция ком­му­ни­ка­тив­ных про­блем – кон­фликты с роди­те­лями и сверстниками;
  • само­об­слу­жи­ва­ние: гиги­ена, чистка зубов, уме­ние уби­раться, оде­ваться, помо­гать по дому;
  • моти­ва­ция к учёбе;
  • рас­слаб­ле­ние, настрой на спо­кой­ный сон;
  • изу­че­ние основ без­опас­но­сти: вме­сто нота­ции о том, как опасно убе­гать от мамы на улице, рас­ска­зы­ваем про это сказку.

Если ребёнок кусается

При­гла­сите послу­шать сказку вме­сте с ребён­ком его люби­мые игрушки.

Про­чи­тайте этой ком­па­нии сказку Гри­го­рия Остера «Когда начи­нают кусаться». Рас­смот­рите иллю­стра­ции Лео­нида Шварцмана.

Порас­суж­дайте вме­сте: когда хочется кусаться? Когда оби­жены и злы или когда грустно?

Поспра­ши­вайте у игру­шек, что они думают по этому поводу. Пусть их мне­ние озву­чит ребё­нок, или разыг­райте сценку сами. Дети охотно вклю­ча­ются в игру и даже в пас­сив­ной роли слу­ша­теля ока­зы­ва­ются под боль­шим впечатлением.

В сюжет можно вве­сти «постра­дав­шего»: пусть ребё­нок рас­ска­жет от его имени, как было больно и обидно.

Если трудно признать вину и сложно просить прощения

Рас­ска­жите ребёнку сказку Софьи Про­ко­фье­вой «Не буду про­сить про­ще­ния» про маль­чика Васю и Вели­кие Холода, кото­рые насту­пают, когда кто-то поссо­рился с мамой и не извинился.

Рас­смот­рите эмо­ции мамы и Васи на иллю­стра­циях из «Люби­мой книги ска­зок с подсказками».

Сказка длин­ная, чте­ние можно раз­де­лить на 5–6 сеан­сов, рас­суж­дая после каж­дого фрагмента.

Обсу­дите с ребён­ком при­чины ссоры Васи с мамой. Почему ему так трудно было попро­сить про­ще­ния? Вспом­ните, был ли у ребёнка успеш­ный опыт изви­не­ний. Что он чув­ство­вал в тот момент? Рас­ска­жите о своём опыте тоже.

Про­иг­райте несколько вари­ан­тов раз­ви­тия собы­тий после наи­бо­лее ярких фраг­мен­тов. Про­иг­рать можно с помо­щью игру­шек, рисун­ков, паль­чи­ко­вого театра.

Если ребёнок часто обижается

Про­чи­тайте сказку Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Рас­смот­рите иллю­стра­ции Вла­ди­мира Сутеева.

Пона­блю­дайте вме­сте с ребён­ком за храб­рым ено­ти­ком. Как вёл себя «тот, кто сидел в пруду», когда ено­тик гро­зил ему пал­кой, и что про­изо­шло, когда ено­тик улыбнулся.

Послу­шайте песенку про улыбку. Поиг­райте с зер­ка­лом: пона­блю­дайте за реак­цией на доб­ро­же­ла­тель­ное, улыб­чи­вое выра­же­ние лица и на хму­рое, сердитое.

Если ребёнок боится

Боятся мно­гие дети, это воз­раст­ная норма: до семи лет активно раз­ви­ва­ется вооб­ра­же­ние и мыш­ле­ние. Дети при­ду­мы­вают чудо­вищ и сами их пуга­ются. Ни в коем слу­чае нельзя обес­це­ни­вать эмо­ции ребёнка. Отлич­ный спо­соб спра­виться с мон­стром – смех: нари­суйте и рас­сме­шите свой страх.

6a09cde55fd2d1b038e763dfd71c7fbe - Как решать проблемы поведения с помощью сказок: инструкция от сказкотерапевтовСказки для борьбы со страхами:

  • «Чудище-горы­нище». Рус­ская народ­ная сказка в пере­сказе Геор­гия Науменко;
  • «Трус­ли­вый Ваня», Кон­стан­тин Ушинский;
  • «Про­жор­ли­вый баш­мак», Алек­сей Толстой;
  • «Сказка о глу­пом мышонке», «Сказка об умном мышонке», Самуил Маршак;
  • «При­клю­че­ния муравьишки», Вита­лий Бианки.

Помо­гите ребёнку пред­ста­вить себя в образе героя и пройти вме­сте с ним все испы­та­ния. Ребё­нок дол­жен уви­деть ситу­а­цию страха извне, понять её несо­сто­я­тель­ность. Не торо­пи­тесь, зада­вайте вопросы по ходу рассказа.

В минуту силь­ного страха Вани или Муравьишки попро­буйте заду­маться от их лица, осмот­реться, про­ана­ли­зи­ро­вать про­ис­хо­дя­щее. Такое пове­де­ние со вре­ме­нем ста­нет для ребёнка при­выч­кой и поз­во­лит спра­виться со страхами.

Сего­дня изда­тели выпус­кают сбор­ники ска­зок с зара­нее под­го­тов­лен­ными под­сказ­ками и вопро­сами для обсуж­де­ния с ребёнком.

Если ребёнок хочет всё знать

Книги серии «Энцик­ло­пе­дия в сказ­ках» от кан­ди­дата педа­го­ги­че­ских наук и мамы троих детей Ната­лии Нем­цо­вой сов­ме­щают сказку и энцик­ло­пе­дию. С помо­щью ска­зоч­ных обра­зов книги рас­ска­зы­вают о явле­ниях физики, гео­гра­фии, исто­рии, биологии.

Где нахо­дится край света? Почему падают звёзды? Куда ухо­дит лето? Факты пред­став­лены в форме вол­шеб­ной исто­рии, но без потери науч­ной достоверности.

Сказки Ната­льи Нем­цо­вой рас­ска­зы­вают о пра­ви­лах без­опас­но­сти, эти­кете и осно­вах заботы о своем здо­ро­вье: почему важно мыть руки, зачем усту­пать место стар­шим, как быть, если потерялся.

Ната­лия Нем­цова: «Быть хоро­шим роди­те­лем зна­чит не лениться. Надо нахо­диться в посто­ян­ном кон­такте с ребён­ком, здесь и сей­час реа­ги­ро­вать на потреб­но­сти малыша. При сов­мест­ном чте­нии ска­зок важно уме­ние не только зада­вать вопросы, но и слу­шать ответы, не давить авто­ри­те­том, а делиться эмо­ци­ями, не тре­бо­вать пра­виль­ный ответ, а инте­ре­со­ваться мнением.

Сказки могут рас­ска­зать о мире вокруг, научить сопе­ре­жи­ва­нию. В сказ­ках раз­го­ва­ри­вают суще­ства, кото­рые не могут гово­рить в жизни – это пре­крас­ная воз­мож­ность раз­вить у ребёнка чув­ство сопе­ре­жи­ва­ния и ува­же­ния ко всему живому. Думаю, ребё­нок, кото­рый пере­жи­вает за судьбу муравьишки или лан­дыша, не будет рвать цветы, мучить насе­ко­мых. Сказки делают добрее».

Ста­тья опуб­ли­ко­вана на сайте «Мел»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки