Как узнать волю Бога о себе и поступать сообразно ей?

Как узнать волю Бога о себе и поступать сообразно ей?

(3 голоса5.0 из 5)

Какова воля Божия обо мне? Что мне делать в ситу­а­ции выбора? Каким дол­жен быть мой путь? Эти вопросы явля­ются самыми важ­ными для любого веру­ю­щего чело­века. Ведь, если к бытию меня при­звал Бог, зна­чит, у меня есть какая-то миссия…

…И лишь узнав смысл этой мис­сии, я могу сде­лать жизнь осмыс­лен­ной и угод­ной Богу… На письмо чита­теля  отве­чает пси­хо­лог, пра­во­слав­ный писа­тель Алек­сандр Ткаченко.

Письмо в редакцию журнала «Фома»

«Здрав­ствуйте! У меня вопрос, что зна­чит сле­до­вать воле Божьей? Этот совет я все время слышу от батю­шек и зна­ко­мых веру­ю­щих людей, но совсем не пони­маю, как с ним быть.

Во-пер­вых, как узнать эту волю? Слу­шать внут­рен­ний голос? Но как я отличу свой голос от Божьего? А если слу­шать настав­ле­ния свя­щен­ника, это точно будет воля Божья?

И еще чув­ствую про­ти­во­ре­чие: все гово­рят, что, если хочешь чего-то добиться, не жди непо­нятно чего, каких-то зна­ков, а дей­ствуй сам. Хочешь выйти замуж – сфор­му­ли­руй тре­бо­ва­ния к муж­чине и начи­най активно искать, зна­ко­миться. Хочешь добиться успеха – ищи хоро­шую работу, а не сиди на одном месте; рас­сы­лай резюме.

Мне очень бли­зок такой под­ход к жизни. Но это же совсем не соче­та­ется с тем, что ты ищешь Божию волю. Наобо­рот, ты, как сей­час гово­рят, сам себя дела­ешь. Как тогда пра­вильно менять свою жизнь и чего-то доби­ваться, если ты верующий?»

(Кри­стина, Москва)

Алек­сандр Ткаченко:

«Это очень разум­ное рас­суж­де­ние, и благо тем людям, кото­рые хотя бы зада­ются такими вопро­сами: ведь ответ воз­мо­жен лишь там, где задан вопрос. Однако в такое рас­суж­де­ние может быть встро­ена систем­ная ошибка, кото­рая делает ответ невоз­мож­ным в принципе.

Тезис первый. Людям кажется, что у Бога есть некий идеальный план, которому они могут соответствовать, если узнают, каков этот план

На самом деле ника­кого плана нет и быть не может. Во избе­жа­ние недо­ра­зу­ме­ний сразу хочу пояс­нить: отсут­ствие плана вовсе не озна­чает отсут­ствия зна­ния о том, как мы будем посту­пать на каж­дом этапе нашей жизни. Бог, как все­ве­ду­щий, еще до сотво­ре­ния мира знал о каж­дом из нас абсо­лютно всё. И как это ни странно про­зву­чит, именно поэтому у Него нет иде­аль­ного плана отно­си­тельно людей.

Чтобы понять, почему такой план о каж­дом из нас не имеет смысла, при­ве­дем такую ана­ло­гию. Допу­стим, завод выпус­кает некую про­дук­цию, напри­мер авто­мо­били. И на кон­вей­ере каж­дый рабо­чий согласно плану выпол­няет опре­де­лен­ную опе­ра­цию: один наве­ши­вает двери, дру­гой мон­ти­рует фары, тре­тий уста­нав­ли­вает дви­га­тель, чет­вер­тый – коробку передач.

ilnur savekaev copy 700x683 1 300x293 - Как узнать волю Бога о себе и поступать сообразно ей?

Все про­ду­мано до мело­чей, функ­ции каж­дого работ­ника рас­пи­саны поша­гово, про­цесс отла­жен и оптимизирован.

Но что про­изой­дет с таким заво­дом, если его руко­во­ди­тель вдруг отдель­ным при­ка­зом даст рабо­чим воз­мож­ность дей­ство­вать не по четко выве­рен­ному про­из­вод­ствен­ному плану, а по соб­ствен­ному усмот­ре­нию – делать лишь те опе­ра­ции, кото­рые им больше нра­вятся, или вообще не делать ничего, если нет настро­е­ния работать?

Ответ оче­ви­ден: кон­вейер вста­нет, завод пре­кра­тит выпус­кать про­дук­цию, план ока­жется сорван и вообще поте­ряет смысл в таких усло­виях. Даже не будучи спе­ци­а­ли­стом в управ­ле­нии, можно уви­деть, что пове­де­ние такого руко­во­ди­теля, пыта­ю­ще­гося сов­ме­стить жест­кое пла­ни­ро­ва­ние со сво­бо­дой его испол­не­ния, вряд ли можно назвать разумным.

Но именно такое пове­де­ние мы неосо­знанно пыта­емся при­пи­сать Богу, когда пола­гаем, будто у Него есть некий иде­аль­ный план о каж­дом из нас. Создав чело­века по Сво­ему образу и подо­бию, Бог наде­лил его уди­ви­тель­ным даром – сво­бо­дой выбора между доб­ром и злом. Зву­чит это кра­сиво и поэтично.

Но если вду­маться, то смысл такой сво­боды заклю­ча­ется именно в потен­ци­аль­ной воз­мож­но­сти идти напе­ре­кор замыслу Бога. Зная волю Божью о себе, сотво­рен­ный чело­век мог по сво­ему усмот­ре­нию решить, сле­до­вать ли этой воле, или же нару­шить ее.

Адам и его жена совер­шенно точно знали, что Бог ска­зал им не есть пло­дов с древа позна­ния добра и зла. Но Бог не обнес это древо тремя рядами колю­чей про­во­локи и не поста­вил возле него воору­жен­ную охрану. Он лишь пре­ду­пре­дил чело­века о послед­ствиях нару­ше­ния Его воли: в день, в кото­рый ты вку­сишь от него, смер­тью умрешь (Быт 2:17).

Реше­ние же люди должны были при­нять сами. И мы знаем из Биб­лии, каким было это реше­ние. Далее вся исто­рия чело­ве­че­ства раз­ви­ва­лась вокруг этого тра­ги­че­ского про­ти­во­сто­я­ния сво­бод­ной воли чело­века и воли Божией о нем.

Там, где чело­век при­ни­мал Божию волю, рас­цве­тала исто­рия чело­ве­че­ской свя­то­сти. Там, где отвер­гал, вспы­хи­вала исто­рия греха, стра­да­ний, смерти.

Если вновь вер­нуться к при­меру с заво­дом, упо­мя­ну­тому выше, то ока­за­лось бы, что рабо­чие вме­сто выпуска про­дук­ции целыми днями только и зани­ма­лись бы тем, что нару­шали тех­нику безопасности.

Засо­вы­вали в станки руки и ноги, чтобы посмот­реть, что из этого полу­чится, изби­вали друг друга раз­вод­ными клю­чами и дру­гими инстру­мен­тами и даже пыта­лись время от вре­мени взять штур­мом каби­нет дирек­тора, где от них пря­тался бы тот, кто сочи­нил такой «иде­аль­ный план», вме­сто того чтобы заме­нить свое­нрав­ных рабо­чих без­от­каз­ными робо­тами. Но в том-то и дело, что при­мер этот абсо­лютно неверен.

Тезис второй. Человек для Бога не средство производства, не инструмент достижения каких-то сторонних, не относящихся к человеку целей. Цель Бога – сам человек.

Ни для чего дру­гого не сотво­рил нас Бог, кроме одного – дать нам радость пол­ноты бытия в Его любви. Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин пишет: «Бог прежде всего хочет всем спа­стись и достиг­нуть Его Цар­ства. В самом деле, как бла­гой, Он создал нас не затем, чтобы нака­зы­вать, а чтобы мы были при­част­ни­ками Его благости».

Бог сотво­рил чело­века для его уча­стия в бла­жен­стве бытия. Весь мир был устроен так, что суще­ство­ва­ние людей в этом мире напол­няло их жизнь радо­стью и весе­льем, а глав­ной радо­стью бытия для чело­века была любовь к нему Бога. Но отве­тить на любовь может лишь тот, кто сво­бо­ден в своем выборе.

И Бог дал чело­веку эту уди­ви­тель­ную воз­мож­ность – любить или не любить сво­его Созда­теля. Так в огром­ном сотво­рен­ном Им мире, кото­рый пол­но­стью под­чи­нялся сво­ему Творцу, вдруг появи­лась тер­ри­то­рия, над кото­рой Он не имел вла­сти. Это было сердце чело­века, кото­рое только он сам мог напол­нить любо­вью к Богу. Но так же сво­бодно мог и отка­заться от этой любви.

Если бы Бог лишил их этой сво­боды, то люди пере­стали бы быть людьми и пре­вра­ти­лись бы в зомби, в авто­маты, жестко запро­грам­ми­ро­ван­ные на добро и послу­ша­ние Богу. И ни о какой любви тогда уже не могло бы быть речи, потому что роботы не могут любить.

А там, где есть сво­бода, не может быть ника­ких пла­нов: ведь нельзя запла­ни­ро­вать пове­де­ние дру­гого, если он сво­бо­ден. Поэтому ника­кого иде­аль­ного плана о каж­дом из нас у Бога нет.

Бог уго­то­вал нам нечто неиз­ме­римо луч­шее – живые отно­ше­ния с Ним, кото­рые не пре­ры­ва­ются ни на мгно­ве­ние, что бы с нами ни про­ис­хо­дило и каким бы обра­зом мы ни упо­тре­били нашу свободу.

Цер­ковь назы­вает эти отно­ше­ния Про­мыс­лом Божьим. Вот как пишет об этом свя­ти­тель Фила­рет в своем «Про­стран­ном кате­хи­зисе»: «Про­мысл Божий есть непре­стан­ное дей­ствие все­мо­гу­ще­ства, пре­муд­ро­сти и бла­го­сти Божией, кото­рым Бог сохра­няет бытие и силы тва­рей, направ­ляет их к бла­гим целям, вся­кому добру вспо­мо­ще­ствует, а воз­ни­ка­ю­щее чрез уда­ле­ние от добра зло пре­се­кает и обра­щает к доб­рым последствиям».

Тезис третий: Идеального плана нет, потому что мы неидеальны. 

Бог про­мыс­ли­тельно дей­ствует в нашей жизни, направ­ляя к нашему спа­се­нию наши немощи и даже грехи. И это тоже – воля Божия. Вот про­стая истина: мы неиде­альны. И странно было бы, если б все­ве­ду­щий Бог, зная об этом факте, строил о нас некие иде­аль­ные планы. Бог знает о наших немо­щах и нашем несо­вер­шен­стве гораздо больше, чем мы сами. При­зы­вая нас к совер­шен­ству, Он все­гда учи­ты­вает то налич­ное состо­я­ние, в кото­ром мы находимся.

В какой бы тупик мы ни уткну­лись, ходя по жизни сво­ими путями, у Бога все­гда най­дется для нас дорога, выво­дя­щая именно из этого тупика. А ино­гда и саму такую тупи­ко­вую ситу­а­цию Он может обра­тить во благо не только для нас, но и для мно­же­ства дру­гих людей.

В жизни свя­ти­теля Луки (Войно-Ясе­нец­кого) – пра­во­слав­ного архи­ерея и одно­вре­менно выда­ю­ще­гося врача – был момент, когда он укло­нился от воли Божией. При­чем про­изо­шло это, уже когда свя­ти­тель был бес­страш­ным испо­вед­ни­ком Хри­ста перед лицом самых жесто­ких гони­те­лей, пере­жил две суди­мо­сти, ссылки и тюрем­ное заключение.

В 1933 году свя­ти­тель при­нял реше­ние окон­ча­тельно уйти на покой в своем епи­скоп­ском слу­же­нии и пол­но­стью посвя­тить себя меди­цине. Он соби­рался осно­вать кли­нику гной­ной хирур­гии, в кото­рой смог бы рас­ши­рить и систе­ма­ти­зи­ро­вать свои науч­ные изыс­ка­ния в этой области.

С этого момента он явственно ощу­тил, что бла­го­дать Божия его оста­вила. Дела не лади­лись, с кли­ни­кой ничего не полу­ча­лось, все его дей­ствия не при­но­сили ника­кого плода. Однако даже после оче­вид­ных вра­зум­ле­ний от Бога свя­ти­тель, по его соб­ствен­ному при­зна­нию, не смог сразу при­знать оши­боч­ность сво­его выбора:

«Спа­сая меня, Гос­подь Бог послал мне совер­шенно необык­но­вен­ный вещий сон, кото­рый я помню с совер­шен­ной ясно­стью и теперь, через много лет.

Мне сни­лось, что я в малень­кой пустой церкви, в кото­рой ярко осве­щен только алтарь. В церкви непо­да­леку от алтаря у стены стоит рака какого-то пре­по­доб­ного, закры­тая тяже­лой дере­вян­ной крышкой.

В алтаре на пре­столе поло­жена широ­кая доска, и на ней лежит голый чело­ве­че­ский труп. По бокам и позади пре­стола стоят сту­денты и врачи и курят папи­росы, а я читаю им лек­ции по ана­то­мии на трупе.

Вдруг я вздра­ги­ваю от тяже­лого стука и, обер­нув­шись, вижу, что упала крышка с раки пре­по­доб­ного, он сел в гробу и, повер­нув­шись, смот­рит на меня с немым уко­ром. Я с ужа­сом проснулся…

Непо­сти­жимо для меня, что этот страш­ный сон не обра­зу­мил меня. По выписке из кли­ники я вер­нулся в Таш­кент и еще два года про­дол­жал работу в гнойно-хирур­ги­че­ском отде­ле­нии, работу, кото­рая нередко была свя­зана с необ­хо­ди­мо­стью про­из­во­дить иссле­до­ва­ния на тру­пах. И не раз мне при­хо­дила мысль о недо­пу­сти­мо­сти такой работы для епископа.

Более двух лет еще я про­дол­жал эту работу и не мог ото­рваться от нее, потому что она давала мне одно за дру­гим очень важ­ные науч­ные откры­тия, и собран­ные в гной­ном отде­ле­нии наблю­де­ния соста­вили впо­след­ствии важ­ней­шую основу для напи­са­ния моей книги “Очерки гной­ной хирургии”.

В своих пока­ян­ных молит­вах я усердно про­сил у Бога про­ще­ния за это двух­лет­нее про­дол­же­ние работы по хирур­гии, но одна­жды моя молитва была оста­нов­лена голо­сом из незем­ного мира: “В этом не кайся!” И я понял, что “Очерки гной­ной хирур­гии” были угодны Богу, ибо в огром­ной сте­пени уве­ли­чили силу и зна­че­ние моего испо­ве­да­ния имени Хри­стова в раз­гар анти­ре­ли­ги­оз­ной пропаганды».

Вот так искусно Гос­подь вплел в судьбу свя­ти­теля нить Своей воли даже там, где сам свя­ти­тель от испол­не­ния этой воли столь упорно отказывался.

И в жизни каж­дого из нас тоже обя­за­тельно най­дется такая ниточка, за кото­рую Бог может выве­сти нас из самого дре­му­чего леса наших соб­ствен­ных пред­став­ле­ний о том, как нам сле­дует жить. Нужно лишь суметь ее раз­гля­деть в этом при­чуд­ли­вом пере­пле­те­нии наших сего­дняш­них обстоятельств.

Тезис четвертый: Узнать волю Божию о себе по конкретному вопросу можно через молитву, разум и совесть.

Так как же все-таки узнать волю Божию о себе в том или ином слу­чае? Тут при­хо­дится при­знать одну не очень при­ят­ную вещь: если бы мы испол­няли эту волю каж­дый раз, когда она для нас оче­видна, наше духов­ное зре­ние посте­пенно очи­ща­лось бы все больше и больше. 

И мы бы видели волю Божию куда более отчет­ливо и могли бы далее тоже выстра­и­вать свою жизнь по ней, а не по своим представлениям.

Ведь у нас есть Еван­ге­лие, есть запо­веди, в кото­рых все очень доступно и ясно изло­жено, что и как делать в той или иной ситу­а­ции. Да, быть может, далеко не к каж­дому слу­чаю в нашей жизни мы сей­час можем отне­сти этот еван­гель­ский кри­те­рий. Но там, где нам все ясно и где испол­не­ние еван­гель­ской запо­веди для нас столь же оче­видно, как и ее нару­ше­ние, – разве там мы все­гда посту­паем по воле Божией?

Гос­подь ска­зал: Вер­ный в малом и во мно­гом верен, а невер­ный в малом неве­рен и во мно­гом (Лк 16:10). Для чего чело­веку знать то, что он не готов испол­нить? Такое бес­плод­ное зна­ние послу­жит лишь к боль­шему осуж­де­нию. Поэтому Бог откры­вает нам далеко не все. И лишь по мере испол­не­ния Его воли там, где она нам точно известна, мы обре­таем воз­мож­ность рас­ши­рять гори­зонты сво­его виде­ния воли Божией о нас.

Напри­мер, в ситу­а­ции, когда близ­кий чело­век сго­ряча ска­зал вам нечто обид­ное, воля Божия, без­условно, будет в том, чтобы про­мол­чать в ответ, подо­ждать, пока он осты­нет, и лишь потом спо­койно и с любо­вью выяс­нить, что же так вывело его из себя, а если нужно, то и объ­яс­нить, что с вами нельзя так себя вести, что вас это ранит и раз­ру­шает вашу любовь.

Нару­ше­нием же воли Божией в этой ситу­а­ции столь же без­условно будет наго­во­рить ему в ответ с три короба вся­ких гадо­стей и рассо­риться на дол­гие мучи­тель­ные часы, а то и дни. Каж­дый из нас знает об этом из Свя­щен­ного Писа­ния: вся­кий чело­век да будет скор на слы­ша­ние, мед­лен на слова, мед­лен на гнев, ибо гнев чело­века не тво­рит правды Божией (Иак 1:19–20). Но вот исполь­зо­вать это зна­ние в реаль­ном кон­фликте полу­ча­ется, увы, далеко не всегда.

Можно при­ве­сти еще много при­ме­ров подоб­ного рода, суть кото­рых сво­дится к одному: мало знать волю Божию, нужно еще научиться испол­нять ее.

Когда нам кажется, что непо­нятно, есть ли Божия воля на какое-то наше дей­ствие или ее нет, можно спро­сить об этом у Самого Бога в молитве. Вер­нее, попро­сить у Него бла­го­сло­ве­ния на это дей­ствие. И сразу же мно­гое ста­нет понятно.

Напри­мер, когда про­сишь: «Гос­поди, бла­го­слови меня на то, чтобы скру­тить пока­за­ния спи­до­метра у моей ста­рой машины, кото­рую я соби­ра­юсь про­дать». Или же: «Гос­поди, бла­го­слови меня пойти в ресто­ран с этим моло­дым чело­ве­ком, но так, чтобы мой муж ничего об этом не узнал».

Ответ в подоб­ных слу­чаях при­хо­дит сразу и не будет нуж­даться в каких-либо пояс­не­ниях или ком­мен­та­риях. Про­сто нужно набраться реши­мо­сти обра­титься к Богу за этим отве­том и иметь муже­ство при­нять его.

А там, где воля Бога о нас дей­стви­тельно нам непо­нятна, есть дру­гой, столь же про­стой и дей­ствен­ный, метод. В самом широ­ком смысле воля Божия заклю­ча­ется в том, чтобы мы все­гда посту­пали согласно сво­ему разуму и своей сове­сти. То есть – искренне и честно.

Пусть наш разум не очень про­све­щен муд­ро­стью и бла­го­да­тью, пусть совесть напо­ло­вину сожжена нашими гре­хами. Но дру­гих инстру­мен­тов для чест­ной жизни у нас про­сто нет. И если разум и совесть согласно гово­рят нам: «пра­вильно будет посту­пить вот так», это и будет волей Божией на дан­ный момент.

В этом слу­чае, даже если наш глу­пый разум в чем-то ошибся и выбрал невер­ный путь, Гос­подь испра­вит эту ошибку Своим все­б­ла­гим Про­мыс­лом. А если мы твердо убеж­дены, что так посту­пать не надо, но все же делаем это, можно быть уве­рен­ным в том, что волю Божию мы этим поступ­ком нарушили.

Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник счи­тал, что участь людей с раз­ными пред­став­ле­ни­ями о воле Божией решится «вер­но­стью или невер­но­стью тому закону, кото­рый каж­дый из них счи­тал для себя обя­за­тель­ным». Вот этот прин­цип и может стать осно­вой для дей­ствий хри­сти­а­нина, не зна­ю­щего точно, какова воля Божия в том или ином слу­чае его жизни.

А далее – все довольно про­сто: «если хочешь чего-то добиться, не жди непо­нятно чего, каких-то зна­ков, а дей­ствуй сам. Хочешь выйти замуж – сфор­му­ли­руй тре­бо­ва­ния к муж­чине и начи­най активно искать, знакомиться.

Хочешь добиться успеха – ищи хоро­шую работу, а не сиди на одном месте; рас­сы­лай резюме». Но при этом – слу­шай свое сердце, слу­шай свой разум. А самое глав­ное – молись, чтобы не отпасть от Гос­пода в своих поис­ках. И мало-помалу Бог все устроит такими путями, о кото­рых ты даже помыс­лить не мог.

У Бога нет иде­аль­ного плана о нас, потому что мы неиде­альны. Но любовь Божья сопро­вож­дает нас на всех наших доро­гах, сколь бы запу­тан­ными они ни оказались.

И уже одна только память об этой любви может стать для чело­века путе­вод­ным све­том в любом жиз­нен­ном тупике и нашем чело­ве­че­ском заблуж­де­нии. Вспомни о ней – и ее свет оза­рит даже те уголки твоей жизни, где, каза­лось бы, о воле Божией и речи идти не могло. А ока­за­лось, что Бог был с тобой и там тоже.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) пишет: «…От лица Тво­его, Гос­подь мой, судьба моя изы­дет! (Пс 16:2). Весь при­над­лежу Тебе! Жизнь моя и смерть нахо­дятся еже­часно в руках Твоих! Во всех делах моих, во всех обсто­я­тель­ствах моих Ты участ­ву­ешь: вспо­мо­ще­ству­ешь мне в бла­го­уго­жде­нии Тебе; дол­го­тер­пишь мне при дей­ствиях моих свое­воль­ных, гре­хов­ных, безумных.

Посто­янно направ­ляет меня на путь Твой дес­ница (т. е. пра­вая рука. – А. Т.) Твоя! Без содей­ствия этой дес­ницы давно-давно заблу­дился бы я без­вы­ходно, погиб бы без­воз­вратно. Ты, еди­ный спо­соб­ный судить чело­века, судишь меня и реша­ешь участь мою навеки по пра­вед­ному суду Тво­ему, по неиз­ре­чен­ной мило­сти Твоей.

Я – Твой и прежде бытия моего, и в бытии моем, и за пре­де­лом зем­ного бытия или стран­ство­ва­ния моего!»

Пра­во­слав­ный жур­нал «Фома»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки